Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
14.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
GOR`KIJ 3 yrok.doc
« Яркое, здоровое и творческое» в жизни Алеши. Цели: продолжить знакомство с главными и второстепенными персонажами  повести, образом повествователя;  развивать представление об авторской позиции и способах ее выражения  в произведении; закрепить навык составления речевой характеристики персонажа. Ход урока: 1УС: Актуализация знаний.  ­ На прошлом уроке мы с вами рассматривали «свинцовые мерзости жизни»,  мы познакомились с домом семьи Кашириных, который наполнен «горячим  туманом взаимной вражды всех со всеми». Мы увидели, что в этой семье  царят звериные законы, жестокость, полное отсутствие уважения между  членами семьи, здесь нет взаимопонимания, любви, теплоты и ласки, которые  окружали Алешу в родном доме, до смерти отца. Сегодня мы с вами обратимся к тем светлым проявлениям человеческой  личности, которые наблюдает Алеша в близких и дорогих его сердцу людях,  оказавших огромное влияние на формирование его характера. ­ Как вы думаете, какие  герои повести были дороги и близки Алеши?  И  почему?(Бабушка, Цыганок. Рядом с жестокостью, грубостью,  бесчеловечностью живут бескорыстная любовь бабушки к людям, душевная  щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям Григория  Ивановича) Вывод: Итак, действительно, бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной  в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему  научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба  добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно  облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. 2УС: Анализ эпизода знакомства Алеши с Цыганком. ­Художественный пересказ этого эпизода(конец 2 гл.) ­ Почему , глядя на Цыганка, Алеша вспоминал бабушкины сказки про Ивана­ царевича, про Ивана­дурочка? (Искрящаяся, яркая, радостная внешность  Цыганка, его шелковистый, ласковый смех, простые, добрые слова, скромные, самоотверженные поступки – всё близко Алеше, вызывает те же чувства, что и 1 смелые и любимые добрые и смелые герои бабушкиных сказок. Вот почему  Алеша характеризует посещение Цыганка как «самое яркое впечатление этих  дней»). ­Что узнал Алеша о прошлом Цыганка из рассказов бабушки? (Цыганок –  подкидыш, дед хотел отнести Ванюшу в полицию, но бабушка отговорила. они приняли его, окрестили и оставили у себя). ­Как к нему относились окружающие? (Дедушка не сердится на него так, как  на сыновей, говорит о том, что у Иванка золотые руки. Дядья не подшучивают над ним, разговаривают дружески, но за глаза насмешничают, называют вором  и лентяем. Алешу это удивляет, но бабушка все объяснила: «Обоим хочется  Ванюшку к себе взять, когда у них мастерские будут, вот они друг перед  другом и хают его: дескать, плохой работник! Это они врут, хитрят. А еще  бояться, что не пойдет к ним Ванюшка, останется с дедом, а дед –  своенравный, он и третью мастерскую с Иванкой завести может, – дядьям­то  это невыгодно будет».) ­Расскажите о его забавах на праздничных вечерах. Сравните забавы Цыганка  с забавами дядьев. Чем отличается рассказ Алеши о развлечениях дядьев от  рассказа о развлечениях Цыганка? (Дядья жестоки  и ограниченны даже в  своих развлечениях. Им доставляет удовольствие причинить человеку зло,  высмеять его, надругаться над личностью. Иное дело­ Цыганок. Его  развлечения также веселы, добры и человечны, как он сам, простой, ясный,  ласковый, похожий на большого ребенка). ­Выразительное чтение пляски Цыганка одним учеником. Каким видит Алеша  пляшущего Цыганка? (Алеша восхищается Цыганком, он сравнивает его  с  пылающим огнем, плавно реющим коршуном, стремительным золотым  стрижом. Он вест в творческом вдохновении. Широкая, щедрая душа  Цыганка, его талантливость, одаренность – все здесь, в этой пляске, и все, без  остатка, он отдает людям). ­Скажите, пожалуйста, как же погиб Цыганок? Случайна ли его смерть?  (Нужно было нести крест на могилу жены дяди Якова, он упал под его  тяжестью, и его придавило. Дядья сбросили крест, фактически убив Ивана.  Алеше все казалось, что Цыганок встанет, проснется… Дед и бабушка  переживали горе каждый по­своему. Бабушка скорбит по тому, что потеряла  приемыша, а дед – работника. Похоронили его по­тихому.) Вывод: Какое влияние оказал Цыганок на Алешу?  (Цыганок ­ герой повести  М. Горького "Детство", ­ оказал большое влияние на развитие характера  Алеши Пешкова, его поведение сглаживало "свинцовые мерзости" в доме  Кашириных. Все в доме относились к нему особенно, не так, 2 как к остальным. Дед редко кричал на Цыганка, гордился им, говорил, что у  него золотые руки. Яков и Михаил тоже были с ним ласковы, но и о Цыганке они говорили злобно и насмешливо, от  зависти: каждый хотел его в работники взять в собственные мастерские.  