Технология проведения урока: Методологическую основу урока составляют технологии: системно – деятельностный подход, информационно – коммуникационные технологии, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества; гуманно- личностный подход.
Форма проведения урока: «сказка» (выбрана с учетом возрастных особенностей младших школьников).
Цель: закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 20, вырабатывать навыки различных приёмов устного счёта.
Задачи: 1. обобщение и закрепление знаний о величинах; совершенствование беглого счёта в пределах 20, развитие умения пользоваться математическим языком, переводить одни единицы длины в другие, повторить знания геометрического материала;
2. развитие психических процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение), познавательной активности учащихся;
3. формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности; воспитание коллективизма, уверенности в своих возможностях.
Тип урока: урок построения системы знаний
Оборудование:
1. Интерактивная доска Interwritе DualBoardTM 1279;
2. Ноутбук;
3. Графический планшет Interwritе Mobi 501;
4. Проектор короткофокусный;
5. Акустические колонки;
6. Цифровой микроскоп Kena T-1050;
7. Документ-камера Ken-a-vision 7880;
8. Система контроля качества знаний Response CPS Classpack 24;
9. Книга Чуковского “Муха-Цокотуха»;
10. Карточки для самостоятельной работы.
Урок математики в 1 классе по теме:
«Сложение и вычитание в пределах 20. Обобщающий урок»
Технология проведения урока: Методологическую основу урока составляют технологии: системно – деятельностный подход,
информационно – коммуникационные технологии, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества; гуманно
личностный подход.
Форма проведения урока : «сказка» (выбрана с учетом возрастных особенностей младших школьников).
Цель: закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 20, вырабатывать навыки различных приёмов устного
счёта.
Задачи: 1. обобщение и закрепление знаний о величинах; совершенствование беглого счёта в пределах 20, развитие умения пользоваться
математическим языком, переводить одни единицы длины в другие, повторить знания геометрического материала;
2. развитие психических процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение), познавательной активности учащихся;
3. формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности; воспитание коллективизма,
уверенности в своих возможностях.
Тип урока: урок построения системы знаний
Оборудование:
1. Интерактивная доска Interwritе DualBoardTM 1279;
2. Ноутбук;
3. Графический планшет Interwritе Mobi 501;
4. Проектор короткофокусный;
5. Акустические колонки;
6. Цифровой микроскоп Kena T1050;
7. Документкамера Kenavision 7880;
8. Система контроля
качества знаний Response CPS
Classpack 24;
9. Книга Чуковского “МухаЦокотуха»;
10. Карточки для самостоятельной работы.
11.12.
№
1.
2.
13. Этап
урока,
время,
дидактиче
ская
задача
19. Организа
ционный
момент.
20. 1 мин.
21.
22. Подготов
ка
учащихся
к работе.
35. Актуализ
ация
знаний.
Формули
рование
целей
урока.
36. 4 мин.
37.
Активиза
ция
познавате
14. Действия учителя
23. Мы в сказку за знанием
24. Сегодня пойдем
25. Смекалку, фантазию
нашу возьмем
26. Дорогой с пути никуда не
свернем!
Встаньте ровно, настройтесь на
работу. Работаем быстро, ответы
даём полные, четкие, отвечать не
боимся, ибо не ошибается только
тот, кто не думает. Есть поговорка:
“На ошибках учатся”.
Урок у нас сегодня
нетрадиционный потому, что у нас
сегодня не просто математика, а
математика в сказке. К нам в
замечательный
гости пришёл
детский писатель – К.
И.
Чуковский.
38. (показ книги с
портретом)
39. Он принес сказку. А
сейчас
какую,
попробуете отгадать.
вы
Название
этой
сказки
15. Действия
учеников
16. (предполагае
мые)
17. Интерактив
ное
оборудовани
е
18. Формируе
мые УУД
27. Самоконтроль
32.
33. Формиров
готовности.
28.
29. Самоопределен
ие:
30. Слушаем,
запоминаем,
31. Ни минуты не
теряем!
59.
60.
61.
62. Учащиеся
рассматривают
книгу
с
портретом
К.И.Чуковског
о.
63.
64.
65.
