Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 51.
Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»
Тема: Сказка для театра (С. Маршак «Сказка про козла»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2
1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос (задание 3 в тетради,
с. 33).
2. Введение в тему урока (учебники закрыты).
– Прочитайте тему урока на доске. Как вы понимаете: сказка для
театра? Какая она? Чем отличается от обычной? (Учитель выслушивает все
ответы детей, ключевые слова фиксирует на доске.)
© ООО «Баласс», 2013
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
1II. Развитие
умений.
– «Сказка про козла» – что о ней можно предположить по заглавию? (Наверное,
сказка о животных.)
– А если её автор – С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая…)
– Прочитайте авторский текст на с. 36. Сравните с вашими ответами.
Перечислите признаки пьесы.
2 4 2 2 4
Работа с текстом пьесы.
1. Работа с текстом до чтения.
– Какие вы читали сказки, где героем является коза или козёл? Какими мы их
видим в сказках? (В сказке «Лисица и Козёл» Козёл доверчив, глуп, в сказке
«Волк и семеро козлят» Коза – заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в
норвежской сказке «Коза – Золотые рожки» Коза на доброту и ласку отвечает
добром.)
– Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.)
– Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить
ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и
т.д.)
– Чем интересен текст сказки? Как он записан?
– Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса
сказка.)
– Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.)
– Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации. Предположите,
какие события произойдут в сказке.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
© ООО «Баласс», 2013
2Действие 1 дети читают про себя.
Вопросы после чтения:
– Кто действующие лица?
– Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный,
а они старенькие, бездетные, им некому помочь.)
Повторное чтение действия 1 вслух по ролям.
После чтения:
– Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? Как догадались? (Волки – в списке
действующих лиц и на иллюстрациях.)
Действие 2 дети читают вслух по ролям.
Вопросы после чтения:
– Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.)
– А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный…)
– А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их грусть, горе надо
передать при чтении.)
2. Беседа о смысле сказки, выполнение заданий в тетради.
а) Задание 1, с. 34. По смыслу к содержанию сказки подходят пословицы 2,
3, 4, 7, 8, 10.
б) Задание 3, с. 34. Можно обвести все 3 формулировки и добавить ещё,
например: приятно получать благодарность, когда сделал доброе дело.
3. Выразительное чтение сказки по ролям.
После чтения обсуждение, как удалось передать характеры героев.
3. Работа с текстом после чтения. Подведение итогов.
– Понравилась ли вам «Сказка про козла»?
3. Учиться высказывать
своё предположение на
основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной
форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
© ООО «Баласс», 2013
3– Почему её легко поставить на сцене?
– Чем пьесасказка отличается от обычной сказки?
На доске запись.
1 кл. 2 кл. 3 кл.
«Цирк шапито» Три песни к сказке «Сказка про козла»
«Дождь» Дж. Родари «Приключения (пьеса)
(стихи) Чиполлино».
«Сказка о глупости» (перевод).
Загадки
– Что означает запись на доске?
– Кому адресованы произведения С. Маршака? Почему вы так думаете? (С.
Маршак писал для детей. Его произведения понятны детям, легко
запоминаются, интересны, поучительны, остроумны.)
– Какие слова подчёркнуты? Почему? (Это жанры, в которых работал писатель.)
– Давайте вспомним другие стихи С. Маршака. Я начну, а вы продолжите: «Жил
человек рассеянный...» («Вот какой рассеянный»), «Дама сдавала в багаж...»
(«Багаж»), «Мой весёлый, звонкий мяч...» («Мяч»), «Впервые на арене/Для
школьников Москвы...» («Цирк»).
– А теперь вспомним переводы С. Маршака: «Вышли мышки както раз...»
(«Мышки» из английской народной поэзии), «Где ты была сегодня, киска?..» («В
гостях у королевы»).
– А какие сказки он написал? («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном
мышонке»...)
– Уже многомного лет живут на свете ни за что не желающие стареть стихи,
сказки С. Маршака. Сам он считал, что быть детским писателем труднее, чем
© ООО «Баласс», 2013
4писать для взрослых: «Ведь мы не кормим детей худшими продуктами, чем
взрослых. Мы не зовём к ним менее опытных врачей».
К.И. Чуковский видел в лице Самуила Яковлевича пять Маршаков: Маршак –
детский поэт, Маршак – драматург, Маршак – лирический поэт, Маршак –
переводчик, Маршак – сатирик.
– Какого Маршака знаете вы? (Маршака – поэта и сказочника, переводчика,
драматурга.) Вы будете взрослеть, и давно знакомый автор будет открываться
для вас с новой стороны.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
1. Перечитать пьесусказку, подготовить инсценировку.
2. Составить план из пословиц (задание 2 в тетради, с. 34).
© ООО «Баласс», 2013
5