Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)
Оценка 4.9

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
22.03.2019
Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)
Система уроков по творчеству Тургенева составлена о учебнику литературы для 8 класса под ред. Б. Ланина. Раздел «И.С. Тургенев» - 8 часов Урок 41. И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Цикл рассказов «Записки охотника». Урок 42. И.С. Тургенев. «Бирюк». Урок 43. И.С. Тургенев. «Певцы». Урок 44. Знакомство с героями повести. Роль пейзажа в произведении (главы 1-3). Урок 45. "Что за хамелеон эта девушка!" (главы 4-10). Урок 46. "У счастья нет завтрашнего дня" (главы 11-22). Урок 47. Современники Тургенева о повести "Ася". Образ тургеневской девушки в произведении. Урок 48. Повесть И.С. Тургенева «Ася». Диагностическая работа.
И.С. Тургенев.docx
Уроки 41­45 Раздел «И.С. Тургенев» ­ 8 часов Урок 41. И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Цикл рассказов «Записки охотника». Урок 42. И.С. Тургенев. «Бирюк». Урок 43. И.С. Тургенев. «Певцы». Урок 44. Знакомство с героями повести. Роль пейзажа в произведении (главы 1­3). Урок 45. "Что за хамелеон эта девушка!" (главы 4­10). Урок 46. "У счастья нет завтрашнего дня" (главы 11­22). Урок 47. Современники Тургенева о повести "Ася". Образ тургеневской девушки в произведении.  Урок 48. Повесть И.С. Тургенева «Ася». Диагностическая работа. Урок 41. Тема урока: И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Цикл рассказов «Записки охотника». Цель урока:  углубить знания учащихся по биографии и творчеству И.С. Тургенева;   познакомить с творческой историей и основными темами цикла «Записки охотника». Тема урока И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Цикл рассказов «Записки охотника». Предметные Понимание значения великого русского  писателя И.С. Тургенева в развитии  русской художественной литературы.  Выявление роли цикла «Записки охотника» в развитии  идей гуманизма. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Планируемые образовательные результаты Метапредметные Переработка информации; умение  аргументировать свою позицию.  Личностные Уважительное отношение к русской литературе  и культуре. Почему свой сборник И.С. Тургенев назвал «Записки охотника»? Биография писателя, цикл рассказов Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Деятельность учителя и учащихся Учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают ответы. Ход урока Проверка Д/З по роману Достоевского «Бедные люди». Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов 5­7 мин. Возникновение познавательных мотивов.  Длительность  10 минут Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Выступление учащихся с подготовленными  сообщениями. Устные ответы на вопросы  учителя. Обсуждение ответов учащихся.  Систематизирующая беседа.  Медиапрезентации. Устные выступления. Коллективная мыслительная деятельность. Изучение биографии писателя 1. Учитель или подготовленный ученик (группа учеников)   знакомят   класс   с   биографией Тургенева,   отдельными   этапами   его   жизни, отношением к крепостному праву. 2. Работа с рубрикой «Виртуальная кладовочка» Пополнить   свои   знания   новыми   фактами   о биографии и творчестве писателя, сведениями о музеях   И. С. Тургенева,   почитать   его произведения,  а  также   статьи  и   публикации  о нём,   рассмотреть   фотографии,   иллюстрации   и репродукции   можно   на   интернет­ресурсе http://www.turgenev.org.ru.htm. Функция / роль учителя Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Организаторская, стимулирующая. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и учащихся Устные ответы на вопросы учителя.  Обсуждение ответов учащихся. Словарная  работа.  10 минут Устные ответы на вопросы учителя.  Обсуждение ответов учащихся. Словарная  работа.  Словесный, наглядный. Индивидуальная и коллективная  мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. Вопрос для обсуждения Вопросы для обсуждения Ход урока - Вы изучали «Муму» в 6 классе. Что вы узнали об Иване Сергеевиче Тургеневе? - Какие жанры эпических произведений вы знаете? - Что же такое жанр? Для чего мы пользуемся таким термином? Что он помогает нам понять? - Произведения каких жанров вы любите читать и почему? - Чем отличается рассказ от сказки? - Какие рассказы Тургенева вы читали? Словарная работа Жанр рассказа Задание для учащихся В тетради учащиеся делают краткую Этап 4.  Работа с учебной информацией. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и учащихся Умение работать со справочной  информацией, составлять текст словарной  статьи. 10­15 минут Прослушивание учебной информации,  Чтение, ответы на вопросы, обсуждение.  