Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.
Оценка 4.8

Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл +1
02.08.2024
Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.
Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.
Карамзин.doc

Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.

Урок №1.  ТемаПонятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин – писатель и историк.

Цели: Н.М.Карамзин: биография; журналист, писатель, филолог. Понятие о сентиментализме.

Эпиграф: 1. «К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории» (В.Г.Белинский)

2. «Неужто ни одна русская душа не принесет достойной дани его памяти? Отечество вправе того требовать. Карамзин принадлежит истории». (А.С.Пушкин)

Оборудование: тексты, учебники, портрет Карамзина. (1766—1826)

Ход урока:

  1. Записать тему урока. Эпиграфы.
  2. Работа с  эпиграфами.
  3. Индивидуальное сообщение: «Карамзин – писатель».

 

В помощь учителю: Карамзин родился в семье небогатого помещика. Его детство прошло под Симбирском, в имении отца. Трех лет он лишился матери и рос под надзором нянюшки и дядьки, учился грамоте у сельского дьячка, а немецкому языку — у семейного врача и до­машнего воспитателя.

Самые яркие впечатления детства — от прочитанных книг и родной природы. Об этом вспомнит Карамзин в автобиографиче­ской повести «Рыцарь нашего времени». Ее герой читает рома­ны, в которых перед ним открывается «множество разнообразных людей <...>, чудных действий, приключений — игра судьбы, до­толе ему совсем неизвестная». В зрелом возрасте писатель не раз вернется к  своим детским впечатлениям.

13-летний Карамзин был привезен в Москву, чтобы продолжить образование в частном пансионе немецкого профессора И.М. Шадена. За три года он стал знатоком немецкой литерату­ры и философии, освоил несколько языков. По настоянию отца будущий писатель переезжает в Петербург и поступает на военную службу, которая прерывается в связи со смертью отца. Вскоре он оставляет ее и целиком отдается литературе.

Карамзин сближается с членами «Дружеского ученого обще­ства», в котором большую роль играл просветитель, книгоизда­тель и общественный деятель Н.И. Новиков. Особенно близки Ка­рамзину стали идеи человеколюбия, «братства всех людей», друж­бы, нравственного воспитания, проповедуемые «Дружеским ученым обществом». Эти идеи находят отражение в статьях и рас­сказах журнала «Детское чтение для сердца и разума», который по поручению Новикова редактирует Карамзин. В нем он опубли­ковал свои первые стихотворения, повесть «Евгений и Юлия», лирический рассказ «Прогулка». Важным в его творчестве ста­новится интерес к внутреннему миру человека.

Продав доставшееся в наследство после смерти отца имение, Карамзин совершает путешествие в Германию, Швейцарию, Фран­цию, Англию. Он посещает музеи, картинные галереи, встреча­ется с известными писателями, философами, наблюдает народ­ную жизнь. В Париже становится свидетелем первых триумфов Великой французской революции, слушает выступления ее ора­торов, видит ее героев.

Путешествие длилось два года, с 1789 по 1790. Он вернулся в Россию спустя три месяца после осуждения Радищева. В 1792 г. по указу Екатерины II арестовали Новикова. Именно на эти годы приходится расцвет литературной деятельности Карамзина. Он из­дает «Московский журнал», где помещает свои повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирические миниатюры, сти­хотворения, переводы, статьи философского содержания, рецен­зии на книги и спектакли. В журнале из номера в номер он публи­кует произведение нового для России жанра — «Письма русского путешественника», в которых рассказывает о своих заграничных впечатлениях. «Письма русского путешественника» прославили Карамзина. «Московский журнал» имел огромный успех у читате­лей. По-своему Карамзин продолжил дело Новикова, поместив в журнале в его защиту оду «К милости», обращенную к Екатерине. Царица стала самым недружелюбным читателем Карамзина. Он прекратил издание журнала и уехал в деревню. К литературной работе Карамзин вернется через два года, когда начнет один за другим издавать сборники своих произведений. Большой интерес у читателей вызвали повести Карамзина, которые были, по словам Пушкина, «у нас в диковинку...». Они привлекали внимание к жизни обыкновенных, незнатных людей, утверждали их близость природе, погружали в мир чувств и переживаний, до этого неизвестных русской литературе, пробужда­ли сочувствие читателей.