66.
102.
103.
104. Интера
ктивная
доска.
Графически
й планшет.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
ание
личностно
й
заинтересо
ванности.
34.
147. Мотив
ация
учебной
деятельно
сти,
ориентаци
я
на
понимание
причин
успеха в
учебной
деятельно
сти.льной
активност
и
учащихся.
Актуализ
ация
опорных
знаний и
умений.
зашифровано в примерах, которые
записаны на доске. Вы должны
показать ответ на веере.
40. 7 + 7 = Х
41.
42. 19 – 8 = У
43.
44. (16 + 2) + 1= А
45.
46. (17 9) 7 = М
Расставьте ответы в порядке
возрастания.
47. (на
интерактивной
с
доске
буквами, на которых
дети читают)
ответы
Какое слово получилось?
Как называется эта сказка?
Итак, сказка начинается…
48. Муха, МухаЦокотуха,
49.
Позолоченное брюхо!
50.
Что надо уметь Мухе,
чтобы не ошибиться при
накрывании стола.
51.
считать вам?
52.
53.
научиться на этом уроке?
54.
55.
Как надо уметь считать?
Так чему же надо нам
Что для этого надо?
Сегодня мы будем
А для чего надо уметь
67.
68.
69.
70. Находят
значения
выражений,
подставляют
букву.
71.
72.
73.
74. Учащиеся
отгадывают
слово:
75. МУХА
76.
77.
78.
79. Муха
80. «Муха –
Цокотуха»
81.
82.
83.
84.
85.
Уметь
считать.
86.
87. Ответы детей.
88.
89. Быстро и
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
Наложен
ие звукового
файла
на
слой:
127. Муха,
Муха
Цокотуха,
128. Позолоч
енное
брюхо!
129.
130.
131.
132.
133.
Формиров
ание
умений
оформлят
ь
свои
мысли в
устной
форме
Формиров
ание
умений
ориентиро
ваться в
своей
системе
знаний.
Формиров
ание
умения
применять
ранее
полученны
е знания
при
выполнени
и заданий,
умения
определят
ь
и
формулир
оватьоценивать свои знания на всех
этапах урока. У вас на партах –
подарки большие и маленькие.
Если вы хорошо выполнили
задание, то выбираете большой по
размеру подарок, если допустили
ошибки – маленький.
56.
сколько лапок у настоящей мухи?
57.
Давайте рассмотрим её в
микроскоп и проверим наши
предположения.
Ребята, а кто знает:
58.
правильно.
90.
91. Ответы детей.
92. Хорошо знать
состав чисел и
тренироваться.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
Ответы
детей.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145. Цифров
146.
ой
микроскоп.
Изображ
ение
на
интерактивн
ой
доске
(рассматрива
ние
количества
лапок
мухи).
у
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
тему, цель
урока с
помощью
учителя.
Развит
ие
способнос
ти
к
самооценк
е
на
основе
критерия
успешност
и учебной
деятельно
сти.3.
164. Отра
ботка
вычислит
ельных
навыков.
165.
3
мин.
166.
Обесп
ечение
усвоения
знаний и
способов
действия
на уровне
применен
ия.
167.
Посчитайте и
скажите, сколько лапок у
2 мух, у 3 мух?
168. Муха по полю
пошла,
169.
Муха денежку
нашла
А какую денежку
она нашла, вы узнаете,
когда
посчитаете
длинный пример. Кто
первый сосчитает, тот
скажет мне ответ на
ушко.
7 – 3 +2 + 1 + 1 – 7 =
(Выслушивает ответы
детей, которые подняли
руки)
А теперь все
покажите ответ на веере.
(показывает денежку
1 рубль)
170.
171.
172.
173.
174.
175.
А кто знает,
сколько копеек в 1
рубле?
176.
Оцените свою
работу на этом этапе.
177.
Ответы
детей.
Учащиеся
поднимают
руку и шепчут
учителю
получившийся
результат.
178.
179.
180.
181.
182.
183.
184.
185.
186.
187.
188.
189.
190.
1.
100.
Самооценк
а учащихся.
191. Интера
ктивная
доска.
Графически
й планшет.
Наложен
ие звукового
файла
на
слой:
192.