Словарная работа. Словесный, наглядный. Коллективная мыслительная деятельность Организаторская, корректирующая запись об особенностях рассказа как жанра. Ход урока охотника» Основные темы цикла «Записки 1. Вступительное слово учителя - По словам самого И. С. Тургенева, «Записки охотника» были исполнением его «Аннибаловой клятвы». Писатель дал себе слово бороться с крепостным правом, которое возненавидел с самого детства. Тургенев уезжает из России: «Я не мог, — писал Тургенев, — дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. <…> Мне необходимо, нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него». Как и многим другим русским писателям, именно вдали от родины Тургеневу удаётся увидеть и понять картину современной ему Руси во всей полноте, обличить крепостничество и показать красоту простых крестьян. В «Записках охотника» Тургенев выступает как новатор. Самые разные по форме рассказы представлены в цикле «Записки охотника» — это и лирический этюд, и картина с натуры, и зарисовка, и новелла, и бытовой очерк. Можно считать самостоятельным каждый отдельно взятый рассказ, но в то же время все они включены в цикл, а значит, тематически и поэтически объединены. Объединяет их и повествование от лица охотника, рассказывающего об увиденных им в событиях форме непринуждённой беседы и метких портретных характеристик. Писатель мастерски использовал приём антитезы в и лицах обрисовке мира помещиков и мира крестьян. История создания «Записок охотника» началась с публикации И. С. Тургеневым в журнале «Современник» рассказа под названием «Хорь и Калиныч», который неожиданно для издателей и самого писателя был с восторгом воспринят читателями. Жанр этого рассказа был определён как очерк. Редактором журнала И. И. Панаевым к рассказу был добавлен подзаголовок «Из записок охотника», хотя на тот момент у писателя не было других рассказов, кроме этого. 2. Объяснение нового материала Впечатления Тургенева о России из детства и юности, воспоминания о том, как он сам исходил с ружьём Орловскую, Тульскую, Курскую области, складывались в общий цикл рассказов. Особым образом подобранные и скомпонованные, рассказы взаимосвязаны друг с другом. Каждый рассказ имеет свою ценность как отдельно взятое произведение. В то же время произведения дополняют друг друга в книге. Рассказы могут быть композиционно не завершёнными, иметь открытый финал, ведь это всего лишь записки. Повествование может быть случайно прервано, и тогда читатель остаётся в ожидании продолжения истории. ВЛЭ В ходе урока учащиеся вместе с учителем определяют, что такое «цикл рассказов», и выписывают в рабочую тетрадь краткую характеристику этого понятия. Ход урока Уч­ся   устно   отвечают   на   проблемный   вопрос Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для проверки  Обобщают, перерабатывают и  Деятельность учителя и учащихся полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке.  Учитель выставляет учащимся оценки за  работу на уроке.  Домашнее задание с комментариями. урока.  Почему свой сборник И.С. Тургенев назвал «Записки охотника»? Домашнее задание Прочитать рассказ «Бирюк», Урок 42. И.С. Тургенев. «Бирюк». Цели урока:  Образовательная: раскрыть роль портрета, пейзажа, интерьера как средств создания художественного образа в прозаическом произведении и воплощении позиции автора. Развивающая: развивать речь, мышление, творческие способности учащихся, навык лингвистического анализа художественного произведения, умение делать обобщения и выводы, составлять характеристику литературного героя.  Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому языку и литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь, ненависть к рабству и угнетению, гордость за свой народ. Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо. Тема урока Планируемые образовательные результаты И.С. Тургенев. «Бирюк». Предметные Давать определение понятиям  «литературный цикл», «рассказ»,  Метапредметные Знать устоявшиеся формулировки  высказывания собственного мнения.  Личностные Формировать устойчивый интерес к русскому языку  и литературе, развивать такие качества личности, «литературный герой», «композиция»,  «портрет», «пейзаж», «интерьер». Знать  особенности жанра рассказа. Развивать  навыки выразительного чтения и анализа  прозаического произведения. Решаемая учебная проблема Формировать умение работать  коллективно, умение доказывать своё  мнение, владеть технологией анализа и  самоконтроля.  как чувство долга и собственного достоинства,  сострадание и готовность прийти на помощь, ненависть к  рабству и угнетению, гордость за свой народ.    Какую роль играют художественные описания в раскрытии тайны души русского крестьянина? Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Литературный цикл, рассказ, литературный герой, образ автора, портрет, пейзаж, интерьер,  проблемы рассказа и т.д. Универсальные (интерактивная доска, проектор, компьютер, планшеты) Этап 1. Стадия «Вызов».  Вступление и проверка домашнего задания Организационная структура урока Элементы этапа Повторение Деятельность учителя и учащихся Проверка домашнего задания. Фронтальная работа, индивидуальная. Прием «Ассоциации». Ход урока 1. – Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с  рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», который входит в сборник  «Записки охотника». В сборнике 25 рассказов.  В.: Почему свой сборник И.С.Тургенев назвал «Записки  охотника»? (О: Рассказы между собой связаны героем­рассказчиком,  дворянином Петром Петровичем, который любит охоту,  много путешествует и рассказывает о случаях, которые  произошли с ним.) 2. Звучит романс «Утро туманное» (1 мин.). ­ Ребята, Сейчас прозвучит отрывок из романса на стихи И.