В 1802 г., уже во время правления Александра I, Карамзин основывает новый журнал «Вестник Европы», в котором большое место занимают статьи на общественно-политические и исторические темы. Интерес к истории становится главным в этот период творчества писателя. Наибольший успех выпал на долю самого крупного, последнего прозаического произведения Карамзина — повести «Марфа-посадница». В ее центре образ русской женщины, поднявшей новгородцев на борьбу против деспотизма московского царя Ивана III. Главной задачей литературы Карамзин считает патриотическое воспитание. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях», — писал он. В любви к отечеству Карамзин видел счастье каждого гражданина.

4. Работа с портретом Карамзина.

Вот милый всем творец! /Иль сердцем, иль умом/ Грозит тебе он пленом! / В Аркадии б он был/ счастливым пастушком,/ В Афинах — Демосфеном.

Эти стихи были напечатаны в 1803 году, и принадлежат они другу Карамзина, извест­ному поэту и государственному деятелю Ивану Ивановичу Дмитриеву. Мадригал ве­рен: с миниатюры, которая хранится в Госу­дарственном Литературном музее, на нас смотрит нежное юное лицо, внимательный и спокойный взгляд устремлен на зрителя и од­новременно куда-то вдаль, мягкие кудри тем­ных волос слегка припудрены. По одежде, по манере изображения портрет относится к са­мому началу XIX века, такие высокие белые галстуки-косынки носили в 1801— 1802 годах. Вероятно, миниатюра предназначалась в по­дарок невесте: на оборотной стороне сереб­ряными нитями и мелким жемчугом подпись: Amor (то есть по-французски «любовь»):

К 1802 году Николай Михайлович Карам­зин уже достаточно известный писатель: «Письма русского путешественника» вышли отдельным изданием и принесли автору за­служенную славу. Его повесть «Бедная Лиза» настолько покорила читателей, что сентимен­тально настроенные москвичи ходили к пруду Симонова монастыря вздыхать о несчастной судьбе простой девушки, умеющей столь тон­ко чувствовать, так любить. Однако и его жур­нальная мистификация не случайна: Карам­зин стремился объединить вокруг своего журнала лучших литераторов своего време­ни, показать читателю, что его журнал наполнен сочинениями разных авторов — в отличие от журналов XVIII века, часто сочиненными одним человеком. Стихотворение носило биографический характер: под именем Эми­лии скрывалась его первая жена, Елизавета Ивановна, утрату которой ему суждено было пережить в том же 1802 году — она умерла при рождении дочери Софьи, в будущем дру­га Пушкина и хозяйки карамзинского салона после смерти отца. Елизавета Ивановна при­ходилась родной сестрой Настасье Ивановне Плещеевой — с этой семьей Карамзина свя­зывала дружба, Настасье Ивановне и ее мужу Александру Алексеевичу Плещееву посвятил Карамзин свои «Письма русского путешест­венника», в их доме он встретил свою Эми­лию. В юности Карамзин был очень чувстви­телен. Г.Р.Державин в 1801 году так и харак­теризовал молодого автора: //Любезных прелестей любезный обожатель / И русских звучных дел правдивый описатель.//

О внешности Карамзина сохранилось не­сколько высказываний его современников. «Карамзин был красив собою и весьма любе­зен, — вспоминал Д.П.Рунич, один из тех, кто не одобрял перемены в характере Русского Путешественника, — по возвращении из чу­жих краев он напускал на себя немецкий пе­дантизм, много курил, говорил обо всем, лю­бил засиживаться далеко за полночь, беседо­вать, слушать рассказы, хорошо поесть и всласть попить чаю». С этой скептической ха­рактеристикой не согласен другой знакомый Николая Михайловича: «Он роста высокого. На его лице написано нечто такое, что при­влекает к нему всякого человека. Он говорит много, но приятно и разумно».

