Система уравнений с двумя переменными. Способ подстановки.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
7 кл
03.04.2018
Тема: Система уравнений с двумя переменными. Способ подстановки.
Цели урока:
образовательные:
закрепить графический способ и способ подстановки решения системы уравнений;
закрепить навыки построения графиков функций;
развивающие:
развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
расширение кругозора;
воспитывающие:
воспитание познавательного интереса к предмету.
Ход урока.
1. Орг. момент
Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось.
Улыбнись, удача всем,
Чтобы не было проблем.
Улыбнулись, ребята, друг другу, создали хорошее настроение и начали работу.
2. Мотивация урока.
Сегодняшний урок я хотела начать с философской загадки Вальтера: Что самое быстрое, но и самое медленное, самое большое, но и самое маленькое, самое продолжительное и краткое, самое дорогое, но и дёшево ценимое нами? (время).
Итак, у нас всего 45 минут и мне очень хотелось, чтобы это время пролетело для вас незаметно и с пользой.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Теоретическая разминка.
(повторение необходимых теоретических сведений по теме, развитие умений говорить и слушать, работа проходит устно).
1. Что называется решением системы двух уравнений с двумя
переменными?
2. Что значит решить систему уравнений?
3. Сколько решений может иметь система двух уравнений с двумя
переменными, если она содержит уравнение второй степени?
4. Какие существуют способы решения систем уравнений.
5. Повторите план решения системы графическим способом.
Устные задания:
1. Является ли пара чисел (1;0) решением уравнения:
а) x² + y = 1, б) xy +3 = x, в) y(x + 2) = 0.
2. Выразите переменную y через x
а) 5x + y = 7, б) x – y = 2, в) 2x – 2y = 8.
3. Что является графиком уравнения?
а) y =3x + 1;
б) y = 3;
в) y - x² = 2
г) x² + (y – 2)² = 4.
4. Имеет ли решения система уравнений?
а) x² + у² = -5,
5x + 2у = 13.
б) x + y = 2,
y = x² - 1.
Для каждого графика выберите формулу, которой задается соответствующая функция
1. 2 3 4
А. у =3х+1. Б. у= - 8/х В. у= х2 Г. у= 0,5х 3
1. 2. 3. 4.
Сверка решения д/з №445(3) с доской.
Решить № 448(2).
Решить систему линейных уравнений способом подстановки:
2. y = 10 – 2x
3. 5х – 3 (10 – 2х)=14
4. 5х – 30 + 6х = 14
11х = 44
х = 4
5. у = 10 – 2• 4
6. у = 2
7. (4; 2)
4. Изучение нового материала.
Алгоритм решения методом подстановки.
1. Выразить у через х (х через у) из первого уравнения системы.
2. Подставить полученное на первом шаге выражение вместо у во второе уравнение системы.
3. Решить полученное на втором шаге уравнение относительно х.
4. Подставить найденное на третьем шаге значение х в выражение у через х, полученное на первом шаге.
5. Записать ответ в виде пары значений (х;у), которые были найдены соответственно на третьем и четвёртом шагах.)
6. Решить систему уравнений способом подстановки по алгоритму:
.
1) Выразим в уравнении первой степени х-5у=-2 одну переменную через другую х=-2+5у.
2) Подставим полученное выражение (-2+5у) в уравнение второй степени
(-2+5у)-у2=16.
3) Приведем уравнение к уравнению с одной переменной
-2+5у-у2=-16, -у2+5у-2+16=0, -у2+5у+14=0 •(-1), у2-5у-14=0.
4) Решим квадратное уравнение
у2-5у-14=0, а=1; в=-5; с=-14, D=в2-4ас=(-5)2-4•1•(-14)=25+56=81=92>0 – два корня.
У1;2= У1= У2=
5) Найдем значение второй переменной
Если У1=7, то х1=-2+5•7=33;
Если У2= -2, то х2=-2+5•(-2)=-2-10=-12.
(33;7); (-12; -2) – решения системы
Ответ: (33;7); (-12; -2).
Дополнительно:
x² + 2у = 6,
у = x – 1.
5. Динамическая пауза. ( Направлена на профилактику остеохондроза.)
Сесть на краешек стула.
Поднять руки, потянуться, напрячь мышцы.
Вытянуть руки перед грудью, потянуться.
Руки в стороны, потянуться, напрячь мышцы.
Обхватить себя руками, выгнуть спину.
Принять рабочее положение.
6. Закрепление нового материала.
Решить № 446, 450(1).
7. Самостоятельная работа.
Решить в парах № 450(4).
Задания для повторения (из курса «Математика 5-6 классы»)
Вспоминаем формулы (фронтальный опрос):
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Д/з.
Продолжи предложение
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я закрепил…
Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…
В каких знаниях уверен…
Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…
Кому, над, чем следовало бы ещё поработать…
Насколько результативным был урок сегодня…
Выучить п.13. Решить № 447, 451(3).математика
Алгебра.docx
Тема: Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными.
Графический способ.
Цели урока:
образовательные:
систематизировать понятие системы уравнений с двумя переменными, ее решения;
рассмотреть графический способ решения системы уравнений;
закрепить навыки построения графиков функций;
развивающие:
развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
воспитание познавательного интереса к предмету.
развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
расширение кругозора;
воспитывающие:
Ход урока.
1. Орг. момент
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись. Подровнялись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
2. Мотивация урока.
Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его
способности мыслить». Сегодня мы попытаемся почувствовать себя великими людьми, открывая
знания для себя.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Какие функции нам знакомы из курса алгебры 79 классов?
Линейная. Прямая и обратная пропорциональность. Квадратичная функция.