С.  Тургенева «Утро туманное…». При прослушивании напишите  несколько ассоциаций, которые у вас возникли при    прослушивании этого фрагмента.  (О.: Ветхие крестьянские избы, нищие, идущие по дороге… Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» Прием «Кластер» Боль, тревога, тоска) ­ Как вы думаете, что общего между романсом и рассказом  Тургенева «Бирюк»? ­ Как и музыка, рассказ «Бирюк» отставляет в душе  тяжелое чувство. Здесь звучит горькое раздумье Тургенева о  судьбе крепостного русского народа. Чтобы нам легче было  войти в художественный мир рассказа, скажем несколько  слов об эпохе, отраженной в нем. Работа с термином (на слайде): «Крепостное право ­ это форма  зависимости крестьян, при которой они прикреплены к земле и  подчинены административной и судейской власти помещика». ­ Помещики делали со своими крестьянами все, что хотели:  возлагали на них непосильную работу, за малейшую  провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти.  Крестьян продавали, разлучая детей и родителей,  выменивали на собак. ­ На каких уроках в школе вы говорите о тяжелой доле  крепостного крестьянства?   ­ Свой вклад в раскрытие этой темы вносили и выдающиеся  русские писатели­гуманисты, среди которых был и Иван  Сергеевич Тургенев. Его цитата из рассказа «Бирюк» послужит  эпиграфом к нашему уроку. Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло. И. С. Тургенев ­ Я предлагаю вам побывать в роли юных литературоведов,  чтобы  постичь некоторые тайны творческой лаборатории  великого мастера слова. У вас на столах дневники исследований, словари, справочная литература, телефоны и планшеты с  доступом в Интернет. ­ Обратите внимание на второй эпиграф к уроку: ­   Но   что   может   быть   интересного   в   грубом, необразованном человеке? ­ Как что? Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке. ­ К кому из героев рассказа мы можем отнести эти слова? В. Г. Белинский ­ Прямо сейчас мы обращаемся к таблице «Знаю – хочу узнать  – узнал» и заполняем первую колонку «Знаю»: в форме  кластера обобщаем информацию по рассказу «Бирюк» и его  героям. (О.: дети, мужик, крестьяне, рассказчик…) ­ Литературный критик В.Г. Белинский о цикле рассказов из  сборника «Записки охотника», в том числе и о рассказе  «Бирюк», сказал: «Тургенев зашел к русскому мужику с такой  стороны, с какой ещё никто не заходил».  ­ Почему же Тургенева, представителя дворянского сословия,  так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел  классик?  (О.: загадку, тайну, таинственность…) ­ Сегодня мы тоже вслед за Тургеневым будем….(узнавать чью­ то тайну) ­ Чью? (Тайну Бирюка) ­ Так как же звучит тема нашего урока? Тайна Бирюка ­ Вы – исследователи. А в начале любого исследования надо  четко сформулировать вопросы, ответы на которые вы хотите  получить. Обсудите в паре и напишите во вторую колонку  Длительность Этап 2. Столкновение с проблемой. Формулирование проблемы, цели, задач. Формирование конкретного  образовательного результата /  группы результатов Выдвижение гипотез и их обоснование. 5­7 мин. Длительность  5­7 мин. Основной вид учебной  деятельности, направленный на  формирование данного  результата Методы обучения Устно отвечают на вопросы,  обсуждают сказанное. Проблемные вопросы, работа в паре,  индивидуальная работа с таблицей. Форма организации деятельности Коллективная мыслительная  Функция / роль учителя деятельность, диалоговое обучение. Ведущая, организующая,  направляющая. таблицы «Хочу узнать» 2­3 «толстых вопроса», решение  которых поможет нам раскрыть тайну главного героя рассказа  Тургенева.  (О.: Почему Бирюк живет один? Почему у него такое  прозвище? Почему его не любили мужики? Чем Бирюк  отличается от остальных героев рассказа? Почему Фома,  одарённый природной красотой, силой, умом и мужеством,  живёт в нищете?..) ­ Попробуем разобраться в этих вопросах. Этап 3. «Осмысление». Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Деятельность учителя и учащихся Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата /  группы результатов Длительность Основной вид учебной  деятельности, направленный на  формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Индивидуальная мыслительная  8 минут Слушание, запись комментариев и  основных понятий, работа со  словарём. Функция / роль учителя Диалоговый, словесный, наглядный деятельность, вопросно­ответная  форма, просмотровые технологии Организующая, корректирующая Диалог на уроке Ход урока 1. Беседа с классом: ­ Каково настоящее имя Бирюка? ­ Что означает прозвище «бирюк»? Объяснение этого слова есть  у вас в учебнике (с. 65) ­ Какие еще значения есть у слова «бирюк»? Посмотрим в  словарях (на столах – словари Даля, Ожегова, Ушакова) ­ Несет ли это слово оценочное значение? ­ Подумайте, какое из этих значений более других подходит к  характеру лесника Фомы. ­ Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по  прозвищу? ­ Откуда его прозвище известно барину Тургеневу? 