Таким мы видим его на портрете рабо­ты итальянского художника Ортолани Дамона (1805), работавшего в Москве в начале XIX века. В это время Карамзин живет в Остафьеве, с 1804 года он женат на Екатери­не Андреевне Колывановой, побочной сест­ре князя П.А.Вяземского, и, после смерти отца, фактически становится самым близ­ким другом и опекуном молодого князя. Здесь, в Остафьеве, Карамзин начинает за­ниматься русской историей. Человек чрез­вычайно талантливый, он удивляет не толь­ко друзей, но и наших современников, на­столько быстро он освоился с умением чи­тать и понимать летописи, разбираться в сложнейшем написании скорописи XVII ве­ка, в хитросплетениях боярских родослов­ных, в сложнейших проблемах становления русской государственности. Работал он ка­ждый день с чрезвычайной настойчивостью. Вяземский вспоминал, что вставал Карам­зин всегда в 9 утра и сразу отправлялся на пешую или верховую прогулку: «Возвратив­шись с прогулки, завтракал он с семейст­вом, выкуривал трубку турецкого табаку и тотчас после уходил в свой кабинет и са­дился за работу вплоть до самого обеда <...>, во время работы отдохновения у него не было, и утро его исключительно принад­лежало истории...» В 1811 году Карамзин ездил в Тверь, где при дворе великой кня­гини Екатерины Павловны читал отрывки из своей «Истории...» посетившему любимую сестру императору Александру Павловичу. «Историю мою слушал он, кажется, с непри­творным вниманием и удовольствием, никак не хотел прекратить нашего чтения», — пи­сал Карамзин И.И.Дмитриеву.

1812 год потряс Карамзина. «Я рад сесть на своего серого коня и вместе с Москов­ской удалой дружиной примкнуть к нашей армии», — писал он Дмитриеву. До послед­него Карамзин оставался в столице. Он не верил, что французы вступят в Москву: «Об­стоятельства таковы, что всякий может быть полезен или иметь эту надежду: обожаю под­ругу, люблю детей; но мне больно издали смотреть на происшествия, решительные для нашего отечества». Здесь слышится го­лос историка, который хотел бы быть не только старательным летописцем, но и уча­стником событий. И тут же Карамзин с горе­чью пишет: «Вся моя библиотека обратилась в пепел, но история цела...» Отправляя жену с детьми из Москвы, Карамзин дал ей на сохра­нение экземпляр своего труда. Он, конечно, глубоко переживал потерю своей библиотеки, но, «как ни жаль наших мирных жилищ и книг, обращенных в пепел», он радовался, «что оте­чество уцелело и что Наполеон бежит зайцем, пришедши тигром». Лишенный книг и летопи­сей, он не может работать. «Невольная празд­ность изнуряет душу», — жалуется Карамзин. Только летом 1813 года ему удалось вернуть­ся в Москву и вновь приняться за работу.

Однако Москва разорена, и Карамзин решается перебираться в Петербург. Для этого надо добиться официального статуса историографа, получить оплачиваемую ра­боту, потому что иначе ему, человеку небо­гатому, очень трудно будет в столице с семьей. В конце января 1816 года, после ро­ждения сына Александра, Карамзин вместе с Жуковским и Вяземским выехал в Петер­бург. Он надеялся на встречу с императо­ром, хотел хлопотать об издании своей «Ис­тории...», для чего нужны деньги. 2 февраля 1816 года Николай Михайлович прибыл в столицу. Описывая жене свою жизнь в Пе­тербурге, живой интерес, который проявили в обществе к его сочинению, маскарад во дворце и посещение Эрмитажа, Карамзин сообщал ей между прочим и бытовые под­робности: «Ты хочешь знать мой туалет: распудрен, причесан славно за 30 рублей в ме­сяц, большей частью в черном фраке, в баш­маках — и хоть куда! Находят, что я не так стар. Дай Бог, чтобы ты по возвращении то же обо мне сказала!» В конце марта Карам­зин вернулся в Москву.

