Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Оценка 5

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
дефектология
1 кл
15.02.2017
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому основное внимание учитель-логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет результат. Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная профилактика и подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.
sistema_kor.doc
Система коррекционно­развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.  Основная   задача   учителя­логопеда   общеобразовательной   школы   ­   предупреждение неуспеваемости,   обусловленной   различными   нарушениями   речи.   Именно   поэтому основное внимание  учитель­логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6­7 летнего возраста) с фонетико­фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет   начато   коррекционно­развивающее   обучение,   тем   выше       будет   результат. Общую проблему при коррекционно­развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная профилактика и подготовка  к обучению грамоте. В связи  с этим  главной  задачей  начального этапа  коррекционно­развивающего  обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико­фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:     сформировать полноценные фонематические процессы;  сформировать представления о  звуко­буквенном составе слова;  сформировать навыки анализа и синтеза звуко­слогового состава слова;  скорригировать   дефекты   произношения   (если   таковые имеются). Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с  фонетико­фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с  общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап  коррекционно­развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и  последовательность коррекционно­развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа  коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем,  количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы.  Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться  в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре  дефекта.[5] У детей, нуждающихся в логопедической помощи, различаются особые образовательные  потребности:     начать   коррекционную   деятельность   как   можно   раньше  для   предупреждения возникновения вторичных речевых нарушений; использовать специальные методы, приёмы и средства коррекции; индивидуализировать обучение; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.  Задаются такие потребности спецификой  нарушений речевого развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса. [3]     В  школе создана и работает система деятельности по профилактике и коррекции  речевых нарушений у учащихся первых классов, которая отвечает следующим условиям: предусматривается   возможность   выявления   большинства   случаев   речевых нарушений   на   ранних   этапах   обучения,   когда   можно   полностью   или   частично предотвратить развитие дисграфии, дислексии; привлекается к коррекции максимально широкий круг лиц, заинтересованных в её успехе.     I этап деятельности данной системы ­ первичное обследование речевой деятельности  всех будущих первоклассников. 1.Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт. 2.Сбор информациио речевой готовности. 3.Экспресс­обследование всех будущих первоклассников. Сбор   информации   о   речевой   готовности  к   школе   будущих   первоклассников   Анализ   диагностически   значимых   сведений   из   медицинских   карт  позволяет   получить первые данные о нарушении речи. Так, например, в ДОУ во время передачи детей   в   школу   на   «Круглом   столе»   главным   является   детская   медсестра,   которая знакомит с записями в медкартах детей в мае месяце.    включает: 1.Занятия в  « Школе будущего первоклассника». На занятиях учитель   собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего первоклассника   к   обучению   в   школе,   о   состоянии   словаря,   связной   речи, фонематического анализа, пространственно­временных ориентировок, графо ­ моторных навыков. 2.Посещение открытых занятий в детском саду.  3.«Круглые   столы»   по   передаче   детей   в   школу.     «Круглый   Стол»   завершает   сбор информации   о   будущих   первоклассниках.   Разговор   происходит   двусторонний: обсуждаются   речевые   заключения   в   ДОУ   на   выпуске   и   предварительные   заключения учителя­логопеда школы. 4. Карты передачи.   Логопедическое   экспресс­обследование   всех   будущих   первоклассников  проходит после   общешкольного   родительского   собрания,   на   весенних   каникулах.   На   собрании логопед рассказывает о том, что такое речевая готовность к школе и предлагает всем пройти логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают индивидуальные консультации. Школа заключает с родителями договор на проведение первичного логопедического обследования. Как правило, родители с интересом откликаются на данное обследование. Из беседы с родителями   часто   выясняются   основные   моменты   развития   ребёнка,   даются   мини­ консультации. Обследование ведётся в течение 20­30 минут. Многие задания даются в игровой форме, используется красочная  наглядность.   Это   создаёт   атмосферу   непринуждённости,   снижает   страх,   повышает мотивацию.                    Полученные   сведения   помогают   сделать   предварительные   выводы   о   норме   или нарушении   речи,   его   глубине,   структуре   речевого   дефекта   и   указывают   на   уровень речевой школе. Таким   образом,   изменение   схемы   набора   учеников   в   логопедический   пункт   в   школе, некоторые перемены во взаимоотношениях учителя­логопеда с учителями и родителями привели   к   возникновению   системы   работы   по   профилактике   и   коррекции   речевых нарушений.    