Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
методическая разработка занятия
Автор: Лешукова Светлана Эдуардовна
Педагог дополнительного образования
Сухой лог
2024 год
Тема занятия:
«Системы счисления. Двоичная система счисления»
Цель: обеспечить усвоение знаний о системах счисления; формировать умение определять основание и алфавит систем счисления.
Задачи:
Научится преобразовывать основание и алфавит систем счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи. Познакомиться с разнообразием систем счисления.
Ход занятия
Организационный этап.
Сегодня на занятии мы пройдем такую тему как «Общие сведения о системах счисления».
Кто-нибудь может предположить, что такое «Система счисления»?
Итак, Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записываются числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления.
Данные знания будут вам необходим, особенно тем, кто собирается связать свою жизнь с информатикой.
Основной этап.
Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:
· позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее места положения (позиции) в числе;
· непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.
Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления
Основание |
Название системы счисления |
Знаки |
2 |
Двоичная |
0, 1 |
3 |
Троичная |
0, 1, 2 |
4 |
Четверичная |
0, 1, 2, 3 |
5 |
Пятиричная |
0, 1, 2, 3, 4 |
8 |
Восьмиричная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
10 |
Десятичная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
12 |
Двенадцатиричная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В |
16 |
Шестнадцатиричная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F |
Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления. Например:
(степени расставляем над целой частью числа слева направо, начиная с «0»)
Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере.
Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:
(степени расставляем над целой частью числа слева направо, над дробной частью – справа налево, начиная с «-1»)
Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1).
Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:
Пояснение: Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия.
Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево.
34210 = 1010101102
Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами (на выполнения задания отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие тетради.
Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления:
1. Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.
2. Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0, то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.
Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске).
Выполним задание вместе:
Переведите в десятичную систему счисления числа 111012, 101012, 111002,
Проверьте правильность выполнения задания на доске (на обратной стороне)
111012=1*24+ 1*23 +1*22+0*21+ 1*20=16+8+4+1=2910
101012=1*24+ 0*23 +1*22+0*21+ 1*20=16+4+1=2110
111002=1*24+ 1*23 +1*22+0*21+ 0*20=16+8+4=2810
Задания для самостоятельной работы
1) Выполните в парах задание:
Перевести в десятичную систему счисления числа: 1011110012,12313, 1101101012, 12233.
Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073.
2) Работа в группах
Задание: нарисуйте по точкам Робота.
Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.
Голова:
· Г1 (101;1011)
· Г2 (1100;1011)
· Г3 (101;100)
· Г4 (1100;100)
Шея:
· Ш1 (111;100)
· Ш2 (1010;100)
· Ш3 (1010;11)
· Ш4 (111;11)
Глаза:
· Гл1 (110;1010)
· Гл2 (1000;1010)
· Гл3 (1000;1000)
· Гл4 (110;1000)
· Гл5 (1001;1010)
· Гл6 (1011;1010)
· Гл7 (1011;1000)
· Гл8 (1001;1000)
Нос:
· Н1 (1000;111)
· Н2 (1001;111)
Рот:
· Р1 (110;110)
· Р2 (110;101)
· Р3 (1011;101)
· Р4 (1011;110)
Антенки:
· А1 (110;1011)
· А2 (110;1111)
· А3 (101;1111)
3) Каждой букве в слове поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.
1. Файл Ответ: Файл = 22 + 1 + 11 + 13 = 4710 = 1011112
2. Диск Ответ: Диск = 5 + 10 + 19 + 12 = 4610 = 1011102
3. Байт Ответ: Байт = 2 + 1 + 11 + 20 = 3410 = 1000102
4. Меню Ответ: Меню = 14 + 6 + 15 + 32 = 6710 = 10000112
4) Числовые последовательности.
Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:
o 3510, 368, 3А16, 1001012 (Ответ: 368, 3510, 1001012, 3А16 )
o 1110012, 648, 9Е16, 2510 (Ответ: 2510, 648, 1110012, 9Е16 )
o 728, 15610, 1010012, 8В16 (Ответ: 1010012, 728, 8В16, 15610 )
o 12D16, 768, 1000112, 54110 (Ответ: 768, 1000112, 12D16, 54110 )
5) Решение неравенств.
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
o 28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )
o 1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 )
o 6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )
o 5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 )
Заключительный этап
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.