Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)
Оценка 4.7

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
22.03.2019
Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)
Раздел «А.С. Пушкин» в рабочей программе по литературе к учебнику Б. Ланина для учащихся 8 класса представлен 10 часами. Урок 16. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Уроки 17-18. Тема свободы в пушкинской лирике. Уроки 19-20. Тема любви в лирике А.С. Пушкина. Урок 21. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Урок 22. Знакомство с историей создания романа «Капитанская дочка». Жанр произведения. Сюжетные линии романа и его герои. Урок 23.Герой, рассказчик. Гринёв и Пугачёв - обмен «дарами», их встречи. Жизнь в Белогорской крепости. Урок 24. Образ Пугачёва. Тема русского бунта. «Сильное и благое потрясение». Фольклорные жанры в произведении. Урок 25. Маша Миронова. Образ Екатерины II. Роль эпилога в романе.
А.С. Пушкин.docx
Урок 16­25 Раздел «А.С. Пушкин» ­ 10 часов Урок 16. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Уроки 17­18. Тема свободы в пушкинской лирике. Уроки 19­20. Тема любви в лирике А.С. Пушкина. Урок 21. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Урок 22. Знакомство с историей создания романа «Капитанская дочка». Жанр произведения. Сюжетные линии романа и его герои. Урок 23.Герой, рассказчик. Гринёв и Пугачёв ­ обмен «дарами», их встречи. Жизнь в Белогорской крепости. Урок 24. Образ Пугачёва. Тема русского бунта. «Сильное и благое потрясение». Фольклорные жанры в произведении. Урок 25. Маша Миронова. Образ Екатерины II. Роль эпилога в романе. Урок 16. Тема урока: Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Цель урока:   углубить знания учащихся по биографии и творчеству А.С Пушкина. Тема урока Предметные Понимание значения великого русского  поэта А.С. Пушкина и его роли в развитии  русской художественной литературы. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Планируемые образовательные результаты Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Метапредметные Переработка информации; умение  аргументировать свою позицию.  Личностные Уважительное отношение к русской литературе  и культуре. Каким представляется вам поэт? Какие черты личности Пушкина вас особенно поразили?  Биография писателя. Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Деятельность учителя и учащихся Ответы на вопросы учителя с их  последующим обсуждением. Ход урока Работа   с   рубрикой   учебника   «Повторяем пройденное» (стр. 199): Вопросы для обсуждения Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность  Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности 8­10 мин. Возникновение познавательных мотивов.  Умение адекватно воспринимать лекцию  учителя (сообщение, подготовленное  учащимся).  10­15 минут Слушание лекции учителя, просмотр  медиапрезентации. Устные ответы на  вопросы учителя. Обсуждение ответов  учащихся. Медиапрезентация. Систематизирующая  беседа. Коллективная мыслительная деятельность. Функция / роль учителя Организаторская, стимулирующая. - Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве Пушкина, о его лицейских годах. - Что вы знаете о лицейских друзьях Пушкина, о его первых шагах в литературе?  Прочитайте наизусть ваше любимое ­ стихотворение А.С. Пушкина. Расскажите, почему оно вам нравится. Вопросы для обсуждения Лекция учителя о жизненном и творческом пути А. С. Пушкина. Ученическая презентация «Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина» либо несколько небольших презентаций, связанных с различными периодами жизни поэта с использованием материалов учебника и сайтов рубрики «Виртуальная кладовочка». - Почему первую ссылку А. С. Пушкина мы называем «южной»? Какие произведения были им созданы в это время? Вспомните историю создания одного из них. - Расскажите о ссылке Пушкина в Михайловское. Что помогло ему преодолеть одиночество? Кто поддержал его в годы изгнания? - Вспомните, что такое аллегория. Прочитайте стихотворение «Арион», объясните смысл пушкинского иносказания и позицию лирического героя-певца. - Вспомните сюжеты повестей Белкина и то, как они создавались Пушкиным. - Как вы думаете, почему Пушкин назвал свой журнал «Современник»? Что он хотел подчеркнуть этим названием? Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. - Что нового узнали вы о жизни и судьбе А. С. Пушкина? Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Этап 4.  Практикум: работа с текстом. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и учащихся Умение работать с учебной информацией,  составлять план статьи. 10 минут Составление плана учебной статьи. Анализ  оценок творчества Пушкина. Работа с учебником, беседа. Индивидуальная и коллективная  мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. Деятельность учителя и учащихся Умение составлять представление о  личности поэта по иллюстрациям,  картинам, высказываниям других  писателей. 10­15 минут Устное описание картин, анализ  высказываний, аргументация собственного  мнения. Аналитическая беседа, словарная работа. Коллективная мыслительная деятельность Организаторская, корректирующая Ход урока Работа с рубрикой в РТ «Решаем читательские задачи»: Составьте подробный план статьи из учебника (ч. 1, с. 199–206) и расскажите об одном из периодов творчества А.С. Пушкина. 1. _________________ 2. _________________ 3. _________________ Ход урока 1. Работа с иллюстрациями: к - Учащимся можно предложить иллюстрации пушкинским произведениям, которые они должны узнать, определить эпизод (если это не стихотворение) и рассказать о своём впечатлении от этого произведения. Таким образом актуализируются знания учащихся ранее произведениях поэта. - Кроме того, на данном этапе урока обратиться можно к портрету А. С. Пушкина кисти О. Кипренского. Ученики могут описать портрет, изученных об порассуждать о том, каким человеком представляется им Пушкин. Отдельные учащиеся могут познакомить класс со своими сочинениями «Рассматривая портрет Пушкина» в рабочей тетради. небольшими 2.   Работа   с   высказываниями   о   характере Пушкина: - Учащиеся сопоставляют высказывания разных писателей, поэтов и критиков о характере А. С. Пушкина, о пафосе пушкинской лирики. Это задание учащиеся могут заранее выполнить в рабочей тетради. 