Информация,  полученная    с  1­15 сентября, позволяет  учителю­логопеду определенномуалгоритму. действовать 1.Установить   развития 2.Зачислить в логопедический пункт детей с первичным речевым нарушением.   3.   Наблюдать   динамику   развития   каждого   ребенка     и,   при   неблагоприятном   ходе обучения  грамоте, немедленно  включать  его  в коррекционную   группу. 4.  Заранее,  до окончания   углубленного   обследования,   планировать   комплектование   групп   детьми   со сходным   дефектом,   работу   на   перспективу,   готовить   дидактический   материал   для занятий. 5. Консультировать родителей учащихся­логопатов. 6.   Рекомендовать   учителям   первых   классов   использование   на   уроках   коррекционно­ педагогическиеприёмы. После логопедического обследования  возникает ряд вопросов, главным среди которых является следующий: как профилатически уменьшить риск возникновения дисграфий и дислексий   у  детей,   имеющих  нарушения  речи,   ограниченные   в  основном  незрелостью фонематического восприятия ( при сохранном звукопроизношении), и не зачисленных на логопункт из­за недостатка свободных мест? По нашим наблюдениям, такие учащиеся первоклассника дальше     основные уровня   речевого показатели   готовности   по     к составляют   значительную   часть   всех   детей   с   ОНР.                 и     в чтении процессов мышления   лексики,   грамматики, выступления звукоразличения, По данным научных литературных источников, значительная часть случаев незрелости фонематического   восприятия   возникает   в   связи   с   сочетанием   сенсорной   и   моторной недостаточности. Так, даже при незначительном несовершенстве работы мышц речевых органов   у   ребенка   при   усложнении   речевой   задачи   нарушается   их   координация,   что приводит  к нечетким кинестезиям.[4]  Один  и тот же звук произносится в различных ситуациях по­разному, а в центральный отдел слухового анализатора по поводу одного и того же звука поступает разноречивая информация. Следовательно, в речеслуховых зонах мозга нет четкого представления о каждом из звуков, что влечет за собой (даже при отсутствии слышимых нарушений звукопроизношения), трудности различения сходных по   акустическим   характеристикам   и   способу   артикулирования   звуков   (свистящих   ­ шипящих, звонких ­ глухих, твердых ­ мягких). В такой ситуации необходимо привлекать к речевой работе родителей и учителей, поскольку именно они наиболее заинтересованы в   организации   учебного   процесса   ребенка   и   непосредственно   участвуют   в   нем. Очень   важно   своевременно   довести   до   родителей   информацию,   побуждающую   их   к самостоятельной оценке уровня речевого развития ребенка. Для этого учитель­логопед выступает на родительских собраниях в классах, которые он обследовал. Как правило, эти содержат: ­   некоторые   сведения   о   речи,   как   о   психической   функции   высшего   порядка,   о взаимосвязи речи; ­   сообщения   об   основных   показателях   речевой   готовности   ребенка   к   школе   (норма звукопроизношения,   связнойречи); ­ картину речевого развития детей в классе (общие цифры), а также прогноз возможных ошибок письме; ­ перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители (недостаток общения с детьми; несоответствие уровня и содержания речевых контактов возрастным   потребностям   ребенка;   психологические   трудности,   обусловленные особенностями   взаимоотношений   в   цепи   «родитель­родитель»   или   «родитель»; ­ информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во   многом   определяют   дальнейшее   качество   письма   и   чтения; ­некоторые распо­ знавания   специфических   ошибок   письма   и   чтения,   появление   которых   должно   стать поводом специалисту; ­ сообщение о том, где и когда можно получить более подробные данные о состоянии речи ним. Родители сотрудничают  с учителем­логопедом в формировании  у детей полноценного словаря, упражняют их в характеристике звуков, составлении схем звукового анализа. Соответствующие   умения   они   получают   на   специально   организованных   семинарах.   В помощь   родителям   предлагаются   методические   рекомендации   к   каждому   домашнему занятию.Своеобразной   формой   отчета   перед   родителями   являются   внеклассные логопедические мероприятия.   Для детей с ОНР он включает театрализации стихов и сказок,   для   детей   с   дислалией,   дизартрией   ­   демонстрацию   на   различном   речевом материале   произносительных   навыков.   После   таких   мероприятий   у   детей   с   ОНР возрастает   уверенность   в   себе,   более   активно   формируются   навыки   общения   со сверстниками, повышается самооценка, растет интерес к логопедическим занятиям. В результате   у   родителей   растет   доверие  к   учителю­логопеду,  они   с   готовностью продолжают сотрудничество.                                                             Литература 1.Глухов В.П  «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» М..1999 консультацию   необходимые обращения родителям ребенка,   работе   сведения,   за   помощью   для   для   и   на         у     к   по   с 2.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М.,1991 3.Журналы «Логопед» №2, 2004;  №5, №2, 2005 4..Фотекова Т., Ахутина Т. «Нейропсихологическая  диагностика  речевой  патологии  у детей» М.. 1999 5.Ястребова В.А. «Преодоление общего недоразвития речи учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». М., 2000.                                                             4

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017