Автор: Голубева Елена Альбертовна
Образовательное учреждение: МКОУ Заволжский лицей
Тема: «Жизнь и творчество М.А.Дудина. Создание виртуальной книги стихов» (два
часа)
Название урока: «Сквозь память человечества плыву…»
Аннотация (обоснование применения технологий):
Знакомство с лирикой ивановского поэта Михаила Александровича Дудина может
состояться в рамках изучения темы «Поэзия 20 века» на уроках литературы в 9, 11
классах или на уроках литературного краеведения в 8 классе.
В основе уроков – технологии проектной деятельности, ИКТ и Web2.0, которые
способствуют активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся и
формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе с информацией. ИКТ
технологии в образовательном процессе стали одними из главных посредников в
формировании нового типа личности, готовой воспринимать и понимать аудиовизуальный
язык. Создавая положительную мотивацию, они моделируют среду для развития
творческого потенциала личности, а благодаря этому процесс обучения приобретает
деятельностный характер.
Первый урок – погружение в мир поэта, нашего земляка. Обучающиеся под
самостоятельно изучают учебный материал по различным
руководством учителя
источникам знаний (видеоролик, презентации, стихотворения М.Дудина), коллективно
обсуждают результаты своей работы. Мультимедийный компонент создает некую
визуальную метафору творчества М.Дудина, соединив эмоциональнохудожественный и
логический виды творческой деятельности учащихся на уроке.
Большое значение имеет подготовка домашнего задания ко второму уроку.
Учащиеся, разделившись на группы, готовят проект виртуальную книгу стихов поэта.
Второй урок – представление виртуальной книги. Технология Web2.0 позволяет
провести урок эмоционально, помогает сделать его живым, увлекательным,
интерактивным. Именно на таком уроке происходит формирование личности ученика,
мотивированного к активной учебной деятельности; развитие его познавательных и
созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование
опыта самостоятельной деятельности.
1 Урок №1 «Сквозь память человечества плыву…»
Цель:
погружение в поэтический мир Михаила Дудина
УУД:
1) познавательные:
понимание роли искусства как особого способа познания жизни,
формирование потребности в диалоге с текстом, стремления к сотворчеству с поэтами в
процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию
другого, владение навыками анализа текста,
формирование информационной культуры личности ребенка,
овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной речи,
формирование навыков творческой деятельности,
2) коммуникативные
развитие умения работать в группе, эффективно сотрудничать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении;
владение навыками самопрезентации
3) регулятивные:
составление плана и последовательности действий;
4) личностные:
формирование нравственных качеств, эмоциональной сферы через «проживание» текста
духовное развитие через работу с текстом.
Технологии – информационнокоммуникационные
Метод – проблемноисследовательский
Оборудование:
Компьютер с установленным программным обеспечением
Интерактивная доска
Планшеты Surface или ноутбуки
2 Дидактический материал:
Рабочие листы с таблицей
Технологическая карта урока
Этап урока
Время
Создание
положительной
мотивации.
Просмотр
видеоролика
Остановка 1.
Виртуальная
экскурсия по местам
жизни М.Дудина
Остановка 2.
Мир поэзии Дудина.
Творческая
мастерская
«Цветы поэту»
Презентация
творческих
работ
Домашнее
задание
Рефлексия.
Метод 6 шляп
3
5
15
10
5
5
3
Деятельность
учителя
Вступительное
слово учителя
Делегирует
полномочия
учителя ученику.
Консультирует во
время работы по
группам.
Организует
обсуждение
стихотворения.
Консультирует по
созданию
творческих работ
Руководит
обсуждением
работ учащихся
Инструктирует по
выполнению
домашнего
задания.
Проводит
рефлексию
Деятельность учащихся
Ресурсы
Слушают,
отвечают на вопросы
смотрят,
видеоролик
«Снегири»
Ученица рассказывает о
жизни М.Дудина.
Презентация
Стихотворение
Power Point
Читают стихотворения
наизусть.
Работают в группах.
Заполняют таблицу в
рабочих листах.
