Сложение и вычитание трёхзначных чисел (Урок введения нового знания)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Познакомиться с алгоритмами устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100. 2. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания. 3. Знакомство с текстовыми задачами нового вида, решаемыми «обратным ходом». 4. Закреплять навыки устных приёмов умножения и деления на 100, сложения и вычитания трёхзначных чисел, когда одним из компонентов является разрядное слагаемое. 5. Учиться сравнивать трёхзначные числа. 6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Иконка файла материала konsp_mat_3kl_ur63-64.doc
Математика, 3­ий класс. Урок 63 (§ 2.10).   Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел  (Урок введения нового знания) Цели: 1. Познакомиться с алгоритмами устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел, сводимых к  вычислениям в пределах 100.             2. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.             3. Знакомство с текстовыми задачами нового вида, решаемыми «обратным ходом».             4. Закреплять навыки устных приёмов умножения и деления на 100, сложения и вычитания трёхзначных чисел,  когда одним из компонентов является разрядное слагаемое.             5. Учиться сравнивать трёхзначные числа.             6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ I. Актуализация  знаний. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно ООО «Баласс» 2013      1II. Постановка  проблемы  (знакомимся…). а). Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:                     860,   548,   704,   940 б). Вычислите:     300 + 60 + 5            607 – 600        880 – 80     470 – 400 – 40         239 – 1            999 + 1     599 + 1   + 20          199 + 1            680 – 1  в).     Сравните числа:     706 и 760      200 и 201     400 и 500     804 и 840      450 и 540     999 и 99               6  1. 3 Работа в парах. 1. Задание № 1, с. 26. Цель работы: – создание проблемной ситуации: невозможность решить задачу изученного вида из­за незнания способов сложения и вычитания трёхзначных чисел. ­ Прочитайте задачу. ­ Обсудите, как ответить на вопрос задачи? 2. Работа с текстом со знаком ?! . Цель   работы:  создание   проблемной   ситуации   и   организация диалога. ­ Как объяснить  предложенные вычисления? ­ Давайте выполним некоторые задания, которые нам уже известны.   предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников.     3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. ­   Открытие III. нового (узнаём…).    4   6  1. 3 Работа в парах. 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. ООО «Баласс» 2013      21. Задания № 2, 3, с. 26. Цель работы: –  актуализация   знаний   о   способах   выражения   круглых трёхзначных чисел в укрупнённых единицах счёта. 2. Задание № 4, с. 26. Цель работы: –  на   основе   наблюдений   вывести   алгоритмы   сложения   и вычитания круглых трёхзначных чисел.  ­ Давайте прокомментируем предложенные записи. ­ Какой вывод вы можете сделать? ­ Проверьте вывод в учебнике. 3. Работа с текстом в оранжевой рамке. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;     Первичное IV. закрепление (применяем…).    4   6  1. 3 Работа в парах. 1. Задание № 5, с. 26. (Комментирование по цепочке). 2. Задание № 6, с. 26. Цель работы: – знакомство с текстовыми задачами нового вида, решаемыми «обратным ходом». ­ Прочитайте задачу. ­ Чем она необычна? (Большой текст, много данных). ­ Посмотрите, как изобразил события в задаче Тотошка. ­ Как он рассуждал? ­ Мы решали похожие цепочки действий?     определять 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1.­   доносить   свою   позицию   до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих в ООО «Баласс» 2013      3V. (выбираем…). Тренинг ­ Как ответить на вопрос задачи по этой схеме? ­ Какой ход решения предлагается? ­ Какой ответ вы получили? ­ Придумайте похожую задачу по следующей схеме. ­ Какой ответ вы получили? ­ Можно решать похожие задачи подобным способом? 3   4   5 Самостоятельная работа. Задание № 8, с. 27 Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Задание № 7, с. 27 (Для выполнения данного задания можно использовать  диск1С\Игры и задачи. 1-4 кл. Математика. Чтение и запись информации на языке математики. Работа с числами в пределах 1000 и обыкновенные дроби. Решение задач при помощи столбчатых диаграмм). учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; ТОУУ 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять  план; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей; сотрудничать     ООО «Баласс» 2013      4VI.  Итог урока. VII.  Возможное домашнее задание. ­ Что нового вы узнали  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Выбор домашнего задания возможен в «Дидактическом материале». Задание № 9, с. 27 2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. Урок 64 (§ 2.11).   Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел (Урок переноса существующих знаний на новый числовой концентр) Цели: 1. Познакомиться с алгоритмами устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел, сводимых к  вычислениям в пределах 100.             2. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.             3. Знакомство с текстовыми задачами изученного вида, решаемыми на новом числовом концентре.             4. Систематическое повторение и закрепление ранее изученного.             5.  Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.             6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н ООО «Баласс» 2013      5П М       Этапы урока I. Актуализация  знаний.                                                 Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 4   6  1. 3 Работа в парах. 1. Задание № 1, с. 28. Цель работы: актуализация знаний о способе записи чисел,  отражающей десятичную систему счисления: – поместное значение цифры в записи числа; – разрядный состав трёхзначных чисел. ­ Прочитайте задание. ­ Попробуйте записать получившиеся трёхзначные числа. ­ Сколько их получилось? ­ Расскажите об этих числах по плану. 2. Задание № 2, с. 28. Цель работы: – актуализация знаний об изученных способах устных вычислений. ­ Рассмотрите выражения. ­ На какие группы можно разбить эти выражения? (Выражения на сложение – вычитание; действия с сотнями, действия  с десятками). Формирование УУД, ТОУУ   (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников. 3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений.   ООО «Баласс» 2013      6­ Объясните и найдите результаты действий. Проверка решения парами по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 3. Задание № 3, с. 28. Цель работы: – вспомнить правила о группировке слагаемых и вычитании числа  из суммы. (Переместительное и сочетательное свойства сложения). ­ Обсудите в парах и объясните буквенные выражения. 2   3  4 Задание № 4, с. 28, текст со знаком ?! . Цель работы: – создание проблемной ситуации. ­ Какой способ решения вы можете предложить? На прошлом уроке мы рассмотрели приёмы устных вычислений вида: 240 + 240 = 24 д. + 24 д. = 48 д. = 480;  480 – 240 = 48 д. – 24 д. = 24 д. ­ Может быть кто­то предложит другой способ решения? На этом уроке мы рассмотрим новые способы действий в    Постановка II. проблемы (знакомимся…). ТОУУ   ­ 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться   ООО «Баласс» 2013      7III.   Открытие нового (узнаём…).   Первичное IV. закрепление (применяем…). примерах такого же вида, основанные на применении правил о  группировке слагаемых и вычитании числа из суммы, а также  знании о том, что трёхзначное число можно представить в виде  суммы разрядных слагаемых.    4   6   3 Работа в парах. 1. Задание № 5, с. 28. Цель работы: –  на   основе   наблюдений   над   представленными   способами вычислений сформулировать новое правило. ­ Рассмотрите выражения. ­ Обсудите записи и объясните, как найдены результаты действий. ­ Сделайте вывод. ­ Сравните свой вывод с выводом учебника. 2. Работа с текстом в оранжевой рамке.    4   6   5   3 Работа в парах. 1. Задание № 6, с. 29 ­ Расскажите, как вы вычисляли. Самостоятельная работа по вариантам. 2. Задание № 7 (1­я и 2­я строка)  Проверка решения с объяснением по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью?     определять вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1.­   доносить   свою   позицию   до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; в 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; ТОУУ 4  –   читать   про   себя   тексты ООО «Баласс» 2013      8­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Решение задач. 3. Задание № 8а, с. 29 (Для проверки можно использовать диск 1С\Игры и задачи. 1-4 кл. Математика. Вычисления в различных ситуациях. Работа с числами в пределах 1000. Решение задач. Решение задач на количество. (Великий Гудвин...). ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите известные данные. ­ Смоделируйте условие задачи (схема). ­ Решите задачу. Задание № 8б, с. 29 Проверка решения с объяснением по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Задание № 9, с. 29. (Для выполнения данного задания можно использовать  диск1С\Игры и задачи. 1-4 кл. Математика. Чтение и запись информации на языке математики. Работа с числами в V. Тренинг. учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять  план; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей; сотрудничать     ТОУУ 2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. ООО «Баласс» 2013      9пределах 1000 и обыкновенные дроби. Решение задач при помощи столбчатых диаграмм). VI.  Итог урока. ­ Что нового вы узнали  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? ООО «Баласс» 2013      10