Цыганок, при первой порке Алеши подставил руку под кнут и тем самым  пытался облегчить страдания мальчика. Его самоотверженность, храбрость,  знания, но, между тем, и простодушие, и ребячливость вызвали у всех членов  семьи любовь. Он стал лучшим другом Алеши. Его ребячливость особенно  проявилась в забавах и танце. Он научил Алешу жизни, смелой и доброй  жизни среди вражды и отчужденности в доме Кашириных.) 3УС: Анализ сцены «Танец бабушки» ­ Слушая отрывок, отметьте, меняется ли отношение Алёши к ней.  Выразительное чтении этой сцены. (Чтение мной) ­Давайте вспомним портрет бабушки, когда автор нам ее представлял в  первый раз. Как она выглядела? (нужно вспомнить, что бабушка «сутулила,  почти горбатая, очень полная») ­ А какой мы ее здесь видим? («она плыла по полу бесшумно, как по воздуху,  разводя руками, подняв брови, глядя куда­то вдаль темными глазами») ­Как в этом эпизоде проявляется характер бабушки? (Этот танец можно  расценивать как рассказ  в движении, жестах, мимике о той сложной,  многотрудной жизни, которую прожила бабушка, о тех горестях и радостях,  которые выпали на ее долю, а главное, это рассказ о ней самой, о ее живой  душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру, о вере в лучшие стороны человеческой личности ). Вывод: Подводя итоги, скажем о необыкновенной человечности бабушки, о  ее любви к людям, умении в обстановке зла делать людям добро, о ее вере в  победу справедливости. В образе бабушки Горький воплотил все лучшее, что  было свойственно простым русским людям. Вместе с тем мудрость бабушки ­  это мудрость патриархального народа, в ней выражена его покорность,  всепрощение. Бабушка примиряется даже с жестокостью, какую ей самой не  раз приходилось испытывать со стороны деда, находя оправдание вспышкам  его гнева. 4УС: Текстуальный анализ эпизода «Пожар в красильне» 3 ­Художественный пересказ этого эпизода одним учеником. Все остальные  ученики следят по тексту за  пересказом и подчеркивают карандашом  поведение бабушки и деда во время пожара. ­ Какие чувства и особенности характера выявились у каждого из этих героев  в момент сложной, драматической ситуации? Но для ответа на этот вопрос,  давайте составим сравнительную таблицу: Поведение деда Поведение бабушки тихонько выл: «и­и­ы»,  выпустил повод из рук и  отпрыгнул, : «Мать,  держи!» крепким голосом командовала бабушка, она бежала прямо в огонь, всюду поспевала, всем  распоряжаясь, все видя; она бросилась под ноги  взвившегося коня, встала пред ним крестом ­ Почему Алешу так поразила бабушка во время пожара? (Она ведет себя как  настоящая героиня. Она не теряет присутствия духа, строгим, «крепким»  голосом дает распоряжения, сердечно просит соседей о помощи . Ни минуты  не думая о себе, смело останавливает коня, выносит из огня бутыль с  купорисом). ­ Какими глаголами передается быстрота ее движений? (командовала, бежала, вынырнула, сунула, бросилась) ­Чем интересен эпизод с конем Шарапом? (Дед выпускает повод из рук и  бросается в сторону, призывая бабушку остановить обезумевшего от страха  коня, который был «втрое больше нее» и которого она ласково называла  «мышонком». Он покорно шел за нею к воротам и фыркал, оглядывая красное ее лицо). ­Итак, какие же характеры героев показаны нам в этой сцене? Вывод:  Во время пожара дед очень растерялся, пришел в отчаяние, сразу  поверил, что уже ничего нельзя изменить и почти не сопротивлялся  несчастью. Он то тихонько выл, то оглушительно кричал, давал  бессмысленные приказания, бегал и суетился. Однако и в эти минуты дедом  прежде всего руководит чувство собственной безопасности. Увидев, что  бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он приказывает Григорию  Ивановичу остановить ее, сам же не делает ни одного шага в строну бабушки.  Даже когда нянька жалуется деду, что нигде нет Алеши, он прогоняет ее, не  заботясь о мальчике. 4 По сравнению с дедом бабушка ведет себя как настоящая женщина. Сразу  вспоминаются слова Н. А. Некрасова о русской женщине: «Коня на скаку  остановит, в горящую избу войдет!» В такую суровую минуту бабушка,  единственная среди всех в семье, не теряет самообладания. С первой минуты  бабушка словно преображается: исчезает ее привычная мягкость и  уступчивость, на смену им приходит собранность, решительность. Вот когда в полной мере раскрываются высокие душевные качества бабушки. Вывод по всему уроку:   На формирование личности Алеши, как на доброго  и справедливого человека несомненно повлияли как бабушка, так и Цыганок.  Мальчику нравились бабушкины сказки, потому что в них всегда добро  побеждало зло. Ему нравились забавы и игры Цыганка, потому что они были  добрыми и веселыми, а сам Цыганок напоминал любимых героев бабушкиных  сказок. Алеша ненавидел жестоких и злых людей. Они вызывали у него  отвращение. Он тянулся ко всему хорошему в жизни и ненавидел все плохое и злое. Домашнее задание: чтение гл. 8­13. Подготовить письменный ответ на вопрос:  Какое впечатление произвел на вас Хорошее Дело? 5
скачать по прямой ссылке