2. Работа в парах. ­ Рассказ «Бирюк» не разделен ни на главы, ни на части. Давайте  попробуем условно разделить рассказ на части, озаглавим  каждую часть (посовещайтесь в парах). 1. Экспозиция –  непогода, знакомство охотника с Бирюком,  изба, дети, лесник глазами рассказчика.  2. Завязка – «В лесу шалят» 3. Кульминация – «Врешь, врешь, не уйдешь!»  4. Развязка – «Убирайся к черту со своей лошадью») 3. Беседа: ­ Вспомните, какие средства создания образа вам известны? (Интерьер, портрет, пейзаж, авторская характеристика,  поступки, характеристика, данная другими персонажами,  антитеза, речь, художественная деталь и др.) ­ Какие из этих средств вы считаете самыми важными? ­ Какие из них являются художественными описаниями? ­ Тайну Бирюка мы будем раскрывать через некоторые виды  художественного описания. Работать будем в группах –  «Мастера пейзажа», «Мастера портрета», «Мастера интерьера».  Результатом нашей работы  должна стать  коллективная он­лайн­ газета. Вашими помощниками будут тексты произведения,  справочные материалы, в том числе и из сети Интернет, словари,  критическая литература и, конечно же, вопросы­подсказки.  На доске висят сигнальные карты с заданиями, в распечатанном виде они лежат в каждой группе ( Приложение 1). Познакомьтесь с содержанием карт. Даю вам время -5 минут – для обсуждения и выбора . Этап 4.  Практикум: работа с текстом. Элементы этапа Деятельность учителя и учащихся Ход урока Аналитическая работа Формирование конкретного  образовательного результата /  группы результатов Длительность Основной вид учебной  деятельности, направленный на  формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя На основе текста вырабатывают  рабочую гипотезу. Выбирают  проблемно­поисковый метод и метод  анализа литературного произведения. Сбор, систематизация, анализ  материала. Работа в  исследовательских дневниках.  10­15 минут Находят информацию в тексте  рассказа, анализируют, сопоставляют,  регулируют собственную  деятельность. Групповая  работа с последующей  презентацией результатов работы в  форме он­лайн­газеты. Групповая мыслительная деятельность Корректирующая 1.   Групповая работа на страничке он­лайн­газеты: 1 группа                                Мастера пейзажа 1 Что такое пейзаж?  2 Найдите и выразительно прочитайте описание природы. 3 Какие чувства передает И.С. Тургенев через описание природы? 4 Как пейзаж помогает раскрыть внутренний мир Бирюка? 2  группа                               Мастера портрета 1 Что такое портрет? 2 Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание Бирюка. 3 Как портрет героя помогает понять авторский замысел?  4 Что хотел сказать автор, рисуя портрет Бирюка? 3 группа Мастера интерьера 1. Что такое интерьер? 2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы лесника. 3. Какие изобразительные средства использовал автор для описания избы? 4. Как интерьер помогает раскрыть внутренний мир Бирюка? Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для  проверки полученных  результатов Деятельность учителя и учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию Ход урока 1. Представление результатов работы в форме он­лайн­газеты. 2. Проблемная ситуация: ­ Мы увидели, что все художественные описания в рассказе  взаимосвязаны и помогают не только раскрыть тайну Бирюка, но  и понять смысл всего произведения.  – Кто же такой наш бирюк? Когда мы смотрим на его портрет –  любуемся  и  восхищаемся  им.  Когда  переводим  взгляд  на  то, что его окружает, – почему­то невольно стыдимся за увиденное.  С одной стороны, Бирюк честный, мужественный, добрый, но, с  другой сторон, его ненавидят крестьяне. Почему же возможно  такое противоречие? – Найдите в сцене разговора Фомы с вором реплику, которая позволит ответить на этот вопрос.  («Я человек подневольный».) ­ Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от  природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям­крестьянам, потому что его  лучшие качества, как физические, так и моральные – сила,  мужество, мастерство, трудолюбие, честность, – становятся  инструментом угнетения ему подобных,обращаются  во  зло  им,  а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком. ­Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка?   ­ Попробуйте теперь письменно её изложить в третьей колонке  таблицы «Узнал».  Закончите предложение, используя ключевые слова   (О.: Тайна Бирюка в том, что он, с одной стороны,  ___________, но, с другой стороны, Бирюк _______________,  так как он крепостной и должен подчиняться барину.) ­Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка? ­Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору  Тургенев?   (О.: Он называет Бирюка  «славный малый», то есть  понимает, каков Бирюк на самом деле)   ­Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских  писателей, которые поняли душевную силу и красоту  крепостных крестьян и рассказали об этом миру. ­И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он  желал, чтобы на памятнике были высечены слова о том, что его  книга «Записки охотника» послужила  делу освобождения  крестьян от крепостного права.   