Система уроков по творчеству Ф.М. Достоевского (8 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
22.03.2019
Система уроков по творчеству Федора Михайловича Достоевского составлена по учебнику литературы для учащихся 8 класса под редакцией Б. Ланина. Раздел «Ф.М. Достоевский» предусматривает на изучение этой темы 2 часа.
Урок 39. Ф. М. Достоевский. «Бедные люди».
Урок 40. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.
Ф.М. Достоевский.docx
Уроки 3940 Раздел «Ф.М. Достоевский» 2 часа
Урок 39. Ф. М. Достоевский. «Бедные люди».
Урок 40. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.
Урок 39. Ф. М. Достоевский. «Бедные люди».
Цель урока:
углубить знания учащихся по биографии и творчеству Ф.М. Достоевского;
познакомить с проблематикой романа «Бедные люди»;
проследить развитие темы «маленького человека» в творчестве Достоевского..
Тема урока
Предметные
Понимание значения великого русского
писателя Ф.М. Достоевского в развитии
русской художественной литературы.
Решаемая учебная проблема
Основные понятия, рассматриваемые на
уроке
Вид используемых средств ИКТ
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди».
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные
Переработка информации; умение
аргументировать свою позицию.
Личностные
Уважительное отношение к русской литературе
и культуре.
Как письма помогают понять героев? Какие их черты вы открыли для себя?
Роман, эпистолярный жанр
Универсальные
Организационная структура урока
Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания
Элементы этапа
Повторение
Деятельность учителя и учащихся
Учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают
ответы.
Ход урока
Проверка Д/З по повести Гоголя
«Шинель».
Длительность
Этап 2. Работа по теме урока
Формирование конкретного
образовательного результата / группы
результатов
57 мин.
Возникновение познавательных мотивов.
Длительность
10 минут
1. Жизнь и судьба писателя
Урок целесообразно начать со
вступительной беседы о жизни и
Ф. М. Достоевского.
творчестве
Подготовленные ученики могут выступить Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование данного
результата
Методы обучения
Форма организации деятельности
Выступление учащихся с подготовленными
сообщениями. Устные ответы на вопросы
учителя. Обсуждение ответов учащихся.
Систематизирующая беседа.
Медиапрезентации. Устные выступления.
Коллективная мыслительная деятельность.
Функция / роль учителя
Организаторская, стимулирующая.
«маленького
Темы для обсуждения
с рассказом о писателе.
Название повести как характеристика
героев.
Тема
человека»
в произведении Достоевского.
Пространство как завязка конфликта.
Герои в поиске выхода из одиночества.
2. Тема «маленького человека»
- К какой теме обращается писатель в
своем произведении?
- Назовите основные черты «маленького
человека».
(Поскольку восьмиклассники на
предыдущих уроках изучали повесть
Н. В. Гоголя «Шинель», они без труда
укажут тему, к которой обращается
писатель в произведении, и характерные
черты «маленького человека» (невысокое
социальное положение и происхождение,
отсутствие выдающихся способностей,
бесхарактерность, безобидность)).
Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала.
Элементы этапа
Формирование конкретного
образовательного результата / группы
результатов
Длительность
Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование данного
результата
Методы обучения
Форма организации деятельности
Функция / роль учителя
Деятельность учителя и учащихся
Устные ответы на вопросы учителя.
Обсуждение ответов учащихся. Словарная
работа.
10 минут
Устные ответы на вопросы учителя.
Обсуждение ответов учащихся. Словарная
работа.
Словесный, наглядный.
Индивидуальная и коллективная
мыслительная деятельность.
Организаторская, корректирующая.
Вопросы для обсуждения
Ход урока
- C какими произведениями известных вам
писателей можно поставить в один ряд
повесть «Бедные люди»?
- Чем отличаются «Бедные люди» от этих
произведений? В чём изюминка данного
романа?
Что нового привносит
Достоевский в тему «маленького
человека»?
- Смысл названия произведения. Кого в
произведении можно назвать «бедными
людьми»? Чем они живут? Каковы их
интересы?
