Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)
Оценка 5

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
администрации +1
Взрослым
07.02.2018
Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)
Школьная библиотека - очень важный образовательный ресурс современной школы. И нужно понимать, как построить работу библиотеки,чтобы она работала качественно и эффективно. Именно поэтому важно провести анализ и обобщить опыт, чтобы найти новые пути развития школьной библиотеки. Это я и предприняла в своей работе
Школьная библиотека. Эффективность работы.docx
О. Н. Данилова,  директор МКОУ «Минская основная  общеобразовательная школа»,  учитель русского языка и литературы Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта) Прежде   чем   говорить   об   эффективности   работы   библиотеки   нашей школы, мы задались вопросом: «Каковы представления наших учеников, их родителей, коллег о том, что же такое современная библиотека?». С этим вопросам   мы   обратились   к   сорока   респондентам,   и   их   ответы   можно объединить   в   один:   «Библиотека   –   это   не   только   место   выдачи   книг   для домашнего чтения, библиотека – теплый уютный дом с друзьями и массой различных   услуг   просветительского,   образовательного   и   досугового характера». Конечно,   возможности   школьной   библиотеки   небольшой   сельской школы не так обширны, как у библиотек городских центров, но даже в наших условиях   всегда   есть   возможность   для   развития   и   творчества.   Именно библиотека   как   информационно­культурный   центр   образовательной организации   призвана   объединить   все   информационные   ресурсы, сопровождать учебный процесс и внеурочную занятость детей. Сейчас наша школьная библиотека – не только пункт выдачи книг, но и центр   передачи   информации.   Она   в   большой   степени   обеспечивает информационную поддержку работы педагогического коллектива и учащихся школы.  Наша библиотека многофункциональна. Она: ­  предоставляет   возможность   использования   информации   вне зависимости от ее вида, формата и носителя; ­   способствует   развитию   чувства   патриотизма   по   отношению   к государству, своему краю и школе; ­   организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся; ­   поддерживает   и   обеспечивает   выполнение   образовательных   целей, сформированных   в   программе   развития   школы   и   в   образовательных программах по предметам. И   еще.   Мы   считаем,   что   основой   воспитания   растущего   человека является   патриотизм,   чувство   соединения   с   родиной,   народом,   страной. Поэтому   краеведческое   направление   реализуется   не   только   в   Программе развития,   образовательной   и   воспитательной   программах   школы,   но   и является ведущим в деятельности школьной библиотеки. Ежегодный   анализ   деятельности   школьной   библиотеки   позволяет использовать   статистические   данные,   говорящие   об   эффективности деятельности и выявляет проблемы, которые мы должны решать. Количество читателей на 1 мая 2017 года ­   Доля   читателей­учащихся   от   общего   количества   обучающихся   в общеобразовательном учреждении: Количество обучающихся в школе 184   них   читателей­ Из учащихся 184 % читателей­учащихся 100 Количество   читателей   среди   учащихся   школы   и   педагогических работников   существенно   увеличилось   в   связи   со   100%­ным   обеспечением учебной литературой. ­   Доля   читателей­работников     от   общего   количества   работников образовательного учреждения: Количество   работников школы 25   них   читателей­ Из работников 21 % читателей­работников 84 Количество книговыдач на 1 читателя за 3 последних учебных года 2014­2015 учебный год 4,8 2015­2016 учебный год 8,5 2016­2017 учебный год 10,1 12 10 8 6 4 2 0 2014-2015 2015-2016 2016-2017 Посещаемость школьной библиотеки Учебный год Общее количество Общее количество Посещаемость 2014­2015 2015­2016 2016­2017 посещений 1713 2060 2111 читателей  197 202 205 8,7 10,2 10,3 10.5 10 9.5 9 8.5 8 7.5 2014-2015 2015-2016 2016-2017 Следует   отметить,   что   хотя   по   сравнению   с   2014   –   2015   учебным годом   посещаемость   выросла,   но   в   2015­2016   и   2016­2017   гг   остается статичной, т. е. это одна из задач, над которой