Какова была цель нашего занятия? Что помогло нам добиться  выполнения этой цели? Домашнее задание по выбору:  1. Подготовьте  пересказ  рассказа  «Бирюк»  от лица  одного  из персонажей. 2. Напишите отзыв о рассказе И.С. Тургенева, выступая в роли цензора.   Какие   «опасные»   места   для   крепостников   были   бы вычеркнуты? 3. Прочитать рассказ «Певцы». Урок 43. И.С. Тургенев. «Певцы». Цели урока:   раскрыть особенность настоящего искусства пения простого русского человека  и показать силу воздействия его на слушателей на  материале рассказа И. С. Тургенева «Певцы»;  развивать навык самостоятельной исследовательской работы с текстом;  воспитывать интерес к истории русской национальной культуры, чувство гордости за талантливых русских людей. Тема урока Предметные Давать определение понятиям  «литературный цикл», «рассказ»,  «литературный герой», «композиция»,  «портрет», «пейзаж». Знать особенности  жанра рассказа. Развивать навыки  выразительного чтения и анализа  прозаического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Планируемые образовательные результаты И.С. Тургенев. «Певцы». Метапредметные Знать устоявшиеся формулировки  высказывания собственного мнения.  Формировать умение работать  коллективно, умение доказывать своё  мнение, владеть технологией анализа и  самоконтроля.  Личностные Формировать устойчивый интерес к русскому  языку и литературе, развивать такие качества  личности, как чувство долга и собственного  достоинства, сострадание и готовность прийти на  помощь, ненависть к рабству и угнетению, гордость  за свой народ.    Может ли  раскрывать характер героя русская народная песня? Биография писателя, цикл рассказов Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Деятельность учителя и учащихся Подготовленные учащиеся исполняют  народные песни (как вариант –  прослушивание аудиозаписей). Отвечают на вопросы, обсуждают ответы. Ход урока Эпиграф Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас. В. В. Стасов. Создание эмоционального настроя урока. 1. 1-й в. – Заранее подготовленные ученики поют песни «Распашу я, молода- молоденька, …», «Не одна во поле дороженька…». 2-й в. – прослушивание записи этих песен. -Понравилось вам пение? Какие чувства вызвало у вас пение ребят? - Кто узнал этих героев? Из какого произведения пришли они к нам? - Назовите это произведение и автора . 2. Рассказ о прозвучавших песнях. «Распашу я, молода-молоденька…» - широко распространенная русская народная лирическая песня. Мелодия ее использована П.И. Чайковским в финале 1- й симфонии. «Не одна во поле дороженька пролегала…» - протяжная русская народная любовная песня «Дороженька», она пользовалась популярностью в 30-е годы XIX века. - Именно эти песни вложил в уста своих исполнителей Иван Сергеевич Тургенев. Тургенев был ценителем хорошей музыки. Обладая тонким музыкальным слухом, писатель чутко улавливал любой фальшивый звук. Преклоняясь перед талантливостью русского крестьянина, И. С. Тургенев написал рассказ «Певцы». Впервые рассказ был напечатан в журнале «Современник» (1850, №11). Первоначальное название имел «Притынный кабачок». Н.А. Некрасов, который в то время руководил журналом, заменил это название на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, но и слушателей: «Оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они и выразились». Цель нашего урока: раскрыть настоящего пения простого русского человека и показать силу воздействия певческого искусства на слушателей Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  7­10 мин. Возникновение познавательных мотивов.  Создание проблемной ситуации. образовательного результата / группы  результатов Длительность  10 минут Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Устные ответы на вопросы учителя.  Обсуждение ответов учащихся. Словарная  работа. Систематизирующая беседа.  Медиапрезентации. Устные выступления.  Выразительное чтение. Устное словесное  рисование. Коллективная мыслительная деятельность. Функция / роль учителя Организаторская, стимулирующая. - Обратимся к рассказу «Певцы». Понять значение незнакомых слов нам поможет наш Толковый словарь (словарик устаревших слов, использованных в рассказе). - Где происходит действие рассказа? (в деревне Колотовке) - О чем может сказать нам название деревни? - Выразительное чтение учащимися с начала до слов «они ездят туда охотно и часто», затем со слов «Признаться, сказать, ни в какое время года…» до слов «…наконец этот невыносимый зной». - Угнетающее впечатление создают нерадостные пейзажи. Какие? (Голый холм, полуразметанные крыши домов; выжженный, запыленный выгон; осиновый сруб с дырами вместо окон; остаток барского дома, черный пруд) - Куда попадает рассказчик? Выразительно прочитайте со слов «За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия, стоял Николай Иваныч…» до слов «Зато в ней было почти прохладно…». -Почему именно кабак? (Кабак – последнее приютное «место, куда стекается человеческая щебень»). - Кого так можно назвать? (Пьяных, отверженных обществом людей.) - Устное словесное рисование «Кабак». Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и учащихся Умение давать характеристику образам  героев рассказа. 10 минут Групповая работа. Обсуждение результатов работы в группах.   