3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Литературное чтение
Урок 119.
Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».
Тема: Сказкиигры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»).
Цели:
– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;
– развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия;
– формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
1 1. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки «Кот белый – кот чёрный».
2. Чтение авторского текста вслух.
Вопросы после чтения:
– Почему Афанасий не поехал вместе с Сашей?
– Какие произведения будем читать?
II. Развитие
умений.
2 1 4 3 3 3
1. Работа со сказкой.
Работа со сказкой до чтения.
1. Чтение заглавия и фамилии автора.
– Как вы думаете, а есть ли такие дедушки, которые не умеют рассказывать
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
© ООО «Баласс», 2012
1сказки?
– А что тогда про них читать?
– О чём вам говорит имя автора – Джанни Родари?
– Можете ли вы предположить, какое произведение будем читать: весёлое
или грустное?
2. Рассматривание иллюстрации.
– Героиню какой сказки вы видите?
– А были ли в сказке «Красная Шапочка» жираф? кенгуру? трамвай?
Что можно предположить?
Работа со сказкой во время чтения.
1. Чтение сказки про себя.
– Над чем вы смеялись, читая сказку?
2. Чтение вслух по ролям.
Вопросы перед чтением:
– Сколько героев в сказке?
– В форме чего построена сказка? (В форме диалога.)
– В конце некоторых предложений стоит многоточие. Как надо читать
такие реплики? (Дедушка как будто хочет дальше говорить, а девочка
перебивает его.)
– Попробуйте читать с соответствующей интонацией.
Беседа после чтения.
– Почему у дедушки получилась такая весёлая сказка?
– Как вы думаете, дедушка действительно не умел рассказывать
сказки? (Нет. У дедушки было прекрасное чувство юмора. Он использовал
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной
и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
эмоции.
© ООО «Баласс», 2012
22. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
его в собственных целях: чтобы внучка не мешала читать газету.)
– Как именно создаётся в сказке комический эффект? Найдите в тексте
перевёртыши, ситуации нонсенса (такого не может быть!).
– Вспомните сюжет первоисточника – сказку Шарля Перро «Красная
Шапочка». Что именно изменил Джанни Родари и тем самым сумел создать
для читателей смешную ситуацию? (Переименовал героиню сказки, оставив
лишь намёк на Красную Шапочку, подменял героязлодея Волка то
безобидной Лошадью, то Жирафом, изменил место действия, настроение,
финал сказки.)
3. – Предложите свои варианты изменения «Красной Шапочки»,
придумывая героев, повороты сюжета и новые окончания сказки.
2. Рассказ учителя о сказкахиграх, которые сочинял Дж. Родари.
Джанни Родари както с горечью признался: «Я мечтал очень о многом, но
многого потом не сделал, а сделал то, о чём меньше всего думал».
Маленький Джанни очень любил рисовать и мечтал быть художником, но в
семинарии у него неизменно были плохие оценки по рисованию. Однако
Родари не сдавался: пусть настоящего художника из него не вышло, но он
остался верен детскому увлечению и всю жизнь любил «водить карандашом
и писать маслом», а главное – развил удивительную зоркость, научился
схватывать суть вещей и воплощать её … в словах.
А ещё Джанни Родари хотел стать музыкантом и даже учился играть на
старенькой скрипке. Мечте этой не удалось сбыться, но любовь к музыке
осталась на всю жизнь. Возможно, музыка, особая музыкальная интонация,
пронизывающая многие произведения писателя, – след тех ранних уроков.
Мечтал маленький Джанни стать мастером игрушек. Он хотел
© ООО «Баласс», 2012
3придумывать необычные игрушки, которые никогда не надоедают. Джанни
Родари был уверен, что «игрушки так же важны, как книги: если бы это
было не так, ребята не любили бы их. А раз они их любят, значит, игрушки
учат их чемуто такому, чему иначе научиться нельзя».
Но и этой мечте, увы, не суждено было сбыться. Впрочем, это не совсем
так. Прошли годы, Джанни Родари стал журналистом и «почти случайно»
(так он сам считал, и нам это известно: все настоящие чудеса начинаются
по воле случая!) начал сочинять стихи и забавные истории для детей.
Тогдато и ожили старые мечты!
«Я пытался делать игрушки из слов», – вспоминал начало своей
литературной карьеры Родари. И действительно, изпод пера писателя одна
за другой выходили удивительные истории, «весёлые, как игрушка».
Весёлая игра – вот основа любой книжки Джанни Родари. О самых
сложных и непростых вещах писатель умел говорить одновременно и
серьёзно, и весело.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Беседа.
– Так бывают ли дедушки, не умеющие рассказывать сказки?
– Зачем нужны сказки, подобные той, что мы прочитали?
– Прочитайте слова итальянского писателя Джанни Родари и попробуйте
их прокомментировать: «В действительность можно войти с главного
входа, а можно влезть в неё – и это детям куда забавнее – через форточку».
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙΙΙ
. Итог.
© ООО «Баласс», 2012
4Ι
V. Домашнее
задание.
Выбрать любую другую сказку и попробовать пересказать её посвоему.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
5