«Сказка – ложь, да в ней намёк…» (Русская сказка «Кот и лиса»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur45_+.doc
Литературное чтение Урок 45. Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…» Тема: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (Русская сказка «Кот и лиса») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).   Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 2  2  1. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть. Чтение авторского текста (с. 194). (Текст можно прочитать по ролям.) Вопросы после чтения: – Что вы узнали о рождении первых сказок? – О каких сказках – народных или литературных – рассказывает папа? – Почему сказки разных народов иногда похожи? © ООО «Баласс», 2013 (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  1II. Развитие  умений. – Прочитайте ещё раз реплики папы. – На какие вопросы он отвечает своим рассказом? (Ученики ставят вопросы к тексту.) 2  4  2  2  3  3  Чтение текста. 1. Работа с текстом сказки до чтения. – Как называется сказка? Знаете ли вы какие­нибудь сказки, где главный герой кот? Какой он в сказках? (Защитник, спаситель, иногда хитрец…) А лиса? – Вспомните сказку «Напуганный медведь и волки». Кто главный герой сказки? Каков был кот Васька? – Прочитаем сказку и проверим наши предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. Часть   1  читают  вслух   учащиеся   (комментированное   чтение,   диалог   с автором). 1 Жил­был   мужик;   у   него   был   кот,   только   такой   шкодливый,   что   беда! (Шкодливый – значит озорной, вредный, шкодил всё время, т.е. безобразничал. Можно   предположить,  каковы   были   проделки   кота?  Высказывания   детей   – очень короткие, отдельные реплики.)  Надоел он мужику. Вот мужик думал­ думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понёс в лес.  (Интересно зачем? Предположения   детей,   короткие   реплики.)  Принёс   и   бросил   его   в   лесу: пускай пропадает!  (Вот и ответ на вопрос. Да, нелегко коту, наверное, в лесу придётся: он же домашний…) Кот ходил­ходил и набрёл на избушку, в которой работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  © ООО «Баласс», 2013 2лесник жил; залез на чердак и полёживает себе, а захочет есть – пойдёт по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало! (Оказывается, всё не так плохо!) Вот однажды пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится (т.е. …  удивляется):  «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась  коту   и  спрашивает:  «Скажись,  добрый   молодец,  кто  ты  таков? Каким случаем сюда зашёл и как тебя по имени величать?»  (То есть называть уважительно.)  А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан   к   вам   бурмистром,  а   зовут   меня   Котофей   Иванович».  (Бурмистр   – устаревшее   слово,   означает   «староста,   управляющий,   в   общем   начальник». Обратите   внимание:   кот   сам   себя   бурмистром   объявил!)  «Ах,   Котофей Иванович! – говорит лиса. – Не знала про тебя, не ведала; ну пойдём же ко мне в гости». Кот пошёл к лисице; она привела его в свою норку и стала потчевать разной   дичинкой  (То   есть   чем?  –  Тем,  что   она   смогла   добыть   на   охоте;   от слова… дикий.), а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?» (Зачем про это выспрашивает?) «Холост»,   –   говорит   кот.   «И   я   лисица­девица,   возьми   меня   замуж».   Кот согласился, и начался у них пир да веселье. Вопросы после чтения: – Что узнали про кота, какой он? (Шкодливый, находчивый, хитрый – такой не пропадёт!) И зовут его теперь… (Котофей Иванович.) Сравните со старинными русскими именами: Тимофей, Еремей. Такие имена сейчас редко встречаются, значит, сказке этой много лет. – Как вы думаете, будут лесные жители кота уважать и бояться? Части 2­ю и 3­ю дети читают самостоятельно про себя. действий на уроке. 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. © ООО «Баласс», 2013 3Вопросы после чтения 2­й части: – Что придумала лиса и зачем? –  Что можно сказать о лисе, какая она?  (Верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная.) –  Вы обратили внимание на язык сказки? Что заметили?  (Много устаревших слов.)  Я называю современные слова, а вы – их устаревшие синонимы:  если (коли), союз «и» (да), иди (ступай), спрячься (схоронись), принести (принесть). –  Как   вы   думаете,   догадаются   волк   и   медведь,   что   Котофей   Иванович   – обыкновенный кот? Вопросы после чтения 3­й части: – Как же кот напугал волка и медведя? – Кто оказался смелее – волк, медведь или заяц? (Получается, что заяц.) –  Попробуем поработать с устаревшими словами наоборот:  дожидаю  – жду, ступай – иди, схорони – спрячь. 2. Повторное чтение по ролям. 3. Обобщающая беседа. а)   –  Назовите   имена   героев.   Почему   их   так   зовут?  (Лизавета   Ивановна   – созвучно со словом «лиса» и т.д.) б)  –  О  характерах   кота  и  лисы  мы  уже  говорили. А  какие  в  сказке  волк  и медведь? (Уважают власть, доверчивые, трусливые.) в) – Почему кот оказался победителем, ведь он испугался волка? г) – Кто в сказке хитрее всех? (Лиса, она всё придумала, хотела, чтобы её мужа уважали и боялись, да заодно и еды на зиму запасла!) д)  –  Прочитайте   тему   урока   (открываем   запись   на   доске).   Как   бы   вы сформулировали   главную   мысль   сказки?  (Побеждают   не   силой,   а   умом, находчивостью, хитростью.) © ООО «Баласс», 2013 43. Работа с текстом после чтения. 1. Повторное обращение к заглавию. – Почему сказка так называется? Что вынесено в заголовок: тема, герои, главная мысль, жанр? – Определите главную мысль сказки. Как можно сказку озаглавить по­другому? – Понравилась ли вам эта сказка? 2. Повторное обращение к иллюстрации (с. 195). – Какой эпизод проиллюстрировал художник? Прочитайте эти строчки. –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ι V. Домашнее  задание. Прочитать   самостоятельно   сказку   «Никита   Кожемяка»,   провести   1­й   и   2­й этапы работы с текстом и выяснить значение непонятных слов (задания I–III в тетради, с. 30). © ООО «Баласс», 2013 5

Посмотрите также