Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
У р о к 87
Ц е л и : учить наблюдать за употреблением языкового материала в письменной и
устной речи; продолжить работу над понятием «склонение»; формировать
умение классифицировать слова по склонениям.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в
соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на
проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументированно
доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде
схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные
согласованность действий с партнерами,
сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование,
прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования,
коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить
проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать,
обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная,
групповая; словесный, практический.
(построение речевых высказываний, лидерство и
планирование учебного
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Берегите учебник!Он ваш друг и помощник в учёбе.
II. Работа над новым материалом.
1. Коллективное выведение и обсуждение правила.
Н а д о с к е записано стихотворение «Склонение».
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух: весна,
весны..,
А за окном ручьи слышны.
За партой не сидится мне,
А тут весна, весны, весне…
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…
Гуляет «зайчик» по окну,
Как солнце по стене.
В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Определите, в каких падежах употреблено слово весна.
– Посмотрите на таблицу (на плакате, как в учебнике). Существительные при
изменении по падежам могут иметь окончания такие же, как в первом, во втором
или в третьем столбике таблицы.
– Распределите слова в три столбика в зависимости от того, как изменяются
их падежные окончания.
Поле, дядя, лошадь, конь, сосна, цепь, окно.
д я д я
с о с н а
м . р .
ж . р .
к о н ь
п о л е
о к н о
м . р .
с р . р .
с р . р .
л о ш а д ь
ц е п ь
ж . р .
ж . р .
– Отметьте окончание и определите род имен существительных.
– Какой вывод можете сделать?
Прочитайте правило в учебнике.
– К какому склонению относятся слова в первом столбике? Во втором? В
третьем?
2. Классификация имен существительных по склонениям.
1) В ы б о р о ч н о е п и с ь м о .
Выпишите из упражнения 1 имена существительные 1го склонения и
отметьте окончания (учебник).
(Стена, сестра, Коля, Светлана, деревня, башня, форма, среда,
неделя.)Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2) И г р а «Кто быстрее».
О п и с а н и е . Учащиеся получают карточки со словами из упражнения 2
(учебник). По сигналу учителя они должны распределить слова по склонениям и
образовать две команды 1го и 2го склонения, назвать еще два слова,
подтвердить выбор формулировкой правила. Если учащиеся допустили ошибки в
распределении слов, учитель просит их объяснить, как они рассуждали.
3) Р е ш е н и е проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем» (учебник).
– Подумайте, правильно ли Саша записал слова 2го и 3го склонений. Нет ли
в его работе ошибок?
4) Р а б о т а в п а р а х .
В ы п о л н е н и е упражнения 4 (учебник).
Сделайте самооценку.
5) Р а б о т а с рубрикой «Путешествие в прошлое» (учебник).
– Помните, мы говорили о том, какой овощ называется вторым хлебом.
Прочитайте рассказ, и вы узнаете еще больше.
III. Итог урока.
– Что еще мы узнали сегодня об имени существительном?
– Сколько склонений может быть у имени существительного?
Домашнее задание: просклонять существительные: лань, дерево, офис,
документ.