О том, как выглядел он позднее, читаем в воспоминаниях Ф.В.Булгарина: «Лицо его бы­ло продолговатое; чело высокое, открытое, нос правильный, римский. Рот и губы имели какую-то особенную приятность и, так ска­зать, дышали добродушием. Глаза неболь­шие, крепко сжатые, но прекрасного разреза, блестели умом и живостью. Вполовину посе­делые волосы зачесаны были с боков на верх головы. Физиономия его выражала явственно душевную простоту и глубокую проницатель­ность ума. Отличительные черты его лица бы­ли две большие морщины при окончании щек, по обеим сторонам рта». Таким изобра­жен Карамзин на портрете работы А.Г.Вене­цианова. Перед нами уже не сентименталь­ный молодой человек, каким он представлен Дамоном; Карамзин изображен в темном сюртуке, с аннинским крестом на шее и звез­дой ордена Св. Владимира; с плеча спуще­на шуба, на шее галстук-косынка. Он как-то тихо задумчив, как будто в нем совершается та огромная внутренняя работа, без которой не поднять такого огромного труда, каким была «История государства Российского».. Пушкин называл «Историю...» Карамзина «подвигом честного человека», указывая на то, что он не был политически ангажирован в своем труде; говорил, что Карамзин открыл Россию, как Колумб Америку: никто до него не раскрыл так полно картину становления и развития огромного государства, каким была Россия. (Уроки литературы 2002-№7,смотри портрет позднего Карамзина)

4. Творчество Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А.С.Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…». Индивидуальное сообщение: Карамзин – историк.

В помощь учителю: Творческие поиски привели Карамзина к труду по истории России — его он считал делом всей своей жизни. В 1803 г. царь назначил его российским историографом. Двенадцать лет жизни, «уединившись в ученый кабинет во время самых лестных успехов» (А.С. Пушкин), Карамзин посвятил «безмолвным и неуто­мимым трудам». В 1818 г. вышли первые восемь томов «Истории Государства Российского». Работу над ней Карамзин продолжал до последнего часа жизни. Его «История...» состоит из двух час­тей: увлекательного рассказа об исторических событиях и их участниках, пронизанного нравственными оценками автора, и примечаний, выписок, ссылок на исторические документы, кото­рые занимают большую часть труда. Это позволило А.С. Пушки­ну сказать: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец». «История Государства Российского» стала одновре­менно и историческим трудом, и художественным произведени­ем, привлекшим внимание тысяч читателей.

Работа над «Историей...» не уводила писателя от современ­ных проблем и событий. Приближенный к царю, Карамзин пытался высказывать ему свое мнение о современном положении страны. Защитник монархической власти, он боролся против ее злоупотреблений. «Я не безмолвствовал о налогах в мирное вре­мя, о нелепой <...> системе финансов, о грозных военных поселе­ниях, о странном выборе некоторых важнейших сановников, о министерстве просвещения или затемнения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только Россию, о мнимом исправле­нии дорог, столь тягостном для народа, наконец, о необходимо­сти иметь твердые законы, гражданские и государственные», -записывал он в своем дневнике.

Следя за развитием событий, Карамзин предсказывает военное столкновение России с Наполеоном. В июне 1812 г. армия Напо­леона вторглась в Россию, стала приближаться к Москве. В начале августа 1812 г. Карамзин отправил семью из Москвы, а сам решил вступить в ополчение. Писатель выехал из Москвы с последними отрядами русской армии, твердо уверенный в разгроме врага.

Последние годы жизни он провел в Петербурге. Когда произо­шло восстание декабристов, Карамзин, будучи противником ре­волюционного насилия, назвал это восстание «нелепой трагедией безумных либерал истов». Писатель, однако, пытался спасти его участников от грозящего им наказания. В эти горькие дни он простудился, тяжело заболел и, не дожив до завершения суда над декабристами, умер.

Позиция Карамзина как человека и писателя ярко выражена в словах, сказанных им в беседе с немецким путешественником: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преуве­личивать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем со­стоянии говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким обра­зом может он сделаться национальным бытописателем, чем преж­де всего должен быть историк».

 

  1. Хочу зачитать вам отрывок из статьи «Что нужно автору?» Н.М.Карамзина.

 

«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницатель­ный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не доволь­но. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть дру­гом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли све­том немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благосло­вения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. <...>

Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человече­ского - и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...

Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему от­крыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвы­ситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими граница­ми не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай бо­гинь парнасских ...»

6. Чтобы познакомиться с самим произведением «История государства Российского», вам понадобится много сил и времени. Немного из предисловия к этому произведению.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и пра­вил; завет предков к потомству; дополнение, изъя­снение настоящего и пример будущего.

Правители, законодатели действуют по указа­ниям истории и смотрят на ее листы, как морепла­ватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна...