Задание из РТ Этап 4. Практикум: работа с текстом.
Элементы этапа
Формирование конкретного
образовательного результата / группы
результатов
Длительность
Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование данного
результата
Методы обучения
Форма организации деятельности
Функция / роль учителя
Деятельность учителя и учащихся
Умение работать в группе, проводить
анализ романа, исследовать эпистолярный
жанр.
1015 минут
Чтение, ответы на вопросы, обсуждение.
Аналитическая беседа, выразительное
чтение.
Коллективная мыслительная деятельность
Организаторская, корректирующая
Решаем читательские задачи
Вы вели когданибудь дневник? Как вы думаете,
для чего Варя ведёт дневник? Для чего автор
включил дневник в композицию эпистолярного
романа?
Словарная работа
Эпистолярный жанр
Ход урока
Групповая работа над заданиями из
Учащиеся в группах работают над
рубрики «Решаем читательские задачи» (см. часть
2, стр. 59, в. 26)
заданиями, выясняют, какими чувствами
пронизаны письма героев, какие
человеческие качества они ценят превыше
всего, какие произведения читают герои и
что думают о них.
Один из участников группы вытягивает
билет с ключевым словом, группа должна
вспомнить, в каких эпизодах звучит слово,
почему оно важно.
Ответы нужно
подтверждать словами из текста повести.
Ключевые слова для работы с текстом
повести могут быть такими: маточка,
его
благодетель,
превосходительство, ветошка и т. п. На
заключительном этапе урока можно
предложить учащимся составить своё
«облако» слов из ключевых слов
произведения.
трущоба,
слог,
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Элементы этапа
Виды учебной деятельности для проверки
полученных результатов
Длительность
Методы обучения
Форма организации деятельности
Деятельность учителя и учащихся
Обобщают, перерабатывают и
трансформируют информацию
78 минут
Словесный, наглядный
Индивидуальная
Ход урока
Учся устно отвечают на проблемный вопрос
урока.
Как письма помогают понять героев? Какие
их черты вы открыли для себя?
Домашнее задание Функция / роль учителя
Рефлексия по достигнутым либо
недостигнутым образовательным
результатам
Наблюдение за деятельностью учащихся
Ученики оценивают свою работу на уроке.
Учитель выставляет учащимся оценки за
работу на уроке.
Домашнее задание с комментариями.
творческий проект
Сделать
по
произведению (на выбор): нарисовать
афишу к спектаклю (предварительно
побеседовать с учащимися о том, что такое
афиша, какой цели служит). Выбрать
эпизод для составления сценария,
написать замечания для актёров,
разыграть сцену и т. д.
Урок 40. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.
Цель урока:
проследить развитие темы «маленького человека» в творчестве Достоевского;
выявить особенности эпистолярного жанра, проанализировать особенности писем главных героев романа.
Тема урока
Предметные
Понимание значения великого русского
писателя Ф.М. Достоевского в развитии
русской художественной литературы.
Решаемая учебная проблема
Основные понятия, рассматриваемые на
уроке
Вид используемых средств ИКТ
Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные
Переработка информации; умение
аргументировать свою позицию.
Личностные
Уважительное отношение к русской литературе и
культуре.
Чем богаты „бедные люди“?
Роман, эпистолярный жанр
Универсальные
Организационная структура урока
Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания
Элементы этапа
Деятельность учителя и учащихся
Ход урока Повторение
Отвечают на вопросы викторины.
Викторина по роману «Бедные люди»
(или тест по произведению)
Длительность
Этап 2. Работа по теме урока
Формирование конкретного
образовательного результата / группы
результатов
57 мин.
Учащиеся защищают минипроекты,
обосновывают выбор темы, отвечают на
вопросы.
Длительность
15 минут
Выступление учащихся с творческими
проектами.
Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование данного
результата
Методы обучения
Форма организации деятельности
Функция / роль учителя
Выступление учащихся с минипроектами.
Устные ответы на вопросы учителя.
