Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
д\с № 170 г. Камышлов
Декоративное рисование «Сказочная гжель »
Старшая группа
Разработчик:
Михеева Анастасия Алексеевна
Камышлов, 2018
Тема: «Сказочная Гжель»
Возрастная группа: старшая группа
Форма совместной деятельности: групповая
Форма организации: подгрупповая
Средства: чтение сказки о Гжели, пальчиковая гимнастика «Синий цветочек», элементы узоров гжельской росписи
Цель: самостоятельно выполнить декоративную композицию по мотивам гжельской росписи
Задачи:
Образовательная: Учить оформлять плоскость элементами узора гжельской росписи.
Развивающая: Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости и развитие мелкой моторики
Воспитательная: Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Материалы, инструменты, оборудование: подкладной лист, салфетки, кисточки, две краски (синяя, белая), баночка с водой, готовое изделие на каждого ребенка, презентация с элементами гжельской росписи, показ образцов
Этап совместной деятельности |
Организация совместной деятельности |
Деятельность педагога (методы, приемы) |
Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов
|
I. Мотивация к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами. |
Словесный метод. Беседа Сюрпризный момент |
Дети сидят на стульчиках на ковре, отвечают на наводящий вопрос: Да, мы любим путешествовать. Слушают педагога внимательно, заинтересованы в общении, думают, почему сказка так называется. |
II. Поиск, решение задачи, проблемы Цель. Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка |
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. |
Словесный метод Рассказ Беседа Наглядный метод Показ |
Дети слушают сказку воспитателя и просматривают слайды. |
III. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы Цель. Совместное определение конкретных действий |
-Понравилась вам сине-голубая сказка? Беседа по сказке. -О каком промысле эта сказка? -Из чего гжельские мастера делают свои изделия? -Какую краску используют мастера в гжельской росписи? -Какие изделия делали мастера из глины? |
Словесный метод( наводящие вопросы, беседа по сказке) |
Да, нам понравилась сине-голубая сказка, дети делятся своими эмоциями и отвечают на наводящие вопросы: О гжельской росписи, из глины, синюю, посуда, различные фигурки |
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности Цель. Формирование представлений о элементах гжельской росписи Развитие умений… |
- Каким узором украшают мастера свои изделия? -показ демонстрационных изображений элементов Гжели (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька) Физкультминутка Наши синие цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши синие цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. -А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель». Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо. (рассматривание изделий народного промысла) - Для чего нужны гжельские изделия? -Почему Гжель называют сине-голубой? -Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком, а блюдца сервиза белые. |
Словесный метод( напоминание, беседа, пояснение, убеждение) Наглядный метод (показ, демонстрация) |
Дети рассматривают изображения элементов гжельской росписи Совместно с педагогом выполняют физкульминутку Рассматривают изделия гжельских мастеров, отвечают на наводящие вопросы: чтобы было дома красиво украшены чайнички, кружечки |
V. Самоконтроль |
Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками. - Рассмотрим узор на чайнике. -Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром) -Где расположен цветок? (в середине, наодной стороне посуды) -Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки) -На что похожи лепестки цветка? (на капельку) -Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками. -Капелька – один из любимых элементов Гжели. Разбор этапов выполнения работы • Серединка цветка. • Лепестки-капельки. -Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно) • Бордюр. (волнистая линия с точками) Особый приём, отличающий гжельскую роспись, «растяжение цвета», от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка. (уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок) -С чего вы начнёте работу? -Приступаем к работе. (воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям) |
Словесный метод ( беседа, напоминание, объяснение, повторение, наводящие вопросы) Повторение техники безопасности Наглядный метод (показ)
|
Дети внимательно слушают педагога, выбирают посуду и садятся за столы Отвечают на наводящие вопросы.
Мы начнем работу с середины, нарисуем цветочек, затем обмакнем кисть в воду и вытрем кисть салфеткой, обмакнем кисть снова в воду затем в белую краску, сразу же проводим по цветочку, пока он не высох. Затем смачиваем в воде кисть, вытираем кисть салфеткой, рисуем бордюр, сеточкой можно дополнить ручку, чтобы было красивее
|
VI. Рефлексия, анализ. Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. |
Ребята, вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». -О каком промысле мы сегодня беседовали? - Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? -Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? |
Словесный метод Наводящие вопросы
|
Дети отвечают на наводящие вопросы: Да, нам понравилось рисовать. Делятся эмоциями. Используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»
|
IX. Открытость |
Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи! |
Словесный метод Похвала |
Да, мы нам понравилось быть гжельскими мастерами! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.