Отвечают на вопросы
учителя.
Работают
над
созданием презентаций
«Цветы поэту»
Представляют
работы
свои
Делятся на группы.
Распределяют задания.
Учащиеся делятся
своими впечатлениями
Сценарий урока
1. Создание положительной мотивации. Просмотр видеоролика.
3 Сегодня у нас еще один необычный урок. Необычный потому, что в центре нашего
внимания снова будет поэтическое слово. Сегодня мы увидим мир глазами замечательного
поэта, нашего земляка. Подумаем, нужна ли человеку память? Что нужно делать, чтобы
память не погасла?
Просмотр видеоролика «Снегири»
Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение?
Каким вы представляете человека, написавшего эти строки?
(Возможные ответы: участник войны, любит родину, природу, считает себя частью
большого мира, человек, для которого память имеет большое значение.)
Это Михаил Дудин – известный ивановский поэт, человек большой души. Песни на
его стихи и по сей день звучат в эфире. 20 ноября этого года ему исполнилось бы 100 лет.
Поэзия его «сгусток» чувства, отражение самых сильных и сокровенных переживаний. А
писать свои чистые, грустные и очень светлые стихи ему помогало самое глубокое чувство
любовь к Родине, большой и малой.
Сегодня мы отправляемся в путешествие, чтобы познакомиться с творчеством этого
замечательного поэта, унаследовавшего лучшие традиции русской классической
литературы. Попытаемся, опираясь на его стихи, представить себе личность и поэтический
мир Михаила Александровича Дудина.
2. Остановка 1. Виртуальная экскурсия по местам жизни М.Дудина
Итак, наше путешествие начинается. Как вы думаете, ребята, где берет начало
личность поэта? Что является истоком его развития?
Конечно, это родной дом колыбель наших мыслей и чувств. Это школа, где
происходит становление нашей личности. Служба в армии, работа… Я приглашаю вас на
виртуальную экскурсию.
Виртуальная экскурсия по местам жизни М. Дудина (рассказ учителя или
подготовленного ученика сопровождается презентацией).
3. Остановка 2. Мир поэзии Дудина
Заглянуть в душу поэта нам помогут стихи поэта. Берём в руки книгу. Она молчит.
Но стоит её открыть — и мы попадаем в особый мир. Попытаемся открыть тайну этого
загадочного, волшебного мира.
4 У Дудина много стихотворений, по которым его сразу можно узнать. Одно из таких
“Вдогонку уплывающей по Неве льдине” было написано в 1966 году, когда память о
Великой Отечественной войне вспыхнула в творчестве писателей и поэтов с новой силой.
Художественное чтение стихотворения
Анализ восприятия.
Каково ваше первое впечатление?
В какую атмосферу погружают нас первые строки?
О чем вы думали, когда слушали стихотворение?
Давайте построим партитуру этого стихотворения, чтобы увидеть его основные образы и
проследить за развитием поэтической мысли.
Работа по группам.
1) Определить основные образы части (строфы).
2) Как создается данный образ (анализ средств и приемов выразительности).
3) Какое настроение звучит?
Если учащиеся недостаточно подготовлены к анализу стихотворения, учитель может
предложить группам дополнительные вопросы. После самостоятельного анализа по частям
идет обсуждение основных образов стихотворения, рассматриваются особенности
лирического сюжета. Учащиеся заполняют таблицу (каждый ученик работает над
заполнением своей таблицы).
Таблица 1 (для учащихся).
Части
Содержание
стихотворения
Картинный план
(образы)
Примечания
Движение
чувств
лирического
героя (партитура)
Был год сорок второй,
Меня шатало
От голода,
От горя,
От тоски.
Но шла весна —
Ей было горя мало
До этих бед.
…
1
2
Таблица 2 (для учителя)
Части
Содержание
стихотворения
Картинный
план
(образы)
Движение
чувств
лирического
Уточняющие вопросы
учителя
5 1
2
3
4
Был год сорок второй,
Меня шатало
От голода,
От горя,
От тоски.
Но шла весна —
Ей было горя мало
До этих бед.
