Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Бывают ли сказки о глупости? – К каким последствиям может привести глупый поступок? – Почему в раздел «Сказка мудростью богата» включены сказки о глупости и других человеческих недостатках? Как называются такие сказки? – Послушайте сказку «Мужик и заяц» и скажите, какая она. Бедный мужик шёл по чистому полю, увидел под кустом зайца, обрадовался и говорит: – Вот когда заживу домком-то! Возьму этого зайца и продам за четыре алтына, на те деньги куплю свинушку, она принесёт мне двенадцать поросёнков; поросятки подрастут, принесут ещё по двенадцать; я всех приколю, амбар мяса накоплю; мясо продам, а на денежки дом заведу да сам женюсь; жена родит мне двух сыновей, Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под окном сидеть, да порядки давать: «Эй, вы, ребятки, – крикну, – Васька да Ванька! Шибко людей на работу не гоняйте; видно, сами бедно не живали!» Да так-то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а дом со всем богатством, женой и детьми пропал.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur75.doc
Литературное чтение Урок 75. Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема: Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка». Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация знаний.   4  1  2 1. Проверка домашнего задания. 1. Оформление и обсуждение выставки рисунков. 2. «Озвучивание» рисунков. (Чтение соответствующих фрагментов  сказки.) 2. Беседа. – Бывают ли сказки о глупости? – К каким последствиям может привести глупый поступок? – Почему в раздел «Сказка мудростью богата» включены сказки о глупости и других человеческих недостатках? Как называются такие сказки? Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в © ООО «Баласс», 2012 1– Послушайте сказку «Мужик и заяц» и скажите, какая она. тексте, иллюстрациях. Бедный мужик шёл по чистому полю, увидел под кустом зайца,  обрадовался и говорит: –  Вот когда заживу домком­то! Возьму этого зайца и продам за четыре алтына,   на   те   деньги   куплю   свинушку,   она   принесёт   мне   двенадцать поросёнков;   поросятки   подрастут,   принесут   ещё   по   двенадцать;   я   всех приколю, амбар мяса накоплю; мясо продам, а на денежки дом заведу да сам женюсь; жена родит мне двух сыновей, Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под окном сидеть, да порядки давать: «Эй, вы, ребятки, – крикну, – Васька да Ванька! Шибко людей на работу не гоняйте; видно, сами бедно не живали!» Да так­то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а дом со всем богатством, женой и детьми пропал. – Какая это сказка? – Почему мы смеёмся, читая сатирические сказки? –  Имеет   ли   содержание   этих   сказок   какое­то   отношение   ко   всем   нам? Какое? Беседа о сатирических фольклорных жанрах. – Какие ещё фольклорные жанры высмеивают человеческие слабости,  недостатки? (Это частушки, анекдоты, побасёнки. Все они – близкие  родственники бытовой сатирической сказки, в которых, как правило,  говорится о проделках поповского работника, ловкого солдата, бедного  мужика.) – Сегодня мы будем читать такую сказку, придуманную русским народом.  © ООО «Баласс», 2012 2II. Развитие  умений. Какого чтения вы ждёте? 2  1  2  1  3  4  Работа над сказкой. 1. Работа с текстом до чтения. Чтение заголовка, рассматривание иллюстрации. –  Что такое калач? (Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой.) – А что такое баранка? (Пшеничный твёрдый хлебец в виде кольца, значительно меньше калача.) – Рассмотрите иллюстрацию. Что у кого в руках? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение сказки про себя. – Что вас рассмешило? 2) Чтение вслух. Вопросы после чтения: – Правда ли, что мужика насытила бы одна баранка? –  Почему же мужик огорчился, что сразу не сообразил и не съел одну баранку?   (Он   был   глупый   и   не   понял,   что   уже   сыт   после   съеденных калачей.) 3. Работа с текстом после чтения. – Прочитайте сказку выразительно так, чтобы всем было смешно. 4. Сопоставление сказок разных народов. 1) Работа с текстом во время чтения. – Послушайте ещё одну русскую сказку о глупости и жадности. Называется она «Сказка про мужика­бедняка». Образец чтения в режиме диалога с автором: Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по пред­ ложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  © ООО «Баласс», 2012 3Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду. (Догадались, что случится дальше? Ответы­предположения детей.) Сидит он и плачет. Вдруг из воды выходит чёрт и спрашивает: – Что, мужик, случилось? – Топор, батюшко, уронил. Ушёл чёрт в воду и через недолгое время приносит мужику серебряный топор и спрашивает: «Твой топор?» – «Нет, – отвечает мужик, – не мой». Чёрт снова ушёл в воду и снова принёс ему топор – теперь золотой. И спрашивает: «Твой топор?» – «Нет, – отвечает мужик, – не мой». В третий раз чёрт вынес мужику его собственный топор. И спрашивает: «Твой топор?» – «Мой, мой!» Тогда   чёрт   подарил   мужику   все   три   топора,   и   пошёл   мужик   домой   с радостью. Пришёл он домой и рассказал всё мужикам. Тогда одному богатому мужику тоже захотелось (Чего ему, по­вашему, захотелось? Ответы­предположения детей.) получить золотой и серебряный топоры. (П) Пришёл он к озеру, бросил свой топор в воду, сидит и горюет. Выходит   из   воды   чёрт,   спрашивает:   «Что   ты   горюешь?»   –   «Да   топор потопил». Ушёл чёрт, потом приносит ему серебряный топор и спрашивает: «Твой топор?» – «Мой, мой, чур мой!» – закричал мужик. (Предположите, что будет дальше.) А чёрт ушёл с топором и больше не вышел из воды. (П) Так богатый мужик и остался без топора. 2) Работа с текстом после чтения. своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать позитив­ ные поступки, в том числе  речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. © ООО «Баласс», 2012 4Беседа: – Какую сказку вы вспомнили? Что общего у русской и корейской сказок? – А чем они отличаются?  6. Эстетическое воспитание. Кроме   деталей   необходимо   отметить   два   основных   отличия.   Во­ первых, русская сказка – бытовая, поэтому и появляется в ней чёрт, который   запросто   может   жить   в   воде,   а   не   старичок.   Во­вторых, история о богатом мужике делает сказку сатирической. – Что высмеивает сказка? (В первую очередь – жадность и зависть.) –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Почему у разных народов существуют сказки с похожими сюжетами? – Почему же сатирические сказки дошли до нашего времени? О чём они нас предупреждают? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. – Пересказать сказку «Три калача и одна баранка» или придумать своё продолжение сказки «Честный мальчик».  Если   останется   свободное   время,   то   последнее   творческое   задание можно выполнить на уроке. © ООО «Баласс», 2012 5Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и  тон речи. – Сочинять сказку. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также