Обсуждение выступлений учащихся.
Метод проектов
Индивидуальная мыслительная
деятельность.
Организаторская, стимулирующая,
направляющая.
Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала.
Элементы этапа
Формирование конкретного
образовательного результата / группы
результатов
Длительность
Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование данного
результата
Методы обучения
Форма организации деятельности
Функция / роль учителя
Деятельность учителя и учащихся
Устные ответы на вопросы учителя.
Обсуждение ответов учащихся.
10 минут
Устные ответы на вопросы учителя.
Обсуждение ответов учащихся. Словарная
работа. Работа с таблицей.
Словесный, наглядный.
Индивидуальная и коллективная
мыслительная деятельность.
Организаторская, корректирующая.
Тема для обсуждения
Ход урока
«Все мы вышли из гоголевской „Шинели“»
(Ф. М. Достоевский): традиции Гоголя в
произведении Достоевского.
Цитируя чьи-то слова, мы либо соглашаемся
с ними, либо спорим. Каков смысл этого
выражения?
Решаем читательские задачи (см. РТ)
1. Заполните таблицу. Выпишите названия книг, которые
читают герои романа «Бедные люди». Приведите оценки
прочитанных произведений, данные героями. Согласны
ли вы с их отзывами? Прокомментируйте отзывы героев
романа. (Если вы не читали эти книги, оставьте клеточкуячейку для ваших комментариев пустой.)
Что читают герои романа «Бедные люди»
Название произведения
Отзыв героя о
прочитанном
произведении
.
2. Героев романа не назовёшь удачливыми людьми.
Почему же автор выбрал именно их в качестве главных
героев? Как проявляется его отношение? Приведите
примеры из текста.
Ход урока
Работа в паре:
слова
Учащимся даётся одно из писем, письмо с
пропусками.
вставить
пропущенные
(устно обосновать
выбор слова или словосочетания); найти
авторский вариант и прокомментировать.
Задания:
Ход урока
Учся устно отвечают на проблемный вопрос
урока.
Чем богаты „бедные люди“?
Домашнее задание
1.
Творческая работа. Написать письмо:
«Письмо Вареньки год спустя» или
Деятельность учителя и учащихся
Умение работать в паре, проводить анализ
романа, исследовать эпистолярный жанр.
10 минут
Чтение, ответы на вопросы, обсуждение.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная мыслительная
деятельность
Организаторская, корректирующая
Этап 4. Практикум: работа с текстом.
Элементы этапа
Формирование конкретного
образовательного результата / группы
результатов
Длительность
Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование данного
результата
Методы обучения
Форма организации деятельности
Функция / роль учителя
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Элементы этапа
Виды учебной деятельности для проверки
полученных результатов
Длительность
Методы обучения
Форма организации деятельности
Функция / роль учителя
Деятельность учителя и учащихся
Обобщают, перерабатывают и
трансформируют информацию
78 минут
Словесный, наглядный
Индивидуальная
Наблюдение за деятельностью учащихся Рефлексия по достигнутым либо
недостигнутым образовательным
результатам
Ученики оценивают свою работу на уроке.
Учитель выставляет учащимся оценки за
работу на уроке.
Домашнее задание с комментариями.
«Потерянное
(или не отправленное
намеренно) письмо М. Девушкина».
В
письмах можно поразмышлять о том, как
сложилась их жизнь (спустя год, два или
пять). Предварительно проанализировать
стиль последних писем, обращения героев
друг к другу.
2. Прочитать статью о Тургеневе в учебнике.
Система уроков по творчеству Ф.М. Достоевского (8 класс)
Система уроков по творчеству Ф.М. Достоевского (8 класс)
Система уроков по творчеству Ф.М. Достоевского (8 класс)
Система уроков по творчеству Ф.М. Достоевского (8 класс)
Система уроков по творчеству Ф.М. Достоевского (8 класс)
Система уроков по творчеству Ф.М. Достоевского (8 класс)
Система уроков по творчеству Ф.М. Достоевского (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.