Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Оценка 5
Разработки уроков
doc
дефектология
1 кл
15.02.2017
Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому основное внимание учитель-логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет результат.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная профилактика и подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.
sistema_kor.doc
Система коррекционноразвивающей работы по профилактике и
коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Основная задача учителялогопеда общеобразовательной школы предупреждение
неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому
основное внимание учительлогопед должен уделять учащимся первых классов (дети 67
летнего возраста) с фонетикофонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше
будет начато коррекционноразвивающее обучение, тем выше будет результат.
Общую проблему при коррекционноразвивающем обучении первоклассников составляет
своевременная и целенаправленная профилактика и подготовка к обучению грамоте. В
связи с этим главной задачей начального этапа коррекционноразвивающего обучения
является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей,
имеющих фонетикофонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы
детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:
сформировать полноценные фонематические процессы;
сформировать представления о звукобуквенном составе слова;
сформировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с
фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с
общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап
коррекционноразвивающего обучения. Таким образом, общее содержание и
последовательность коррекционноразвивающего обучения детей с ФФН и первого этапа
коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем,
количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы.
Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться
в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре
дефекта.[5]
У детей, нуждающихся в логопедической помощи, различаются особые образовательные
потребности:
начать коррекционную деятельность как можно раньше для предупреждения
возникновения вторичных речевых нарушений;
использовать специальные методы, приёмы и средства коррекции;
индивидуализировать обучение;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной
среды.
Задаются такие потребности спецификой нарушений речевого развития и определяют
особую логику построения коррекционного процесса. [3]
В школе создана и работает система деятельности по профилактике и коррекции
речевых нарушений у учащихся первых классов, которая отвечает следующим условиям:
предусматривается возможность выявления большинства случаев речевых
нарушений на ранних этапах обучения, когда можно полностью или частично
предотвратить развитие дисграфии, дислексии;
привлекается к коррекции максимально широкий круг лиц, заинтересованных в её
успехе.
I этап деятельности данной системы первичное обследование речевой деятельности
всех будущих первоклассников.
1.Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт.
2.Сбор информациио речевой готовности.
3.Экспрессобследование всех будущих первоклассников. Сбор информации о речевой готовности к школе будущих первоклассников
Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт позволяет
получить первые данные о нарушении речи. Так, например, в ДОУ во время передачи
детей в школу на «Круглом столе» главным является детская медсестра, которая
знакомит с записями в медкартах детей в мае месяце.
включает:
1.Занятия в « Школе будущего первоклассника».
На занятиях учитель собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего
первоклассника к обучению в школе, о состоянии словаря, связной речи,
фонематического анализа, пространственновременных ориентировок, графо моторных
навыков.
2.Посещение открытых занятий в детском саду.
3.«Круглые столы» по передаче детей в школу. «Круглый Стол» завершает сбор
информации о будущих первоклассниках. Разговор происходит двусторонний:
обсуждаются речевые заключения в ДОУ на выпуске и предварительные заключения
учителялогопеда школы.
4. Карты передачи.
Логопедическое экспрессобследование всех будущих первоклассников проходит
после общешкольного родительского собрания, на весенних каникулах. На собрании
логопед рассказывает о том, что такое речевая готовность к школе и предлагает всем
пройти логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают
индивидуальные консультации. Школа заключает с родителями договор на проведение
первичного логопедического обследования.
Как правило, родители с интересом откликаются на данное обследование. Из беседы с
родителями часто выясняются основные моменты развития ребёнка, даются мини
консультации. Обследование ведётся в течение 2030 минут. Многие задания даются в
игровой форме, используется красочная
наглядность. Это создаёт атмосферу непринуждённости, снижает страх, повышает
мотивацию.
Полученные сведения помогают сделать предварительные выводы о норме или
нарушении речи, его глубине, структуре речевого дефекта и указывают на уровень
речевой
школе.
Таким образом, изменение схемы набора учеников в логопедический пункт в школе,
некоторые перемены во взаимоотношениях учителялогопеда с учителями и родителями
привели к возникновению системы работы по профилактике и коррекции речевых
нарушений. Информация, полученная с 115 сентября, позволяет учителюлогопеду
определенномуалгоритму.
действовать
1.Установить
развития
2.Зачислить в логопедический пункт детей с первичным речевым нарушением.
