Методическая разработка по теме "Символы в пейзажной живоптси. ОБраз дороги" может быть полезна учителям изобразительного искусства, работающим по программе Б.М.Неменского в 6 классе пр и прохождении темы "Пейзаж", а такжедля учителей искусства в 8 классе при изучении темы "Символы в искусстве".
СИМВОЛЫ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ. ОБРАЗ ДОРОГИ..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Ульяновска «Средняя школа № 75»
Методическая разработка урока
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного
искусства и искусства
высшей квалификационной категории.
Тема: Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Цель : выяснение значения дороги в пейзажной живописи.
Задачи:
1.Выяснить этимологию понятий « символ» и «образ» в искусстве и
литературе.
2. Изучить образ дороги и его смысл.
3.Обобщить и систематизировать понятие образа дороги ,
сформулировать выводы.
Оборудование:
мультимедийная презентация
проектор;
компьютер
экран
записи с песнями: «Песенка о Смоленской дороге Бориса
Гребенщикова
«Песня о дороге» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных
«Дорогою добра» (песня из мультфильма)
μ
σύ βολον
ии
С мвол (из греч.
) — это знак, изображение какого
нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта;
условный знак какихлибо понятий, идей, явлений.
Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака,
символу приписывают более глубокое социальнонормативное
(духовное) измерение.
В философском понимании ,в широком значении: образ это
субъективная форма отражения объективной действительности в
сознании человека. Человеческому сознанию присущи образы Какое отражение они находят в устном, поэтическом
впечатления, образыпредставления, образы воображения и памяти.
На этой основе посредством обобщения и абстрагирования
возникают образыпонятия, образыумозаключения, суждения. Они
могут быть наглядными иллюстративные картины, схемы, модели
и не наглядными абстрактными. В более узком смысле: «Образ
это конкретный облик целостного предмета, явления, человека, его
«лик».
Русские дороги. Какие они?
творчестве, литературе, живописи, музыке?
Дороги могут быть бесконечными, от долгого пребывания
утомительными, они способны и успокоить и растревожить…
Образ дороги встречается и в песнях, и в былинах, и в сказках, и в
пословицах…
Уж по той ли дороженьке по широкой
Еще шлипрошли солдаты новобранцы,
Идучи, они солдаты плачут,
Во слезах они дороженьки не видят.
Уж как шло горе по дороженьке,
Оно лыком, горе, связано
И мочалом препоясано…
Какие ассоциации, какие чувства вызывают у вас эти строки?
Дорога в сознании нашего народа связывалась с горем и
страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по
дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге
пролегал скорбный путь в ссылку, и на кладбище.
В творчестве каких художников находит отражение образ
дороги?
Как изображена дорога? она бесконечно тянется за горизонт, ей
нет конца...
Прослушивание песни в исполнении Бориса Гребенщикова
«Песенка о смоленской дороге» на слова Булата Окуджавы.
Понравилась ли вам песня?
В какой тональности написана песня и почему?
Насколько созвучна песня Окуджавы с картиной
И.И.Левитана «Владимирка»? Опишите небо? (тучи свинцовые, будто повисшие над дорогой,
затмили солнце: оттого ни просвета, ни лучика, ни надежды.)
Что можно сказать про ландшафт? (равнинный, монотонный,
вызывающий безысходность и тоску.)
Что просматривается на перепутье дорог?
молящийся одинокий странник, чьято могила, сиротливо
просматривающаяся на фоне картины)
Одним из художников «пейзажа настроения», который изображал
дорогу , был Исаак Ильич Левитан.
Тема дороги издавна является самой распространенной в
литературе, и в музыке и живописи.
Какие они русские дороги? (разбитые, неустроенные ,как символ
печали, страдания и слез). Именно такой, она отражена в картине Исаака Ильича Левитана
«ВЛАДИМИРКА»
Это печально известный Владимирский тракт, по которому гнали
ссыльных каторжан в Сибирь. Арестантов «вели по этапу»
небольшими отрядамипартиями, пешком, закованными в ручные и
ножные кандалы. Пройдя 15—25 вёрст, арестанты останавливались
на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали
специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным
двором.
Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение
арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по
параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль
тракта деревьев.
Совершенно иным видится дорога в творчестве другого
замечательного русского художника Алексея Саврасова.
На полотне «Зимняя дорога» художник А. Саврасов изобразил
русскую зиму. Заснеженный пейзаж, будто на две части разделяет
дорога. С одной стороны остается лес и несколько берез подле
обочины. А с другой как бы оторванные от всего мира стоят
кустарники, окутанные пустотой. Из общей цветовой гаммы
заметно, что воздух уже не морозный. Возможно, что уже оттепель. Снег стал рыхлым. Дорога убегает вдаль ,и не достигая горизонта,
гдето растворяется. Вдалеке можно рассмотреть реку все еще
покрытую льдом.
Особое внимание художник уделил изображению неба. Оно
занимает большую часть пейзажа. В нем объединились в единое
целое множество оттенков синей гаммы. Коегде угадываются
желтоватые цвета, придавая тяжести нависшим облакам.
Можно подумать, что природа решила сотворить очередную каверзу
и засыпать все вокруг снегом или залить дождем. Пасмурные
сероватые оттенки придают картине атмосферу напряжения и
тревоги. Темное небо переход со светлых красок в синие цвета , как
будто пронизывают полотно вдоль.