Но и простой гражданин должен читать исто­рию. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях,  свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разру­шалось; она питает нравственное чувство и пра­ведным судом своим располагает душу к справед­ливости, которая утверждает наше благо и согла­сие общества.

Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!.. На славных играх олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Ге­родота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народы уже любят историю: старец указывает юноше на высокую могилу и по­вествует о делах лежащего в ней героя... История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь со­зидая царства и представляя воображению ряд ве­ков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созер­цанием многообразных случаев и характеров, кото­рые занимают ум или питают чувствительность...

...Пусть греки, римляне пленяют воображение: они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьет­ся за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципи­она. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает оте­чество, где живем и чувствуем. Сколь привлекатель­ны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятник ми и немые предметы красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами...

...Иноземцы могут пропустить скучное для них в нашей древней истории; но добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?..

Благодаря всех, и живых и мертвых, коих ум,  знания, таланты, искусство служили мне руководством, поручаю себя снисходительности сограждан. Мы одно любим, одно желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия... да цветет Россия... по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой.»  Декабрь 7, 181

  1. Карамзин – основатель русского сентиментализма.  

Карамзин стал в России главой литературного направления, получившего на Западе название сентиментализм (от француз­ского слова sentiment -- чувство). В основу этого направления был положен новый взгляд на человека как существо чувстви­тельное, на новое для литературы представление о его счастье. Принципы сентиментализма нашли воплощение в повестях и поэзии Карамзина, в его статьях на литературные темы.

Вот несколько высказываний писателя:

·          «Кто думает, что счастье состоит в богатстве и избытке ве­щей, тому надобно показать многих здешних Крезов, осыпанных средствами наслаждаться, теряющих вкус ко всем наслаждениям и задолго до смерти умирающих душою». («Письма русского путешественника»)

·           «Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех несомнителен». («Повесть «Чувствительный и холодный: Два характера»)

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ

Само название «сентиментализм» (от англ, sentimental - чув­ствительный, фр. sentiment — чувство) указывает на то, что чувство стано­вится центральной эстетической категорией этого направления. В этом от­ношении чувство (sentiment) сентименталисты сознательно противопос­тавляли разуму (ratio) классицистов. Зародился он в Западной Европе в XV1I1 столетии. Русские читатели познакомились с ним по произведениям Лоренса Стерна, английского писателя, чье "Сен­тиментальное путешествие" оказало на русскую литературу ог­ромное воздействие.

Представители сентиментализма.

Англия: Лоренс Стерн — автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристрам Шенди», Ричардсон — автор «Клариссы Гарлоу», одно­го из любимых Татьяной Лариной романа.

Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо -автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Появился в России в 60-70 гг. XVIII в. (М.Н. Муравьев, Н.М. Карам­зин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский).

Сентиментализм как направление в искусстве сложился в эпоху кризиса Просветительства. Как очевидно уже по названию направления, доминантой "человеческой природы", в отличие от классицизма, сентиментализм избирает чувство. В противовес сословному искусству классицизма, избравшего идеалом человека аристократического происхождения, сентиментализм обращается к жизни простолюдина, показывая его богатый внутренний мир, мир его чувств и переживаний.

Основная идея — мирная, идиллическая жизнь человека на лоне при­роды. "Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жиз­ни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои — «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок — созвучен личному переживанию.

Автор сочувствует героям, его задача — заставить сопереживать, вы­звать сострадание, слезы умиления у читателя.

Основная тематика — любовная.

Если основными жанрами классицизма были жанры поэтичес­кие, то сентиментализм вводит в литературу прозаические жанры: эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы и интонации. Сентиментализм пробудил и интерес к личности писателя, сделав особенно популярными жанры, в которых автор мог с наибольшей полнотой выразить свой взгляд на мир, свои представления о людях, о событиях, рассказать о себе самом. Писатель-классицист, подражая книжным образцам, мог творить, не выходя из кабинета. Для сентименталистов же предпочтительнее путешествие, обогащавшее впечатлениями, дававшее обширное поле наблюдений над нравами и характерами. Неслучайно поэтому особенно широкое распространение в литературе сентиментализма получил жанр путешествия.