3. Работа с рубрикой ВЛЭ: Пафос - … Ход урока Уч­ся   устно   отвечают   на   проблемный   вопрос урока. Домашнее задание 1. Написать небольшое эссе «Мой Пушкин». «К 2. Прочитать Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд...», «Анчар». 3. задания: подготовить рассказ об истории создания стихотворений. стихотворения Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам Деятельность учителя и учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке.  Учитель выставляет учащимся оценки за  работу на уроке.  Домашнее задание с комментариями. Уроки 17­18. Тема свободы в пушкинской лирике. познакомить со стихотворениями поэта вольнолюбивой тематики Цель уроков:   Тема урока Предметные Понимание проблематики и жанровой  природы вольнолюбивой лирики; умение  анализировать художественные  особенности поэтического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Тема свободы в пушкинской лирике. Планируемые образовательные результаты Личностные Уважительное отношение к русской литературе и культуре. Метапредметные Переработка информации;  умение аргументировать свою  позицию.  Какова эволюция темы свободы в лирике А.С. Пушкина?  Вольнолюбивая лирика, ода, послание, художественно­выразительные средства. Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Деятельность учителя и  учащихся Обсуждение творческих работ  одноклассников. Ход урока Чтение и обсуждение эссе «Мой Пушкин». Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов 5 мин. Первичное восприятие  поэтического произведения,  выявление его проблематики. Длительность  10­15 минут Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  Устные ответы на вопросы  учителя. Обсуждение ответов  Беседы по вопросам рубрик «Выскажите ваше отношение к прочитанному» и «Обсудим вместе»: Вопросы для обсуждения - Какое стихотворение вам понравилось, заинтересовало? Какие чувства вызвало оно у вас? - Какое из стихотворений, посвящённых свободе, можно назвать сюжетным? Почему? результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя учащихся. Словарная работа.  Аналитическая беседа. Работа  со словарем. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  стимулирующая. - Вспомните, что такое лирический сюжет и покажите, как он развивается в остальных стихотворениях. Рубрика ВЛЭ:  «Сюжет», «лирический сюжет». Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  поэтическое произведение,  выявлять его проблематику и  основные художественные  особенности. 40 минут Аналитическая беседа. Работа с текстами  художественных произведений,  беседа. Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. Ход урока Выразительное чтение 1.Анализ стихотворения «К Чаадаеву»: 1. стихотворения «К Чаадаеву». Стихотворение может быть прочитано учителем или подготовленным учеником. 2. Учащиеся выполняют задание 6 в рабочей тетради, определяя композиционные части и грамматическое время глаголов. Слабым учащимся целесообразно предложить разметить стихотворение для выразительного чтения, и в конце работы оно может быть прочитано повторно. 3. Вопросы для обсуждения : - На какие композиционные части можно разделить стихотворение «К Чаадаеву»? Обратите внимание на изменение интонации и грамматической категории времени. - Как вы думаете, почему стихотворение заканчивается обращением? - Перечитайте первые строки стихотворения. Как вы думаете, о каких мечтах и надеждах говорит герой? Почему их исчезновение не вызывает тоски и скорби? - В первой трети XIX в. лирическая поэзия, по единодушному утверждению литературоведов, решала две задачи: выражала новые гражданские идеи и раскрывала душевную жизнь человека. Таким образом, наметились и чётко разделялись две основные линии — гражданская и элегическая. Вот как писал об этом К. Ф. Рылеев: Любовь никак нейдёт на ум: Увы! Моя отчизна страждет, Душа в волненьи тяжких дум Теперь одной свободы жаждет. «К N. N.» настроению, - Вспомните, что такое элегия и какую поэзию мы называем гражданской, и скажите, почему ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с чувствами «любовника молодого»? В чём, по- вашему, заключается новаторство поэта? - Найдите в стихотворении «К Чаадаеву» эпитеты и объясните их значение. Как вы думаете, что значит эпитет «роковой» в словосочетании «роковая власть» и почему вольность названа «святой»? - Как вы думаете, почему Пушкин использует в стихотворении местоимение «мы»? От чьего лица он говорит и к кому, по-вашему, обращено стихотворение, названное «К Чаадаеву»? 2. Анализ стихотворения «К морю»: 1.Выразительное чтение стихотворения. картин 2. репродукций И. К. Айвазовского «Прощание Пушкина с Чёрным морем» и «Пушкин на берегу Чёрного моря» в рабочей тетради. - Какая из иллюстраций, по-вашему, больше соответствует создаваемому стихотворением «К морю»? Почему? 3. Вопросы и задания для обсуждения : - Критики видят в стихотворении «К морю» как индивидуально-человеческое, так и политическое и даже философское содержание. Иными словами — в нём находят и факты биографии поэта, и указания на социальные проблемы, и решение философских вопросов, например жизни, судьбы. Выразительно прочитайте строки, которые могут стать пояснением к биографии Пушкина, те, которые содержат указание на общественные вопросы, и подумайте, какое обобщённо-философское значение может Сопоставление Заметим, иметь образ моря. Чтобы выполнить это задание, вспомните стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» и В. А. Жуковского «Море». - На какой антитезе построено стихотворение «К морю»? Что и почему противопоставлено свободе и лирической стихии? - С помощью каких художественных деталей описывается море? Каким вы видите его? - Как называет море лирический герой? Какие черты человеческого характера оно отражает? Докажите свою мысль, обратившись к тексту стихотворения. - В стихотворении «К морю» автор говорит о море в мужском роде. Попытайтесь объяснить эту странность. что в варианте 1 стихотворения, в 13-й строфе отсутствовало слово «океан». Значит, объяснение в другом. Постарайтесь его найти. - В стихотворении «К морю» несколько строф отличаются от остальных по количеству строк. Найдите их, прочитайте выразительно и подумайте, с чем может быть связано такое отступление. - Поэт Марина Цветаева в книге «Мой Пушкин» назвала «К морю» «романтичнейшим, наиромантичнейшим из всех… известных — сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание». Вспомните, что вы знаете о романтизме и попробуйте объяснить оценку, данную Цветаевой. Проследите по тексту, как сменяют друг друга названные ей романтические образы, как развивается лирический сюжет. - В стихотворении «К морю» Пушкин утверждает: «Где капля блага, там на страже / Иль просвещенье, иль тиран». автор противопоставляет свободе эти два образа? Подумайте, о каком просвещении может идти речь? по-вашему, Почему, 3.Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд…»: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Вопросы для обсуждения в данном стихотворении - Какое настроение создаёт у вас данное стихотворение? Почему его традиционно называют «Посланием в Сибирь»? Каков пафос этого стихотворения? - С каким призывом обращается поэт к друзьям в стихотворении «Во глубине сибирских руд…»? О каком «скорбном труде» идёт речь? - Какие конкретные бытовые детали жизни узников появляются в стихотворении? Сравните изображение заключения и стихотворении «Узник». - Какой эпитет можно отнести и к адресатам послания в Сибирь и к лирическому герою? Что роднит этих людей? - Каким метафорическим образом завершается стихотворение? Попытайтесь объяснить его. - В момент гражданской казни над головой у каждого декабриста была сломана шпага. Почему автор говорит о возвращении меча, используя именно это слово? - Какие ценности, по мнению лирического героя, сопоставимы со свободой и почему? - Литературоведы по-разному трактуют смысл стихо- творения «Во глубине сибирских руд…». Одни видят в нём лишь дружескую поддержку и сочувствие друзьям, другие — призыв к борьбе. Прочитайте ответ декабристов на стихотворение Пушкина, написанное А. И. Одоевским. Как поэт развивает пушкинские образы? - Можно ли отнести стихотворение «Во глубине сибирских руд...» к дружеской лирике поэта? Докажите свою точку зрения. 4. Анализ стихотворения «Анчар»: 1. Чтение стихотворения учителем. 2. Вопросы для обсуждения - На какие композиционные части можно, на ваш взгляд, разделить стихотворение «Анчар»? Какая из них вызывает у вас более гнетущее чувство и почему? Какую роль играет союз «но» в стихотворении? - С помощью каких эпитетов и метафор поэт рисует образ дерева-яда в стихотворении «Анчар»? Найдите в описании анчара гиперболу и укажите её роль. Как вы думаете, какое значение имеет столь подробное описание? - Почему, на ваш взгляд, слова «князь» и «раб» появляются только в конце стихотворения? Как относится автор к рабу и владыке? В чём сходство эпитетов, описывающих несчастного раба и стрелы? Подумайте, почему они были посланы не к врагам, а к соседям? - Подумайте, только ли по цензурным соображениям автор заменил слово «царь» на «князь»? - Попытайтесь объяснить смысл стихотворения «Анчар». Как вы думаете, почему оно включено в раздел «Тема свободы», хотя слово «свобода» в стихотворении не упоминается? 3. Вопрос рубрики «Давайте поспорим» - Как вы думаете, что страшнее для поэта: бесчеловечность владыки или покорность раба? Объясните свою точку зрения, обратившись к другим вольнолюбивым стихотворениям Пушкина. Этап 4.  Практикум: работа с текстом. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Деятельность учителя и  учащихся Умение делать вывод об  эволюции темы свободы в  лирике Пушкина. 10­15 минут Составление сводной таблицы. Аналитическая беседа,  составление сводной таблицы. Ход урока Задание в рабочей тетради Каким представляется вам лирический герой каждого стихотворения? Какие изменения происходят в его внутреннем мире и понимании свободы? Учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради. Таблица, которая поможет учащимся сделать вывод об эволюции темы свободы, может выглядеть таким образом: Форма организации деятельности Функция / роль учителя Коллективная мыслительная  деятельность Организаторская,  корректирующая «К Чаадаеву», 1818 г. Свобода политическая, вольность в духе гражданской лирики декабристов; лирический герой — гражданин, призывающий современников к служению Отчизне «Во глубине сибирских руд...», 1827 Свобода от неволи, заключения, свобода творчества («свободный дар»); лирический герой сочувствующий своим друзьям Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам Деятельность учителя и  учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью  учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет  учащимся оценки за работу на  уроке.  Домашнее задание с  комментариями. «К морю», 1824 г. Свобода от тирании и деспотизма, независимость человека; лирический герой — романтический герой, изгнанник «Анчар», 1818 Личная и гражданская свобода человека как высшая ценность, право быть независимым от прихоти власти; лирический герой поэт-философ, которого возмущает насилие над человеком Ход урока Уч­ся устно отвечают на проблемный вопрос урока. Домашнее задание 1. После первого урока: 1. Вопросы 1 и 2 из рубрики «Литературная 2. Задание 11 или 12 (на выбор) в рабочей 3. мастерская» (устно). тетради. 2. После второго урока: 1. Выучить одно из стихотворений раздела «Тема свободы в лирике А. С. Пушкина» наизусть. 2. Выполнить задания 13 и 15 по выразительному чтению в рабочей тетради. 3. Индивидуальное задание: задание 16 в рабочей тетради. Уроки 19­20. Тема любви в лирике А.С. Пушкина. познакомить со стихотворениями поэта любовной тематики; познакомить с философской лирикой Пушкина; дать представление о Болдинском периоде в творчестве Пушкина Цель уроков:     Тема урока Предметные Понимание проблематики и жанровой  природы любовной лирики; умение  анализировать художественные  особенности поэтического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Тема любви в лирике А.С. Пушкина. Планируемые образовательные результаты Личностные Уважительное отношение к русской литературе и культуре. Метапредметные Переработка информации;  умение аргументировать свою  позицию.  Что значит любовь для А.С. Пушкина?  Любовная лирика, тема стихотворения, художественно­выразительные средства. Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Деятельность учителя и  учащихся Выразительное чтение наизусть  стихотворений А.С. Пушкина. Ход урока Чтение наизусть стихотворений «К Чаадаеву» и «Во  глубине сибирских руд...». Длительность 10 мин. Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Первичное восприятие  поэтического произведения,  выявление его проблематики. Длительность  30­35 минут Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Устные ответы на вопросы  учителя. Обсуждение ответов  учащихся. Словарная работа.  Аналитическая беседа. Работа  со словарем. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  стимулирующая. чтение Анализ любовной лирики Пушкина: 1.Выразительное стихотворений: стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» читают учащиеся, «На холмах Грузии...» — учитель; вместо чтения стихотворения «Я вас любил...» можно предложить школьникам послушать романс (муз. Б. С. Шереметева). 2. Можно предложить ученикам послушать и романс М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». 3. Обсуждение стихотворений проводится на материале рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи». Отвечая на вопрос 1 рубрики «Решаем читательские задачи», учащиеся могут сравнить описание героини стихотворения с портретом А. П. Керн и сделать вывод об условности и идеальности женского образа в любовной лирике А. С. Пушкина. Также ученикам может быть прочитано для ознакомления стихотворение «Мадонна», в котором образ любимой женщины обожествляется. 4. Можем ли мы с уверенностью сказать, кому посвящены пушкинские стихотворения о любви? Можем ли мы точно воссоздать жизнь поэта по его любовной лирике? Согласитесь или опровергните мнение о том, что в стихах о любви раскрывается не биография поэта, а биография его души. Итоговый вопрос для обсуждения Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  поэтическое произведение,  выявлять его проблематику и  Ход урока 1. Анализ стихотворения «Бесы»: 2. Чтение стихотворения учителем. 3. Вопросы по анализу стихотворения: Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя основные художественные  особенности. 30 минут Аналитическая беседа. Работа с текстами  художественных произведений,  беседа. Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. 2. Вопросы для обсуждения : - вопросы 1—3 («Обсудим вместе») - вопросы 1—3 («Решаем читательские задачи»). 2. Анализ стихотворения «Осень»: 1. Выразительное чтение стихотворения «Осень». (Стихотворение «Осень» может быть прочитано по частям разными учащимися, задача каждого чтеца — выразить отношение лирического героя к изображаемому. Заключительный фрагмент может быть прочитан учителем. Одновременно с чтением учащийся, который выполнял индивидуальное задание по иллюстрациям, связанным с картинами осени, может представить рисунки или фотографии в режиме презентации Power Point). - Какое из описаний в стихотворении «Осень» произвело на вас наибольшее впечатление? Почему? Понравилось ли вам это стихотворение? - Вспомните, что вы знаете о жанре отрывка. Как подчёркивается «фрагментарность» стихотворения «Осень»? - Какими изображает поэт весну, зиму и лето? Чем, по-вашему, вызвана его ирония? - Перечитайте строфы, посвящённые осени. С каким чувством поэт говорит о ней? Почему? - С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины осени? Прочитайте эти строки выразительно. (Это домашнее задание, которое учащиеся выполняли в рабочей тетради). - Какое сравнение использует Пушкин, говоря об осени? Как это помогает раскрыть характер лирического героя? - Как преодолевается унылое настроение в шестой строфе? - Почему размышления о смерти не пугают лирического героя? - Как проводит время лирический герой? Что меняется в нём осенью? Что, по-вашему, он ценит более всего? - Перечитайте последние строфы. Как вы понимаете Разговорно­ бытовая Поэтическая Сочетание поэтической и разговорно­бытовой их? Какая тема появляется в стихотворении и с помощью каких образов раскрывается? - Как рисуется процесс вдохновения и творчества? Можно ли сказать, что он опоэтизирован Пушкиным, ведь нам известно, что поэзия — это тяжёлый труд. - Какую роль играет сравнение вдохновения с кораблём? Почему это сравнение мы можем назвать развёрнутым? - Обратитесь к эпиграфу стихотворения. Подумайте, как он соотносится с содержанием. Этап 4.  Практикум: работа с текстом. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и  учащихся Умение делать вывод об  особенностях любовной и  философской лирики Пушкина. 10­15 минут Составление сводной таблицы. Аналитическая беседа,  составление сводной таблицы. Коллективная мыслительная  деятельность Организаторская,  корректирующая Ход урока Задание в рабочей тетради При наличии времени и при достаточном уровне подготовленности учащихся задание, связанное с новаторством А. С. Пушкина в области поэтической лексики (рубрика «Литературная мастерская»), может быть выполнено на уроке по группам. Лексика, использованная А.С. Пушкиным в стихотворении «Осень» Разговорно-бытовая лексика: трескается, копыто, здоровье, голод, привычки. Поэтическая лексика: нагой, блистающий, дол, мглой и т. п. Также это задание может быть предложено как основа проектной работы по лексике произведений А. С. Пушкина. Вопрос для обсуждения осень выделена Почему исследователями творчества А. С. Пушкина в отдельный период? В чём его особенность? Болдинская Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Деятельность учителя и  Ход урока Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью  учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет  учащимся оценки за работу на  уроке.  Домашнее задание с  комментариями. Уч­ся устно отвечают на проблемный вопрос урока. Домашнее задание 1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина. 2. Прочитать стихотворения на тему поэта и поэзии, выполнить задания 18 и 19 в рабочей тетради. 3. Индивидуальное задание: задание 20 в рабочей тетради. Урок 21. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Цель урока:  познакомить со стихотворениями поэта, посвященными теме поэта и поэзии  Тема урока Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Предметные Понимание проблематики и жанровой  природы лирики, посвященной теме поэта  и поэзии; умение анализировать  художественные особенности поэтического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  Планируемые образовательные результаты Личностные Уважительное отношение к русской литературе и культуре. Метапредметные Переработка информации;  умение аргументировать свою  позицию.  Как вы считаете: тема поэта и поэзии главная в лирике Пушкина?  