193. Муха по
полю
пошла,
194.
Муха
денежку
нашла
195.
196.
197.
198.
199.
200.
201.
202.
Отраб
отка
навыков
счёта и
доведение
до
автоматиз
ма
вычислите
льных
навыков в
пределах
20.
203.
204.
205.
206.
207.
208.
209.
210.
Развит
ие
способнос
ти
к
самооценк
е
на
основе
критерия
успешност
и учебной
деятельно4.
5.
211. Форм
улирован
ие темы
урока.
1
мин.
212.
213.
Обесп
ечение
формулир
ования
темы
урока.
214.
…Пошла Муха
на базар
215.
И купила
самовар.
216.
Вы уже решили
несколько
примеров,
скажите, какова тема
нашего урока.
217.
Тема нашего урока:
“Закрепление знаний и
умений при выполнении
сложения и вычитания в
пределах 20”. Также мы
будем решать задачи и
поработаем
с
геометрическим
материалом.
232.
Само
стоятель
ная
работа с
самопров
еркой по
эталону.
233.
8
мин.
234.
Обесп
235.
Давайте представим
себя букашками, у нас в
классе 24 букашки. Одни
будут пить чай с
булочками, а другие – с
крендельками.
236.
(Дифференцированн
ые задания. Раздаются
карточки в виде булочек
сильным ученикам, а в
виде крендельков
218.
219.
220.
Ответы
детей.
221.
222.
223.
243.
244.
245.
246.
247.
248.
249.
250.
251.
252.
Дети
самостоятельн
224. Интера
225.
ктивная
доска.
Графически
й планшет.
Наложен
ие звукового
файла
на
слой:
226. …
Пошла
Муха
базар
на
227.
И
купила
самовар.
сти.
230.
Форми
рование
умений
оформлят
ь
свои
мысли в
устной
форме.
231.
Форм
ирование
умений
ориентиро
ваться в
своей
системе
знаний.
228.
229.
265.
266.
267.
268.
269.
270.
271.
272.
273.
274.
292.
Форми
рование
умений
ориентиро
ваться в
своей
системе
знаний,
уметь
преобразо
выватьечение
усвоения
знаний и
способов
действия
на уровне
применен
ия в
изменённо
й
ситуации.
6.
293. Физк
ультмину
тка и
средним).
237.
238.
239.
240.
У вас разные
задания, выполните их.
Решив их, мы узнаем,
сколько гостей пришло к
мухе.
Сильные Задания
на
виде
букашек
в
для
карточках
булочек:
Пришли к мухе 3
букашки, 4 блошки и 11
тараканов. Сколько всего
гостей пришло к мухе?
в
букашек
Средние – Задания
на
для
карточках
виде
крендельков: Сначала к
мухе прибежали 4
таракана, потом ещё 7.
Сколько всего тараканов
пришло к мухе в гости?
241.
Запишем решение в
тетради.
242.
Проверим решение
на карточках в виде
крендельков по образцу
на интерактивной доске.
Чтобы проверить
решение
задачи на
«булочках», вам, ребята,
296.
информац
ию
из
одной
формы в
другую.
о записывают
условие
и
решение задачи
в тетради.
253.
254.
255.
256.
257.
258.
259.
260.
261.
262.
263.
264.
275.
276.
277.
278.
279.
280.
281.
282.
283.
284.
285.
286.
287.
288.
289.
290. Интера
ктивная
доска.
Графически
й планшет.
291.
300.
Учащиеся
наклоняются,
заглядывают
305.
306.
Форми
рование
развитияпроверка
решения
задачи.
294.
4
мин.
295.
Орган
изация
отдыха
для
снятия
напряжен
ия с мышц
тела.
297.
надо заглянуть под парты
– гости там. Прикрепите
тараканов,
блошек,
букашек на доску.
(Учитель
прикрепляет
изображения насекомых
на магнитную доску).
Давайте хором
пересчитаем
общее
количество гостей мухи.
Оцените свою
работу на этом этапе.
298.
299.
под парты,
находят
изображения 4
11
блошек,
тараканов,
3
букашек,
открепляют их
и выбегают к
доске.
301.
