Литература - один из основных предметов, изучаемых школьниками на протяжении всего обучения в школе.
Цель литературы как предмета: привить школьникам любовь к своей стране, языку и культуре, а также сформировать правильные понятия о морали, гуманности, чести и достоинстве.
То есть изучение художественной литературы должно способствовать гармоничному развитию личности.выступление на педсовете по теме: Школьная программа и внеклассное чтение, плюсы и минусы.
Школьная программа и внеклассное чтение, плюсы и минусы.
Слайд №2. Литература один из основных предметов, изучаемых
школьниками на протяжении всего обучения в школе.
Цель литературы как предмета: привить школьникам любовь к своей
стране, языку и культуре, а также сформировать правильные понятия о
морали, гуманности, чести и достоинстве.
То есть изучение художественной литературы должно способствовать
гармоничному развитию личности.
Слайд №3. Курс литературы проходит багровой нитью через весь
процесс обучения в школе.
Разделяется на три основных этапа:
начальная школа (14 класс)
средняя школа (59 класс)
старшая школа (10 и 11 классы)
Слайд №4. Что проходят по литературе в школе?
В начальной школе основной задачей обучения литературе является
привитие обучающимся привычки к чтению художественной литературы.
Кроме того, на доступных примерах (сказочные герои, персонажи басен и т.д.)
показываются общечеловеческие ценности и личностные качества, присущие
культурному человеку.
В 56 классах происходит смещение вектора чтения в целях понимания
литературы как одного из видов искусства.
Школьники читают
художественные произведения различных родов и жанров: приключенческая,
детективная, фантастическая, мистическая и др.
78 класс приходится на переходный возраст. Подросток сталкивается с
большим количеством этических и нравственных вопросов, ответы на многие
из которых он сможет найти в изучаемых произведениях.
9 класс посвящен изучению литературы через призму времени.
Рассматривается история развития русской литературы, начиная с Древней
Руси и заканчивая 20 веком.
10 и 11 классы посвящены уже более глубокому изучению и осмыслению
художественных произведений. Школьники уже не просто анализируют
прочитанный текст, а пытаются понять художественный мир писателя. При
этом школьники ориентируются на знания, полученные из курса истории
литературы, на очерки критиков и другие материалы.Художественная литература призвана сыграть особую роль в
формировании самосознания современного общества.
Она несет в себе художественную, эстетическую память народа,
нравственные установки.
Слайд №5. Что сделано в теории и практике методики
преподавания литературы на сегодняшний день?
Преодолены однозначные подходы к развитию русской литературы XIX
и XX столетий, изменились оценки многих литературных фактов, созданы
вариативные программы, пособия, учебники, открыты различные классы,
школы, лицеи, гимназии.
Слайд №6. Это сделано с целью сохранения лучших традиций
литературного образования в России,
установления творческого
взаимодействия ученых и учителей, придерживающихся различных взглядов.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов
преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного
мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в
методической науке предпочтение отдается приемам работы,
обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его
глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя.
Слайд №7. Не случайно основой базового компонента
литературного образования названы чтение и изучение художественного
произведения, его толкование.
Уже в IIV классах учитель стремится воспитать читателя, способного к
личностному восприятию, чуткому к слову автора.
В VIХ классах постепенно происходит освоение литературы в
движении, в контексте культуры.
В ХХI классах школьники начинают сознательно относиться к процессу
познания фактов искусства, что реализуется на уроках интерпретации и
анализа литературных текстов.Слайд №8. Уроки по основному курсу литературы всегда опирались
на широкое внеклассное чтение.
На это нацеливали и школьные программы,
и учебники,
предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся,
сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым
литературным материалом.
Мария Александровна Рыбникова, говоря о роли сопоставления как
методического приема, предлагала чаще использовать этот прием на уроках,
потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся
сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе
произведений».
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания
литературы.
Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе.
Слайд №9. Какие пути сближения классного и внеклассного чтения
в процессе изучения программного материала можно наметить?
Вопервых, систематическое использование внеклассного чтения на
уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные
поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы,
индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).
Вовторых, организация самостоятельной исследовательской работы
учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное
чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не
обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.
Втретьих, планирование системы письменных работ по основным темам
курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих
сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений.
Слайд №10. Обращение к внеклассному чтению на вступительных
уроках — это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о
прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция,
составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов
критики.Основным содержанием одного из вступительных занятий по теме «А.С.
Пушкин» в IX классе могут стать споры о Пушкине, начавшиеся еще при
жизни поэта и не утихающие до сих пор.
Отдельные фрагменты урока готовит вместе со мной группа учащихся,
увлекающихся поэзией.
На вступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
зачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского
казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»).
Что сближает эти два фрагмента?
Учащиеся (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения
места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и,
может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша,
который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы.
Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (заимствования
и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.).
При анализе пушкинской «Капитанской дочки» невозможно пройти
мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным
примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самым
дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих
наше восприятие.
Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего
чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем
творческий дух и которым он стремится подражать».
Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие
учителясловесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием
сопоставления, причем не только проблемнотематического (преобладающего
в современной методической литературе), но и основанного на достижениях
исторической поэтики, сравнительноисторического изучения литературы.
Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной
организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и
основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.
Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами
вступительных уроков.Мне снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать
читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное
чтение произведений писателя.
Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и
сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение
последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.
Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к
вопросам теории и истории литературы.
Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П.
Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы.
Индивидуальные задания и в этом случае оказываются не менее
эффективными, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю
литературы.
Старшеклассникам предлагаю такие специальные темы для
индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и
литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его
прототипы»;
«Подтекст»;
«Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.
«Фантастика в русской литературе»;
Слайд №11. Самое главное, что обращение к внеклассному чтению на
уроках должно быть естественным и зависящим, вопервых, от характера
изучаемого литературного текста, а вовторых, от реальной читательской
ситуации в классе.
Слайд №12. Поэтому моя задача как учителясловесника стремиться
при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих
учащихся, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному,
но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и
победой» (Г.А. Гуковский).