СКАЗКИ О ПРИРОДЕ. В. БЕЛОВ «РОДНИЧОК»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 11.docx
Л и т е р а т у р н о е   с л у ш а н и е Д а т а : 1 7 . 0 9 . 1 5 У р о к  11 ТЕМА: Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умений работать с содержанием хрестоматии, пользоваться правилами обращения с книгой, для ознакомления  со сказкой В. Белова «Родничок», составления ответов на вопросы по содержанию произведения, воспитания внимания к слову. Планируемые результаты (УУД):  СКАЗКИ О ПРИРОДЕ. В. БЕЛОВ «РОДНИЧОК» личностные: проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения (литературного слушания);  метапредметные:  р е г у л я т и в н ы е   –   принимают   учебную   задачу   и   следуют   инструкции   учителя; п о з н а в а т е л ь н ы е   –   ориентируются   в   речевом   потоке,   находят   начало   и   конец   высказывания; к о м м у н и к а т и в н ы е  – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;  предметные:  научатся  понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию;  получат возможность научиться находить в книге страницу «Содержание», нужное произведение. I. Работа с книгами и моделями. Личностные УУД: проявляют положительное отношение к уроку литературного слушания. Х о д   у р о к а : Вот шумный родничок, Журчит, бежит, спешит. Водицей чистой, ключевой  Полмира напоит. Познавательные УУД: классифицируют объекты. − Рассмотрите книги, принесенные в класс. (Дети принесли в класс для выставки книги о природе, о Родине.) Расскажите о своих книгах по плану: фамилия автора; заголовок. − Рассмотрите модели на доске. Подберите к каждой модели книги, разложите книги в три стопки (за 1–2 минуты). II. Работа по теме урока.  1. С л у ш а н и е   с к а з к и   В. Белова «Родничок». Б е с е д а . − Ребята, послушайте. Я буду читать. Коммуникативные   УУД:  используют   доступные   речевые   средства   для   передачи   своего   впечатления, принимают участие в обсуждении прослушанного. − Какое чувство вызвало произведение? Кто герои сказки? (Родничок, пчелка, птичка­синичка, зайчик Серые Ушки, Маша с ведерком, дедушка с котомкой, комар.)  Обратите внимание, как ласково называет автор всех героев, кроме комара.  − Как начинается произведение? Как заканчивается произведение? − Вспомните, как вначале отвечал родничок всем, кто просил попить водицы? (Буль­буль­буль... Пей досыта, пожалуйста.) Каким стал ответ ручейка после встречи с комаром? (Буль! На всех не напасешься.) − Почему заглох родничок? О чем хотел сказать автор? 12. М о д е л и р о в а н и е   о б л о ж к и . − Что я вам читала? Договоримся вместо слова «сказка» обозначать   на модели   круг. Вот так. О ком эта сказка?  (О   родничке,   животных,   людях.)  Произведения   о   животных   будем   обозначать   коричневым   цветом. Покажите.  (Дети   на   листочках   рисуют   «заместитель»   сказки   и   закрашивают   круг   коричневым   цветом, показывают учителю.) Познавательные УУД: выявляют сходства и различия моделей обложек (по образцу). – Сравните свои работы с образцом.  – Хотите узнать фамилию автора? Эту сказку написал Василий Иванович Белов. Нарисуем красную рамочку. (Дети рисуют.) Покажите фамилию автора. Кто написал эту сказку? (Дети ставят пальчик на «заместитель» и проговаривают: «Белов».) С л о в о   о б   а в т о р е  (информация для учителя)*. Белов Василий Иванович (р. 23.10.1932), русский писатель. Вырос в вологодской деревне, с детства работал в колхозе, служил в армии, всю жизнь провел в родном краю. Учился в столичном Литинституте. Красной нитью через все его творчество проходит тема малой родины, из которой рождается и вырастает наша великая Родина, Россия. «Здесь и начинается для нас, − говорил писатель устами одного из своих героев, − большая Родина. Да, человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, неласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься». Совестливость, беззлобность, доброжелательность, трудолюбие, жизнелюбие − главные черты героев   рассказов   Белова.   Он   справедливо   считается   одним   из   основателей   широкого   литературного   течения, которое получило у критиков название «деревенской прозы». Белов всегда был общественным деятелем, открыто отстаивавшим свои патриотические взгляды. Избирался народным депутатом СССР (1989–1991). В родной деревне Тимонихе собственными усилиями восстановил порушенную церковь. − Какой заголовок подходит к этой сказке? (Дети предлагают свои варианты заголовков.) В. Белов назвал сказку «Родничок». Нарисуем «заместитель» заголовка – синюю рамочку.  (Дети рисуют.)  Покажите заголовок. Как называется эта сказка? (Дети ставят пальчик на «заместитель» и проговаривают: «Родничок».) 3. В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  в учебнике. Личностные УУД: мотивация обращения к книге. − Почему так грустно закончилась эта сказка? − Как назвать слова, которые вы прочитали? (Это добрые – положительные – герои сказки.) 4. В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  в тетради. З а д а н и е  1.  − Договоримся обозначать героя первой буквой его названия или имени: Р – родничок , П  −  пчелка, С  − синичка, З − зайчик, М − Маша, Д − дедушка, К − комар.  Дети под руководством учителя выполняют первое задание. Проверка работы: Р, П, П, Р, Р, Р, Р, П. З а д а н и е  2. Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. − Какими вы представляете героев сказки? Расскажите.  2− Расскажите о герое сказки, не называя его. Тот, кто узнал героя, раскрасьте его изображение в тетради. (Н а п р и м е р : «Этот герой трудолюбивый. Он первым повстречался с родничком»; «Этот герой родился в поле. Он щедро угощал всех встречных своей водицей, пока не повстречался с комаром» и т. д.) 5. С о с т а в л е н и е  схематического п л а н а  событий.  Познавательные УУД: выделяют события, видят их последовательность в произведении. − «Утром родился в поле родничок». (Учитель рисует на доске «заместитель» родничка – Р.) − Кого повстречал ручеек сначала?  Учитель продолжает план­схему:  Р Далее к доске можно приглашать детей: → Р   П→ Р → Р  П→ →  С→ Р  → Р  З→ → Р  М→ → Р  Д→ → Р  К→ 6. В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  в тетради (продолжение работы). Познавательные УУД:  выполняют  несложные логические действия  (сравнение, сопоставление). − Рассмотрите цепочку событий и найдите ошибку.  → → → → Проверка работы: Р   К  − Прочитайте по стрелке и запишите. (Родничок.) 7. Р а б о т а   с   и л л ю с т р а ц и я м и  в учебнике. И н с ц е н и р о в а н и е  отрывков. – Рассмотрите первую иллюстрацию. Кого видите?  – Разыграем встречу зайчика с родничком. Какие слова говорит зайчик? родничок? – Кто хочет «сыграть» эту встречу?  (Учитель обращает внимание на то, что задача «артистов» – не → → С   З→    М   П     Д   Р. только правильно произнести слова героев, но и изобразить их действия, мимику.)  III. Итог урока. Регулятивные УУД: участвуют в оценке результатов деятельности. − С какой сказкой вы познакомились? Кто её автор? С а м о с т о я т е л ь н а я  творческая работа (по желанию учащихся). − Кто хотел бы, чтобы сказка закончилась по­другому? Придумайте своё продолжение сказки. 3