Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения С.Я. Маршака (4 ч)
Дата: 2627.03.18
Урок 104105.
Тема: С.Маршак. «Урок родного языка»,
«Ландыш»
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и
зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведением С.Я.Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»
добиться понимания содержания произведений,
обобщить знания детей о творчестве писателя.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• ввести в круг чтения учащихся произведения С.Я. Маршака (стихи о Родине, стихи о природе, пьесасказка);
• закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»;
• учить определять тему чтения;
• учить определять темп и тон чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения;
• учить пользоваться справочными книгами.
Учебные умения:
• называть произведения С.Я. Маршака, вошедшие в круг чтения;
• выделять эпитеты, сравнения и олицетворения и понимать их значение;
• определять тон, темп и ритм чтения стихотворения;
• выделять логические ударения в стихотворных строках, указывать паузы в строфах;
• читать выразительно стихи С.Я. Маршака;
• называть книги С.Я. Маршака.
Характеристика деятельности учащихся:
Работать с новым разделом: читать название, вступительную статью «Обратите внимание», знакомиться с
содержанием раздела, определять учебную задачу изучения произведений данного раздела. Самостоятельно
знакомиться с произведением до чтения: находить и читать название произведения, рассматривать учебный
материал (иллюстрации, вопросы и задания, подсказки, памятки). Воспринимать на слух стихотворение (С.Я.
Маршак. «Урок родного языка»): слушать чтение учителя, следить по тексту, выражать своё впечатление,
самостоятельно моделировать обложку (определять тему и жанр, указывать фамилию автора и заголовок).
Работать с текстом произведения: читать вслух, выполнять задания в учебнике под руководством учителя.
Учиться читать выразительно стихотворение (памятка 1). Воспринимать на слух стихотворное произведение
(С.Я. Маршак. «Ландыш») (читает учитель), моделировать обложку, читать вслух и молча, выполнять
задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения одного автора (С.Я. Маршака). Дополнять таблицу.
Оборудование: выставка книг, портрет писателя.
Ход урока1. Повторение произведений С.Я. Маршака.
• Игра «Послушай и назови»: учитель читает отрывки из знакомых произведений С.Я. Маршака; ученики
угадывают названия.
• Чтение детьми наизусть стихотворений С.Я. Маршака.
2. Чтение вводной статьи «С.Я. Маршак» в учебнике.
3. Работа со стихотворением С.Я. Маршака «Урок родного языка»: слушание (читает учитель),
беседа (какие чувства вызывает стихотворение? Какие важные слова пишут дети?), словарная работа,
выполнение заданий к тексту.
4. Упражнение в выразительном чтении:
• чтение по строфам;
• указание пауз и выделение логических ударений;
• самостоятельное тренировочное чтение каждой строфы;
• пробное выразительное чтение вслух.
5. Моделирование обложки (самостоятельно), запись слов, выражающих главную мысль.
Проверка выполненной работы.
6. Задание на дом: выучить наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Урок родного языка»;
выполнить задания в тетради; принести книги с произведениями С.Я. Маршака.
«Ландыш»
1. Выставка книг С.Я. Маршака: рассматривание и представление детьми «своей» книги (краткая
аннотация).
2. Слово учителя о С.Я. Маршаке (справка об авторе в методическом пособии «Литературное чтение.
1 класс. Уроки слушания»).
3. Проверка домашнего задания: взаимная проверка выразительного чтения наизусть стихотворения
С.Я. Маршака «Урок родного языка» (работа в парах); проверка заданий в тетради.
4. Работа со стихотворением С.Я. Маршака «Ландыш»: самостоятельное чтение про себя, выполнение
заданий в учебнике, чтение по строфам, выделение сравнений и олицетворений, работа с иллюстрацией.
5. Самостоятельная подготовка выразительного чтения:
• указание пауз и выделение логических ударений;
• выбор тона и темпа;
• тренировочное чтение;
• пробное чтение и самооценка.
6. Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш».
7. Определение главной мысли: отношение природы к первым цветам весны, отношение леса к
ландышу, чтение последней строфы и выделение слов, подтверждающих главную мысль.
8. Самостоятельная работа: задания в тетради.
9. Задание на дом:
закончить работу в тетрадях;
выучить наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».