Школьная программа и внеклассное чтение, плюсы и минусы.

  • Педсоветы
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Литература - один из основных предметов, изучаемых школьниками на протяжении всего обучения в школе. Цель литературы как предмета: привить школьникам любовь к своей стране, языку и культуре, а также сформировать правильные понятия о морали, гуманности, чести и достоинстве. То есть изучение художественной литературы должно способствовать гармоничному развитию личности.выступление на педсовете по теме: Школьная программа и внеклассное чтение, плюсы и минусы.
Иконка файла материала школьная программа и внеклассное чтение.docx
Школьная программа и внеклассное чтение, плюсы и минусы. Слайд   №2.  Литература   ­   один   из   основных   предметов,   изучаемых школьниками на протяжении всего обучения в школе.   Цель литературы как предмета: привить школьникам любовь к своей стране,   языку   и   культуре,   а   также   сформировать   правильные   понятия   о морали, гуманности, чести и достоинстве.  То есть изучение художественной литературы должно способствовать гармоничному развитию личности. Слайд   №3.  Курс   литературы   проходит   багровой   нитью   через   весь процесс обучения в школе.  Разделяется на три основных этапа:    начальная школа (1­4 класс) средняя школа (5­9 класс) старшая школа (10 и 11 классы) Слайд №4. Что проходят по литературе в школе? В   начальной   школе основной   задачей   обучения   литературе   является привитие   обучающимся   привычки   к   чтению   художественной   литературы. Кроме того, на доступных примерах (сказочные герои, персонажи басен и т.д.) показываются общечеловеческие ценности и личностные качества,  присущие культурному человеку.   В   5­6   классах происходит   смещение   вектора   чтения   в   целях   понимания литературы   как   одного   из   видов   искусства.   Школьники   читают художественные произведения различных родов и жанров: приключенческая, детективная, фантастическая, мистическая и др. 7­8   класс приходится   на   переходный   возраст.   Подросток   сталкивается   с большим количеством этических и нравственных вопросов, ответы на многие из которых он сможет найти в изучаемых произведениях.  9   класс посвящен   изучению   литературы   через   призму   времени. Рассматривается история развития русской литературы, начиная с Древней Руси и заканчивая 20 веком.  10 и 11 классы посвящены   уже  более  глубокому   изучению   и  осмыслению художественных   произведений.   Школьники   уже   не   просто   анализируют прочитанный текст, а пытаются понять художественный мир писателя. При этом   школьники   ориентируются   на   знания,   полученные   из   курса   истории литературы, на очерки критиков и другие материалы.Художественная   литература   призвана   сыграть   особую   роль   в формировании самосознания современного общества.  Она   несет   в   себе   художественную,   эстетическую   память   народа, нравственные установки.  Слайд №5. Что сделано в теории и практике методики преподавания литературы на сегодняшний день? Преодолены однозначные подходы к развитию русской литературы XIX и XX  столетий,  изменились   оценки  многих   литературных   фактов,  созданы вариативные   программы,   пособия,   учебники,   открыты   различные   классы, школы, лицеи, гимназии. Слайд   №6.  Это   сделано   с   целью   сохранения   лучших   традиций литературного   образования   в   России,   установления   творческого взаимодействия ученых и учителей, придерживающихся различных взглядов.  Новое   содержание   образования   связано   с   поисками   новых   методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы. Поскольку   проблема   чтения,   формирования   читателя,   его   духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической   науке   предпочтение   отдается   приемам   работы, обеспечивающим   целостность   восприятия   художественного   текста,   его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя.  Слайд   №7.  Не   случайно   основой   базового   компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование. Уже в I­IV классах учитель стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткому к слову автора. В   V­IХ   классах   постепенно   происходит   освоение   литературы   в   движении, в контексте культуры.  В Х­ХI классах школьники начинают сознательно относиться к процессу познания   фактов   искусства,   что   реализуется   на   уроках   интерпретации   и анализа литературных текстов.Слайд №8. Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На   это   нацеливали   и   школьные   программы,   и   учебники, предусматривавшие   обращение   к   читательскому   опыту   учащихся, сопоставление   самостоятельно   прочитанных   произведений   с   изучаемым литературным материалом.  Мария   Александровна   Рыбникова,   говоря   о   роли   сопоставления   как методического приема, предлагала чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений».  Уроки   внеклассного   чтения   давно   вошли   в   практику   преподавания литературы.  Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе.  Слайд №9. Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить? Во­первых,   систематическое   использование   внеклассного   чтения   на уроках   разного   типа   и   на   разных   этапах   изучения   темы   (традиционные поэтические   пятиминутки,   небольшие   обзоры   новинок   литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения). Во­вторых,   организация   самостоятельной   исследовательской   работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение   и   серьезно   разрабатываемой   в   течение   года,   с   возможным,   но   не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе. В­третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса   с   учетом   работ,   выходящих   за   рамки   темы,   предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений. Слайд   №10.  Обращение   к   внеклассному   чтению   на   вступительных уроках — это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном,   и   выставка   новых   книг,   и   литературная   композиция, составленная   из   произведений   писателя,   мемуарной   литературы   и   отзывов критики.Основным содержанием одного из вступительных занятий по теме «А.С. Пушкин» в IX классе могут стать споры о Пушкине, начавшиеся еще при жизни поэта и не утихающие до сих пор.  Отдельные фрагменты урока готовит вместе со мной группа учащихся, увлекающихся поэзией. На   вступительном   уроке   по   повести   Н.В.   Гоголя   «Тарас   Бульба» зачитываются   два   фрагмента,   воссоздающие   быт   и   нравы   запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»).  Что сближает эти два фрагмента?  Учащиеся (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы.  Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.).  При   анализе   пушкинской   «Капитанской   дочки»   невозможно   пройти мимо   эпиграфов,   не   только   возвращающих   нас   к   наиболее   характерным примерам   из   отечественной   словесности   XVIII   столетия   и   тем   самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие.  Т.   Манн   говорил   об   особом   значении   для   автора   «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать».  Важность   дополнительного   внеклассного   чтения   отмечали   многие учителя­словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно­тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно­исторического изучения литературы.  Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации   внеклассного   чтения,   индивидуализации   учебных   заданий   и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.  Задачи   заключительных   занятий   часто   совпадают   с   задачами вступительных уроков.Мне снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские   интересы   учащихся,   создать   установку   на   самостоятельное чтение произведений писателя.  Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление   различных   трактовок   и   версий   произведения,   и   обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом. Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы.  Здесь   особенно   важна   «разумная   литературная   начитанность»   (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы.  Индивидуальные   задания   и   в   этом   случае   оказываются   не   менее эффективными,   нежели   коллективные   экскурсы   в   теорию   и   историю литературы.  Старшеклассникам   предлагаю   такие   специальные   темы   для индивидуальной   разработки   в   течение   учебного   года:   «Фольклор   и литература»;   «Библейские   образы   и   мотивы   в   литературе»;   «Герой   и   его прототипы»;   «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.   «Фантастика   в   русской   литературе»; Слайд №11. Самое главное, что обращение к внеклассному чтению на уроках   должно   быть   естественным   и   зависящим,   во­первых,   от   характера изучаемого   литературного   текста,   а   во­вторых,   от   реальной   читательской ситуации в классе.  Слайд №12.  Поэтому моя задача как учителя­словесника стремиться при   этом   не   только   учитывать   индивидуальный   читательский   опыт   своих учащихся, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» (Г.А. Гуковский).