Система стихосложения «Ямб и хорей»
Оценка 4.6

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Оценка 4.6
Лекции
docx
математика +1
8 кл
08.06.2017
Система стихосложения «Ямб и хорей»
В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления, приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное определение им и сопутствующим размерам. Ямб и хорей в литературе (как и дополняющие их, пиррихий и спондей), относятся к двусложным стихотворным размерам силлабо-тонического стихосложения, сформировавшегося в Европе примерно в XVI – XVII в, как результат слияния силлабического стиха романских и тонического стиха германских языков. Силлабо-тоническое стихосложение и его правила в русском языке были окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в. И, вплоть до середины XIX в, в основном использовались двусложные размеры, смещённые затем Некрасовскими трёхсложными, а после, к началу XX в, с тенденцией размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой.
iamb.doc.docx
Методическая разработка Система стихосложения «Ямб и хорей» преподавателя Барановой Галины Александровны, преподавателя высшей категории, заведующей методическим объединением отделения народных инструментов МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского  В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления,  приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное  определение им и сопутствующим размерам.  Ямб и хорей в литературе (как и дополняющие их, пиррихий и спондей),  относятся к двусложным стихотворным размерам силлабо­тонического  стихосложения, сформировавшегося в Европе примерно в XVI – XVII в, как  результат слияния силлабического стиха романских и тонического стиха  германских языков. Силлабо­тоническое   стихосложение   и   его   правила   в   русском   языке   были окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в. И, вплоть до середины XIX в,   в   основном   использовались   двусложные   размеры,   смещённые   затем Некрасовскими   трёхсложными,   а   после,   к   началу   XX   в,   с   тенденцией размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой. Определение что такое хорей и как он используется Наименьшей   структурной   единицей   стиха   является   стопа   – последовательность   ряда   безударных   и   одного   ударного   слогов, чередующихся в определенном порядке. Двусложный размер с ударением на первом слоге стопы называется хорей. От др.­греч. χορεῖ  — «плясовой». ος И используется он, в основном, для передачи экспрессии, в танцевальных и  хороводных песнях, больше подходит для передачи мелодичности. Примеры хорея в литературе (стихи) Бу­ря мгло­ю не­бо кро­ет, Вих­ри снеж­ные кру­тя. То, как зверь, о­на за­во­ет, То за­пла­чет, как ди­тя. (А.С.Пушкин) Он с То­то­шей и Ко­ко­шей По ал­лее про­хо­дил. И мо­ча­лку, слов­но гал­ку, Слов­но гал­ку, прог­ло­тил. (К.И. Чуковский) Определение что такое ямб и как он используется Определение ямба можно дать как противовес хорею – двусложный размер с  ударением на втором (последнем) слоге стопы. Хотя ямб и хорей в  литературе имеют одинаковый метр, первый получил большую популярность  и распространение, благодаря своей ритмике. Термин ведёт своё название,  предположительно, от др.­греч. ἴ μ , означающее название музыкального  инструмента. По другой же версии, этим инструментом лишь сопровождались ямбические песнопения в честь Деметры. α βος По мифу, Ямба, служанка царя Келея, развеселила Деметру пением  непристойных стихов с таким размером. Примеры написания ямбом (стихи) Четырёхстопным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин»,  «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри». Вы­со­кой страс­ти не и­ме­я Для зву­ков жиз­ни не ща­дить, Не мог он ям­ба от хо­ре­я, Как мы ни би­лись, от­ли­чить. (А.С.Пушкин) Дополнительная информация по теме Зная уже, что такое ямб и хорей в литературе, стоит дополнить информацию о двусложных размерах пиррихием – стопой их двух безударных (кратких)  слогов, и спондеем – стопой из двух долгих (ударных) слогов. Именно  благодаря этим вариациям, четырёхстопный ямб имеет самый богатый  ритмический размер. Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариации четырёхстопного ямба,  с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк,  насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного. Такое богатство ритмики, позволяющее осуществить любой стихотворный замысел,  с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в  русской поэзии. Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.  Наиболее употребительная стопа русского стиха.     Ямб ­ стопа античной системы стихосложения, где первый слог краткий, второй ­ долгий ­U. Применительно к европейской совреиенной поэзии ямб ­ стопа, в которой первый слог безударный, второй ­ ударный.  Например: Мой дядя самых честных правил (Пушкин) ­ четырехстопный ямб. Основные размеры: 4­стопный (лирика, эпос) , 6­стопный (поэмы и драмы 18  в.) , 5­стопный (лирика и драмы 19­20 вв.) , вольный разностопный (басня 18­ 19 вв. , комедия 19 в.) .   Пример:  Мой дядя самых честных правил,  Когда не в шутку занемог,  Он уважать себя заставил  И лучше выдумать не мог.  (А. С. Пушкин)   примеры ямба в стихотворениях Пушкина Мороз и солнце; день чудесный!  Еще ты дремлешь, друг прелестный –  Пора, красавица, проснись;  Открой сомкнуты негой взоры  Подруга дней моих суровых,  Голубка дряхлая моя!  Одна в глуши лесов сосновых  Давно, давно ты ждешь меня.  Весна, весна, пора любви,  Как тяжко мне твое явленье,  Какое томное волненье  В моей душе, в моей крови.. .  Какая ночь! Мороз трескучий,  На небе ни единой тучи;  Как шитый полог, синий свод  Пестреет частыми звездами.  В домах всё темно. У ворот  Затворы с тяжкими замками.  Везде покоится народ:  Утих и шум, и крик торговый,  Лишь только лает страж дворовый  Да цепью звонкою гремит.    Литература: 1. "Литературная энциклопедия". В 11 т. — [М.], 1929—1939 2. "Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов". В 2­х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова­ Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина­Ветринского. — М.; Л.:  Изд­во Л. Д. Френкель, 1925 3. Квятковский А.П. "Поэтический словарь". Науч. ред. И.  Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966 4. Федотов О.И. "Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. ". М.: Издательство "Флинта", Издательство  "Наука", 2002 5. Холшевников В.Е. "Основы стиховедения. Русское  стихосложение.". СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.:  Издательский центр "Академия", 2004

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Система стихосложения «Ямб и хорей»

Система стихосложения «Ямб и хорей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017