Смысловое чтение на уроках филологии и внеурочной деятельности как средство достижения современного качества образования
В начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Человеку приходится сталкиваться с постоянным увеличением объема новых сведений в различных сферах науки, техники и искусства. Поэтому новые поколения людей должны уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, использовать ее для принятия эффективных решений в различных ситуациях. По данным международного исследования PISA- 2018 российские школьники по читательской грамотности находятся всего лишь на 26-36 месте [1], что является невысоким показателем.
В наше время учащиеся – дети цифровой эры, они живут в среде, располагающей к беглому чтению, неконцентрированному мышлению и поверхностному обучению. Современный школьник едва ли сможет, встав взрослым, легко ориентироваться в огромном потоке информации, если его сегодня не обучить приемам грамотного чтения самых разнообразных текстов, как «сплошных», так и «несплошных» [2].
Актуальность данной методической разработки обуславливается тем, что чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в обновленном ФГОС. Кроме этого, как считают психологи, смысловое чтение является главным фактором, влияющим больше других на успеваемость школьников.
Основной целью данной методической разработки является создание системы работы, направленной на создание условий для развития метапредметного навыка смыслового чтения у учащихся основной школы, умения выбирать «стратегии чтения»
Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для конкретной ситуации, читатель должен, во-первых, владеть определённым набором стратегий, а во-вторых, иметь развитый навык выбора оптимальной стратегии.
Стратегии чтения довольно разнообразны. В своей практике активно использую следующие стратегии: предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности[3]
Начиная с 5-го класса выстраиваем работу так, чтобы у каждого ребенка навык смыслового чтения развивался.
На первом этапе выясняем уровень сформированности умений работать с текстом в контексте смыслового чтения. Затем проверяем умение читать текст осмысленно. Результаты показывают, что большинство ребят справляются с общим пониманием текста, но понимание текста на более глубоком уровне демонстрируют только 37% (определение основной мысли текста и внимание к деталям), поэтому необходимо развивать навык смыслового чтения систематически.
На втором этапе работы необходимо выстроить систему работы по развитию навыка смыслового чтения. В основу этой работы положен принцип: на каждом уроке необходимо формировать универсальное действие смыслового чтения, постепенно расширяя спектр умений учащихся. В этой работе мы выделили для себя приоритетные линии развития, которые представлены в таблице 1.
Линии развития навыка смыслового чтения на ступени 5-9 класс. Табл. 1
5-6 классы |
7-8 классы |
9 классы |
Определение темы, основной мысли текста |
Определение темы, основной мысли текста |
Определение темы, основной мысли текста |
Деление текста на части, озаглавливание, составление простого плана. |
Составление простого, сложного, тезисного плана |
Составление простого, сложного, тезисного плана |
Использование просмотрового, комментированного, изучающего чтения |
Использование просмотрового, комментированного, изучающего, поискового чтения |
Использование просмотрового, комментированного, изучающего, поискового, аналитического чтения |
Кодирование информации в виде простой схемы, таблицы |
Кодирование информации в виде простой схемы, таблицы, графиков, кластеров, денотатных графов, |
Кодирование информации в виде простой схемы, таблицы, графиков, кластеров, денотатных графов, ментальных карт |
Выполнение сжатого, подробного пересказа |
Выполнение сжатого, подробного пересказа, выборочного, комментированного пересказа |
Выполнение сжатого, подробного пересказа, выборочного, комментированного, аналитического пересказа |
Установление причинно-следственных связей |
Установление причинно-следственных связей, обоснование собственной позиции |
Установление причинно-следственных связей, обоснование собственной позиции, приведение примеров из исходного текста |
Выявление фактуальной информации |
Выявление фактуальной и концептуальной информации |
Выявление фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации |
В системе работы придерживались трех стратегий: предтекстовой деятельности, текстовой деятельности и послетекстовой деятельности.
В конце учебного года проводилась диагностика сформированности навыка смыслового чтения с помощью диагностических работ, разработанных самостоятельно.
Эффективность подготовки в целом оценивалась при помощи общепринятых методов качественного и количественного анализа письменных ответов учащихся. Для получения обобщенных сведений об эффективности использованной методики были задействованы простейшие статистические методы обработки результатов. По результатам работы у школьников наблюдалась положительная динамика развития навыка смыслового чтения. А в 9 классе на ГИА по русскому языку учащиеся продемонстрировали высокий уровень читательской компетенции.
Сейчас мы используем те же принципы в работе по развитию читательской грамотности, но, безусловно, внедряем в образовательный процесс педагогические инновации, ведь главная цель обновленных ФГОС – сформировать «функционально грамотную» личность, то есть подготовить ученика к жизни в постоянно меняющемся мире.
В связи с этим считаем, что эффективность работы по формированию читательской грамотности обеспечивает только комплексный подход. Во-первых, это систематическая и целенаправленная работа на уроках русского языка и литературы. Во-вторых, использование проектных технологий во внеурочной деятельности. В-третьих, обязательное проведение в конце года контроля сформированности читательских умений в конце года. В-четвертых, использование современных цифровых образовательных ресурсов для проведения мониторинга сформированности читательских умений учащихся в течение года. И наконец, привлечение учеников к участию в международном мониторинговом конкурсе-исследовании по читательской грамотности.
1. Краткий отчет по результатам PISA2018 https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/PISA2018РФ_Краткий%20отчет.pdf
2. Логвина, И., Рождественская, Л., Формирование навыков функционального чтения.-Нарва: 2012 / [Электронный ресурс ]: https://fhd.multiurok.ru/2017/05/06/s_590de8393c0e1/phpYFKTln_materjal-funkc.-chtenie-Piza.pdf?i-loghvina-l-rozhdiestvienskaia-formirovaniie-navy.pdf
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратеrиям чтения в 5--9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя; НН. Сметанникова. - М. .:. Баласс:, 2011. - 128 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.