Разбитый на куски,
Как рафинад сырой и
ноздреватый,
Под голубой
Литейного пролет,
Размеренно раскачивая латы,
Шел по Неве с Дороги жизни
лед.
И гдето там
Невы посередине,
Я увидал с Литейного моста
На медленно качающейся
льдине —
Отчетливо
Подобие креста.
А льдинка подплывала,
За быками
Перед мостом замедлила
разбег.
Крестообразно,
В стороны руками,
Был в эту льдину впаян
человек.
Нет, не солдат, убитый под
Дубровкой
На окаянном «Невском
пятачке»,
А мальчик,
Помальчишески неловкий,
В ремесленном кургузном
пиджачке.
Как он погиб на Ладоге,
Не знаю.
Был пулей сбит или замерз в
героя
(партитура)
Отрицание
войны
против
Бунт
бесчеловечности
грусть
Утверждение
жизни
Тихая
(элегическое
настроение)
Спад
напряжения
первой части
Образ
времени
Образ
лирического
героя
Образ весны
Ленинград,
Нева
Общий план
Нева
Детали
Нарастание
волнения
Образ времени создается одной
строкой. Что за ней скрывается?
Кто лирический герой этого
стихотворения? Как передается
его состояние?
На каком композиционном
приеме строится 1 часть
стихотворения? В чем его смысл?
чувство
Какое
владеет
лирическим героем во второй
строфе?
Как сравнение помогает лучше
представить
картину
Ленинграда?
акцентируется
инверсией?
Какие слова вынесены поэтом в
отдельные строки? Почему?
Какое значение имеет образ
креста? К чему он нас готовит?
картине
внимание
какой
На
Волнение еще
более нарастает.
пауза
Какова роль приема бессоюзия
в этой части? Как надо прочитать
эти строки?
Случайно ли поэт сначала
говорит «льдинка», а затем
«льдина»?
Образ
ребенка
от
ужас
увиденной
картины
Какую интонацию создает
употребление
коротких
предложений (нет, не солдат…)
Что такое Дубровка? Невский
пятачок?
Какое значение имеют детали
описания внешности мальчика?
Размышления
лирического
героя
Интонация
размышления
6 метель.
...По всем морям,
Подтаявшая с краю,
Плывет его хрустальная
постель.
Плывет под блеском всех
ночных созвездий,
Как в колыбели,
На седой волне.
..Я видел мир,
Я полземли изъездил,
И время душу раскрывало
мне.
Смеялись дети в Лондоне.
Плясали
В Антафагасте школьники.
А он
Все плыл и плыл в неведомые
дали,
Как тихий стон
Сквозь материнский сон.
Землятрясенья встряхивали
суши.
Вулканы притормаживали
пыл.
Ревели бомбы.
И немели души.
А он в хрустальной колыбели
плыл.
Моей душе покоя больше
нету.
Всегда,
Везде,
Во сне и наяву,
Пока я жив,
Я с ним плыву по свету,
Сквозь память человечеству
плыву.
5
6
7
Грустная
нежность
Развитие
образа
мертвого
маленького
человека
Раскройте смысл метафоры
«хрустальная постель»? Какую
новую интонацию рождает этот
образ?
Лирический
герой
Ужас войны
Какие новые качества
лирического героя открывает эта
часть?
Дети мира –
дети войны
Голосом
показать
контраст между
миром и войной
Потрясения
мира –
вечный
сон ребенка
Торжественно
Мир души
лирического
героя
понять
Что
с
(Оно
происходит
пространством?
расширяется).
Какие слова являются
ключевыми в первой части этой
строфы?
В чем смысл сравнения?
Какой композиционный прием
помогает
смысл
противопоставления войны и
мира?
Какую роль в этой части играют
глаголы?
Обратите внимание на финал
Случайно ли
стихотворения.
одинаковое
построение
синтаксических конструкций?
как называется этот прием?
Каково его значение?
Как вы понимаете смысл
последних строк?
Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
Какова его основная мысль?
О чем хотел сказать поэт через двадцать лет после окончания войны?