будет работать воспитательная служба, куда входит и библиотекарь,  в следующем учебном году. Следует отметить, что за последние 5 лет фонд учебной литературы значительно   обновился,   так   как   расходы   муниципального   бюджета   на комплектование библиотек существенно увеличились. Учебный год 2014­2015 2015­2016 2016­2017 % от общего бюджета 1,3 1,4 1,8 Информационные ресурсы библиотеки состоят из фонда библиотечной литературы и в обеспечении доступа к информации. Информационные услуги школьной библиотеки складываются из традиционных – ориентированных на работу   с   печатными   документами   –   и   нетрадиционных   –   связанных   с внедрением   средств   новых   информационных   технологий.   И   те,   и   другие можно рассматривать как культурообразующее направление педагогической деятельности,   ориентированное   на   непрерывное   образование   пользователей библиотеки. Одной   из   задач   библиотеки   по   информационному   наполнению образовательного   пространства   школы   является накопление   и   организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию интернет­ресурсов   для   его   использования   как   в   режиме   on­line,   так   и   в режиме   локального   доступа.   Самое   главное,   информационное   наполнение образовательного пространства   школы   перестало   зависеть от финансовых возможностей  школы.  Самые  дорогие книги – энциклопедические  словари, справочная литература ­ стали доступны в электронном формате.      Особую важность имеет проблема использования Интернет­ресурсов школьниками.   В   сети   есть   немалое   количество   замечательных информационных ресурсов, в том числе для сопровождения образовательного процесса. Однако переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас   и   опасных   материалов,   делают   незаменимой   роль   школьной библиотеки,   одна   из   задач   которой   состоит   в   том,   чтобы   фильтровать, отбирать,   систематизировать   качественные   ресурсы   для   формирования фондов как:  ­ ­ ­ ­ и ­         графические иллюстрации и др. базы данных;  текстовые материалы;  файловые архивы;  мультимедиа­, видеоматериалы;    электронных   материалов, аудио­   таких   Библиотека   также   берет   на   себя   ответственность   предоставлять информацию,   не   наносящую   вред   здоровью,   нравственному   и   духовному развитию детей, организовывая её поиск, создавая информационно­поисковую систему,   банки   данных,   используя   Интернет­ресурсы   и   следуя   решению проблемы информационной безопасности детства, защите детей от вредной информации.       Новое   информационное   пространство,   предоставляемое   Интернетом, сегодня   может   быть   опасным   для   сознания   ребенка.   Среди   таких   угроз: порнография,   насилие   и   агрессия   на   сайтах;   изобилие   некачественной   – искаженной   и   неверной   –   информации   (которая   может   быть   воспринята ребенком   как   правдивая);   сложность   поиска   информации   как   неопытными пользователями.                    Именно школа учит детей самостоятельному поиску необходимой информации во «Всемирной паутине» – Интернете. Комплектование фонда библиотеки: Учебный год 2014­2015 Всего библиотечн ый фонд 8731 Учебная литература  3734 Художестве нная литература 4814 Справочны й материал 5 Аудиовизуа льные документы 178 2015­2016 2016­2017 8868 9465 3833 4344 4822 4838 5 5 208 278 Следует отметить, что, в основном, библиотечный фонд пополняется за счет поступления учебной литературы. Художественная литература – а это прежде всего классика – поступает в дар из домашних библиотек жителей села. Понимая, что вся нужная информация не всегда находится в книжных запасах   школьной   библиотеки,   администрация   школы   и   воспитательная служба   вышли   с   инициативой   сбора   банка   образовательных   ресурсов   на электронных   носителях.   Таким   образом,   были   созданы     несколько электронных   папок,   содержащих   важную   для   образования   школьников информацию. Например, папки, содержащие дополнительную информацию по предметам   школьного   курса,   краеведческие   исследования,   памятки   по безопасности.  