3. Наблюдать динамику развития каждого ребенка и, при неблагоприятном ходе
обучения грамоте, немедленно включать его в коррекционную группу. 4. Заранее, до
окончания углубленного обследования, планировать комплектование групп детьми со
сходным дефектом, работу на перспективу, готовить дидактический материал для
занятий.
5. Консультировать родителей учащихсялогопатов.
6. Рекомендовать учителям первых классов использование на уроках коррекционно
педагогическиеприёмы.
После логопедического обследования возникает ряд вопросов, главным среди которых
является следующий: как профилатически уменьшить риск возникновения дисграфий и
дислексий у детей, имеющих нарушения речи, ограниченные в основном незрелостью
фонематического восприятия ( при сохранном звукопроизношении), и не зачисленных на
логопункт изза недостатка свободных мест? По нашим наблюдениям, такие учащиеся
первоклассника
дальше
основные
уровня
речевого
показатели
готовности
по
к составляют
значительную
часть
всех
детей
с
ОНР.
и
в
чтении
процессов
мышления
лексики,
грамматики,
выступления
звукоразличения,
По данным научных литературных источников, значительная часть случаев незрелости
фонематического восприятия возникает в связи с сочетанием сенсорной и моторной
недостаточности. Так, даже при незначительном несовершенстве работы мышц речевых
органов у ребенка при усложнении речевой задачи нарушается их координация, что
приводит к нечетким кинестезиям.[4] Один и тот же звук произносится в различных
ситуациях поразному, а в центральный отдел слухового анализатора по поводу одного и
того же звука поступает разноречивая информация. Следовательно, в речеслуховых зонах
мозга нет четкого представления о каждом из звуков, что влечет за собой (даже при
отсутствии слышимых нарушений звукопроизношения), трудности различения сходных
по акустическим характеристикам и способу артикулирования звуков (свистящих
шипящих, звонких глухих, твердых мягких). В такой ситуации необходимо привлекать
к речевой работе родителей и учителей, поскольку именно они наиболее заинтересованы
в организации учебного процесса ребенка и непосредственно участвуют в нем.
Очень важно своевременно довести до родителей информацию, побуждающую их к
самостоятельной оценке уровня речевого развития ребенка. Для этого учительлогопед
выступает на родительских собраниях в классах, которые он обследовал. Как правило,
эти
содержат:
некоторые сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о
взаимосвязи
речи;
сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма
звукопроизношения,
связнойречи);
картину речевого развития детей в классе (общие цифры), а также прогноз возможных
ошибок
письме;
перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и
речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители
(недостаток общения с детьми; несоответствие уровня и содержания речевых контактов
возрастным потребностям ребенка; психологические трудности, обусловленные
особенностями взаимоотношений в цепи «родительродитель» или «родитель»;
информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку
полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе,
во многом определяют дальнейшее качество письма и чтения;
некоторые
распо
знавания специфических ошибок письма и чтения, появление которых должно стать
поводом
специалисту;
сообщение о том, где и когда можно получить более подробные данные о состоянии
речи
ним.
Родители сотрудничают с учителемлогопедом в формировании у детей полноценного
словаря, упражняют их в характеристике звуков, составлении схем звукового анализа.
Соответствующие умения они получают на специально организованных семинарах. В
помощь родителям предлагаются методические рекомендации к каждому домашнему
занятию.Своеобразной формой отчета перед родителями являются внеклассные
логопедические мероприятия. Для детей с ОНР он включает театрализации стихов и
сказок, для детей с дислалией, дизартрией демонстрацию на различном речевом
материале произносительных навыков. После таких мероприятий у детей с ОНР
возрастает уверенность в себе, более активно формируются навыки общения со
сверстниками, повышается самооценка, растет интерес к логопедическим занятиям. В
результате у родителей растет доверие к учителюлогопеду, они с готовностью
продолжают сотрудничество.
Литература
1.Глухов В.П «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» М..1999
консультацию
необходимые
обращения
родителям
ребенка,
работе
сведения,
за
помощью
для
для
и
на
у
к
по
с 2.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»
М.,1991
3.Журналы «Логопед» №2, 2004; №5, №2, 2005
4..Фотекова Т., Ахутина Т. «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у
детей» М.. 1999
5.Ястребова В.А. «Преодоление общего недоразвития речи учащихся начальных классов
общеобразовательных учреждений». М., 2000.
4
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.