Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Л и т е р а т у р н о е с л у ш а н и е
Д а т а : 1 7 . 0 9 . 1 5
У р о к 11
ТЕМА:
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умений работать с содержанием хрестоматии,
пользоваться правилами обращения с книгой, для ознакомления со сказкой В. Белова «Родничок», составления
ответов на вопросы по содержанию произведения, воспитания внимания к слову.
Планируемые результаты (УУД):
СКАЗКИ О ПРИРОДЕ. В. БЕЛОВ «РОДНИЧОК»
личностные: проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения (литературного слушания);
метапредметные: р е г у л я т и в н ы е – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя;
п о з н а в а т е л ь н ы е – ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания;
к о м м у н и к а т и в н ы е – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
предметные: научатся понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию; получат
возможность научиться находить в книге страницу «Содержание», нужное произведение.
I. Работа с книгами и моделями.
Личностные УУД: проявляют положительное отношение к уроку литературного слушания.
Х о д у р о к а :
Вот шумный родничок,
Журчит, бежит, спешит.
Водицей чистой, ключевой
Полмира напоит.
Познавательные УУД: классифицируют объекты.
− Рассмотрите книги, принесенные в класс. (Дети принесли в класс для выставки книги о природе, о Родине.)
Расскажите о своих книгах по плану: фамилия автора; заголовок.
− Рассмотрите модели на доске. Подберите к каждой модели книги, разложите книги в три стопки (за 1–2
минуты).
II. Работа по теме урока.
1. С л у ш а н и е с к а з к и В. Белова «Родничок». Б е с е д а .
− Ребята, послушайте. Я буду читать.
Коммуникативные УУД: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления,
принимают участие в обсуждении прослушанного.
− Какое чувство вызвало произведение? Кто герои сказки? (Родничок, пчелка, птичкасиничка, зайчик Серые
Ушки, Маша с ведерком, дедушка с котомкой, комар.) Обратите внимание, как ласково называет автор всех
героев, кроме комара.
− Как начинается произведение? Как заканчивается произведение?
− Вспомните, как вначале отвечал родничок всем, кто просил попить водицы? (Бульбульбуль... Пей досыта,
пожалуйста.) Каким стал ответ ручейка после встречи с комаром? (Буль! На всех не напасешься.)
− Почему заглох родничок? О чем хотел сказать автор?
12. М о д е л и р о в а н и е о б л о ж к и .
− Что я вам читала? Договоримся вместо слова «сказка» обозначать на модели круг. Вот так. О ком эта
сказка? (О родничке, животных, людях.) Произведения о животных будем обозначать коричневым цветом.
Покажите. (Дети на листочках рисуют «заместитель» сказки и закрашивают круг коричневым цветом,
показывают учителю.)
Познавательные УУД: выявляют сходства и различия моделей обложек (по образцу).
– Сравните свои работы с образцом.
– Хотите узнать фамилию автора? Эту сказку написал Василий Иванович Белов. Нарисуем красную рамочку.
(Дети рисуют.) Покажите фамилию автора. Кто написал эту сказку? (Дети ставят пальчик на «заместитель» и
проговаривают: «Белов».)
С л о в о о б а в т о р е (информация для учителя)*.
Белов Василий Иванович (р. 23.10.1932), русский писатель. Вырос в вологодской деревне, с детства работал в
колхозе, служил в армии, всю жизнь провел в родном краю. Учился в столичном Литинституте. Красной нитью
через все его творчество проходит тема малой родины, из которой рождается и вырастает наша великая Родина,
Россия. «Здесь и начинается для нас, − говорил писатель устами одного из своих героев, − большая Родина. Да,
человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, неласкова была она со своим сыном, нам никогда от
нее не отречься». Совестливость, беззлобность, доброжелательность, трудолюбие, жизнелюбие − главные черты
героев рассказов Белова. Он справедливо считается одним из основателей широкого литературного течения,
которое получило у критиков название «деревенской прозы». Белов всегда был общественным деятелем, открыто
отстаивавшим свои патриотические взгляды. Избирался народным депутатом СССР (1989–1991). В родной деревне
Тимонихе собственными усилиями восстановил порушенную церковь.
− Какой заголовок подходит к этой сказке? (Дети предлагают свои варианты заголовков.) В. Белов назвал
сказку «Родничок». Нарисуем «заместитель» заголовка – синюю рамочку. (Дети рисуют.) Покажите заголовок.
Как называется эта сказка? (Дети ставят пальчик на «заместитель» и проговаривают: «Родничок».)
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и й в учебнике.
Личностные УУД: мотивация обращения к книге.
− Почему так грустно закончилась эта сказка?
− Как назвать слова, которые вы прочитали? (Это добрые – положительные – герои сказки.)
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и й в тетради.
З а д а н и е 1.
− Договоримся обозначать героя первой буквой его названия или имени: Р – родничок , П − пчелка, С −
синичка, З − зайчик, М − Маша, Д − дедушка, К − комар.
Дети под руководством учителя выполняют первое задание.
Проверка работы: Р, П, П, Р, Р, Р, Р, П.
З а д а н и е 2.
Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
− Какими вы представляете героев сказки? Расскажите.
2− Расскажите о герое сказки, не называя его. Тот, кто узнал героя, раскрасьте его изображение в тетради.
(Н а п р и м е р : «Этот герой трудолюбивый. Он первым повстречался с родничком»; «Этот герой родился в поле.
Он щедро угощал всех встречных своей водицей, пока не повстречался с комаром» и т. д.)
5. С о с т а в л е н и е схематического п л а н а событий.
Познавательные УУД: выделяют события, видят их последовательность в произведении.
− «Утром родился в поле родничок». (Учитель рисует на доске «заместитель» родничка – Р.)
− Кого повстречал ручеек сначала?
Учитель продолжает плансхему:
Р
Далее к доске можно приглашать детей:
→ Р
П→
Р → Р П→
→
С→
Р
→
Р З→
→ Р М→
→ Р Д→
→
Р К→
6. В ы п о л н е н и е з а д а н и й в тетради (продолжение работы).
Познавательные УУД: выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление).
− Рассмотрите цепочку событий и найдите ошибку.
→ → → →
Проверка работы: Р
К
− Прочитайте по стрелке и запишите. (Родничок.)
7. Р а б о т а с и л л ю с т р а ц и я м и в учебнике. И н с ц е н и р о в а н и е отрывков.
– Рассмотрите первую иллюстрацию. Кого видите?
– Разыграем встречу зайчика с родничком. Какие слова говорит зайчик? родничок?
– Кто хочет «сыграть» эту встречу? (Учитель обращает внимание на то, что задача «артистов» – не
→ → С
З→
М
П
Д
Р.
только правильно произнести слова героев, но и изобразить их действия, мимику.)
III. Итог урока.
Регулятивные УУД: участвуют в оценке результатов деятельности.
− С какой сказкой вы познакомились? Кто её автор?
С а м о с т о я т е л ь н а я творческая работа (по желанию учащихся).
− Кто хотел бы, чтобы сказка закончилась подругому? Придумайте своё продолжение сказки.
3