Эта   инициатива   натолкнула   нас   на     идею   проекта,   который   мы представляем на конкурс, ­ идея обобщения и систематизации накопленного в краеведческом   музее   материала,   требующего   обработки   и   систематизации. Собственно,   эта   нехитрая   идея   имеет   большое   воспитательное   значение, поскольку реализация проекта должна осуществляться школьниками. Для   обеспечения   современного   учебно­воспитательного   процесса библиотека школы имеет оборудование с возможностью использования ИКТ. Сегодня мы имеем возможность: ­  подключения   собственных  устройств   учащихся   к  Интернету  через школьную сеть Wi­Fi; ­  размещения посетителей библиотеки с собственными устройствами с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки (оборудовано   3   рабочих   места,   в   библиотеке   своя   точка   доступа   к Интернету); ­   контролируемой   печати   и   копирования   бумажных   материалов   (за библиотекой закреплены: принтер, ксерокс, сканер); ­   возможность   предоставления   доступа   к   электронным   изданиям, необходимым для реализации основной общеобразовательной программы, а также к электронным информационным и образовательным ресурсам. В   штатном   расписании   МКОУ   «Минская   основная общеобразовательная   школа»   предусмотрено   0,5   ставки   библиотекаря, поэтому   должность   исполняется   педагогом   по   совместительству.   Тем   не менее,   в   2016­2017   году   библиотекарем   стала   молодой   и   инициативный учитель,   которая   очень   активно   и   творчески   работает   над   развитием школьной   библиотеки,   является   активным   членом   МММЦ   библиотекарей Костромского муниципального района. Школьная   библиотека   является   структурным   подразделением воспитательной   службы,   поэтому   является   важным   элементом   учебно­ воспитательного процесса. Библиотека МКОУ «Минская основная общеобразовательная школа»   ежегодно   рассчитанную   на   4   года, имеет   программу   развития, разрабатывается план работы, содержащий такие направления: ­ работа с учебной литературой; ­ работа с художественной литературой; ­   работа   с   библиотечным   фондом,   предусматривающая   привлечение школьников к ремонту книг и организации рейдов; ­ работа с читателями; ­ создание и ведение электронного каталога; ­ пополнение фонда ЭОР; ­ плановые выставки; ­цикл мероприятий.   с Занятия педагогами ­   выступление   на педагогическом совете   «Анализ посещаемости школьной библиотеки учащимися коллективом школы» и   Учебный год 2014­2015   с Занятия учащимися Библиотечные уроки – 4; Подготовка учебных   проектов – 2; Викторины – 1; ­ выпуск брошюры –   стихи   учениц школы   «Девочки­ припевочки»; ­ электронной Книги   Памяти   (к 70­летию   Великой Победы) создание   В социуме   ­ вечер, выпуск   брошюры   «По Пушкинским местам   города Костромы» (обработка, корректировка   и набор книги краеведа   М.   В. Домахина); ­ посвященный Году   литературы в   России   – творческий   вечер В.   Е.   Мазаевой «Скатилось солнце на руку ко мне»; ­ методического сборника рамках организации   на подготовка в Всего мероприятий 2015­2016 9 1 Выступление   на педагогическом совете «Использование ИКТ­технологий в развитии школьной библиотеки»   Библиотечные уроки – 4; Подготовка учебных   проектов – 4; Праздник   для   1 класса   «Я   стал читателем»; Общешкольная викторина «Книгочей» Всего мероприятий 2016­2017 10 1 ­   выступление   а совещании   при директоре «Краеведческая полка   школьной библиотеки» Библиотечные уроки – 4 Подготовка учебных   проектов – 4; Праздник   для   1 класса   «Я   стал читателем»; Общешкольная викторина «Книгочей»; ­ подготовке театрализованного   участие   в   школы базе августовской конференции   (1 день)   –   «ФГОС НОО:   итоги   и перспективы»   3   вечер, ­ посвященный Году   Кино   в России   «История школы. Киностудия, созданная нами»; ­   участие   в презентации сборника   клуба «Вдохновение»   ­ «Минский калейдоскоп»; ­   вечер   поэзии, посвященный творчеству поэтов Серебряного века 3   С.   