Лирическое произведение, тема стихотворения, лирический герой, образ поэта. уроке Вид используемых средств ИКТ Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Деятельность учителя и  учащихся Выразительное чтение наизусть  стихотворений А.С. Пушкина. 7­10 мин. Ход урока Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина о любви, фрагментов стихотворения «Осень». Восприятие поэтического  произведения, выявление его  проблематики. Анализ стихотворения «Пророк»: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Вопросы для обсуждения: Длительность  10 минут Форма организации деятельности Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения - Какое из стихотворений о поэте и поэзии произвело на вас наибольшее впечатление? Почему? - О какой «духовной жажде» и «мрачной пустыне» говорит автор в стихотворении «Пророк»? Почему Пушкин употребляет глагол «влачился»? - Обратите внимание на анафору. Как вы думаете, какую интонационную роль она, по-вашему, играет в стихотворении? Прочитайте его так, чтобы подчеркнуть эту роль. 3. Проверка домашнего задания: в рабочей тетради: учащиеся представляют словарики библеизмов и церковнославянизмов, делают вывод о роли этих слов в поэтическом тексте. - Перечитайте и прокомментируйте процесс преображения поэта в пророка? Какие способности он приобретает? - Каково, по мнению автора, предназначение пророка? В чём сходство с поэтом? В чём различие? Итоговый проблемный вопрос 6 из рубрики 4. «Давайте поспорим»: Кто, поэт или пророк, изображён в стихотворении А. С. Пушкина? Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Устные ответы на вопросы  учителя. Обсуждение ответов  учащихся. Словарная работа.  Аналитическая беседа. Работа  со словарем. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  стимулирующая. Функция / роль учителя Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Этап 4.  Практикум: работа с текстом. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  поэтическое произведение,  выявлять его проблематику и  основные художественные  особенности. 10 минут Аналитическая беседа. Работа с текстами  художественных произведений,  беседа. Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. Ход урока Работа в группах 1. Учащиеся делятся на 6 групп: две группы анализируют стихотворение «Поэт» (одна работает по вопросам рубрики «Обсудим вместе», другая — «Решаем читательские задачи»), остальные группы делят между собой оставшиеся два стихотворения. Группам с высоким уровнем подготовленности целесообразно предложить анализ стихотворения «Поэт», с базовым уровнем — «Эхо». Следует учесть, что вопросы рубрики «Решаем читательские задачи» ориентированы на анализ изобразительно- выразительных средств. Учащиеся выступают в роли чтецов, литературоведов, лингвистов. Отвечать может один человек от группы либо несколько (если предполагается несколько вопросов). Завершить обсуждение можно проверкой домашнего задания в рабочей тетради (задание 20), связанного с сопоставлением стихотворений Пушкина, Хомякова и Веневитинова. 2. Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  поэтическое произведение,  выявлять его проблематику и  основные художественные  особенности. 10­15 минут Ответы на вопросы, обсуждение  ответов. Аналитическая беседа. Коллективная мыслительная  Ход урока Анализ стихотворения «Памятник»: 1. Чтение стихотворения учителем. 2. Вопросы для обсуждения - Почему поэт уверен в своём бессмертии? Какое будущее он предрекает своему творчеству? - Что ставит себе в заслугу поэт? Почему век назван им жестоким и о каких добрых чувствах, по-вашему, он говорит? - В чём, по-вашему, смысл выражений «нерукотворный памятник», «главою непокорной», «заветная лира» в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…»? Объясните метафору «народная тропа» Функция / роль учителя деятельность Организаторская,  корректирующая Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам Деятельность учителя и  учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью  учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет  учащимся оценки за работу на  уроке.  Домашнее задание с  комментариями. и подумайте, почему этот образ так важен Пушкину. - Почему в одном контексте автор объединяет себя и «великую Русь»? Перечитайте строки, в которых нарисовано это слияние? - Обратите внимание на последнюю строфу. К кому и почему обращается в ней поэт? Сравните её со стихотворением «Поэту». Как вы думаете, одинаковый ли смысл вкладывает автор в эти строки? - Почему, по-вашему, автор употребляет устаревшее слово «пиит», а не поэт? Какое значение он вкладывает в это слово? - Сделайте вывод о роли поэта и предмете поэзии в лирике А. С. Пушкина. Ход урока Уч­ся устно отвечают на проблемный вопрос урока. Домашнее задание 1. Выучить наизусть стихотворение «Памятник». 2. Написать любого стихотворения А. С. Пушкина (по плану в рабочей тетради). 3. Прочитать роман «Капитанская дочка». интерпретацию Урок 22. Знакомство с историей создания романа «Капитанская дочка». Жанр произведения. Сюжетные линии романа и его герои. Цель урока:  познакомить с историей создания романа «Капитанская дочка»;  познакомить с особенностями жанра романа;  выявить основные сюжетные линии, главных и второстепенных героев. Тема урока Знакомство с историей создания романа «Капитанская дочка». Жанр произведения. Предметные Понимание проблематики и жанровой  природы романа; умение анализировать  художественные особенности  прозаического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Сюжетные линии романа и его герои. Планируемые образовательные результаты Личностные Уважительное отношение к русской литературе и культуре. Метапредметные Переработка информации;  умение аргументировать свою  позицию.  Что вы можете сказать о жанре «Капитанской дочки»? Роман, повесть, исторические хроники, мемуары,  художественный вымысел. Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Деятельность учителя и  учащихся Выразительное чтение наизусть  стихотворений А.С. Пушкина. Чтение творческих работ. 7­10 мин. Умение воспроизводить  творческую историю  произведения. Длительность  10 минут Основной вид учебной деятельности,  Устные ответы на вопросы  Ход урока Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Памятник». Чтение (по желанию уч-ся) творческой работы - интерпретации любого стихотворения А. С. Пушкина. 