Системы счисления. Двоичная система счисления
Оценка 4.6

Системы счисления. Двоичная система счисления

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
информатика
7 кл—9 кл
22.03.2024
Системы счисления. Двоичная система счисления
Системы счисления. Двоичная система счисления.doc

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

«Системы счисления. Двоичная система счисления»

 

методическая разработка занятия

 

 

 

 

 

Автор: Лешукова Светлана Эдуардовна

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сухой лог

2024 год

 

Тема занятия:

«Системы счисления. Двоичная система счисления»

 

Цель: обеспечить усвоение знаний о системах счисления; формировать умение определять основание и алфавит систем счисления.

Задачи:

Научится преобразовывать основание и алфавит систем счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи. Познакомиться с разнообразием систем счисления.

 

Ход занятия

 

Организационный этап.

Сегодня на занятии мы пройдем такую тему как «Общие сведения о системах счисления».

Кто-нибудь может предположить, что такое «Система счисления»?

Итак, Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записываются числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления.

Данные знания будут вам необходим, особенно тем, кто собирается связать свою жизнь с информатикой.

 

Основной этап.

Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

·                     позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее места положения (позиции) в числе;

·                     непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления

 

Основание

Название системы счисления

Знаки

2

Двоичная

0, 1

3

Троичная

0, 1, 2

4

Четверичная

0, 1, 2, 3

5

Пятиричная

0, 1, 2, 3, 4

8

Восьмиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

10

Десятичная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

12

Двенадцатиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В

16

Шестнадцатиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F

 

Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления. Например:

 (степени расставляем над целой частью числа слева направо, начиная с «0»)

Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере.

 

Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:

 

(степени расставляем над целой частью числа слева направо, над дробной частью – справа налево, начиная с «-1»)

 

Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1).

 

Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:

 

 

Пояснение: Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия.

Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево.

34210 = 1010101102

Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами (на выполнения задания отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие тетради.

 

Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления: 

1.                 Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.

2.                 Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0, то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.

Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске).

 

Выполним задание вместе:

Переведите в десятичную систему счисления числа 111012, 101012, 111002,

Проверьте правильность выполнения задания на доске (на обратной стороне)

111012=1*24+ 1*23 +1*22+0*21+ 1*20=16+8+4+1=2910

101012=1*24+ 0*23 +1*22+0*21+ 1*20=16+4+1=2110

111002=1*24+ 1*23 +1*22+0*21+ 0*20=16+8+4=2810

 

Задания для самостоятельной работы

1)                Выполните в парах задание:

Перевести в десятичную систему счисления числа: 1011110012,12313, 1101101012, 12233.

Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073.

 

2)                Работа в группах

Задание: нарисуйте по точкам Робота.

Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.

 

Голова:

·                     Г1 (101;1011)

·                     Г2 (1100;1011)

·                     Г3 (101;100)

·                     Г4 (1100;100)

Шея:

·                     Ш1 (111;100)

·                     Ш2 (1010;100)

·                     Ш3 (1010;11)

·                     Ш4 (111;11)

Глаза:

·                     Гл1 (110;1010)

·                     Гл2 (1000;1010)

·                     Гл3 (1000;1000)

·                     Гл4 (110;1000)

·                     Гл5 (1001;1010)

·                     Гл6 (1011;1010)

·                     Гл7 (1011;1000)

·                     Гл8 (1001;1000)

Нос:

·                     Н1 (1000;111)

·                     Н2 (1001;111)

Рот:

·                     Р1 (110;110)

·                     Р2 (110;101)

·                     Р3 (1011;101)

·                     Р4 (1011;110)

Антенки:

·                     А1 (110;1011)

·                     А2 (110;1111)

·                     А3 (101;1111)

 

3)                Каждой букве в слове поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.

1. Файл                Ответ: Файл = 22 + 1 + 11 + 13 = 4710 = 1011112

2. Диск                 Ответ: Диск = 5 + 10 + 19 + 12 = 4610 = 1011102

3. Байт                 Ответ: Байт = 2 + 1 + 11 + 20 = 3410 = 1000102

4. Меню               Ответ: Меню = 14 + 6 + 15 + 32 = 6710 = 10000112

 

4)                 Числовые последовательности.

Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

o         3510, 368, 3А16, 1001012                    (Ответ: 368, 3510, 1001012, 3А16 )

o         1110012, 648, 9Е16, 2510                    (Ответ: 2510, 648, 1110012, 9Е16 )

o         728, 15610, 1010012, 8В16                  (Ответ: 1010012, 728, 8В16, 15610 )

o         12D16, 768, 1000112, 54110                (Ответ: 768, 1000112, 12D16, 54110 )

5)                 Решение неравенств.

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

o         28510 ? 11D16                 (Ответ: 28510 = 28510 )

o         1111112 ? 11118            (Ответ: 6310 < 58510 )

o         16 ? 1010012              (Ответ: 10810 > 4110 )

o         5516 ? 1258                     (Ответ: 8510 = 8510 )

 

Заключительный этап

— Какое задание было самым интересным?

— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?

— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления».


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Тема занятия: «Системы счисления

Тема занятия: «Системы счисления

Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления

Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления

Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево

Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево

Г4 (1100;100) Шея: ·

Г4 (1100;100) Шея: ·

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024