вечер   с   участие   в ­ знакомства поэзией судиславского поэта Потехина; ­ подготовке творческого вечера села Минское; ­ подготовка презентации к 45­ летию   Минского   поэтов подготовка   вечера, посвященного Дню Победы; ­ брошюры «История образования Минском сельском поселении» (сейчас разработке) 12   в в 1 3   русского народного хора Всего мероприятий В   2016­2017   учебном   году   проведены   родительские   собрания   в   1­2 классах о приучении детей к чтению и важности семейного чтения. Ресурсный   потенциал   библиотеки   лежит   в   основе   обеспечения образовательного   процесса   в   школе,   ее   воспитательной   работы   и дополнительного   образования   детей,   способствует   культурному взаимодействию педагогов и родителей. В   маленькой   сельской   школе   это   сотрудничество   очень   тесное   и объединяет всех участников учебно­воспитательного процесса. Хотелось   бы   здесь   коснуться   некоторых   моментов   взаимодействия библиотеки, которые мы считаем важными. Роль библиотеки в работе школьного психолога В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями,   происходящими   в   обществе,   все   возрастающее   значение приобретает работа психолога и библиотеки. В этой связи на современном этапе   развития   психолого­педагогическая   работа   школьного   психолога   с детьми включает в себя несколько моментов: 1.   Психологическая   помощь.  Создать   атмосферу   доверия;   возможность отдохнуть,   отвлечься;   помочь   реабилитироваться   или,   наоборот,   научить сдерживаться;   помочь   разобраться   в   себе;   развивать   рефлексию;   вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие ребенка; "вести за руку" в трудных нравственных ситуациях. 2.   Психолого­педагогическая   помощь.  Вовлекать   во   все   мероприятия, проводимые   библиотекой;   помогать   осваивать   новые   интересные   навыки, умения;   заинтересовать   учащихся   нужной   и   полезной   деятельностью; формировать у них навыки здорового образа жизни. 3.   Организационная   помощь.  Создавать   ситуацию   успеха   для   трудных учащихся;   поддерживать   их   своим   авторитетом   перед   товарищами; предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности, где они себя   увереннее   чувствуют,   работа   в   библиотеке   должна   нацеливать   и   на успешную деятельность на уроках. 4.   Эстетически­художественная   помощь. сферу; создание красоты, привитие чувства прекрасного.  Работа с детьми в школьной библиотеке, проводимая в различных формах (чтение   вслух,   занятия   в   кружках,   внеурочная   деятельность,   организация работы по сбору материала по заранее заданной теме и т.д.), в целом, должна способствовать следующему:  Влияние   на   эмоциональную  Выявлять и развивать способности ребят (одаренные дети).  Прививают   интерес   к   литературе,   истории,   музыке,   искусству   и   т.д. (школьная мотивация).  Развивать эмоциональную сферу личности ребенка.  Формировать отношение к культурным традициям.  Помогать   ребенку   адаптироваться   в   школьной   среде,   ощутить   себя успешным, значимым среди сверстников (1, 5 класс).  Оказать помощь в проектной деятельности (4­8 класс).  Оказание помощи в профориентационной деятельности (7­9 класс). Привлечь детей с ОВЗ.       Таким   образом,   совместная   работа   библиотекаря   и   школьного психолога, особенно ответственно относящегося к своей деятельности, ­ не проста.   Они   также,   как   учитель,   несут   воспитательную   функцию.   А   если воспитание ­ постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры   во   всех   жизненных   актах,   то   назначением   воспитания   является формирование личности. Взаимодействие школьных подразделений и служб м у з е й М О к л а с с н ы х р у к о в о д и т е л й п р е с с - ц е н т р в о с п и т а т е л ь н а я с л у ж б а к а б и н е т и н ф о р м а т и к и Взаимодействие с учреждениями культуры и дополнительного образования Д о м д е т с к о г о т в о р ч е с т в а К о с т р о м с к о г о р а й о н а Д е т с к а я о р г а н и з а ц и я " П о к о л е н и е " Д е т с к а я ш к о л а и с к у с с т в с е л ь с к а я б и б л и о т е к а Ш к о л ь н а я б и б л и о т е к а Участие школьной библиотеки в конкурсах За последние 3 года мы участвовали в муниципальном конкурсе «Самый умный», являемся постоянными участниками детских краеведческих чтений.         Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение.   Именно   библиотека   как   центр   документации   помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Мы информируем о том, что такое­то издание  существует, мы рекомендуем его использовать тем или иным способом, мы готовы проконсультировать, а часто и научить, как   целесообразнее   поработать   с   конкретным   изданием   или   другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи.   