(учитель развивает разговор о памяти).
7 Именно память, по признанию самого Дудина, есть главная почва для стихов.
А как мы можем выразить признательность памяти поэта, которого, к сожалению, с нами
нет? (ответы учащихся).
4. Остановка 3. Творческая мастерская «Цветы поэту»
Часто говорят, что цветы знак нашей благодарности. Сегодня у нас возможности
съездить на могилу М.Дудина, похороненного в нашем Ивановском крае, но возложить
виртуальные цветы мы сможем. Подумайте, какие цветы и почему вы можете принести
Михаилу Дудину.
Откройте планшеты. Создайте 12 слайда презентации на тему «Цветы поэту». В папке
«М.Дудин» вы найдете его стихи и материалы биографии. (Возможно выполнение задания в
парах. Учитель может предложить ученикам найти картинки в интернете или заранее
разместить клипарт различных цветов в папке)
Самостоятельная работа. Подготовка презентаций «Цветы поэту».
(если урок проходит без использования компьютеров или планшетов, возможно
обсуждение в группах и словесное представление)
Презентация проектов
Почему именно эти цветы ты возложил бы на могилу Дудина?
Возможные варианты ответов:
Гвоздики – это цветы памяти
Бессмертники – знак неувядающей памяти
Георгины – осенние цветы – родился осенью.
Полевые цветы – напоминают о малой родине.
Домашнее задание
5.
Наше путешествие началось на фурмановской земле, где родился М.Дудин, здесь же оно
сегодня и закончилось. На следующем уроке мы создадим виртуальную книгу его стихов.
Для этого разделимся на группы.
1 группа – библиографы
Пользуясь предложенными источниками, подготовить рассказ о жизни М.Дудина.
Подобрать видеоряд (фотографии).
Использовать для работы сервис совместной работы Google.
2 группа – литературоведы
Рассказать об основных мотивах лирики поэта. Дать книге заглавие.
8 Использовать для работы сервис совместной работы Google.
3 группа – редакторы
Выбрать стихотворения М. Дудина. Подготовить выразительное чтение.
Использовать для работы сервис совместной работы Google.
4 группа – иллюстраторы
Выбрать стиль оформления книги, нарисовать иллюстрации к понравившимся
стихотворениям.
5 группа – дизайнеры
Создать обложку для виртуальной книги с помощью сервиса 3DPackageonline
Инструкция:
http://www.inblog.com/2011/09/sozdatoblojkudlaelektroonojknigi.html
6 группа – вебдизайнеры
Разместить материалы виртуальной книги на одном из сервисов, например Calameo
https://en.calameo.com/
Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдается задание. Ученики обсуждают
порядок их выполнения.
6.
Рефлексия
Подводя итог сегодняшнего урока, используем метод шести шляп. Сегодня примерим
красную.
Что для человека память? Выразите свои чувства и эмоции.
Верность памяти, о которой столь часто говорится в поэзии Дудина, не есть
меланхолическое состояние человека, ушедшего в себя от злобы дня, треволнении
современного мира. Память, по убеждению поэта, есть категория нравственная. Она —
«избавление от повторения ошибок. Забвение катастрофично». Давайте помнить об этом!
2 урок – представление виртуальной книги «Полет через память» (название условное).
Цель создание условий для успешной, активной и сознательной деятельности
обучающихся, основанной на использовании проектной деятельности.
УУД:
9 Личностные:
формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности.
развитие личной ответственности, познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
Регулятивные:
Овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы,
включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные:
формирование умения сравнивать данные, находить отличия.
развитие навыков поиска информации, в том числе в сети Интернет
овладение действием моделирования.
развитие навыка выразительного чтения, устных сообщений
развитие навыков создания ИКТресурсов.
Коммуникативные:
развитие умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске
и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.
формирование умения договариваться, находить общее решение,
использования адекватных речевых средства для решения
развитие навыка
коммуникативных задач.