1. Беседа по вопросам: - Какие прозаические произведения А. С. Пушкина вы уже изучали? - Как заканчивается роман «Дубровский»? 2. Работа с учебником : Читаем вступительную статью к «Капитанской дочке» учебника, знакомимся с творческой историей создания этого произведения. (стр. 236) направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя учителя. Обсуждение ответов  учащихся. Работа с учебником.  Аналитическая беседа. Работа с  учебником. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  стимулирующая. Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Элементы этапа Ход урока - - 1. Задания для обсуждения Вы познакомились с историей замысла «Капитанской дочки» и самостоятельно прочитали это произведение. Можете ли вы с уверенностью сказать, что «Капитанская дочка» — книга о Пугачёве и пугачёвском восстании? На какие ещё сюжетные линии вы обратили внимание? Какое место занимает любовная история Петра Гринёва и Маши Мироновой? Какие реальные исторические деятели изображены на страницах «Капитанской дочки»? Можно ли говорить о сюжете духовного взросления и проблеме чести? 2. Жанр произведения. Словарная работа – ВЛЭ: Роман — жанр эпоса: произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяжённость действия. Повесть — жанр прозаического эпоса, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя или героев. По объёму повесть больше рассказа и шире Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  прозаическое произведение,  выявлять его проблематику и  основные художественные  особенности. 10­15 минут Аналитическая беседа. Работа с текстом учебника и  текстом художественного  произведения, беседа. Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. записки хроники — Мемуары — Исторические изображает действительность, рисуя цепь последовательных событий в жизни персонажей. В отличие от романа, как правило, в ней одна сюжетная линия. литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий в хронологическом порядке. современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Характерная особенность мемуаров — установка на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. Художественный вымысел — один из основных моментов литературного творчества, состоящий в том, исходя из реальной действительности, создаёт новые художественные факты. Как утверждал Аристотель, поэт говорит «…не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или по необходимости». что писатель, Этап 4.  Практикум: работа с текстом. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  прозаическое произведение,  выявлять жанровые  особенности. 10 минут Ответы на вопросы, обсуждение  ответов. Аналитическая беседа. Коллективная мыслительная  Ход урока 1. Вопрос для обсуждения дочки»? Что вы можете сказать о жанре «Капитанской (В процессе беседы учащиеся приходят к выводу, что «Капитанская дочка», хотя и написана в форме семейных записок, мемуаров, показывает судьбу частных людей, но вместе с тем изображает исторические события и исторических персонажей. Роман опирается на реальные события, но благодаря художественному вымыслу Пушкина в нём есть авторские «изобретения»: выдумывание отдельных поступков, переживаний, высказываний героев. Благодаря этому происходит художественное осмысление действительности. Тема личной жизни героев переплетена с историей, а проблемы, которые поднимает Пушкин в «Капитанской дочке», не сводятся к семейно-бытовым, а носят нравственный характер. Обращаем внимание на проблему чести, вынесенную в эпиграф романа) 2. Разные точки зрения на роман. (См. Методические рекомендации Б. Ланина, стр. 135-136). Ход урока Уч­ся устно отвечают на проблемный вопрос урока. Домашнее задание Прочитать главы 1—5. Функция / роль учителя деятельность Организаторская,  корректирующая Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам Деятельность учителя и  учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью  учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет  учащимся оценки за работу на  уроке.  Домашнее задание с  комментариями. Урок 23.Герой, рассказчик. Гринёв и Пугачёв ­ обмен «дарами», их встречи. Жизнь в Белогорской крепости. Цель урока:  проанализировать 1­5 главы романа Пушкина;  обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев. Тема урока Герой, рассказчик. Гринёв и Пугачёв ­ обмен «дарами», их встречи.  Жизнь в Белогорской крепости. Предметные Понимание проблематики и жанровой  природы романа; умение анализировать  художественные особенности  прозаического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Планируемые образовательные результаты Личностные Уважительное отношение к русской литературе и культуре. Метапредметные Переработка информации;  умение аргументировать свою  позицию.  Зачем Пушкин поставил рядом Гринёва и Швабрина? Роман, повесть, исторические хроники, мемуары,  художественный вымысел. Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Деятельность учителя и  учащихся Ответы на вопросы викторины. 7 мин. Умение анализировать  прозаическое произведение. Длительность  15 минут Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Устные ответы на вопросы  учителя. Обсуждение ответов  учащихся. Сжатый пересказ.  Аналитическая беседа. Работа с  текстом. Сжатый пересказ. Ход урока Викторина на знание содержания 1-5 глав. 1. Беседа по вопросам: - Как воспитывался Петруша Гринёв? Кто были его учителя? - Почему отец решил его отправить на военную службу? - Как мечты героя о весёлой жизни в Петербурге столкнулись с реальностью? 2. Сжатый пересказ эпизода «Встреча с вожатым». 3. Беседа по вопросам: - Из-за чего произошёл конфликт с Савельичем? - Первое впечатление Гринёва от Белогорской крепости. Как и когда оно меняется? 4. Сжатый пересказ эпизода «Дуэль Гринёва со Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  прозаическое произведение,  выявлять его проблематику и  основные художественные  особенности, составлять  сравнительную характеристику  литературных героев. 10­15 минут Аналитическая беседа. Работа с текстом учебника и  текстом художественного  произведения, беседа,  сравнительная характеристика. Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. Форма организации деятельности Функция / роль учителя Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  стимулирующая. Швабриным». - Как сам повествователь рассказывает о ней: иронично или романтично? Почему? Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Элементы этапа Ход урока Общая точка зрения, 1. Сравнительная характеристика героев – Гринёва и Швабрина. - Сравнить — это значит поставить рядом двух героев и проанализировать их с какой-то общей точки зрения, чтобы выявить черты сходства и различия. с которой рассматриваются герои, называется основанием для сравнения. Работа над сравнительным рассуждением всегда начинается с постановки вопроса: на каком основании можно сравнивать героев? Ответ на этот вопрос и будет главной идеей сравнительного рассуждения. Обратимся к нашей теме. На каком основании можно сравнивать Гринёва и Швабрина? Они оба — представители дворянства второй половины XVIII в. 2. Составление таблицы: Гринёв Швабрин Черты сходства: 1) офицеры; 2) приблизительно одного возраста; 3) влюблены в Машу Миронову. Черты различия Воспитание и образование Гринёв воспитывался в условиях Швабрин получил столичное воспитание и провинциальной дворянской семьи, получил наставление отца о воинской присяге и правдивой службе Для Гринёва характерна доброта, правдивость, великодушие Отношение к окружающим образование, а службу в Белогорской крепости воспринимал как временную необходимость для дальнейшего продвижения к чину. Для Швабрина характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, склонность к клевете, мстительность У Швабрина — низменный характер чувства, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине Швабрин изменяет воинской присяге, и притом не по идейным мотивам, а из низменных побуждений Отношение к любви У Гринёва — глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, уважение к женщине Гринёв верен воинскому долгу и готов пожертвовать жизнью во имя долга Понимание воинского долга Этап 4.  Практикум: работа с текстом. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  прозаическое произведение,  выявлять жанровые  особенности. Ход урока 1. Работа с рубрикой «Решаем читательские задачи» Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя 10 минут Ответы на вопросы, обсуждение  ответов. Аналитическая беседа. Коллективная мыслительная  деятельность Организаторская,  корректирующая (стр. 236-237). Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Ход урока 1. Вопросы для обсуждения: Зачем Пушкин поставил рядом Гринёва и Как сам автор относится к ним? Швабрина? Домашнее задание 1. Прочитать главы 6—12. 2. Обратить внимание на изменение взглядов Гринёва-рассказчика. 3. Пугачёв глазами Гринёва. Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам Деятельность учителя и  учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью  учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет  учащимся оценки за работу на  уроке.  Домашнее задание с  комментариями. Урок 24. Образ Пугачёва. Тема русского бунта. «Сильное и благое потрясение». Фольклорные жанры в произведении. Цель урока:  проанализировать 6­12 главы романа Пушкина;  показать сложность характера Пугачёва ­ предводителя крестьянского восстания;  раскрыть роль фольклорных мотивов в создании образа Пугачёва. Тема урока Предметные Понимание проблематики и жанровой  природы романа; умение анализировать  художественные особенности  прозаического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Образ Пугачёва. Тема русского бунта. «Сильное и благое потрясение».  Фольклорные жанры в произведении. Планируемые образовательные результаты Личностные Уважительное отношение к русской литературе и культуре. Метапредметные Переработка информации;  умение аргументировать свою  позицию.  Каким показан Пугачёв в романе? Роман, повесть, исторические хроники, мемуары,  художественный вымысел,аллегория. Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Деятельность учителя и  учащихся Ответы на вопросы викторины. 7 мин. Умение анализировать  прозаическое произведение. Длительность  15 минут Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Устные ответы на вопросы  учителя. Обсуждение ответов  учащихся. Сжатый пересказ.  Аналитическая беседа. Работа с  Ход урока Викторина на знание содержания 6-12 глав. , связанным с образом Первое знакомство с героем – анализ главы 1. Беседа по вопросам Пугачёва: «Вожатый»: - Определите повествовательную канву главы. - Выделите неповествовательные части текста: описания, диалоги. - Определите роль диалогов в развитии действия. - Выделите портрет вожатого. Какие свойства характера вожатого раскрываются в его портрете? - Для чего дано описание бурана? Как оно Форма организации деятельности Функция / роль учителя текстом. Сжатый пересказ. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  стимулирующая. построено? Какова роль глаголов? - Выделите сон Гринёва. В чём художественное значение этой части главы? - Прочтите эпиграф: какой прямой смысл имеют слова этой песни? К кому из действующих лиц они могут быть отнесены? В какой мере справедливы по отношению к Вожатому три последних стиха этой песни? Глава шестая: О Пугачёве говорится в письме генерала коменданту Белогорской крепости. Здесь Пугачёв в восприятии его людьми правительственного лагеря: беглый казак, «злодей» и «самозванец». — «Приступ»: Глава седьмая Перед нами уже предводитель народного восстания. Во главе осаждающих крепость «на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнажённой саблей в руках: это был сам Пугачёв». Он отдаёт «повеления», в его образе чувствуется величие, сила. Гринёв отмечает его смелость: «...картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди…» - Найдите в тексте и прочитайте описание Пугачёва после захвата Белогорской крепости. Кто окружает его? - Скрывает ли рассказчик жестокость Пугачёва? Можно ли казнь жены капитана Миронова воспринимать как нечто неизбежное в ходе ожесточённой борьбы? - Почему Пугачёв пощадил Гринёва? Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Элементы этапа Ход урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  прозаическое произведение,  выявлять его проблематику и  Анализ сцены военного совета (глава восьмая) : - Обращаем внимание на портрет Пугачёва, манеру его речи, смех, быстрый взгляд. Читатель видит в Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя основные художественные  особенности, составлять  сравнительную характеристику  литературных героев. 