Групповая работа Групповая мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая. Этап 4.  Работа с учебной информацией. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и учащихся Умение давать характеристику образам  героев рассказа. 10­15 минут Групповая работа. Обсуждение результатов работы в группах.   Групповая работа Групповая мыслительная деятельность. Организаторская, корректирующая – Ход урока Исследовательская работа с текстом в группах характеристика второстепенных героев рассказа: I гр. Приготовьте рассказ о целовальнике. II гр. О приказчике Моргаче. III гр. О Диком – Барине. IV гр. Об Обалдуе. Вывод: это люди все разные, с разными судьбами. Что же они ждут от певцов? Ход урока Исследовательская работа с текстом в группах – характеристика главных героев рассказа: - Кто певцы? Как они выглядят? Сравните в группах соперников: I гр. Поведение до начала состязания. II гр. Пение. III гр. Реакция слушателей. IV гр. Оценка рассказчика. Вопросы для обсуждения - Подумайте! Почему у слушателей разная реакция на пение рядчика и Якова Турка? - Да, слушатели испытывают гамму чувств во время пения Якова Турка, ведь то, что тебя глубоко волнует, трудно передать движением или фразой, о самом сокровенном люди предпочитают молчать. Вывод: И.С. Тургенев, известный русский писатель XIX века, обратил внимание на воздействие песни на человека в рассказе «Певцы». Тургенев неоднократно употребляет словосочетания - «русская душа», «русские сердечные струны», «русский народ», «русский человек», тем самым подчеркивая, что подобное песенное творчество в полной мере является выражением русского национального самосознания и русского характера. «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке - словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчаньем, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его...». Ход урока Обращение к эпиграфу урока. - Выразительно прочитайте эпиграф урока. - Как вы поняли это высказывание? - Современна ли русская народная песня в Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Деятельность учителя и учащихся Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам Индивидуальная Наблюдение за деятельностью учащихся Ученики оценивают свою работу на уроке.  Учитель выставляет учащимся оценки за  работу на уроке.  Домашнее задание с комментариями. наши дни? Домашнее задание Прочитать расс1-3 главы повести «Ася». Урок 44. Знакомство с героями повести  «Ася». Роль пейзажа в произведении (главы 1­3). Цель урока:  познакомить с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести "Ася";   развивать умения толковать литературный текст.  углубить знания о роли пейзажа в произведении; Тема урока Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении (главы 1­3). Планируемые образовательные результаты Предметные Давать определение понятиям «повесть»,  «портрет», «пейзаж». Знать особенности  жанра повести. Развивать навыки  выразительного чтения и анализа  прозаического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Личностные Формировать устойчивый интерес к русскому языку и  литературе, культуре своего народа. Метапредметные Знать устоявшиеся  формулировки высказывания  собственного мнения.  Формировать умение работать  коллективно, умение доказывать  своё мнение, владеть технологией анализа и самоконтроля.  Какую роль играют портрет и пейзаж в раскрытии внутреннего мира героев? Повесть, пейзаж, портрет Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Деятельность учителя и учащихся Ход урока Учащиеся воспринимают слово  учителя, слушают музыкальный  1. Учитель зачитывает слова И. С. Тургенева - отклик на смерть Н. В. Гоголя, чью комедию "Ревизор" фрагмент. Сопоставляют  прослушанные фрагменты с  повестью «Ася». только что читали и обсуждали. Говорит о том, что одно из добрых чувств, воспеваемых Тургеневым, - любовь, благородство в отношении к женщине. -2. Послушайте стихотворения в прозе Тургенева, созданные им в конце жизни. (На фоне музыки П. И. Чайковского "Времена года. Баркарола. Июнь." звучат в исполнении заранее подготовленных учащихся стихотворения "Я шел среди высоких гор" и "Роза"). - Что объединяет эти стихотворения повестью "Ася"? (настроение, лирическое, грустное, нежное, и тема -любовь, тоска без тоски, сочетание прекрасного и печального).  Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов 7­10 мин. Возникновение познавательных  мотивов.  1. История создания повести «Ася» - см. учебник, стр. 87-88 (2-ая часть)+ слово учителя (история незаконнорожденной дочери Тургенева) Длительность  10 минут Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Устные ответы на вопросы  учителя. Обсуждение ответов  учащихся. Словарная работа. Систематизирующая беседа.  Медиапрезентации. Устные  выступления. Выразительное  чтение.  Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  стимулирующая. 2. Словарная работа (ВЛЭ) – повесть обсуждения (первичное 3.Вопросы для восприятие): - Почему повесть названа именем героини? - Какая сцена повести «Ася» наиболее запомнилась вам? С какой сцены вы хотели бы начать анализ текста? - Изменялось ли ваше отношение к героям во время чтения повести? Если да, то в чём и почему? Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и учащихся Ход урока Умение давать характеристику  героям повести, раскрывать роль  пейзажа. 10 минут Ответы на вопросы. Обсуждение  ответов. Выразительное чтение.   Словесный, наглядный. Групповая мыслительная  деятельность. Организаторская, корректирующая. Анализ 1-3 глав: 1. Вопросы для обсуждения: - От чьего имени ведется повествование? - Как зовут героя? Почему Тургенев оказывает ему в имени? Что вы можете сказать о нем, каковы его занятия, увлечения? (ответы с цитатами из 1 главы повести) - Что значит "жил без оглядки"? - Почему Н. Н оказался в городке 3? - Посмотрим, какими словами говорит Тургенев о чувствах героя, какое отношение сквозит в словах: "поражен в сердце", "жестоко меня уязвила", "краснощекий лейтенант" и т. д. (ирония). 2. Роль пейзажа в повести: - Обратите внимание, какую роль играет пейзаж в раскрытии человеческого характера. Каково отношение героя к природе? (Герой "не любил так называемых красот" природы, "не любил, чтобы она навязывалась", "мешала" сосредоточить внимание на человеке. Городок З. Привлекает его простотой, своей умиротворенностью). - Обратите внимание на деталь в пейзаже Тургенева: лунный свет "безмятежный", лучи - "неподвижные", свисток звучит "сонно", собака ворчит "вполголоса". В то же время все "живет" и "дышит", покой лишь видимость, статика таит в себе пульс идущей чередом жизни. Герою городок близок по ритму Н. Н., здесь чувствует себя комфортно. Итак, пейзаж помогает понять внутреннее состояние человека, его характер. 3.Вопросы для обсуждения: - Куда переносится действие? (в городок Л, на другой стороне Рейна) - Похожи и два это городка? Докажите текстом. (Не похожи. В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь Этап 4.  Работа с художественным текстом. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и учащихся Ход урока Умение давать характеристику  образам героев рассказа,  раскрывать роль портрета. 10­15 минут Работа с текстом  художественного произведения.   Наглядный, словесный. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  корректирующая "праздник жизни". Звучит музыка). Образ Аси: ( В классе начинает звучать вальс Штрауса). - Здесь происходит знакомство Н. Н. с Асей, одной из ряда "тургеневских девушек". - Прочитаем портрет Аси (из 2-ой главы). - Красива и она? (нет, но обаятельна, мила). - Что важно в портрете Тургеневу? (грация, обаяние, человеческая неповторимость). - Одна из особенностей тургеневского портрета - ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании. - Каково ключевое слово для Аси? ("что-то особенное"). Этим - неповторимостью, грациозностью, обаянием - будут отличаться все "тургеневские девушки". - Прочтите портрет Гагина. Определите для него ключевое слово ("мягкий). - Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психологический. - Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи (конец П главы) есть много символов. Величественная река - символ жизненного пути; лунная дорожка - небесный путь, освящение свыше. И Ася отмечает: "Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!" Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал. Почему? - В каком состоянии герой расстался с Асей после 1 встречи? (Он счастлив. И забыл о "жестокой красавице") - Что изменило его настроение? (Ася, природа, музыка) Учитель: Природа и музыка - вечные спутники влюбленности. Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир. - Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе? (приглашает полюбоваться природой) - Но в этой главе нет описания природы! Почему? Когда герой начинает восхищаться природой? (когда появляется Ася). Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее. Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Элементы этапа Виды учебной деятельности для проверки  полученных результатов Длительность Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Рефлексия по достигнутым либо  недостигнутым образовательным  результатам Деятельность учителя и учащихся Ход урока Обобщают, перерабатывают и  трансформируют информацию 7­8 минут Словесный, наглядный  Индивидуальная Наблюдение за деятельностью  учащихся Ученики оценивают свою работу  на уроке. Учитель выставляет  учащимся оценки за работу на  уроке.  Домашнее задание с  комментариями. Ответ на проблемный вопрос урока. Домашнее задание: 1) перечитать 4 - 10 главы; 2) выписать реплики - характеристики Аси, данные Гагиным, сделать вывод о нраве и характере героини; 3) Как понимаете слова рассказчика "Что за хамелеон эта девушка!"? 4) Индивидуальное задание двум сильным учащимся: показать зарождение и эволюцию любовного чувства в герое. Урок 45. "Что за хамелеон эта девушка!" (главы 4­10). Цель:    развивать умение характеризовать литературных героев;  развивать умение анализировать эпизоды.  