Цели: 1. Познакомиться с алгоритмами устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100.
2. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
3. Знакомство с текстовыми задачами нового вида, решаемыми «обратным ходом».
4. Закреплять навыки устных приёмов умножения и деления на 100, сложения и вычитания трёхзначных чисел, когда одним из компонентов является разрядное слагаемое.
5. Учиться сравнивать трёхзначные числа.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 3ий класс.
Урок 63 (§ 2.10).
Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Познакомиться с алгоритмами устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел, сводимых к
вычислениям в пределах 100.
2. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
3. Знакомство с текстовыми задачами нового вида, решаемыми «обратным ходом».
4. Закреплять навыки устных приёмов умножения и деления на 100, сложения и вычитания трёхзначных чисел,
когда одним из компонентов является разрядное слагаемое.
5. Учиться сравнивать трёхзначные числа.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
ООО «Баласс» 2013 1II. Постановка
проблемы
(знакомимся…).
а). Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:
860, 548, 704, 940
б). Вычислите:
300 + 60 + 5 607 – 600 880 – 80
470 – 400 – 40 239 – 1 999 + 1
599 + 1 + 20 199 + 1 680 – 1
в). Сравните числа:
706 и 760 200 и 201 400 и 500
804 и 840 450 и 540 999 и 99
6 1. 3
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 26.
Цель работы:
– создание проблемной ситуации: невозможность решить задачу
изученного вида изза незнания способов сложения и вычитания
трёхзначных чисел.
Прочитайте задачу.
Обсудите, как ответить на вопрос задачи?
2. Работа с текстом со знаком ?! .
Цель работы: создание проблемной ситуации и организация
диалога.
Как объяснить предложенные вычисления?
Давайте выполним некоторые задания, которые нам уже известны.
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
Открытие
III.
нового (узнаём…).
4 6 1. 3
Работа в парах.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
ООО «Баласс» 2013 21. Задания № 2, 3, с. 26.
Цель работы:
– актуализация знаний о способах выражения круглых
трёхзначных чисел в укрупнённых единицах счёта.
2. Задание № 4, с. 26.
Цель работы:
– на основе наблюдений вывести алгоритмы сложения и
вычитания круглых трёхзначных чисел.
Давайте прокомментируем предложенные записи.
Какой вывод вы можете сделать?
Проверьте вывод в учебнике.
3. Работа с текстом в оранжевой рамке.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
Первичное
IV.
закрепление
(применяем…).
4 6 1. 3
Работа в парах.
1. Задание № 5, с. 26.
(Комментирование по цепочке).
2. Задание № 6, с. 26.
Цель работы:
– знакомство с текстовыми задачами нового вида, решаемыми
«обратным ходом».
Прочитайте задачу.
Чем она необычна? (Большой текст, много данных).
Посмотрите, как изобразил события в задаче Тотошка.
Как он рассуждал?
Мы решали похожие цепочки действий?
определять
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
в
ООО «Баласс» 2013 3V.
(выбираем…).
Тренинг
Как ответить на вопрос задачи по этой схеме?
Какой ход решения предлагается?
Какой ответ вы получили?
Придумайте похожую задачу по следующей схеме.
Какой ответ вы получили?
Можно решать похожие задачи подобным способом?
3 4 5
Самостоятельная работа.
Задание № 8, с. 27
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
Задание № 7, с. 27
(Для выполнения данного задания можно использовать
диск1С\Игры и задачи. 1-4 кл. Математика. Чтение и запись
информации на языке математики. Работа с числами в
пределах 1000 и обыкновенные дроби. Решение задач при
помощи столбчатых диаграмм).
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
ТОУУ
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
сотрудничать
ООО «Баласс» 2013 4VI. Итог урока.
VII. Возможное
домашнее задание.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Выбор домашнего задания возможен в «Дидактическом материале».
Задание № 9, с. 27
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Урок 64 (§ 2.11).
Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел (Урок переноса существующих знаний на новый
числовой концентр)
Цели: 1. Познакомиться с алгоритмами устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел, сводимых к
вычислениям в пределах 100.
2. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
3. Знакомство с текстовыми задачами изученного вида, решаемыми на новом числовом концентре.
4. Систематическое повторение и закрепление ранее изученного.
5. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
ООО «Баласс» 2013 5П
М
Этапы урока
I. Актуализация
знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
4 6 1. 3
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 28.
Цель работы: актуализация знаний о способе записи чисел,
отражающей десятичную систему счисления:
– поместное значение цифры в записи числа;
– разрядный состав трёхзначных чисел.
Прочитайте задание.
Попробуйте записать получившиеся трёхзначные числа.
Сколько их получилось?
Расскажите об этих числах по плану.
2. Задание № 2, с. 28.
Цель работы:
– актуализация знаний об изученных способах устных вычислений.
Рассмотрите выражения.
На какие группы можно разбить эти выражения?
(Выражения на сложение – вычитание; действия с сотнями, действия
с десятками).
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
ООО «Баласс» 2013 6 Объясните и найдите результаты действий.
Проверка решения парами по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Задание № 3, с. 28.
Цель работы:
– вспомнить правила о группировке слагаемых и вычитании числа
из суммы.
(Переместительное и сочетательное свойства сложения).
Обсудите в парах и объясните буквенные выражения.
2 3 4
Задание № 4, с. 28, текст со знаком ?! .
Цель работы:
– создание проблемной ситуации.
Какой способ решения вы можете предложить?
На прошлом уроке мы рассмотрели приёмы устных вычислений
вида:
240 + 240 = 24 д. + 24 д. = 48 д. = 480;
480 – 240 = 48 д. – 24 д. = 24 д.
Может быть ктото предложит другой способ решения?
На этом уроке мы рассмотрим новые способы действий в
Постановка
II.
проблемы
(знакомимся…).
ТОУУ
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
ООО «Баласс» 2013 7III.
Открытие
нового (узнаём…).
Первичное
IV.
закрепление
(применяем…).
примерах такого же вида, основанные на применении правил о
группировке слагаемых и вычитании числа из суммы, а также
знании о том, что трёхзначное число можно представить в виде
суммы разрядных слагаемых.
4 6 3
Работа в парах.
1. Задание № 5, с. 28.
Цель работы:
– на основе наблюдений над представленными способами
вычислений сформулировать новое правило.
Рассмотрите выражения.
Обсудите записи и объясните, как найдены результаты действий.
Сделайте вывод.
Сравните свой вывод с выводом учебника.
2. Работа с текстом в оранжевой рамке.
4 6 5 3
Работа в парах.
1. Задание № 6, с. 29
Расскажите, как вы вычисляли.
Самостоятельная работа по вариантам.
2. Задание № 7 (1я и 2я строка)
Проверка решения с объяснением по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
определять
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
в
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
ТОУУ
4 – читать про себя тексты
ООО «Баласс» 2013 8 Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
Решение задач.
3. Задание № 8а, с. 29
(Для проверки можно использовать диск 1С\Игры и задачи. 1-4
кл. Математика. Вычисления в различных ситуациях. Работа с
числами в пределах 1000. Решение задач. Решение задач на
количество. (Великий Гудвин...).
Прочитайте задачу.
Выделите известные данные.
Смоделируйте условие задачи (схема).
Решите задачу.
Задание № 8б, с. 29
Проверка решения с объяснением по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
Задание № 9, с. 29.
(Для выполнения данного задания можно использовать
диск1С\Игры и задачи. 1-4 кл. Математика. Чтение и запись
информации на языке математики. Работа с числами в
V. Тренинг.
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
сотрудничать
ТОУУ
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
ООО «Баласс» 2013 9пределах 1000 и обыкновенные дроби. Решение задач при
помощи столбчатых диаграмм).
VI. Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
ООО «Баласс» 2013 10