Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1»
Система контроля планируемых результатов
основной образовательной программы по математике.
Учитель математики
Нагаева Светлана Николаевна
Березники, 2020 г.
1. Система контроля и оценки планируемых результатов учащихся является важной составной частью процесса обучения. Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей- необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого звена.
Основной целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. 2. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальной проверке каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Эта форма проверки целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. При индивидуальной проверке я выявляю правильность ответа учащегося, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуры речи. При данной форме проверки я учитываю индивидуальные способности и знания каждого ученика. Я планирую, кого вызвать к доске ( более подготовленного школьника), кому дать индивидуальную карточку по изученной теме.
(обучающимся с замедленными умственными действиями, с речевыми проблемами).
Одной из форм, позволяющей ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающей познавательную активность обучающихся, дающей возможность более объективно оценить их знания, является зачетная система проверки и оценки знаний учащихся.
Хочу поделиться опытом проведения зачетов по геометрии в 10 классе.
Материалы к зачетам содержат основные теоретические вопросы программы, задачи на уровне обязательных результатов обучения, задачи на продвинутом уровне.
Планируя изучение темы, я выделяю два спаренных урока на проведение зачета. Устно-письменный зачет я рассматриваю как возможность повторения учебного материала, закрепления навыков решения задач, поэтому провожу его перед контрольной работой. Иногда, в целях экономии времени вместо контрольной работы.
Класс разбивается в среднем по четыре ученика в каждой группе. Опрос ведется консультантом под руководством учителя. Работа каждого ученика оценивается по трем параметрам:
1) Состоянию тетради для выполнения домашних заданий;
2) Знанию вопросов теории;
3) Сформированности навыков решения задач.
Оценки выставляются учителем, но предварительно обсуждаются с консультантом. Каждый ученик получает две оценки: одну - за знание теоретического материала, вторую - за решение практических задач.
Опрос консультантов ведется на уроках до проведения зачета, тем самым учащимся демонстрируются образцы лучших ответов по вопросам теории. С целью проверки глубины ответов, их осознанности учащимся задаются дополнительные вопросы.
При групповой проверке класс временно делится на несколько групп (от двух, работая в паре, до десяти учащихся). Каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели проверки группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Работая в паре, учащиеся осуществляют взаимопроверку уровня знаний теоретического материала (опрос правил, определений, свойств). Аналогичным образом можно организовать взаимопроверку письменного домашнего задания. В десятом классе при изучении темы «Решение показательных неравенств» я организовала следующую групповую проверку планируемых результатов учащихся по данной теме. Класс был разбит на группы. По четыре человека в каждой. Один из учащихся каждой группы наиболее подготовленный. Он руководит и направляет деятельность остальных учащихся. Учащимся предлагается решить три показательных неравенства и предоставить их решение у доски.
Иногда групповую проверку я провожу в виде уплотненного опроса, когда несколько учеников отвечают устно у доски (опрос доказательства теорем) или письменно за первыми партами.
Групповую форму организации проверки я применяю при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала. Оценивание в баллах групповой работы производится не всегда, иногда достаточно слова, отзыва, рецензии. Хорошо продуманная групповая проверка создает благоприятные возможности для развития и воспитания учащихся, ситуацию успеха на уроке.
При фронтальной проверке задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания, степень закрепления в памяти. Меня интересует сознательность в ответах учащихся, обоснованность и доказательность. Я наблюдаю за аккуратностью выполнения заданий, обнаруживаю недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет мне вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
Фронтальную проверку я осуществляю через организацию устного счета.
3. Основными видами проверки планируемых результатов учащихся по математике являются текущая, тематическая и итоговая проверки.
Текущая проверка проводится в течение всего обучения, на каждом уроке. Текущая проверка требует от учителя большего внимания, чуткости и тактичности: проверяется правильность и осознанность каждого практического и познавательного действия ученика, его умений производить анализ, обосновывать производимые действия, выделять существенное в изучаемом, воспроизводить шаги преобразований или доказательств теорем, сохранять нужное в памяти. Текущая проверка содействует отработке и шлифовке знаний и умений. Текущую проверку я провожу в форме математических диктантов, опросов у доски, обучающих самостоятельных работ.
Оценивание при текущей проверке оказывает огромное воспитательное воздействие: объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, поспешно выставленная - задержать, затормозить. Оценка считается педагогически правильной, если она стимулирует дальнейшее развитие личности. Поэтому при оценивании слабых учащихся я иногда использую отсроченный контроль, когда оценка ставится таким ученикам после усвоения проверяемых результатов.
При тематической проверке выясняется усвоение учащимися основных положений темы. Здесь внимание уделяется выявлению умений учащихся связано и последовательно излагать усвоенный материал, умений обобщать, конкретизировать и систематизировать, умений применять знания при решении практических и познавательных задач. На практике тематическую проверку я осуществляю через систему контрольных, зачетных или тестовых работ. На основе результатов тематической проверки, включая результаты контрольной работы по теме, я выставляю оценки за полугодие и учебный год.
Для проведения тематической проверки я использую дидактические разноуровневые материалы. Мной распечатаны индивидуальные карточки в четырех вариантах для проведения тематических зачетов в каждой параллели, с 8-ого по 11-ый классы. Для проведения тестовых работ использую тематические тесты, которые организую в бумажном и электронном формате. Обучающиеся зарегистрированы на современных цифровых образовательных платформах ЯКласс и Учи.ру. ЯКласс — образовательный онлайн-ресурс, начавший работу в 2013 году. Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика. Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Основана в 2012 году. Независимые исследования в российских школах подтверждают, что дети, занимаясь на интернет-ресурсе Учи.ру, показывают лучшие образовательные результаты. В период дистанционного обучения в апреле, мае 2020 года данная онлайн-платформа заняла первое место по числу пользователей.
Итоговая проверка носит более специализированный характер. Она проводится в форме экзаменов, полугодовых, годовых контрольных работ, ВПР. В 9-ых и 11-ых классах в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ по математике).
На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом: проверяется подготовленность учащихся к продолжению обучения в старших классах, средних специализированных или высших учебных заведениях. Проверка знаний учащихся является очень сложным и крайне тонким процессом как в теоретическом аспекте, так и в методическом плане его практических разработок, как в психологическом отношении, так и в плане организационном. Это связано с тем, что на контроль возложена задача получения и накопления объективной информации для успешного управления обучением, развитием и воспитанием школьников.
Список литературы
1. И.С.Асташкина, О.А.Бубличенко. Дидактические материалы к урокам алгебры в 8-9 классах- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015 год.
2. А.А.Столяр, Р.С.Черкасов. Методика преподавания математики в средней школе- Москва: «Просвещение»,1985 год.
3. Научно- методический журнал «Око. Оценка качества образования». (№4, 2008 год).
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.