Обучение школьников основам информационной грамотности – это  ключ к их успешной жизни в веке информации, и большая роль в этом  процессе обучения и консультирования принадлежит библиотеке. Она решают ряд новых задач: •   Помощь школьникам в приобретении навыков информационной  грамотности в целом (в том числе и сетевой); •   Изучение ресурсов Интернета для детей.    В практику библиотеки  входит составление Банка данных  (электронные папки) Интернет­ресурсов. Такие банки составляются по  предметам: •   Банк данных по литературе; •   Банк данных по математике;  •   Банк данных по истории и т.д. По темам: •   «Мой любимый край»; •   «Научно­методические материалы педагогов школы»;  •   «Профильное обучение»; •   «Здоровьесберегающие технологии» и т.д.  Содержание банка данных – адреса сайтов, отобранных в Интернете с  аннотациями (сост. библиотекарем).  Основа   изменений,   происходящих   в   деятельности   библиотек   – разумное внедрение новых технологий во все сферы ее деятельности.  С   появлением   в   библиотеке   компьютерной   техники   её   возможности направляются на автоматизацию рутинных «бумажных» процессов: ведение документации,   издания   малых   форм рекомендательной   библиографии:   буклетов,   информационных   бюллетеней, памяток, привлекательных презентаций книжных новинок.   планирования,   мониторинга,      Внедрение ИКТ в деятельность библиотеки позволяет библиотекарю  создавать собственные информационные продукты, которые помогают  читателю ориентироваться в информационно­образовательном пространстве.  Это:  ­ справочные базы данных;  ­ рекомендательные списки литературы; ­ списки внеклассного чтения;  ­ памятки, буклеты;  ­ книжные обозрения и т.п.  Такие   ресурсы   легко   можно   создавать   с   помощью   традиционных приложений  Microsoft   например, MS  PowerPoint, MS  Excel,  MS  Publisher.      Главное, использовать новые технологии не вместо, а вместе с книгой. Ведь только читающий человек – думающий, чувствующий, развивающийся.   Инновационная деятельность школьной библиотеки – необходимый  элемент ее развития. Отвечать требованиям времени – значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела,  широко использовать стратегическое планирование,  проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности. Школьная  библиотека  – это культурно­образовательный центр социума, строящий свою  работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать  потребностям всех участников образовательного процесса. Школьная библиотека – подразделение, которое становится основным  центром, обеспечивающим доступ к информационным образовательным  ресурсам, виртуальному общению педагогов, учеников и их родителей. Информационная же жизнь школы – это лишь часть всех инноваций,  Сегодня школьная библиотека: которые необходимы образовательному процессу. Информатизация – это одна из идей инноваций. • обеспечивает учащимся, педагогическим работникам, родителям доступ к  информации, к знаниям посредством использования библиотечно­ информационных ресурсов на различных носителях; • способствует формированию навыков независимого библиотечного  пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.  Школьный библиотекарь  – это активный участник инновационного  преобразования образовательного процесса. Наличие в библиотеке фонда  медиаресурсов обязывает библиотекаря: • обладать ИКТ­ компетенцией; • владеть приёмами ведения документации на электронных носителях; • владеть базовыми библиографическими знаниями. Традиционным   в   школе   стал   конкурс   защиты   проектов,   где   одну   из ведущих ролей играет библиотека. И напоследок. Мы обратились к учащимся школы с вопросом: «Если бы  вы были школьным библиотекарем, на что обратили бы внимание в первую  очередь?» ­ и получили такие ответы: обновил фонд; изменил интерьер библиотеки; приобрел современную технику; изменил режим работы библиотеки.     Есть над чем задуматься...

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)

Школьная библиотека. Эффективность работы (обобщение опыта)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018