Представлена статья на тему - Система работы с одарёнными детьми в МБОУ «Прогимназия № 2»
Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.Хочется отметить, что благодаря таким условиям обучающиеся нашей школы получают уверенность в своих силах, а многочисленные грамоты помогают им увидеть результат, итог работы, усилий и собственной деятельности в самообразовании, личностного роста.
Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город Воронеж
Воронежская область
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Система работы с одарёнными детьми в МБОУ «Прогимназия №
2»
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития
и поддержки одарённых детей. «Одаренные дети» — это особые дети,
недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано
яблоком падать к чужим ногам…».
Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа»
является формирование разветвленной системы поиска и поддержки
талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления
личности.
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того,
какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.
Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, у нас есть
условия для развития обучающихся, и существует необходимость выявления
их способностей.
В прогимназии программы по работе с одарёнными детьми нет. Но наши
учителя стараются строить свою работу так, чтобы максимально развивать
познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с детьми
в прогимназии реализуется по трём направлениям деятельности:
научнопознавательное;
художественноэстетическое;
проектная деятельность.
Уже с первого класса со всеми обучающимися работает школьный
психолог. Она проводит диагностику в начале и в конце учебного года,
определяя уровень развития каждого ребёнка. Работает система портфолио
ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы.Создание портфолио отражает результаты ребёнка, его продвижение.
Родители наглядно видят успехи своих детей и активно включаются в
сотворчество. Педагогами прогимназии осуществляется мониторинг
личностного развития обучающихся. Результаты этого мониторинга заносятся
в карты личностного развития обучающихся. Там содержатся данные о
познавательных способностях, интересах, склонностях, особенностях
поведения, успеваемости и особых психологических свойствах ребёнка.
Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок
для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и
исследовательская ситуация, импровизация. Поэтому мы в нашей школе
выбираем системы обучения, педагогические технологии, методы, приёмы,
направленные на дифференциацию и индивидуализацию обучения. Широкое
распространение получили групповые формы работы, различного рода
творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в
самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. С 2011
года в нашей школе стали реализовываться стандарты нового поколения, и все
классы начали работать по программе учебнометодического комплекта
«Перспектива». В этой программе учебный материал подобран таким
образом, что учитель имеет возможность распознать одарённых детей и
помочь им в дальнейшем развитии.Реализовать себя обучающиеся прогимназии могут, участвуя в предметных
олимпиадах. В нашем коллективе олимпиады проводятся каждый учебный
год, начиная со 2го класса, и состоят из трёх туров: классного, школьного и
районного, куда школы обычно направляют финалистов. Задания
подбираются таким образом, чтобы часть заданий могло решить большинство
из учеников, а 12 самые сильные учащиеся. Такая система заданий
позволяет с одной стороны, проводит отбор учеников для участия в
районных олимпиадах, а с другой – соблюдать принцип дифференциации
обучения.
Результатом такой работы является ежегодное участие наших
обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: Международной
эвристической олимпиаде «Совенок 2013», Всероссийской заочной олимпиаде
«Одарённые дети», проводимой Российским образовательным центром
«Дарование», в ежегодном Всероссийском открытом турнире «ПОНИ».
Третий год учащиеся прогимназии принимают участие в дистанционной
Всероссийской предметной олимпиаде «Эрудиты», которую проводит Центр
поддержки талантливой молодёжи (сайт http://centrtalant.ru/AboutUs.aspx ). В
этом учебном году участие в дистанционной предметной олимпиаде «Эрудит»
приняло 519 обучающихся нашей школы.
Наряду с урочной деятельностью выявлению и развитию одарённости
обучающихся способствуют различные формы внеурочной деятельности. В
системе внеурочной деятельности прогимназии используются разные формы
работы. Для учащихся 1 класса организовано проведение 10 часов
внеурочной деятельности. Учащиеся посещают такие занятия: «Лёгкаяатлетика»; «Весёлые нотки»; «Лепка» кружок по математике «Умники и
умницы»; кружок по английскому языку «Мир театра»; «Шахматы», кружок
прикладного творчества «Изонить», индивидуальногрупповые занятия по
математике и русскому языку для учащихся 3 – 4 классов. Кроме этого
Прогимназия сотрудничает с ООО «Интерком», ЦДО «Созвездие,
танцевальным клубом О. Челомбиевой, Центром экологической безопасности
и др. Эти занятия позволяют увлечь детей общностью интересов и повести их
к вершинам успеха.
В нашей школе большое внимание уделяется исследовательской
деятельности обучающихся, так как любой проект связан с
прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом
развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Начинается эта
работа с первого класса. В ходе работы над проектом учащиеся учатся
пользоваться разными источниками информации, обрабатывать их, проводят
различные опыты, опросы и исследования, готовят компьютерную
презентацию, привлекая к этой работе своих родителей. Уже традицией
нашего учебного заведения стало ежегодное проведение школьного конкурса
творческих и исследовательских проектов «Хочу всё знать». Выступая перед
жюри, сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории,
дискутировать, отстаивать свою точку зрения.
В этом учебном году 5 учеников прогимназии победители школьного
конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Хочу всё знать»
стали участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «Я –
исследователь». Ученица 1 класса Береснева Алёна (учитель МерзлютинаИ.А.) стала победителем этого конкурса, остальные ученики заняли призовые
места.
Также наши дети занимаются в спортивной школе, посещают занятия в
детской школе искусств, поют в школьном хоре, выступают на праздниках.
В конце каждой четверти проводится торжественная итоговая линейка,
на которой поздравляют победителей и призёров олимпиад, конкурсов
различного уровня, их учителей. Им вручают грамоты, дипломы, сертификаты
и ценные подарки.
Хочется отметить, что благодаря таким условиям обучающиеся нашей школы
получают уверенность в своих силах, а многочисленные грамоты помогают им
увидеть результат, итог работы, усилий и собственной деятельности в
самообразовании, личностного роста.
Источники
Работа с одаренными детьми.// Завуч начальной школы. 2009. № 8. с. 91.
«Ядро одаренности».// Директор школы. 2010. № 1. с. 71.
Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать?// Народное образование.
2010. № 8. с. 21.
Организация работы с одаренными детьми. Одаренные дети (из опыта
работы)// Завуч. 2004. № 7. с. 83, 153.Баскаева Е.А. Система работы с одарёнными детьми в начальной
школе http://itn.ru/board.aspx?
cat_no=5025&tmpl=thread&BoardId=46571&ThreadId=441129