В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления, приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное определение им и сопутствующим размерам.
Ямб и хорей в литературе (как и дополняющие их, пиррихий и спондей), относятся к двусложным стихотворным размерам силлабо-тонического стихосложения, сформировавшегося в Европе примерно в XVI – XVII в, как результат слияния силлабического стиха романских и тонического стиха германских языков.
Силлабо-тоническое стихосложение и его правила в русском языке были окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в. И, вплоть до середины XIX в, в основном использовались двусложные размеры, смещённые затем Некрасовскими трёхсложными, а после, к началу XX в, с тенденцией размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой.
iamb.doc.docx
Методическая разработка
Система стихосложения «Ямб и хорей»
преподавателя Барановой Галины Александровны,
преподавателя высшей категории, заведующей методическим
объединением отделения народных инструментов МБУДО
Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского
В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления,
приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное
определение им и сопутствующим размерам.
Ямб и хорей в литературе (как и дополняющие их, пиррихий и спондей),
относятся к двусложным стихотворным размерам силлаботонического
стихосложения, сформировавшегося в Европе примерно в XVI – XVII в, как
результат слияния силлабического стиха романских и тонического стиха
германских языков.
Силлаботоническое стихосложение и его правила в русском языке были
окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на
основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в. И, вплоть до середины XIX
в, в основном использовались двусложные размеры, смещённые затем
Некрасовскими трёхсложными, а после, к началу XX в, с тенденцией
размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой.
Определение что такое хорей и как он используется
Наименьшей структурной единицей стиха является стопа –
последовательность ряда безударных и одного ударного слогов,
чередующихся в определенном порядке. Двусложный размер с ударением на
первом слоге стопы называется хорей. От др.греч. χορεῖ
— «плясовой».
ος
И используется он, в основном, для передачи экспрессии, в танцевальных и
хороводных песнях, больше подходит для передачи мелодичности. Примеры хорея в литературе (стихи)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин)
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
(К.И. Чуковский)
Определение что такое ямб и как он используется
Определение ямба можно дать как противовес хорею – двусложный размер с
ударением на втором (последнем) слоге стопы. Хотя ямб и хорей в
литературе имеют одинаковый метр, первый получил большую популярность
и распространение, благодаря своей ритмике. Термин ведёт своё название,
предположительно, от др.греч. ἴ μ
, означающее название музыкального
инструмента. По другой же версии, этим инструментом лишь сопровождались
ямбические песнопения в честь Деметры.
α βος
По мифу, Ямба, служанка царя Келея, развеселила Деметру пением
непристойных стихов с таким размером.
Примеры написания ямбом (стихи)
Четырёхстопным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин»,
«Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
(А.С.Пушкин) Дополнительная информация по теме
Зная уже, что такое ямб и хорей в литературе, стоит дополнить информацию о
двусложных размерах пиррихием – стопой их двух безударных (кратких)
слогов, и спондеем – стопой из двух долгих (ударных) слогов. Именно
благодаря этим вариациям, четырёхстопный ямб имеет самый богатый
ритмический размер.
Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариации четырёхстопного ямба,
с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк,
насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного. Такое
богатство ритмики, позволяющее осуществить любой стихотворный замысел,
с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в
русской поэзии.
Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Ямб стопа античной системы стихосложения, где первый слог краткий,
второй долгий U. Применительно к европейской совреиенной поэзии ямб
стопа, в которой первый слог безударный, второй ударный.
Например: Мой дядя самых честных правил (Пушкин) четырехстопный ямб.
Основные размеры: 4стопный (лирика, эпос) , 6стопный (поэмы и драмы 18
в.) , 5стопный (лирика и драмы 1920 вв.) , вольный разностопный (басня 18
19 вв. , комедия 19 в.) .
Пример:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А. С. Пушкин)
примеры ямба в стихотворениях Пушкина Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови.. .
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах всё темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ:
Утих и шум, и крик торговый,
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Литература:
1. "Литературная энциклопедия". В 11 т. — [М.], 1929—1939
2. "Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов". В
2х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. ЧешихинаВетринского. — М.; Л.:
Издво Л. Д. Френкель, 1925
3. Квятковский А.П. "Поэтический словарь". Науч. ред. И.
Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966
4. Федотов О.И. "Основы русского стихосложения. Теория и история
русского стиха. ". М.: Издательство "Флинта", Издательство
"Наука", 2002
5. Холшевников В.Е. "Основы стиховедения. Русское
стихосложение.". СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.:
Издательский центр "Академия", 2004
Система стихосложения «Ямб и хорей»
Система стихосложения «Ямб и хорей»
Система стихосложения «Ямб и хорей»
Система стихосложения «Ямб и хорей»
Система стихосложения «Ямб и хорей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.