Для повторения используется материал учебника пп. 3137.
Графики функций. Уравнение окружности. График уравнения с двумя переменными.
Вы знаете, что иллюстрацией уравнений служат их графики на координатной плоскости. Работа
с таблицей. (Ученики работают в рабочих картах урока.)
Уравнение
Степень
Выражаем у
через х
Данной
формулой
задается …
функция
Графиком является
3х+2у=6
ух2=0
2х+у=0
ху=4
Графики уравнений с 2 переменными весьма разнообразны.
Обратите внимание на таблицу:
1
2
3
Ответ учащихся: уравнение окружности.
Если уравнение первой степени, график всегда прямая.
Если второй степени, то получается гипербола или парабола.
А если обе переменные входят в уравнение во второй степени, то какую линию имеем?
4. Изучение нового материала.
Что такое система уравнений?
Системой уравнений называется некоторое количество уравнений, объединенных фигурной
скобкой.
Что является решением системы уравнений с двумя переменными? (пара значений переменных,
обращающая каждое уравнение системы в верное равенство).
Является ли пара чисел (2;3) решением системы
х+2у=8,
5х2у=4
Какие способы решения систем уравнений вы знаете?
Какой способ решения изображен на рисунке? (Графический)
Вспомним алгоритм решения систем уравнений графическим способом:
1)Выразить в каждом уравнении у через переменную х,
2)Построить в одной системе координат графики полученных функций,
3)Рассмотреть взаимное расположение графиков. * Сколько решений может иметь система линейных уравнений с двумя переменными?
одно, если прямые пересекаются;
если прямые параллельны, то нет решения;
Если прямые совпадают, то бесконечное множество решений.
План решения системы уравнений графическим способом
1 Выразить переменную у в первом уравнении.
2 Выразить переменную у во втором уравнении.
3 В одной системе построить графики данных функций.
4 Координаты точки пересечения графиков и является решением системы уравнений.
Но, к сожалению, графический способ не всегда обеспечивает высокую точность
результата, не всегда решения являются точными. В основном этот метод применяется
для:
* нахождения приближенных решений;
* с помощью этого метода легко выяснить, сколько решений может иметь система
уравнений.
Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения
системы!
Ребята, как определяется степень целого уравнения с одной переменной? (Если
уравнение с одной переменной записано в виде Р(х) = 0, где Р(х) многочлен
стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью уравнения) .
Степень целого уравнения с двумя переменными определяется аналогично. Чтобы
выяснить, какова степень какоголибо уравнения с двумя переменными, его заменяют
равносильным уравнением, левая часть которого многочлен стандартного вида, а правая
нуль.
1) На рисунке изображены графики функций
y
2
x
и
.
y
21
x
2
x
3
Используя график, решите систему уравнений
x
21
2
x
y
y
2
x
3
2) Решить систему уравнений графическим
способом по алгоритму:
Y
0
1
X 5. Физкультминутка
1.Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем,
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче
2.Крутимвертим головой.
Разминаем шею, стой!
Раз, два, три – наклон направо,
Раз, два, три теперь налево.
3.А теперь остановись!
Поднимаем руки выше,
Вдох и выдох. Глубже дышим.
А теперь за парты сядем.
6. Закрепление нового материала.
Решить №444(13), 448(3, 4).
7. Самостоятельная работа.
Тест
1. Определить уравнения второй степени:
а) ху – 2у = 5; б) х3 – у = 3; в) х2 + 3у2 =0
Ответы: 1) а; 2) б, в; 3) в; 4) а, в
2. Пара чисел (1; 0) является решением уравнения:
а) х2 + у = 1; б) ху + 3 = х; в) у ( х + 2 ) =0
Ответы: 1) а; 2) б, в; 3) в; 4) а, в
3. Уравнение окружности:
а) х2 + у2 = 4; б) (х –у)2 + (у + 3)2 = 9; в) х2 + (3 –у)2 =4
Ответы: 1) а, б; 2) б, в; 3) в; 4) а, в,
4.Решением системы уравнений ху + 4 = 0;
у = ( х – 1 )2, является:
Ответы: 1) (1;4); 2) (1;4); 3) (1;4); 4) (1;4)
Ответы к тесту ( 1) 4; 2) 4; 3) 4; 4) 4.)
Задания для повторения (из курса «Математика 56 классы») 1 Как называется операция, когда числитель и знаменатель дроби делят на одно и
тоже число? (Сокращение)
2 Как называется множитель при делении общего знаменателя на знаменатель дроби?
(Дополнительный множитель)
3 Какое число никогда не может быть знаменателем дроби? (ноль)
4 Как называется величина, которая показывает, насколько частей разделена одна
целая? (знаменатель)
5 Как называется величина, которая показывает, сколько взято таких частей?
(числитель)
6 Какую величину можно рассматривать, как частное от деления? (дробь)
7 Как разделить две обыкновенные дроби?
Устная работа: назовите число, обратное данному числу.
Разделите число в квадрате на каждое из чисел в кружках:
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Д/з.
1) Составление кластера. Ребята, давайте повторим алгоритм решения систем
уравнений второй степени с двумя переменными.
2) Сравните 2 темы: решение систем линейных уравнений с двумя переменными и
решение систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Что общего? (алгоритм решения).
Есть различие? (число решений)
Выучить п.13. Решить №445, 449(1,2).
Система уравнений с двумя переменными. Способ подстановки.
Система уравнений с двумя переменными. Способ подстановки.
Система уравнений с двумя переменными. Способ подстановки.
Система уравнений с двумя переменными. Способ подстановки.
Система уравнений с двумя переменными. Способ подстановки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.