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике — идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

Вершиной русского сентиментализма стала повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Ниспровергая все каноны классицистической поэтики, героиней своей повести писатель делает "добродетельную поселянку", утверждая идею "естественного равенства людей": его восклицание "И крестьянки любить умеют!" поистине произвело переворот в сознании современников и в литературе.

В центре повествования - образ автора. Н. Карамзин утверж­дал, что "творец всегда изображается в творении и часто против воли своей", что всякое произведение - "портрет души и сердца автора". Как в любом произведении сентиментализма, действительность представлена у Н. Карамзина через призму ав­торского восприятия, авторской эмоции.

Идейная основа - протест против испорченности аристократическо­го общества.

Основное свойство - стремление представить человеческую лич­ность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

Ставя своей целью максимально приблизиться к читателю, сентименталисты изменили представления о художественном пространстве произведения. Если в произведении классициста оно было весьма условно, то сентименталисты впервые вводят реальное, легко узнаваемое описание ландшафта. В "Бедной Лизе" - это окрестности Симонова монастыря, ставшие впоследствии местом паломничества пораженных новой художественной реальностью читателей.

Используют сентименталисты и прием прямого обращения к читателю, вовлекая его в события, описываемые в произведении, заставляя его сочувствовать героям, сопереживать происходящему.

Впервые в сентиментализме появился эмоционально окра­шенный пейзаж. Причем в отличие от классицистического, это не условный, а вполне конкретный и узнаваемый пейзаж средней полосы России. Пейзаж становится лирическим аккомпанементом к происходящим событиям и переживаниям героев, помогает раскрыть их эмоциональное состояние. Не менее важна и языковая практика сентиментализма.

Черты:

- уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

- подчеркнутая субъективность подхода к миру;

- культ чувства;
-
культ природы;

- культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма.

- сильная дидактическая установка;
-
выраженный просветительский характер;

 - активное совершенствование литературного языка посредст­вом введения в него разговорных форм.

Более полные представления о сентиментализме вы получи­те, читая повесть Карамзина «Бедная Лиза».

6.       Карамзин внес большой вклад в развитие русского литератур­ного языка. Отказавшись от обилия церковнославянизмов и про­сторечных слов, он обогатил язык лексикой чувства и создал лег­кую, изящную фразу, правда, далекую от народной речи, но по­нятную всем, даже читателям из народа. Н.М. Карамзину мы обязаны такими словами, как промышленность, обществен­ность, человечный, образ (применительно к искусству) и др. по словам В.Виноградова, Карамзину удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут».

  1. Сегодня мы очень много говорили о Карамзине, многое о нем узнали.
  2. Д/З: 1.наизусть Ломоносова, Державина. 2. «Бедная Лиза» - читать.3. стр. уч. 103, вопр.2,  

 

 

 

Урок №2. Тема: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новое в русской литературе.

Название урока: «И крестьянки любить умеют…».

Эпиграф:  «Ты хочешь быть авто­ром: читай историю несчастий рода человече­ского — и если сердце твое не обольется кро­вью, оставь перо...»; «О человечество! ...я сте­наю о твоих заблуждениях!» (Н.М.Карамзин).

Цель: сюжет и композиция повести; стилевые особенности текста; Эраст и Лиза: психологизм в раскрытии внутреннего мира героев через любовные переживания.

 

Ход урока:

  1. Повторение ранее изученного.

- Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н.М.Карамзина.

- Перечислите основные черты сентиментализма как литературного направления.

- Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма?

2. Работа над текстом.

·       Вы прочитали прославившую Карамзина повесть «Бедная Лиза». Написанная более 200 лет назад, она вызывала раньше и вызывает сейчас споры и прямо противоположные оценки.

В конце XVIII и в первое десятилетие XIX в. повесть читалась с восторгом, выдержала шесть изданий, стала предметом подра­жания и в жизни и в литературе (появились повести А.Е. Измай­лова «Бедная Маша», А. Попова «Бедная Лилия» и др.). В кон­це 20-х и начале 30-х годов XIX в. она казалась уже данью ушедшей моде.

Однако современный ученый (В. Муравьев) убежден, что по­весть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни утра­ты читательской любви». А это значит, что и сейчас повесть чи­тается с интересом. Выскажите свое мнение и вы как читатели. Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем? Что привлекает в ней? Правдива ли она, на ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что — нет? Попытайтесь понять свои чувства и переживания, испытанные при чтении, и объяснить их.