Глядя на картину, невольно окутывает тревога, пустота, даже
посещают тоскливые мысли. Изображенные березы как люди,
которые разлучены. Одинокие кустарники добавляют драматизма
общему виду, ведь рядом с ними оголенные деревья совсем как
мертвые. Художник с помощью полотна передал свое состояние и
внутренние переживания. Изображая зимний пейзаж, автор делится
частью своей жизни.
Настроение тоски, уныния, печали как нельзя лучше передал в
своем стихотворении «Зимняя дорога» А.С. Пушкин, как бы читая
мысли Алексея Саврасова.
А.С. Пушкин «Зимняя дорога»:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной,
Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Чтото слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
В картине Ф.А.Васильева «Оттепель» нашло отражение конец зимы,
начало весны.
Какова цветовая палитра, использованная художником?
Какие чувства вызывает у вас данная картина ?
Прослушивание «Песни о дороге» в исполнении дуэта Сергея и
Татьяны Никитиных.
Понравилась ли вам песня?
О чем поется в песне?
Насколько перекликаются песня и картина Ф.А.Васильева ? На картине под названием «Оттепель» автора Ф.А. Васильева перед
нами открывается зимний пейзаж. В центре картины бездорожье, на
котором стоит мужчина с ребёнком. Наклонившаяся голова
мужчины говорит о том, что они ведут живой разговор о дороге и о
птицах на дороге. Девочка заинтересовалась стаей ворон, слетевшей
на дорогу. Тянущаяся рука показывает, что она расспрашивает
своего отца о воронах, его пояснения о том, что вороны слетелись
для того, чтобы покормиться, выпавшими из недавно проехавших
саней крошками хлеба. Несмотря на то, что повсюду лежит снег,
приближение весны ощущается в природе, на это указывает коегде
подтаявший снег.
На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших
саней. Рядом с дорогой небольшой видны срубленные стволы
деревьев. Справа от людей изображено маленькое озеро, которое
уже почти полностью оттаяло, только ещё коегде остались висеть
длинные сосульки над ним. Из снега проглядывают сухие серые
ветки кустарников.
В глубине картины украинская хатка, из трубы которой тонкой
струйкой идёт дым. Издалека , кажется, что она будто утонула в
снегу. Позади хаты находится берёзовая роща, а с правой стороны
посадка. Многолетние ели в посадке выстроились в ряд, помахивая своими длинными верхушками. Их веточки ещё немного
припорошены снежком, который не успел растаять.
Небо полностью закрыто тёмными тучами, , смотря на картину
складывается впечатление что тепло никогда не наступит. Однако,
начинающий таять снег вселяет надежду.
Как в мифологии трактуется образ дороги? В чем сходство и
различие?
Образы дорог и путей в мифологии и искусстве разнообразны.
Дорога давала деятелям искусств вдохновение для творчества..
Дорога и пути это не только символ движения в пространстве, это
внутреннее преобразование личности, это открытие нового мира на
новом месте. В этом плане дорога, открывает новые возможности,
смыслы, впечатления.
В мифологии и искусстве жизнь человека часто уподобляется
дорогепути, на которой человеку нужно преодолеть определённые
преграды, трудности, выйти победителем. Символыобразы путей и
дорог формируют представление о пространственновременных
возможностях, ценностных смыслах. И тут они тесно соприкасаются
с древним мифологическим представлением об упорядоченности
мира в соответствии со сторонами света, приданию каждой стороне
света определённого смысла и ценности, сопряжёнными с
планетами, символическими животными и т.д.
Насколько созвучна песня, предлагаемая к прослушиванию с
трактовкой образа дороги в мифологии,
философии,
социологии? Прослушивание песни из мультфильма «Дорога добра».
Подведение итогов урока, выводы.
Что нового о символах и образах вы узнали ?
С чем ассоциируется у вас образ дороги?
Понравился ли вам урок?
Какие выводы можно делать по данному уроку?
Дорога…….
Вывод:
Итак, дорога это художественный образ и сюжетообразующий
компонент.
Дорога это источник перемен, жизни .
Дорога это и способность к творчеству, способность к познанию
истины, надежда на то, что такой путь удастся найти вам и вашим
сверстникам.
Спасибо за работу на уроке!
Использованная литература:
1. Аверинцев С.С. Символ художественный. – В кн.: Краткая
литературная энциклопедия. М., 1971, с. 826–831
2.Азаренко С. А. Образ // Современный философский словарь. М.:
Академический проект, 2004. С. 466468.
3.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; 4.Бойко Н. П. Картины русских художников: репродукции и
описания. Ф. Васильев. И. Шишкин.
Издательство: АйрисПресс, 2015 г.
5. Журавлёва Оля. г. Железногорск. Образ дороги в литературе.
http://olgadoroga.ucoz.ru/index/obraz_dorogi_v_literature/06
6.МункинаН.Г. Образ дороги в искусстве. г. Ртищево, Саратовская
область, МОУСОШ № 9.
7. Рахматуллин Р. Ю, Семенова Э. Р., Хамзина Д. Понятие образа.
Башкирский государственный аграрный университет.
8.Рошаль, В.М. Энциклопедия символов / В.М. Рошаль. – М.: АСТ;
СПб.: Сова, 2008. –с. 94
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Символы в пейзажной живописи. Образ дороги.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.