Система работы с одарёнными детьми в МБОУ «Прогимназия № 2»

  • Лекции
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему - Система работы с одарёнными детьми в МБОУ «Прогимназия № 2» Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.Хочется отметить, что благодаря таким условиям обучающиеся нашей школы получают уверенность в своих силах, а многочисленные грамоты помогают им увидеть результат, итог работы, усилий и собственной деятельности в самообразовании, личностного роста.
Иконка файла материала СТАТЬЯ.docx
Мерзлютина Ирина Александровна, учитель начальных классов высшая квалификационная категория МБОУ «Прогимназия № 2» город Воронеж Воронежская область    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»                 Система работы с одарёнными детьми в МБОУ «Прогимназия №  2»       Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития  и поддержки одарённых детей.  «Одаренные дети» — это особые дети,  недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано  яблоком падать к чужим ногам…».        Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа»  является формирование разветвленной системы поиска и поддержки  талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления  личности.          Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.          Проблема развития одарённости  в нашей школе   актуальна, у нас есть  условия для  развития обучающихся, и существует необходимость выявления  их способностей.          В прогимназии  программы по работе с одарёнными детьми нет. Но наши  учителя стараются строить свою работу так, чтобы максимально развивать  познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с  детьми  в прогимназии реализуется по трём направлениям деятельности: научно­познавательное; художественно­эстетическое; проектная деятельность.       Уже с первого класса со всеми обучающимися работает школьный  психолог.  Она проводит диагностику в начале и в конце учебного года,  определяя уровень развития каждого ребёнка.  Работает система портфолио  ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы.Создание портфолио отражает результаты ребёнка, его продвижение.  Родители наглядно видят успехи своих детей и активно включаются в  сотворчество. Педагогами прогимназии осуществляется мониторинг  личностного развития обучающихся. Результаты этого мониторинга заносятся в карты личностного развития обучающихся. Там содержатся данные о  познавательных способностях, интересах, склонностях, особенностях  поведения, успеваемости и особых психологических свойствах ребёнка.        Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок  для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и  исследовательская ситуация, импровизация. Поэтому мы в нашей школе  выбираем системы обучения, педагогические технологии, методы, приёмы,  направленные на дифференциацию и индивидуализацию обучения. Широкое  распространение получили групповые формы работы, различного рода  творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в  самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. С 2011  года в нашей школе стали реализовываться стандарты нового поколения, и все классы начали работать по программе учебно­методического комплекта  «Перспектива». В этой программе учебный материал подобран таким  образом, что учитель имеет возможность распознать одарённых детей и  помочь им в дальнейшем развитии.Реализовать себя обучающиеся прогимназии могут, участвуя в предметных олимпиадах. В нашем коллективе олимпиады проводятся каждый учебный  год, начиная со 2­го класса, и состоят из трёх туров: классного, школьного и  районного, куда школы обычно направляют финалистов. Задания  подбираются таким образом, чтобы часть заданий могло решить большинство  из учеников, а 1­2 ­ самые сильные учащиеся. Такая система заданий  позволяет с одной стороны, проводит отбор учеников для участия в  районных олимпиадах, а с другой – соблюдать принцип дифференциации  обучения.        Результатом  такой работы является ежегодное участие наших  обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: Международной  эвристической олимпиаде «Совенок 2013», Всероссийской заочной олимпиаде «Одарённые дети», проводимой Российским образовательным центром  «Дарование», в ежегодном Всероссийском открытом турнире «ПОНИ».  Третий год учащиеся прогимназии принимают участие  в дистанционной  Всероссийской предметной олимпиаде «Эрудиты», которую проводит Центр  поддержки талантливой молодёжи (сайт ­ http://centrtalant.ru/AboutUs.aspx ). В этом учебном году участие в дистанционной предметной олимпиаде «Эрудит» приняло 519 обучающихся нашей школы.          Наряду с урочной деятельностью выявлению и развитию одарённости  обучающихся способствуют различные формы внеурочной деятельности. В  системе внеурочной деятельности прогимназии используются разные формы  работы. Для учащихся 1 класса  организовано проведение 10 часов  внеурочной деятельности. Учащиеся посещают такие занятия: «Лёгкаяатлетика»; «Весёлые нотки»; «Лепка» кружок по математике «Умники и  умницы»; кружок по английскому языку «Мир театра»; «Шахматы», кружок  прикладного творчества «Изонить», индивидуально­групповые занятия по  математике и русскому языку для учащихся 3 – 4 классов. Кроме этого  Прогимназия сотрудничает с ООО «Интерком», ЦДО «Созвездие,  танцевальным клубом О. Челомбиевой, Центром экологической безопасности  и др. Эти занятия позволяют  увлечь детей общностью интересов и повести их  к вершинам успеха.     В нашей школе большое внимание уделяется исследовательской  деятельности обучающихся, так  как  любой проект связан с  прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом  развития интеллекта и креативности ребенка в обучении.  Начинается эта  работа с первого класса. В ходе работы над проектом учащиеся учатся  пользоваться разными источниками информации, обрабатывать их, проводят  различные опыты, опросы и исследования, готовят компьютерную  презентацию, привлекая к этой работе своих родителей.  Уже традицией  нашего учебного заведения стало ежегодное проведение школьного конкурса  творческих и исследовательских проектов «Хочу всё знать». Выступая перед  жюри, сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории,  дискутировать, отстаивать свою точку зрения.         В этом учебном году 5 учеников прогимназии ­ победители школьного  конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Хочу всё знать»  стали участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «Я –  исследователь». Ученица 1 класса ­ Береснева Алёна (учитель МерзлютинаИ.А.) стала победителем этого конкурса, остальные ученики заняли призовые  места.         Также наши дети занимаются в спортивной школе, посещают занятия в  детской школе искусств, поют в школьном хоре, выступают на праздниках.              В конце каждой четверти проводится торжественная итоговая линейка,  на которой поздравляют победителей и призёров олимпиад,  конкурсов  различного уровня, их учителей. Им вручают грамоты, дипломы, сертификаты и ценные подарки. Хочется отметить, что благодаря таким условиям обучающиеся нашей школы  получают уверенность в своих силах, а многочисленные грамоты помогают им увидеть результат, итог работы, усилий и собственной деятельности в  самообразовании, личностного роста. Источники Работа с одаренными детьми.// Завуч начальной школы.­ 2009.­ № 8.­ с. 91.  «Ядро одаренности».// Директор школы.­ 2010.­ № 1.­ с. 71. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать?// Народное образование.­ 2010.­ № 8.­ с. 21. Организация работы с одаренными детьми.    Одаренные дети (из опыта  работы)// Завуч.­ 2004.­ № 7.­ с. 83, 153.Баскаева Е.А. Система работы с одарёнными детьми в начальной  школе http://it­n.ru/board.aspx? cat_no=5025&tmpl=thread&BoardId=46571&ThreadId=441129