·    Сравните эти высказывания Карамзи­на (эпиграфы) . Что говорят они нам о писателе?

Карамзин не может пройти мимо бед, несчастий человека.  Он наделен добрым сердцем, чувствиельностью.

-  Что  значит «стенаю»?  (Стенать — стонать,кричать со стоном. Стон — от боли душевной.)

·       Послушайте слова Карамзина. Актуальны ли эти слова Карамзина для нашего времени?

-«Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого се­бя не уважает, того и другие уважать не бу­дут... Станем смело наряду с другими наро­дами, скажем ясно свое имя и повторим его с благородною гордостью».

-«Как человек, так и народ начинает все­гда подражанием, но должен со временем быть самим собою. Хорошо и должно учить­ся, но горе и человеку, и народу, который бу­дет всегда учеником!»

·    Слово учителя. Повесть «Бедная Лиза» (1792) была с востор­гом принята современниками. В основу ее поло­жен сюжет, широко распространенный в литера­туре сентиментализма: молодой богатый дворя­нин добился любви бедной девушки-крестьянки, оставил ее и тайно женился на богатой дворянке. При случайной встрече с возлюбленным все рас­крывается, он пытается деньгами загладить свой проступок. Бедная девушка не перенесла горя и утопилась. Причина популярности «Бедной Лизы» заключалась в том, что в традиционный сюжет о несчастной любви автор внес живую жизнь, на место героев, произносящих патетические фразы о любви, поставил героев подлинно любящих, страдающих, показал любовь как многогранное, но изменчивое чувство.

- От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)

- Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту присутствие рассказчика. (Рассказчик душевно вовлечен в отноше­ния героев. Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется им даже излишне чувствительным, они улыба­ются, читая повторяющиеся «Ах!», но видят в нем благородного, гуманного человека, ра­нимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь  бывает  печален,   радостен, гневен).

- О чем эта повесть?

- Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью?  Как называла Лизу мать?

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)

- Проследим, какой характер носят чувства героев, как они раз­виваются, к чему приводят.  Прежде всего чувства главной героини повести — Лизы. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

(Можно  выявить  внутренние пережива­ния, говорящие о любви Лизы: смущение, во­лнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение. Чувства Лизы отличаются глубиной, по­стоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эра­ста, и даже дважды говорит об этом в повес­ти: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако ж те­бе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...» Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет скрыть. Ге­роиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).

- Как автор передает то или иное состо­яние Лизы? (Лиза «еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала...», «тихим голосом пела жалобные песни», «провожала его гла­зами», «все жилки в ней забились», «встала, хотела идти, но не могла» и т.д.  Делаем вывод о том, что точно найденные писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в душе ге­роини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»)

-      Как вы думаете, почему Лиза выража­ется таким правильным и поэтичным языком?

(Карамзин в по­вести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть красоту и благород­ство чувств своей героини, потому такой язык.)

- Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

- А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но из­балованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлек­ла его прежде всего своей внешностью. На­мерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу — постоянный мо­тив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых радостях», наме­ревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не веро­ломным обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворя­нин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольст­вии...». Предательство его ненамеренное, но тем более коварное).

- Значить, любовь стала испытанием для героя?

(Он плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сенти­ментальные идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам <...> и в счастливой праздности все дни свои провождали». Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть <...> одними чистыми объ­ятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресы­щение и желание освободиться от наскучив­шей связи. В его чувстве нет глубины, оно эгоистично).

-      В «Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с деньгами, освещает человеческие отношения'?

(Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких своеко­рыстных помыслов. Во время одного из сви­даний Лиза сообщает Эрасту, что к ней сва­тается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» — насторажи­вается Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет от­купиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)

- Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он? Подберите слова для характеристики.

 (Словарная работа: корыстный — стремящийся к личной выгоде,  наживе, жадный меркантильный — скупой в мелочах, излишне расчетливый, торгашеский)

-      А как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от матери?

(В  сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к себе. Искренняя, настоящая помощь должна  выражаться в поступках, в непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо и слеза катится по лицу моему») .

