Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 45.
Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»
Тема: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (Русская сказка «Кот и лиса»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 2
1. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть.
Чтение авторского текста (с. 194). (Текст можно прочитать по ролям.)
Вопросы после чтения:
– Что вы узнали о рождении первых сказок?
– О каких сказках – народных или литературных – рассказывает папа?
– Почему сказки разных народов иногда похожи?
© ООО «Баласс», 2013
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
1II. Развитие
умений.
– Прочитайте ещё раз реплики папы.
– На какие вопросы он отвечает своим рассказом? (Ученики ставят вопросы к
тексту.)
2 4 2 2 3 3
Чтение текста.
1. Работа с текстом сказки до чтения.
– Как называется сказка? Знаете ли вы какиенибудь сказки, где главный герой
кот? Какой он в сказках? (Защитник, спаситель, иногда хитрец…) А лиса?
– Вспомните сказку «Напуганный медведь и волки». Кто главный герой сказки?
Каков был кот Васька?
– Прочитаем сказку и проверим наши предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
Часть 1 читают вслух учащиеся (комментированное чтение, диалог с
автором).
1
Жилбыл мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда!
(Шкодливый – значит озорной, вредный, шкодил всё время, т.е. безобразничал.
Можно предположить, каковы были проделки кота? Высказывания детей –
очень короткие, отдельные реплики.) Надоел он мужику. Вот мужик думал
думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понёс в лес. (Интересно зачем?
Предположения детей, короткие реплики.) Принёс и бросил его в лесу:
пускай пропадает! (Вот и ответ на вопрос. Да, нелегко коту, наверное, в лесу
придётся: он же домашний…) Кот ходилходил и набрёл на избушку, в которой
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
© ООО «Баласс», 2013
2лесник жил; залез на чердак и полёживает себе, а захочет есть – пойдёт по лесу
птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!
(Оказывается, всё не так плохо!)
Вот однажды пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится
(т.е. … удивляется): «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала».
Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков?
Каким случаем сюда зашёл и как тебя по имени величать?» (То есть называть
уважительно.) А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов
прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович». (Бурмистр –
устаревшее слово, означает «староста, управляющий, в общем начальник».
Обратите внимание: кот сам себя бурмистром объявил!) «Ах, Котофей
Иванович! – говорит лиса. – Не знала про тебя, не ведала; ну пойдём же ко мне в
гости». Кот пошёл к лисице; она привела его в свою норку и стала потчевать
разной дичинкой (То есть чем? – Тем, что она смогла добыть на охоте; от
слова… дикий.), а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али
холост?» (Зачем про это выспрашивает?)
«Холост», – говорит кот. «И я лисицадевица, возьми меня замуж». Кот
согласился, и начался у них пир да веселье.
Вопросы после чтения:
– Что узнали про кота, какой он? (Шкодливый, находчивый, хитрый – такой не
пропадёт!) И зовут его теперь… (Котофей Иванович.) Сравните со старинными
русскими именами: Тимофей, Еремей. Такие имена сейчас редко встречаются,
значит, сказке этой много лет.
– Как вы думаете, будут лесные жители кота уважать и бояться?
Части 2ю и 3ю дети читают самостоятельно про себя.
действий на уроке.
3. Учиться высказывать
своё предположение на
основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной
форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
© ООО «Баласс», 2013
3Вопросы после чтения 2й части:
– Что придумала лиса и зачем?
– Что можно сказать о лисе, какая она? (Верная жена, хлопотливая хозяйка,
находчивая, хитрая, изобретательная.)
– Вы обратили внимание на язык сказки? Что заметили? (Много устаревших
слов.) Я называю современные слова, а вы – их устаревшие синонимы: если
(коли), союз «и» (да), иди (ступай), спрячься (схоронись), принести (принесть).
– Как вы думаете, догадаются волк и медведь, что Котофей Иванович –
обыкновенный кот?
Вопросы после чтения 3й части:
– Как же кот напугал волка и медведя?
– Кто оказался смелее – волк, медведь или заяц? (Получается, что заяц.)
– Попробуем поработать с устаревшими словами наоборот: дожидаю – жду,
ступай – иди, схорони – спрячь.
2. Повторное чтение по ролям.
3. Обобщающая беседа.
а) – Назовите имена героев. Почему их так зовут? (Лизавета Ивановна –
созвучно со словом «лиса» и т.д.)
б) – О характерах кота и лисы мы уже говорили. А какие в сказке волк и
медведь? (Уважают власть, доверчивые, трусливые.)
в) – Почему кот оказался победителем, ведь он испугался волка?
г) – Кто в сказке хитрее всех? (Лиса, она всё придумала, хотела, чтобы её мужа
уважали и боялись, да заодно и еды на зиму запасла!)
д) – Прочитайте тему урока (открываем запись на доске). Как бы вы
сформулировали главную мысль сказки? (Побеждают не силой, а умом,
находчивостью, хитростью.)
© ООО «Баласс», 2013
43. Работа с текстом после чтения.
1. Повторное обращение к заглавию.
– Почему сказка так называется? Что вынесено в заголовок: тема,
герои, главная мысль, жанр?
– Определите главную мысль сказки. Как можно сказку озаглавить подругому?
– Понравилась ли вам эта сказка?
2. Повторное обращение к иллюстрации (с. 195).
– Какой эпизод проиллюстрировал художник? Прочитайте эти строчки.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Ι
V. Домашнее
задание.
Прочитать самостоятельно сказку «Никита Кожемяка», провести 1й и 2й
этапы работы с текстом и выяснить значение непонятных слов (задания I–III в
тетради, с. 30).
© ООО «Баласс», 2013
5