«Система подготовки учащихся к ГИА по математике».
Лобанова Людмила Викторовна
учитель математики
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №2 Барабинского района
Новосибирской области
“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”. Г. Гегель.
Реализации задачи подготовки к экзамену не только в виде заучивания материала, а и в глубоком усвоении теоретических знаний, в полной мере способствует системно –деятельностный подход.
В построении урока организую учебный процесс так, чтобы главное место отводилось активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности учащихся.
Технологии, которые применяю на уроках, для достижения цели качественной подготовки к экзамену: информационные и коммуникативные технологии; технологии создания и решения учебных ситуаций; технологии уровневой дифференциации обучения.
Системно-деятельностный подход подготовки учащихся к экзамену по математике включает несколько взаимосвязанных и последовательных этапов:
1) Пробное тестирование.
2) Повторение теоретического материала.
Для успешного выполнения тестовых заданий необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса математики. Систематизацию теоретического материала осуществляю двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. Например, один ребенок или группа из класса подбирает дополнительный материал (чаще из средств Интернета) по конкретной теме. Например, пара учащихся ищет, систематизирует материал по теме "Площадь треугольника", вторая пара "Площади четырёхугольников". Этот материал оформляется в презентации, затем в опорные конспекты, таблицы, схемы. Именно систематизация материала, уже известного учащимся, является благодатной почвой для применения деятельностного подхода. При таком подходе учитель становится помощником и консультантом, а ведущая роль у учеников.
3) Тренировочные упражнения. В совместной деятельности мои ученики отрабатывают тестовый материал заданий. На этом этапе происходит осмысление математического материала, так как при работе над ответами школьники анализируют, размышляют, применяя правило, формулу, определение. На этом этапе проявляется взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка, что, несомненно, влияет на межличностные отношения в классном коллективе. Например, Устинов Дима оказывает консультационную помощь слабоуспевающему Осипову Владу, Матевосян Эрик - Чепрасову Володе и т.д. Поэтому можно говорить ещё и о воспитательном аспекте системно-деятельностного подхода.
4) Самостоятельная работа с тестами.
5) Работа с тренажерами, презентациями. Тренажеры и презентации у меня накапливались в течение нескольких лет, они разработаны к каждой кодификаторной единице математики, поэтому с ними очень удобно работать, т.к. они помогают отработать умения по каждому заданию.
6) Промежуточное тестирование.
7) Коррекционная работа. Важным элементом всей подготовки к экзамену является коррекционная работа с учащимися по наиболее трудным темам. Провожу постоянный анализ всех выполненных тестов, вношу данные в диагностические карты. Дальше делаем обязательно работу над допущенными ошибками, при этом учащиеся должны провести самоанализ ошибок. Выясняем, что именно произошло: не понял сути задания; допустил вычислительную ошибку и какую именно, на какое правило; бывает и описался по невнимательности (решил правильно, а при переписывании ответа допустил ошибку); не прочно знает теорему или формулу. При необходимости повторяем теоретический материал.
Именно благодаря коррекционной работе можно повысить уровень подготовки учащихся, отработать необходимые навыки, устранить «пробелы» в знаниях выпускников.
8) Контрольное тестирование. Первоначальная и промежуточная диагностика и, конечно, контрольное тестирование - важнейший элементы по подготовке к экзамену, который позволяет отслеживать «движение учащихся», выявляет необходимость в дополнительных занятиях с отдельными учащимися или с группами выпускников.
9) Система мониторинга. В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания экзаменационной работы по математике». Механизм мониторинга прост: ученик выполняет тестовые задания, выявляются явные пробелы по предмету, заполняется диагностическая карта. Для каждого учащегося предлагается картина его успехов и пробелов (после диагностической работы), способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по математике.
Такая поэтапная подготовка позволяет мне организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.
Конечно, данная система требует большого количества времени на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ.
Применяя перечисленные выше подходы к организации подготовки учащихся к ГИА по математике, мои ученики успешно сдают экзамен по математике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.