Системы счисления
Оценка 4.8

Системы счисления

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
информатика
10 кл
14.08.2018
Системы счисления
Цели урока: Образовательная – контроль за уровнем усвоения материала, закрепление, обобщение, систематизация и проверка знаний учащихся по данной теме. Воспитательная - повышение мотивации учащихся путем использования интерактивных средств обучения, формирование информационной культуры; воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирования навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений. Развивающая – развитие логического мышления учащихся при помощи нестандартных заданий. Тип урока: обобщения и систематизации знании Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, презентация, тест, карточки с балами Подготовительный этап: класс разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить название банка.
10 класс Системы счисления.doc
Тема урока:  «Системы счисления» I. Орг. момент Здравствуйте, ребята! В начале XVIII века по просьбе великого немецкого ученого Готфрида Вильгельма  Лейбница, внесшего большой вклад в становление информатики, была выбита медаль, по краю которой шла  надпись: “Чтобы вывести из ничтожества всё, достаточно единицы”. Как вы считаете, чему была  посвящена эта медаль? (двоичная система счисления).  Сегодня у нас урок игра «Информатик – бизнесмен». Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал  по теме «Системы счисления» Правила игры: 1. В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды  выбирают президента банка.  2. Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.  3. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если на это же  задание даст ответ другая команда, то ее капитал увеличивается на 100%  4. Победителем объявляется самый "богатый" банк.  Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий.  II. Актуализация знаний Прежде чем начать любое дело,  нужен начальный капитал. Каждый работник банка проходит тестирование.  (за компьютерами – индивидуальная работа).  Результаты тестирования команды складываются. Это будет  начальный капитал банка. Запустите на Рабочем столе программу Master test, выберите из списка тестов­ тест «Системы счисление» и нажмите на кнопку Начать тестирование. Желаю удачи.  1. Информация в ЭВМ кодируется: А) в двоичной системе счисления; Б) в десятичной системе счисления; В) в символах 2. Система счисления – это: А)  представление чисел в экспоненциальной форме; Б)   представление чисел с постоянным положением запятой В)  способ представления чисел с помощью символов, имеющих определенные количественные значения. 3. В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на: А)  арабские и римские; Б)   позиционные и непозиционные; В)  представление в виде ряда и в виде разрядной сетки. 4. Двоичная система счисления имеет основание Р: А)  Р=2; Б)   Р=0; В)  Р=1. 5. Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используют цифры: А)  0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; Б)   0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; В)  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 6. Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используют: А)   цифры от 0  до 9 и буквы А, B, C, D, E, F; Б)   буквы A – Q; В)  числа 0 – 15. 7. В дробных числах целая часть от дробной отделяется: А)  запятой; Б)   точкой; В)  апострофом. 8. В позиционной системе счисления: А)  значение каждого знака в числе зависит от значения числа; Б)   значение каждого знака в числе зависит от значения соседних знаков; В)  значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа; Г)   значение каждого знака в числе зависит от значения знака в старшем разряде; Д) значение каждого знака в числе не  зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа. 9. В непозиционной системе счисления: А)  значение каждого знака в числе зависит от значения числа; Б)   значение каждого знака в числе зависит от значения соседних знаков; В)  значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа; Г)   значение каждого знака в числе зависит от значения знака в старшем разряде; Д)  значение каждого знака в числе не  зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа. 10. Под алфавитом системы счисления понимают: А)  любую конечную последовательность символов; Б)   упорядоченный определенным образом конечный набор знаков, расположенных строго в определенной  последовательности; В)  совокупность знаков и символов; Г)  конечный набор любых знаков; Д)  произвольная последовательность конечного набора знаков и символов. III. Решение задач 1. Конкурс «Знаешь ли ты историю чисел?»  Чтобы предоставить клиенту кредит банк  должен изучить историю клиента. Брал ли он кредит, не имеет  ли задолженности и т.д.  В этом конкурсе у нас вопросы из истории чисел, систем счислении (презентация). Право выбора задания  предоставляется команде у которой  наибольшии начальный капитал.     