Сказка для театра (С. Маршак «Сказка про козла»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur51_+.doc
Литературное чтение Урок 51. Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…» Тема: Сказка для театра (С. Маршак «Сказка про козла») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).   Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 1  2  1. Проверка домашнего задания. Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос (задание 3 в тетради, с. 33). 2. Введение в тему урока (учебники закрыты). – Прочитайте тему урока на доске. Как вы понимаете: сказка для театра? Какая она? Чем отличается от обычной? (Учитель выслушивает все ответы детей, ключевые слова фиксирует на доске.) © ООО «Баласс», 2013 (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  1II. Развитие  умений. – «Сказка про козла» – что о ней можно предположить по заглавию? (Наверное, сказка о животных.) – А если её автор – С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая…) – Прочитайте авторский текст на с. 36. Сравните с вашими ответами. Перечислите признаки пьесы. 2  4  2  2  4  Работа с текстом пьесы. 1. Работа с текстом до чтения. – Какие вы читали сказки, где героем является коза или козёл? Какими мы их видим в сказках?  (В сказке «Лисица и Козёл» Козёл доверчив, глуп, в сказке «Волк и семеро козлят» Коза – заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в норвежской сказке «Коза – Золотые рожки» Коза на доброту и ласку отвечает добром.) – Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.) –  Рассмотрите   иллюстрацию.   На   какие   вопросы   вам   хотелось   бы   получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.) – Чем интересен текст сказки? Как он записан? –  Почему   сказка   начинается   с   перечисления   действующих   лиц?  (Это   пьеса­ сказка.) – Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.) –  Перелистайте   страницы,   рассмотрите   другие   иллюстрации.   Предположите, какие события произойдут в сказке. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. © ООО «Баласс», 2013 2Действие 1 дети читают про себя. Вопросы после чтения: – Кто действующие лица? – Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.) Повторное чтение действия 1 вслух по ролям. После чтения: – Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? Как догадались? (Волки – в списке действующих лиц и на иллюстрациях.) Действие 2 дети читают вслух по ролям. Вопросы после чтения: – Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.) – А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный…) – А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их грусть, горе надо передать при чтении.) 2. Беседа о смысле сказки, выполнение заданий в тетради. а) Задание 1, с. 34. По смыслу к содержанию сказки подходят пословицы 2, 3, 4, 7, 8, 10. б)  Задание 3, с. 34. Можно обвести все 3 формулировки и добавить ещё, например: приятно получать благодарность, когда сделал доброе дело. 3. Выразительное чтение сказки по ролям. После чтения обсуждение, как удалось передать характеры героев. 3. Работа с текстом после чтения. Подведение итогов. – Понравилась ли вам «Сказка про козла»? 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре и в группах. © ООО «Баласс», 2013 3– Почему её легко поставить на сцене? – Чем пьеса­сказка отличается от обычной сказки? На доске запись. 1 кл.                                        2 кл.                                                      3 кл. «Цирк шапито»               Три песни к сказке                            «Сказка про козла» «Дождь»                          Дж. Родари «Приключения               (пьеса) (стихи)                             Чиполлино».                                          «Сказка о глупости» (перевод).                                          Загадки – Что означает запись на доске? –  Кому адресованы произведения  С. Маршака? Почему вы так думаете?  (С. Маршак   писал   для   детей.   Его   произведения   понятны   детям,   легко запоминаются, интересны, поучительны, остроумны.) – Какие слова подчёркнуты? Почему? (Это жанры, в которых работал писатель.) – Давайте вспомним другие стихи С. Маршака. Я начну, а вы продолжите: «Жил человек   рассеянный...»  («Вот   какой   рассеянный»), «Дама  сдавала   в  багаж...» («Багаж»),   «Мой   весёлый,   звонкий   мяч...»  («Мяч»),   «Впервые   на   арене/Для школьников Москвы...» («Цирк»). –  А   теперь   вспомним   переводы   С.   Маршака:   «Вышли   мышки   как­то   раз...» («Мышки» из английской народной поэзии), «Где ты была сегодня, киска?..» («В гостях у королевы»). – А какие сказки он написал? («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»...) –  Уже много­много лет живут на свете ни за что не желающие стареть стихи, сказки С. Маршака. Сам он считал, что быть детским писателем труднее, чем © ООО «Баласс», 2013 4писать для взрослых: «Ведь мы не кормим детей худшими продуктами, чем взрослых. Мы не зовём к ним менее опытных врачей». К.И. Чуковский видел в лице Самуила Яковлевича пять Маршаков: Маршак – детский   поэт,   Маршак   –   драматург,   Маршак   –   лирический   поэт,   Маршак   – переводчик, Маршак – сатирик. –  Какого Маршака знаете вы?  (Маршака – поэта и сказочника, переводчика, драматурга.)  Вы будете взрослеть, и давно знакомый автор будет открываться для вас с новой стороны. –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? 1. Перечитать пьесу­сказку, подготовить инсценировку. 2. Составить план из пословиц (задание 2 в тетради, с. 34). © ООО «Баласс», 2013 5

Посмотрите также