302.
Порядковы
й счёт в
пределах 20.
303.
304.
Самооценк
а учащихся.
интеллект
уальных
функций,
эмоционал
ьно
волевой
сферы и
игровой
деятельно
сти, черт
гармоничн
ой
личности,
соблюдени
я
здорового
образа
жизни.
Развитие
способнос
ти
к
самооценк
е
на
основе
критерия
успешност
и учебной
деятельно
сти.
7.
307.
Закре
пление
310.
А, чтобы узнать,
сколько пришло пчёл,
318.
319.
328. Интера
ктивная
343.
Форми
рование320.
321.
322.
323.
324.
325.
326.
327.
Дети
«пишут» носом
и подбородком
выбранное
число (1).
Однозначное
изученно
го
материал
а.
308.
3
мин.
309.
Обесп
ечение
усвоения
знаний и
способов
действия
на уровне
применен
ия в
изменённо
й
ситуации.
311.
это
нужно найти лишнее
число. 15, 17, 20, 1, 14, 18
– А теперь
посмотрите на меня и
“напишите” цифру ответа
носом и подбородком.
Делайте
с
максимальным
головы.
поворотом
Цифра
должна
получиться высокой и
широкой
(упражнение
для снятия усталости).
Правильно, я увидела,
что вы написали цифру 1.
Почему число 1 –
312.
лишнее?
313. …Приходила
к
Мухе
314.
315.
316.
317.
Бабушка Пчела,
Мухе – Цокотухе
Мёду принесла!
А кто из вас видел
пчелу?
Давайте
посмотрим видео «Полёт
пчелы».
8.
345. Физк
ультмину
тка.
348.
Утром пчёлушка
359.
проснулась,
349. Потянулась,
умения
выполнять
последова
тельность
действий,
быть
исследова
телем.
344.
доска.
Графически
й планшет.
329.
330.
331.
332.
333.
334.
335.
336.
Наложен
ие звукового
файла
на
слой:
337. …
Приходила
к Мухе
338.
Бабуш
ка Пчела,
Мухе
– Цокотухе
Мёду
339.
340.
принесла!
341.
342.
Видео
«Полёт
пчелы».
360. Интера
ктивная
доска.
375. Форми
рование
развития346.
2
мин.
347.
Орган
изация
отдыха
для
снятия
напряжен
ия с мышц
тела.
улыбнулась
350.
Раз – росой она
умылась,
351. Два – изящно
покружилась,
352.
Три – нагнулась и
присела
353. На 4 улетела.
354.
А к мухе спешит
ещё одна гостья. Давайте
поищем её в кабинете. А!
Это бабочка! Вот вам
научный факт для
сведения:
бабочки
пробуют еду
(сок,
нектар) не хоботком, а
средними лапками,
а
сосёт уже хоботком.
Посмотрите
видео
«Бабочка».
Бабочкакрасавица,
355.
356. Кушайте варенье!
357. Или
вам не
нравится
9.
377.
Закре
пление
изученно
го
материал
358. Наше угощенье?
380.
А теперь поможем
Бабочке. Откройте учебники на
стр. 38. Перед вами задание 2.
Бабочка собирает нектар с этого
прекрасного цветка.
393.
394.
395.
396.
397.
Ученики
Графически
й планшет.
361.
362.
363.
364.
365.
366.
367.
368.
369.
Видео
370.
«Бабочка».
Наложен
ие звукового
файла
на
слой:
371.
Бабочка
красавица,
372. Кушайт
е варенье!
373. Или вам
не нравится
374. Наше
угощенье?
415.
416. Интера
ктивная
доска.
Графически
интеллект
уальных
функций,
эмоционал
ьно
волевой
сферы и
игровой
деятельно
сти, черт
гармоничн
ой и не
закомплек
сованной
личности,
соблюдени
я
здорового
образа
жизни
376.
442.
Овлад
ение
приёмами
решения
задач,а.
378.
7
мин.
379.
Обесп
ечение
усвоения
знаний и
способов
действия
на уровне
применен
ия в
изменённо
й
ситуации.
381.
Выполните задание
– подчеркните линией
примеры.
382.
383.
