Урок 21
синонимы и антонимы
Цель деятель- |
Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном значениях, обогащению речи учащихся |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и
уровень владения компетенциями): получат
возможность научиться:
осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как
показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок,
применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при
записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять
написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностью понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения |
Фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Толковый словарь русского языка. 3. Словарь синонимов русского языка. 4. Словарь антонимов русского языка. 5. Интернет-ресурсы: • http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm • http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/peremena/fizkultminutki/fizminutki_dlja_glaz/63-1-0-158 |
Окончание табл.
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- |
Запись задач темы, элементов букв, предложения |
Основные понятия и термины |
Номинативная функция слова, понимание слова как
единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. Слово с
непроверяемым написанием. Толковый словарь. Прямое и переносное значение
слова. |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и
раз-вивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Проверка домашнего задания |
Работа над упражнением с целью выявления умения |
– Что было задано на дом? Проверим, как вы
– Какое лексическое значение слова «роса» вы нашли в толковом словаре? – В толковом словаре С. И. Ожегова дано такое толкование слова: «Роса – атмосферная влага, |
– Выполнить упр. 66 на Ответы уча-щихся. Внимательно слушают. |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная. Коллективная |
Р
– владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
|
Правиль-но выполненные |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
осаждающаяся при охлаждении мельчайшими – Расскажите, какой бывает роса на траве.
– Какое слово из текста вы выбрали и определили его лексическое значение? |
Ответы уча-щихся |
|
|
|
II. Постановка |
Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем |
– Откройте учебник на стр. 42. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока. – Что означают слова, составляющие название темы? – Верно. Вот основные вопросы, которые рас-смотрим на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи проек-тора на интерактивную доску): • Лексическое значение слова. • Работа с толковыми словарями. – Продолжим работу с толковым словарем для определения лексического значения слова. • Переносное и прямое значение слова. – Приведите слова, которые употреблены в прямом и переносном значениях. • Синонимы. Антонимы. – Вспомните, какие слова мы называем синонимами.
Можете обратиться к схеме в учебнике |
– Синонимы Ответы уча-щихся.
Ответы уча-щихся.
– Синонимы – слова, близкие по значению. |
Фрон-тальная |
П – ориентируются в учебнике, извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р
– осознают К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания» |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Какие слова мы называем антонимами?
– Прочитайте определение на с. 42. Проверьте, вы дали точные определения словам-синонимам и словам-антонимам? – Будем учиться их распознавать и наблюдать, как они используются в тексте. • Работа со словарем синонимов и антонимов. Учитель демонстрирует словарь. – В этом словаре вы можете найти к словам синонимы и антонимы. – В учебнике на с. 154–155 тоже есть словарь – Будем учиться работать с ним. – На какие вопросы вы бы хотели получить |
– Антонимы – слова, проти-воположные
Ответы уча-щихся |
|
|
|
III. Минутка чисто-писания |
Упражнения на детальный анализ |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. |
– Заглавной
|
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– владеют Р
– осознают |
Написание элементов букв |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
букв, соединений |
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые |
Выполняют |
|
и контролируют учебные действия |
|
IV. Повторение изученного мате- 1. Работа |
Работа над упражнением с целью актуализации знаний о
словах в прямом и переносном |
– Откройте учебник на с. 43, найдите упр. 70. Прочитайте стихотворение И. Бардина. В каком значении (прямом или переносном) употреблено выделенное слово? – Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действий светофора как живого существа.
– Такой прием в литературе называется «олице-творение». – Запишите названия трех цветов светофора
Можно предложить подобрать синонимы, используя
словарь синонимов в конце учебника, |
– Слово – Не унывает, стоит, моргает, не оби-
– Красный, алый. Желтый, золотой, янтарный. Зеленый, Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная. Коллективная |
П
– используют различные способы поиска информации, владеют Р
– принимают К
– слушают |
Определение прямого и переносного значений слова |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
|
2. Комментированный сло-варный |
Работа над словами |
Учитель называет слово и дает задание – Здравствуйте. – Скучно. – Говорить. – Сладкий. – Метель. – Тропка. – Идти |
Выполняют
– До свидания. – Весело. – Молчать. – Горький. – Вьюга. – Дорожка. – Ходить |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная. Коллективная |
П
– используют различные способы поиска информации, владеют Р
– принимают |
Использование Запись |
3. Словарная работа |
|
– Прочитайте слово, записанное в нижней части с. 43. – Дайте толкование слову, опираясь на текст
– Прочитайте слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее.
– Слово «погода» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. |
– Погода.
Читают текст, дают объяснение слову.
– «Безударная гласная в корне слова». Выполняют |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Запишите это слово в тетради. Проверьте – Дома заучите правильное написание слова – Найдите в тексте и прочитайте пословицу.
– Объясните ее значение.
– Спишите пословицу в тетрадь. Проверьте написанное |
– Сей под по-году, будешь есть хлеб год от году. – Сеять надо в ясное, сухое время, тогда Выполняют |
|
К
– слушают |
|
4. Работа |
Работа над упражнением с целью нахождения анто-нимов
|
– Откройте в учебнике на с. 44. Найдите упр. 72. Прочитайте текст. – Почему текст так называется? Какое слово – Найдите в тексте антонимы. С какой целью автор их употребил? |
Выполняют – Странный. Увядание.
– Весна – осень, жел-тый – зеленая, поблекшие – зацветающая, |
Фрон-тальная |
П
– ориентируют-ся на страницах учебного пособия, формулируют |
Объяснение лексического значения слов. Подбор анто- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Дома выпишите антонимы в тетрадь |
теплая – холодный, увяда-ние – расцвет, песни – тишина, грустно – радостно |
|
задачей. Р
– принимают К
– слушают |
|
5. Работа |
Работа над упражнением с целью подбора
Упраж- |
– Найдите упр. 73. Замените каждое выделенное слово
синонимом, выбрав его из слов
– Запишите предложения. Проверьте напи-
– Выполним разбор первого предложения Физкультминутка При выполнении физкультминутки голову Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. |
– Холодный, сияют, знойное, промчалась. Выполняют
Поморгать |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– ориентируются на страницах учебника, осознанно строят речевое высказывание Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, осуществляют контроль учебных действий |
Подбор Запись предло- Разбор предло- Выполнение физкульт- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко!
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись! |
Посмотреть влево-вправо. Посмотреть вверх. Закрыть глаза ладонями. Посмотреть
Посмотреть вниз. Зажмурить |
|
|
(четко |
6. Работа |
Работа над упражнением с целью правильного
употребления слов в предло- |
– Откройте рабочую тетрадь на с. 25. Найдите упр.
55. Прочитайте. Закончите предложения,
– Впишите в каждое предложение слово- |
– Ответы, Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– ориентируются на страницах Р
– принимают |
Подбор |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
роль учебных действий |
|
7. Работа |
Выполнение занимательных |
– Откройте учебник на с. 44 и найдите упр. 74. Подберите к словам первой группы синонимы, а к словам второй группы антонимы. – Проверьте себя по словарям на с. 154–155 |
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – осознанно строят речевое высказывание. Р
– принимают |
Подбор Работа |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная |
– Над какой темой работали на уроке? – Что такое антонимы? синонимы? слова в переносном значении? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: учебник, с. 44, упр. 72 |
Отвечают |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р
– оценивают собственную Л
– проявляют |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.