10­15 минут Аналитическая беседа. Работа с текстом учебника и  текстом художественного  произведения, беседа,  сравнительная характеристика. Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. стремление уйти Пугачёве уже не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого. - Сравните, как изображён военный совет в Оренбурге у генерала Р. Вспомните, что такое антитеза. Мож- но ли о ней говорить в данном случае? (Полная противоположность пугачёвскому совету: нерешительность, от ответственности, скудоумие, неумение поставить и решить задачу.) - Обращение Пугачёва к соратникам-казакам и их к нему — товарищеское, простое. Он великодушно отпускает Гринёва, не задумываясь, что перед ним человек враждебного лагеря: «Казнить так казнить, миловать так миловать». - Вспомните, что происходит, когда Гринёв пешком отправляется из крепости. Как Пугачёв его провожает? (Посылает ему лошадь и полтину денег.) Анализ калмыцкой сказки С кем из персонажей сказки сравнивается Пугачёв? Что значит жить для таких людей, как Пугачёв? Как вы думаете, почему мысли автора и созданного им рассказчика расходятся? («Мятежная слобода») : Этап 4.  Контрольная работа. Подводим итоги работы. Образ Пугачёва дан с разных сторон. Пушкин представил его диалектически: он бывает жестоким и добрым, хвастливым и простым, незаносчивым. Пугачёв неграмотен, но умён; иногда опрометчив, но разумно руководит восстанием. К его образу стягиваются обе сюжетные линии. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  прозаическое произведение,  выявлять жанровые  особенности. 10 минут Ответы на вопросы, обсуждение  ответов. Аналитическая беседа. Коллективная мыслительная  деятельность Организаторская,  корректирующая Ход урока Контрольная работа Какими приёмами Пушкин создаёт образ Пугачёва (включение его в развитие сюжета и роль в нём; портрет, речь, поведение Пугачёва, его взгляды на восстание, на свою судьбу)? Как рисует писатель отношение к Пугачёву народа (окружающих его участников восстания и мирного населения)? Ход урока Домашнее задание Прочитать последние главы романа. Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам Деятельность учителя и  учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью  учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет  учащимся оценки за работу на  уроке.  Домашнее задание с  комментариями. Урок 25. Маша Миронова. Образ Екатерины II. Роль эпилога в романе. Цель урока:  проанализировать последние главы романа;  раскрыть нравственную красоту образа Маши Мироновой;  Сопоставить Екатерину и Пугачёва, их роль в судьбе Гринёва и Маши. Тема урока Маша Миронова. Образ Екатерины II. Роль эпилога в романе. Предметные Понимание проблематики и жанровой  природы романа; умение анализировать  художественные особенности  прозаического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Планируемые образовательные результаты Личностные Уважительное отношение к русской литературе и культуре. Метапредметные Переработка информации;  умение аргументировать свою  позицию.  Почему роман, где главными героями являются Гринёв и Пугачёв, называется «Капитанская дочка»? Роман, повесть, исторические хроники, мемуары,  художественный вымысел, эпилог. Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Деятельность учителя и  учащихся Ответы на вопросы викторины. 5 мин. Умение анализировать  прозаическое произведение. Ход урока Викторина на знание содержания последних глав романа. Вопросы и задания для обсуждения образа Маши Мироновой: - Первое впечатление рассказчика от Марьи Длительность  15 минут Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Устные ответы на вопросы  учителя. Обсуждение ответов  учащихся. Сжатый пересказ.  Аналитическая беседа. Работа с  текстом. Сжатый пересказ. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  стимулирующая. Ивановны. Как описана её внешность? - Что проявляется в характере Марьи Ивановны во время мирной жизни в крепости в её отношении к родителям, Швабрину, Гринёву? - Какие черты раскрывает в ней её любовь к Гринёву? Что можно сказать об отношении к ней других действующих лиц (Савельич, Палаша, попадья)? - Как раскрывает образ Марьи Ивановны её поездка в Царское Село и встреча с Екатериной II? - Как Пушкин относится к своей героине? Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Элементы этапа Ход урока Вопросы и задания для обсуждения эпизода «Маша Миронова и императрица»: Где происходит первая встреча Маши с Екатериной? Какова роль пейзажа? Как показана императрица? Почему Пушкин представил её не в парадной обстановке, а в частной, обычной жизни? Можно ли сопоставить милосердие императрицы по отношению к дочери капитана Миронова с великодушием Пугачёва к Гринёву? Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Этап 4.  Практикум: работа с текстом. Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  прозаическое произведение,  выявлять его проблематику и  основные художественные  особенности, составлять  сравнительную характеристику  литературных героев. 10­15 минут Аналитическая беседа. Работа с текстом учебника и  текстом художественного  произведения, беседа,  сравнительная характеристика. Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и  учащихся Умение  анализировать  прозаическое произведение,  выявлять жанровые  особенности. 10 минут Ответы на вопросы, обсуждение  ответов. Аналитическая беседа. Коллективная мыслительная  деятельность Организаторская,  корректирующая Ход урока Вопросы для анализа эпилога: - Как вы думаете, почему Пушкин обрывает мемуары отъездом Марьи Ивановны из Петербурга, а не радостным освобождением Гринёва? - При каких обстоятельствах происходит последняя встреча Гринёва с Пугачёвым? Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам Деятельность учителя и  учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью  учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет  учащимся оценки за работу на  уроке.  Домашнее задание с  комментариями. Ход урока Работа с рубрикой «Обсудим вместе», ответ на проблемный вопрос урока. Домашнее задание. 1. Домашнее сочинение. (Темы могут быть взяты из рубрики «Творческие задания», представленной в учебнике, или сформулированы самим учителем). 2. Индивидуальное задание: «Капитанская дочка» в кино.

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2019