Вы хотите узнать,
какое варенье было у
Мухи?
Если продолжите
ряд с фигурами, выявив
закономерность,
то
узнаете об этом.
384.
385.
(Учитель на доску
вывешивает «ключ» к
разгадке.)
386.
малиновое
387.
банановое
388.
вишневое
389.
Каким вареньем
Муха угощала Бабочку?
390.
Давайте решим
задачу о бабочках:
подчеркивают
одной линией
примеры на
цветке
в
учебнике и на
интерактивной
доске.
Учащиеся
рассматривают
последователь
ность
геометрически
х
фигур,
отгадывают
следующую
фигуру.
398.
399.
400.
401.
402.
403.
404.
405.
406.
407.
Муха
угощала
Бабочку
вишневым
вареньем.
408.
409.
й планшет.
417.
418.
419.
420.
421.
422.
423.
424.
425.
426.
427.
428.
429.
430.
431.
432.
433.
434.
435.
436.
437.
438.
439. Докуме
440.
нт –
камера
(воспрои
зведение
страницы
учебника на
доску)
формиров
ание
умения
мотивиров
ать
выбранное
решение
задачи.
443.
Развив
ать умение
планирова
ть своё
действие в
соответств
ии
с
поставлен
ной
задачей и
условиями
её
реализаци
и.
444.
Учить
детей
учитывать
разные
мнения и
обосновыв
ать свою
собственн
ую391. Петя насчитал на
даче 16 бабочек. Это
были капустницы и
лимонницы. Капустниц
было больше. Сколько
могло быть капустниц и
сколько
лимонниц?
Запишем условие и
решение на доске и в
тетради.
392.
Оцените свою
работу.
10.
446. Физк
ультмину
тка.
447.
2
мин.
448.
Орган
изация
отдыха
для
снятия
напряжен
ия с мышц
тела.
Видео «Паук».
449. Вдруг какойто старичок
Паучок
450. Нашу Муху в уголок
поволок
451. Хочет бедную убить,
452. Цокотуху погубить.
453.
454. Но жукичервяки испугался,
455. По углам,
по щелям
разбежалися,
456.
козявочки – под лавочки.
457. А букашки под кровать – не
желают воевать.
458. И никто даже с места не
сдвинется:
459. Пропадайпогибай
именинница!
Тараканы под диваны, а
Один
ученик решает
задачу у доски,
дети
записывают
решение
тетрадь.
в
Самооценк
а учащихся.
410.
411.
412.
413.
414.
460.
461.
462.
463.
464.
465.
Дети
изображают
испуг.
466.
Разбежалис
ь по классу.
467.
Спряталис
ь под парты.
468.
469.
470.
Выглядыва
ют из – под
парт.
Возвращаю
тся на свои
места.
441.
471. Интера
ктивная
доска.
Графически
й планшет.
Наложен
ие звукового
472.
файла на
473.
слой:
Вдруг
какойто
старичок
Паучок
474. Нашу
Муху в
уголок
поволок
Хочет
475.
445.
позицию.
Учить
применять
знания,
полученны
е
на
других
предметах
.
478. Форми
рование
развития
интеллект
уальных
функций,
эмоционал
ьно
волевой
сферы и
игровой
деятельно
сти, черт
гармоничн
ой и не
закомплек
сованной
личности,
соблюдени11.
479.
Само
стоятель
ная
работа с
самопров
еркой по
эталону.
480.
8
мин.
481.
Обесп
ечение
усвоения
знаний и
способов
действия
на уровне
применен
ия в
изменённо
й
ситуации.
482.
483.
Какие события
произошли
дальше?
Помогли ли Мухе –
Цокотухе гости?
А как бы вы
этой
поступили в
ситуации?
484. …А кузнечик,
а
кузнечик,
485. Ну совсем как
человечек,
486.
Скок, скок, скок,
скок!
487.
За кусток,
под
мосток
488. И молчок.
489.
Посмотрите,
какими прыжками скакал
кузнечик!
Упр.4 на
стр.38.
490.
491.
492.
1дм * 10см
1дм 2см * 2 дм
именованные
Сравните
числа
515.
516.
517.
518.
519.
520.
521.
522.
523.
524.
