Личностные
– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Познавательные
– самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным
заданием;
– строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;
– анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок;
схему.
Коммуникативные
– работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
– участвовать в обсуждениях, работая в паре;
– ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
– не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
– работать консультантом и помощником для других ребят;
– работать с консультантами и помощниками в своей группе.
Формирование универсальных учебных действий на уроках
раздела «Сложение и вычитание чисел в пределах 20»
( уроки 133).
Личностные
– понимать и оценивать свой вклад в решение общих
задач;
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому
мнению;
– не бояться собственных ошибок и понимать, что
ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Познавательные
– самостоятельно «читать» и объяснять информацию,
заданную с помощью схематических рисунков, схем,
кратких записей;
– составлять, понимать и объяснять простейшие
алгоритмы (план действий) при работе с конкретным
заданием;
– строить вспомогательные модели к задачам в виде
рисунков, схематических рисунков, схем;
– анализировать тексты простых и составных задач с
опорой на краткую запись, схематический рисунок;
схему.
Коммуникативные
– работать в команде разного наполнения (паре,
малой группе, целым классом);
– вносить свой вклад в работу для достижения общих
результатов;
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих
на уроке;
– ясно формулировать вопросы и задания к
пройденному на уроках материалу;
– ясно формулировать ответы на вопросы других
учеников и педагога;
– участвовать в обсуждениях, работая в паре;
© Баласс, 2012– ясно формулировать свои затруднения, возникшие
при выполнении задания;
– не бояться собственных ошибок и участвовать в их
обсуждении;
– работать консультантом и помощником для других
ребят;
– работать с консультантами и помощниками в своей
группе.
Регулятивные
– принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания;
– принимать участие в обсуждении и
формулировании алгоритма выполнения конкретного
задания
(составление плана действий);
– выполнять работу в соответствии с заданным
планом;
– участвовать в оценке и обсуждении полученного
результата;
Рекомендации к урокам по формированию универсальных
учебных действий.
Уважаемые коллеги! Мы предлагаем в течение всего учебного года
вместе с вами планировать метапредметные результаты ваших
уроков. Данные умения сформулированы как в методических
рекомендациях так и в дневниках школьников. Каждое предметное
задание при определённых поставленных целях может
способствовать формированию одного или нескольких
универсальных умений. Эти цели вы можете определять
самостоятельно или воспользоваться нашими предложениями.
Главное – использовать все возможности нашего учебника и ваш
опыт работы и планирования результатов.
Вы можете также воспользоваться предложенными конспектами
уроков либо составлять их самостоятельно в зависимости от своих
© Баласс, 2012соответствует
педагогических возможностей и математической подготовки вашего
класса.
Думаем, что при планировании уроков не лишним будет
напоминание о том, что на развороте каждого урока могут
быть плашки со значками четырёх цветов. В соответствии с
этим вы можете ставить цели для каждого задания. Синий
возможности формирования
цвет
познавательных
учебных действий,
оранжевый – регулятивных, зелёный – коммуникативных
УУД. Серый цвет заданий предполагает обязательные
предметные (математические) умения. Такие задания
выполняются по известному алгоритму. Зелёные точки
рядом с номером задания указывают на возможность
организации парногрупповой работы.
универсальных
Желаем вам успехов!
Урок 1.
Личностные УУД
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому
мнению;
Познавательные УУД
– самостоятельно «читать» и объяснять информацию,
заданную с помощью схематических рисунков и схем;
– составлять, понимать и объяснять простейшие
алгоритмы (план действий) при работе с конкретным
заданием;
– анализировать тексты простых задач с опорой на
схему.
Коммуникативные УУД
– ясно формулировать ответы на вопросы других
учеников и педагога;
– участвовать в обсуждениях, работая в паре;
Регулятивные УУД
© Баласс, 2012– принимать участие в обсуждении и
формулировании алгоритма выполнения конкретного
задания
(составление плана действий);
– выполнять работу в соответствии с заданным
планом;
– участвовать в оценке и обсуждении полученного
результата.
Например, на этапе первичного закрепления при
выполнении задания №8 можно поставить чёткие
цели по формированию умений «читать», понимать,
объяснять заданную информацию, обсуждать и
составлять план действий, а затем по аналогии
дополнить схему и найти значение неизвестной.
При этом пары рассказывают о том, как они
совместно действовали при нахождении результата,
а не называют только ответ. Дети используют
необходимую математическую терминологию, строят
высказывания, ведут диалог.
Урок 2.
Личностные УУД
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому
мнению;
– не бояться собственных ошибок и понимать, что
ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Познавательные УУД
– самостоятельно «читать» и объяснять информацию,
заданную с помощью схематических рисунков, схем,
кратких записей;
– составлять, понимать и объяснять простейшие
алгоритмы (план действий) при работе с конкретным
заданием;
– анализировать тексты простых и составных задач с
опорой
схему.