Технологии:
Web2.0
ИКТ
Самоактуализации и самореализации
Оборудование:
Компьютер с установленным программным обеспечением
Интерактивная доска
Планшеты Surface или ноутбуки
Ход урока
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством известного ивановского поэта
Михаила Дудина.
Его творчество выдержало испытание временем. Боевой дух,
гражданская направленность, мужество и страсть, афористическая точность стиха – вот
единство элементов, слагающих высокий мир поэта.
Дома вы готовили виртуальную книгу его стихов. Давайте представим ее.
10 (Учащиеся по группам представляют результаты своей работы. Если есть
возможность выхода в интернет или книга подготовлена на локальном ресурсе
(например, в программе TurboSite), учащиеся открывают книгу на планшетах или
ноутбуках. Учитель демонстрирует книгу на интерактивной доске.)
1. Вебдизайнеры
Мы разместили виртуальную книгу на сервисе Calameo, который помогает представить ее
как настоящую. Есть эффект листания страниц, есть возможность сделать гиперссылки на
другие ресурсы, размещенные нами в сети интернет.
2. Дизайнеры
Обложку для нашей виртуальной книги мы создали с помощью сервиса 3DPackageonline
(демонстрируют обложку, рассказывают об элементах, ее составляющих).
3. Библиографы
Наша книга начинается с биографической справки. Вступительную статью мы назвали …
(например, Дорогою добра). Пользуясь источниками сети Интернет, мы подготовили
рассказ о жизни М.Дудина. Особое внимание уделили таким фактам его биографии, как…
Также мы подобрали видеоряд (демонстрируют фотографии Дудина, комментируют их).
4. Литературоведы
Следующий раздел – «Боль времен» (название условное)
Этот раздел будет интересен тем, кто хочет более подробно узнать об особенностях
лирики нашего земляка. Основные мотивы его лирики … (называют)
В работе мы использовали сервис совместной работы Google.
5. Редакторы
Главный раздел нашей книги стихотворения М. Дудина. Нам было очень трудно, потому
что только при жизни вышло десять сборников его стихотворений. В сборник мы включили
сто – по количеству лет, прошедших со дня рождения поэта. Некоторые из них мы
прочитаем.
Выразительное чтение стихов. Обязательно обращаемся к иллюстрациям (попутно
слушаем комментарии 6 группы художниковиллюстраторов)
6. Вебредакторы
Последний раздел нашей виртуальной книги – интерактивный. Здесь размещены ссылки на
презентации «Цветы – поэту». Есть также ссылка на книгу отзывов, где читатели смогут
написать о своем отношении к поэзии Михаила Дудина, оценить виртуальную книгу,
созданную нами. Мы предлагаем вам написать в ней свои отзывы (ссылка на документ
Google, открытый для редактирования).
11 Работа над составлением отзывов.
(Работа выполняется в документе Google (при наличии планшетов и Интернета) или в
тетрадях).
Подведение итогов
Спасибо вам ребята за книгу «Полет через память», которую вы создали. Ссылку на эту
книгу мы обязательно разместим на нашем блоге (на сайте школы и т.д.). Листая ее, мы
будем вспоминать, что мир поэзии М.А.Дудина создан любовью и добром. Каждая строчка
стихотворений выстрадана им, как человеком, живущим болью своего времени, своей
Родины. Его стихотворения пробуждают в человеке память, которая заставляет сердцем
принимать «боль времен» и делать её «собственною болью», бороться за мир, за вечность
голубого неба над нашей планетой. Этому отдавал свои силы поэт, публицист Михаил
Александрович Дудин. Давайте о нем помнить.
Источники информации
Дудин, М. Избранная лирика / Михаил Александрович Дудин. М. : Молодая гвардия,
1966. 32 с. (Библиотечка избранной лирики)
http://do.gendocs.ru/docs/index234243.html
http://www.ivobdu.ru/content/view/526/103/
http://www.proza.ru/2010/05/02/1101
http://www.inblog.com/2011/09/sozdatoblojkudlaelektroonojknigi.html
http://teatr.audio/dudinmihailstihotvoreniya
12
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
"Сквозь память человечества плыву"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.