525.
526.
527.
528.
529.
530.
531.
532.
533.
514.
Ответы
детей.
Ответы
детей.
Дети
записывают в
тетрадь:
1дм = 10см
1дм 2см <
2дм
бедную
убить,
476. Цокотух
у погубить.
Видео
«Паук».
477.
553. Интера
ктивная
доска.
Графически
й планшет.
554.
555.
Наложен
ие звукового
файла на
слой:
556. …А
кузнечик, а
кузнечик,
557. Ну
558.
совсем как
человечек,
Скок,
скок, скок,
скок!
559.
За
кусток, под
мосток
560. И
я ЗОЖ.
590.
Форми
рование
умений
ориентиро
ваться в
своей
системе
знаний,
уметь
преобразо
вывать
информац
ию
из
одной
формы в
другую.
Формиров
ание
умений
проговари
вать
последова
тельность
действий,
высказывасамостоятельно.
493.
Проверим решение
по образцу на доске.
А чтобы освободить Муху –
Цокотуху из лап злого паука, мы
с вами станем комариками –
освободителями.
Нужно
правильно решить уравнение и
Муха будет свободна.
494. (Самостоятельная работа).
495. Решите 1 уравнение №5 на
стр.38 и найдите ответ на
паутине.
496. 11 – х = 7
497.
498. Давайте проверим ваше
умение считать в пределах 20 с
помощью
для
голосования:
499. 17 – 7 А: 9
500.
В: 10
501.
С: 8
502. 15 – 4 А: 9
В: 10
503.
504.
С: 11
505. 5 + 7 А: 12
В: 14
506.
507.
С: 11
508. 19 – 10 А: 10
В: 9
509.
510.
С: 8
пультов
534.
Дети
записывают в
тетрадь:
11 – х = 7,
х = 11 – 7,
х = 4.
Проверка:
11 – 4 = 7,
7 = 7.
Ответ: 4.
535.
536.
537.
538.
539.
540.
541.
542.
543.
544.
545.
546.
547.
548.
549.
с
Дети
голосуют
помощью
пультов для
голосования,
выбирают
правильный
вариант ответа,
смотрят
на
диаграмму
правильности
выполнения.
550.
551.
ть своё
предполо
жение.
591.
молчок.
561.
562.
563.
564.
565.
566.
567.
568.
569.
570.
571.
572.
573.
574.
575.
576.
577.
578.
579.
580.
581.
582.
583.
584.
585.
Систем
а контроля
качества
знаний.511. Оцените свою работу.
512.
…Слава – слава,
552.
Самооценк
а учащихся.
12.
592.
Рефл
ексия
деятельн
ости
(итог
урока).
593.
2
мин.
594.
Анали
з, оценка
успешнос
ти
достижен
ия цели на
уроке.
596.
598.
599.
600.
601.
Комарам
513. Победителям!
595.
Вот и закончилась
сказка, подошел к концу
и наш урок. Закройте
глаза на минутку и
вспомните все, что было
на этом уроке, какие
задания мы выполняли.
Подсчитайте,
сколько больших и
сколько
маленьких
подарков вы собрали на
всех этапах урока.
597.
Подарите подарки
МухеЦокотухе.
Спасибо всем за
работу.
602.
603.
604.
605.
606.
Ответы
детей.
607.
608.
609.
610.
611.
Ответы
детей.
Дети
подбегают к
столу учителя,
на
котором
стоит крупное
изображение
Мухи
Цокотухи,
дарят подарки
ей на день
рождения.
586.
587.
588.
589.
612. Интера
ктивная
доска.
613.
Графически
й планшет.
Наложен
ие звукового
файла:
614. Музыка
нты
прибегали,
615.
В
616.
барабаны
застучали:
Бом
бомбом
бом,
617. Пляшет
Муха
Комаром.
с
618.
Форми
рование
умения
проследит
ь
последова
тельность
действий
на уроке,
дать
самооценк
у учебной
деятельно
сти. Учить
анализиро
вать
результат
ы своей
учебной
деятельно
сти,
формиров
ание
ситуации
успеха,
постановк
а личных619.
620.
задач для
дальнейше
й учебной
деятельно
сти.