- Как проявляется здесь отношение автора к герою?

- Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста?  (Человек в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства, подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бес­смысленным, и она накладывает на себя руки).

- Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?

- Что  узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

(Да, он понял свои ошибки, «не мог уте­шиться», жестоко корит себя, ходит на моги­лу Лизы. Карамзин говорит о встрече и при­мирении их душ в ином мире) .

- Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании чело­веческой личности, но и предупреждает о не­обходимости рассудка в любви.

- В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? ( Матери Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают, что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума...)

- Как понимать финальную фразу повести?

- Для достижения максимального прав­доподобия Карамзин связал сюжет своей по­вести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на бе­регу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы проис­ходили возле Симонова пруда, который пос­ле повести Карамзина получил название Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с изображени­ем мыслей и настроений человека.

- Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

(Ребята анализируют пейзажные зарисов­ки, дают толкование символам весны, ланды­ша, тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жа­лобный голос свой с ее стенаниями» и про­чие примеры) и отсутствие такой связи с Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет природу разу­мом.

- Подведем итоги: как проявляются в по­вести черты сентиментализма? Какие ее эпи­зоды показались вам особенно трогательны­ми?

- В чем смысл заглавия? (Бедная — несча­стная.  Как отметил Ю.Лотман, в эпитете бедная - эмоциональная реакция повествователя на события повести. Заглавие «построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим отношение к ней Повествователя. Таким образом, в за­главие оказывается введен не только мир объекта повествования, но и мир Повество­вателя, между которыми установлено отно­шение сочувствия». Для рассказчика речь идет не только о факте, требующем морали­заторства, но о судьбах людей, один из ко­торых был ему знаком, а могила другой ста­новится излюбленным местом его прогулок и размышлений).

-      Какие, на ваш взгляд, «чувства доб­рые» воспитывает в читателях повесть Ка­рамзина? Могут ли извлечь из нее современ­ные молодые люди нравственные уроки? Ес­ли да, то какие?

(Карамзин учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство, проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки)

- Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

Д/З:  1. Большую роль в повести играют описания природы. Ее жизнь включается в отношения героев, помогает понять душевное состояние героини. Проследите, как общение с природой передает чувство Лизы.

2.       Напишите сочинение на тему: «Почему свою повесть Карамзин назвал «Бедная Лиза».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Система уроков по творчеству Н

Система уроков по творчеству Н

Продав доставшееся в наследство после смерти отца имение,

Продав доставшееся в наследство после смерти отца имение,

По одежде, по манере изображения портрет относится к са­мому началу

По одежде, по манере изображения портрет относится к са­мому началу

Работал он ка­ждый день с чрезвычайной настойчивостью

Работал он ка­ждый день с чрезвычайной настойчивостью

Вполовину посе­делые волосы зачесаны были с боков на верх головы

Вполовину посе­делые волосы зачесаны были с боков на верх головы

Следя за развитием событий, Карамзин предсказывает военное столкновение

Следя за развитием событий, Карамзин предсказывает военное столкновение

Правители, законодатели действуют по указа­ниям истории и смотрят на ее листы, как морепла­ватели на чертежи морей

Правители, законодатели действуют по указа­ниям истории и смотрят на ее листы, как морепла­ватели на чертежи морей

Карамзин – основатель русского сентиментализма

Карамзин – основатель русского сентиментализма

Особое внимание уделяется пейзажу

Особое внимание уделяется пейзажу

Используют сентименталисты и прием прямого обращения к читателю, вовлекая его в события, описываемые в произведении, заставляя его сочувствовать героям, сопереживать происходящему

Используют сентименталисты и прием прямого обращения к читателю, вовлекая его в события, описываемые в произведении, заставляя его сочувствовать героям, сопереживать происходящему

Урок №2. Тема: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Урок №2. Тема: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно

Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно

Как автор передает то или иное состо­яние

Как автор передает то или иное состо­яние

Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет от­купиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать…

Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет от­купиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать…

Ребята анализируют пейзажные зарисов­ки, дают толкование символам весны, ланды­ша, тумана, осени; отмечают связь природы с

Ребята анализируют пейзажные зарисов­ки, дают толкование символам весны, ланды­ша, тумана, осени; отмечают связь природы с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2024