Коммуникативные УУД
© Баласс, 2012– активно участвовать в обсуждениях, возникающих
на уроке;
– ясно формулировать вопросы и задания к
пройденному на уроках материалу;
– ясно формулировать ответы на вопросы других
учеников и педагога;
– участвовать в обсуждениях, работая в паре;
Регулятивные УУД
– принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания;
– принимать участие в обсуждении и
формулировании алгоритма выполнения конкретного
задания
(составление плана действий);
– выполнять работу в соответствии с заданным
планом;
– участвовать в оценке и обсуждении полученного
результата.
Обратите внимание, что в учебнике на развороте
данного урока много заданий, обозначенных
зелёными точками. Данные обозначения
предполагают организацию парно-групповой работы.
Очень разумно, что в начале учебного года на уроках
дети восстанавливают свой опыт совместной
деятельности. Это помогает убрать страх перед
возможной ошибкой при прочитывании задания, в
вычислениях или в формулировании ответа на
поставленные вопросы. Вместе с тем данная работа
позволяет получать информацию не только из
учебника, но и от своих одноклассников.
Урок 3.
Личностные УУД
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому
мнению;
– не бояться собственных ошибок и понимать, что
ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
© Баласс, 2012Познавательные УУД
– самостоятельно «читать» и объяснять информацию,
заданную с помощью схематических рисунков, схем,
кратких записей;
– составлять, понимать и объяснять простейшие
алгоритмы (план действий) при работе с конкретным
заданием;
– анализировать тексты простых и составных задач с
опорой на краткую запись, схематический рисунок,
схему.
Коммуникативные УУД
– работать в команде разного наполнения (паре,
малой группе, целым классом);
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих
на уроке;
– ясно формулировать вопросы и задания к
пройденному на уроках материалу;
– ясно формулировать ответы на вопросы других
учеников и педагога;
– участвовать в обсуждениях, работая в паре;
– ясно формулировать свои затруднения, возникшие
при выполнении задания;
– не бояться собственных ошибок и участвовать в их
обсуждении;
Регулятивные УУД
– принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания;
– принимать участие в обсуждении и
формулировании алгоритма выполнения конкретного
задания
(составление плана действий);
– выполнять работу в соответствии с заданным
планом;
– участвовать в оценке и обсуждении полученного
результата.
Обратите, пожалуйста, внимание на предлагаемое
задание по работе с числовым отрезком на этапе
© Баласс, 2012актуализации знаний. Предполагаемая работа
строится с использованием диалога «ученик –
ученики» (алгоритм работы есть в методических
рекомендациях). При этом дети сами формулируют
свой вопрос по выстраиванию числового ряда и
задают его конкретному ученику, оценивая
правильность его ответа. Поэтому это очень важно
при формировании коммуникативных умений.
Задание№8 относится к уровню авторской программы
и является повышенным по сложности, а значит не
является обязательным. Но эта задача была уже
предложена в первом классе, поэтому необходимо
вспомнить её и провести обсуждение. Затем
обратить внимание на предложенный рисунок для
решения и проверки этого решения. Задания
учебника позволяют выстроить работу на уроке
таким образом, чтобы дети могли обсудить полноту
этого решения и продолжить начатое Серёжей
решение в виде таблицы. Таким образом они делают
первоначальные предположения о том, как можно
ещё организовать перебор возможных вариантов,
чтобы быть уверенным в правильности и полноте
данного решения. Предлагаемые решения позволяют
детям сделать вывод и о той закономерности,
которая позволит в дальнейшем быстро находить
способы решения комбинаторных задач.
Урок 4.
Личностные УУД
– не бояться собственных ошибок и понимать, что
ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Познавательные УУД
– самостоятельно «читать» и объяснять информацию,
заданную с помощью схематических рисунков, схем,
кратких записей;
– составлять, понимать и объяснять простейшие
алгоритмы (план действий) при работе с конкретным
© Баласс, 2012заданием;
– анализировать тексты простых и составных задач с
опорой на краткую запись, схематический рисунок,
схему.
Коммуникативные УУД
– работать в команде разного наполнения (паре,
малой группе, целым классом);
– вносить свой вклад в работу для достижения общих
результатов;
– участвовать в обсуждениях, работая в паре;
Регулятивные УУД
– принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания;
– принимать участие в обсуждении и
формулировании алгоритма выполнения конкретного
задания
(составление плана действий);
– выполнять работу в соответствии с заданным
планом;
– участвовать в оценке и обсуждении полученного
результата.
Задание№7 – повышенный уровень сложности и тот
максимум знаний, который вы можете планировать
на данном уроке (в зависимости от уровня
подготовки и темпа работы в вашем классе). Детям
предлагается готовое решение в виде таблицы. Но
обсудить его лучше всего в парах. Тогда, понимая
информацию таблицы, дети смогут раскрасить
трёхцветные флаги и сравнить полученные
результаты.
© Баласс, 2012