1) Из истории известен курьезный случай с одной из систем счисления. Шведский король Карл XII в 1717  увлекся ею, считал её более удобной, чем десятичная, и намеревался королевским приказом ввести её как  общепринятую. Неожиданная смерть помешал королю осуществить столь необычное намерение. О какой  системе счисления идет речь? (восьмеричная) (100б) 2) Кто автор этих строк и какое они имеют приложение к информатике?(200б) Мы почитаем всех нулями, А единицами себя.                               (А.С. Пушкин, о двоичной системе счисления) 3) Когда и где появилась десятичная система счисления?(300б) (в Индии в 595 г.) 4) Какая система счисления была первой позиционной системой счисления. Когда и где она появилась?  (Первой позиционной системой счисления в истории развития математики была шестидесятеричная  система древних вавилонян, возникшая за 2000 лет до н. э.) 2. Конкурс охранников (по 10 б) (6 слайд) Охранник выбирает номер вопроса и отвечает на вопрос верно или нет.  1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета? (ВЕРНО)  2. Верно ли, что римская система счисления была непозиционной? (ВЕРНО) 3. Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? (НЕТ) 4. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа "в столбик"? (ВЕРНО)   5. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы? (НЕТ)  6.  Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов? (НЕТ) 7. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления? (ВЕРНО) 8. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте? (НЕТ) 3.   Конкурс контроллеров  (15 слайд) Перевод чисел В десятичную:  1110112  = Х   10    (59) 176 8  =  Х 10          (126) АF16    =   Х 10        (175) Из десятичной:  478 10   =  Х 8           (736) 1045 10   =  Х 16       (415) 276 10   =    Х 2     (100010100) Из двоичной и наоборот:  1101010 2   =  Х 8    (152) 0,1011101 2  =  Х16  (2,ВА) В,DE6 16      = Х  2    (1011,110111100110) 4. Конкурс дизайнеров (по 1 б каждая найденная точка) (25 слайд)  Для того чтобы привлечь себе клиентов банк должен выпустить рекламные плакаты, объявления.  Занимаются этим дизайнеры. Для них следующее задание:  Изобразите на координатной плоскости следующие точки, имеющие координаты, записанные в  восьмеричной системе счисления.. Соедините их друг за другом. (работа на интерактивной доске.  Учащиеся переводят числа из восьмеричной СС в десятичную, выходят к интерактивной доске,  отмечают точку, соединяют с предыдущей точкой)  1 КОМАНДА  2(0,22)       1(0,25)       9(4,15)  10(4,14)       17(11,6) 18(11,10)       25(13,1)   26(16,1) 33(24,11) 34(24,15) 41(27,26) 42(26,26) 3(1,22) 11(5,14) 19(12,10) 27(17,2) 35(23,15) 43(24,25) 4(1,20) 12(5,12) 20(12,6) 28(22,2) 36(23,16) 44(24,24) 5(2,20) 13(6,12) 21(11,5) 29(24,4) 37(24,16) 45(20,24) 6(2,16) 14(6,10) 22(12,5) 30(24,10) 38(27,21) 46(17,26) 7(3,16) 15(7,10) 23(12,2) 31(23,10) 39(30,23) 47(16,26) 8(3,15) 16(7,6) 24(13,2)     32(23,11) 40(30,25) 8(24,27) 16(24,40) 24(16,40) 32(7,41) 40(3,35)                         2 КОМАНДА 1(17,30) 2(20,31) 9(24,31) 10(27,33) 17(24,37) 18(23,37)       25(16,37) 26(15,37)       33(7,42) 34(5,42)       41(3,33) 42(2,33) 3(20,27) 11(27,34) 19(23,40) 27(15,41) 35(5,41) 43(2,31) 4(21,27) 12(26,34) 20(22,40) 28(13,41) 36(4,41) 44(0,31) 5(21,30) 13(26,37) 21(22,37) 29(13,42) 37(4,40) 45(0,27) 6(22,30) 14(25,37) 22(17,37) 30(12,42) 38(2,36) 46(1,27) 7(22,27) 15(25,40) 23(17,40) 31(12,41) 39(2,35) 47(1,25) Какое изображение закодировано? На что оно похоже?  Физкультминутка (просмотр видеосюжета с записью стихотворения Мустая Карима «Березовый листок») 5.   Конкурс кассиров (26 слайд) (карточки с заданиями)       Вычислите        1)  11101012  +   10110112;     (11010000)       2)  1010102  ­ 10112;              (11111)       3)  101112 * 1012;                   (111011)       4)  1101101102 : 1102;            (1001001)       5)  458 + 368;                           (1000011)       6)  АВ16 – 2716;                       (10000100)       7)  11010 2* 1102;                  (10011100)       8)  11111102: 1102.                  (10101)       В презентации в квадратах ответы. Учащиеся выполняют вычисления, находят этот ответ в презентации,  если ответ правильный, то при щелканий мышью на этот ответ должна появиться буква. После выполнения  всех заданий должно получиться слово МОЛОДЦЫ! IV. Подведение итогов урока  Рефлексия:  —  Какое задание было самым интересным?  —  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?  — С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие  знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются  оценки каждого ученика за работу на уроке).  Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы! Выставление оценок V. Домашнее задание Заполните таблицу Двоичная Восьмеричная Десятичная Шестнадцатерична я 100101 1010+1001= 125 36­12= 35 25*4= 15Е 2Е / 2=

Системы счисления

Системы счисления

Системы счисления

Системы счисления

Системы счисления

Системы счисления

Системы счисления

Системы счисления
Скачать файл