углублять умение анализировать текст художественного произведения, находить детали, определять их роль; Тема урока "Что за хамелеон эта девушка!" (главы 4­10). Предметные Давать определение понятиям «повесть»,  «портрет», «пейзаж». Знать особенности  жанра повести. Развивать навыки  выразительного чтения и анализа  прозаического произведения. Решаемая учебная проблема Основные понятия, рассматриваемые на  уроке Вид используемых средств ИКТ Планируемые образовательные результаты Личностные Формировать устойчивый интерес к русскому языку и  литературе, культуре своего народа. Метапредметные Знать устоявшиеся  формулировки высказывания  собственного мнения.  Формировать умение работать  коллективно, умение доказывать  своё мнение, владеть технологией анализа и самоконтроля.  Какую роль в повести играет разговор о крыльях? Повесть, пейзаж, портрет Универсальные  Организационная структура урока Этап 1. Вступление и проверка домашнего задания Элементы этапа Повторение Деятельность учителя и учащихся Ход урока Отвечают на вопросы учителя.  Зачитывают характеристики  героев. Обсуждают ответы. I. Опрос - проверка домашнего задания. 1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным. 2. Что нового мы узнаем об Асе из ее портретов в 4 -5 главах? 3. Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н. Н. о ней ("Что за хамелеон эта девушка!")? (Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех "партиях").  Длительность Этап 2. Работа по теме урока Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов 7­10 мин. Возникновение познавательных  мотивов.  1. Влияние Аси на героя. - Что дает возможность Н. Н. назвать Асю "совершенно русскою девушкой"? (В ней не чувствовалось барыни, а было что-то Длительность  10 минут Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Устные ответы на вопросы  учителя. Обсуждение ответов  учащихся.  Систематизирующая беседа.  Выразительное чтение. Сжатый  пересказ. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  стимулирующая. диковатое; одежда, прическа, пальцы, песня - все это тоже напоминает Россию) -Что понимает Н. Н., глядя на Асю? (осознает собственную неприкаянность, задумывается над смыслом жизни). 2. Зарождение и эволюция любовного чувства в герое. (сообщение учащихся). Тургенев мастерски показывает зарождениелюбовного чувства в герое: - 1-ое свидание - показалось Н. Н. очень миловидной; - в домике Гагиных - герой чувствует себя беспричинно счастливым: - сцена у развалин, бессонная ночь, когда думает о "капризной девочке с натянутым смехом"; - смущает тайна Аси; узнает ее, почувствовал сладость; - но в начале 11 главы говорит, что "о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо". Он такой же: "жил без оглядки" и сейчас не думает о будущем. Почему это - ответим на следующем уроке. Этап 3. Закрепление темы урока и создание условий для осознанного обобщения материала. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Деятельность учителя и учащихся Ход урока Умение давать характеристику  героям повести. 10 минут Ответы на вопросы. Обсуждение  ответов. Выразительное чтение.  Выборочный пересказ.  Словесный, наглядный. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская, Беседа по 8 главе. 1) Что узнает герой об Асе из рассказа Гагина? Перескажите историю Аси. 2) Почему Гагин поведал историю Аси Н. Н.? 3) На что в сестре обращает внимание рассказчика Гагин? Докажите текстом. (нравственный максимализм, импульсивность, высокая требовательность в выборе предмета любви) 4) Каково отношение Н. Н. к Асе после этого разговора? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (Мне стало очень жаль ее) корректирующая. Деятельность учителя и учащихся Ход урока Умение давать характеристику  образам героев рассказа,  раскрывать роль детали. 10­15 минут Работа с текстом  художественного произведения.   Наглядный, словесный. Коллективная мыслительная  деятельность. Организаторская,  корректирующая Этап 4.  Работа с художественным текстом. Элементы этапа Формирование конкретного  образовательного результата / группы  результатов Длительность Основной вид учебной деятельности,  направленный на формирование данного  результата Методы обучения Форма организации деятельности Функция / роль учителя Анализ 9 главы – практическая работа: 1. Составление в тетрадях и на доске таблицы "Две встречи - два разговора" (глава 9 и глава 16) Читаем 9 главу и выписываем из нее в таблицу слова. 9 глава (свидание) 16 глава (разрыв) 1) цвет Светлые глаза, бледное лицо, синева неба, покраснели, черный кот с желтыми глазами Темно, бледный, как мрамор 2) свет Ясный, солнечный луч, все радостно сияло, блеск воздуха, какие-то тени пробежали по лицу 3) как говорят герои Ася - доверчивая ласка в голосе, прошептала, задумчиво, засмеялась тихим легким смехом, Н. Н. промолвил, засмеялся Испуганный шепот, прерывистые звуки, резкие слова 4) ключевой образ Образ летящей птицы Словно мертвая птица, испуганная птичка 5) интонация, настроение Светлая, печальная Горечь, печаль ( На данном уроке заполняется только та часть таблицы, которая касается 9 главы). 2. Вопросы для обсуждения: - В чем смысл разговора о крыльях? - Какая музыка звучит? (вальс) Когда он уже звучал? (при первом знакомстве) 3. Роль 10 главы.

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)

Система уроков по творчеству И.С. Тургенева (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2019