Сочинение. Работа по картине.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи урока: - знать понятие «текст - рассуждения» как вид текста, особенности текста рассуждения; - уметь распознавать повествование, повествование с элементами рассуждения, рассуждать; - формулировать выводы, сравнивать; - развивать навык беглого осознанного чтения; - работать с толковым словарем; цитирования отрывков из текста; - находить части текста (рассуждение и повествование); - находить главную мысль. - Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду
Иконка файла материала Развитие речи. 4 кл.docx
Тема урока:   Развитие речи с элементами культуры речи.  Текст ­ рассуждения. класс: 4 Задачи урока: ­ знать понятие «текст ­ рассуждения» как вид текста, особенности текста рассуждения; ­ уметь распознавать повествование, повествование с элементами рассуждения,  рассуждать;  ­ формулировать выводы, сравнивать; ­  развивать навык беглого осознанного чтения;  ­ работать с толковым словарем; цитирования отрывков из текста; ­  находить части текста (рассуждение и повествование);  ­ находить главную мысль. ­  Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду Оборудование: учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями  для групп, памятки №1и №2, презентация, произведение П.И.Чайковского «Времена  года». ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Учитель. Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока, для этого необходимо найти  слово. САНТОЕНЕАПРАССУЖДЕНИЕТИРООДЛЖЗЩЖЗ Ученики. Текст ­ рассуждение. Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать текст ­ рассуждение, но и будете учиться рассуждать, делать выводы, работать с толковым словарем, цитировать отрывки из текста, пересказывать текст, находить части текста (рассуждения и  повествования), находить главную мысль и, опираясь на цитаты из текста, обосновывать  свою точку зрения. 2. Актуализация знаний. Учитель. Вспомните, что такое текст ­ рассуждение.  Ученики. Рассуждение – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей человека. Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете? Ученики: Повествование и описание. Учитель: Какие особенности этих текстов вы знаете? Ученики: Повествование – автор рассказывает о каких­либо событиях, в этом тексте  часто используются глаголы. Описание – описание чего­либо или кого­либо, чтобы  читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются  приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается. Мы с вами вспомнили, какие виды текстов нам известны, а сейчас мы поработаем с  текстом, в котором будем определять разные виды текста. 3. Работа по учебнику. Учитель: Откройте учебники на странице 27 упражнение 7. Ученики: Чтение вслух. Учитель: Кто автор этого отрывка? Кем он был?Какой знак стоит в начале текста? Что необходимо сделать?  : Какую часть текста можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке? Ученики: Василий Михайлович Песков, известный журналист и писатель. Учитель: Какой это текст? Почему? Ученики высказывают свое мнение. Рассуждение. Учитель:   Ученики: Работа с Толковым словарем. Плёс – широкий, со спокойным течением участок реки, расположенный между двумя  островками. С.179. Пойма – низкое местечко речной долины, заливаемое во время половодья. С. 180. Скопа – хищная птица семейства ястребиных. Живет около водоемов, питается рыбой.  С. 183. Коростель – быстро бегающая птица с буро­желтым оперением и сильно сжатым с боков телом, живущая в траве; отличается характерным скрипучим голосом. С.171 Осока – многолетняя трава с твердыми узкими и длинными листьями. С.177. Учитель: Какова основная мысль текста? Найдите ее и процитируйте. Ученики:(второй абзац) «Для меня эта речка была первой и едва лине главной  жизненной школой». (конец текста) «Купание летом, костры на берегах осенью,  плавание в лодке по весеннему половодью… Только теперь понимаешь, сколько радости дает человеку великое чудо – река, пусть даже маленькая» Учитель: ­ Автор – наблюдательный человек? (Да) ­ Чувствуется ли в его тексте наблюдательный взгляд? (Да) ­ Найдите в тексте и процитируете, свои предположения. Ученики: Зачитывают свои цитаты. 1 группа   Перескажи эту часть текста. ­ Ученики пересказывают 3,4,5,6 абзацы. 2 группа: Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке?  Найдите и зачитайте нужное место в тексте. К какому же выводу пришел мальчик?  Процитируйте вывод. Ученики: Его волновал вопрос: Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода?» «в 10  лет я думал, что это река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села» И постепенно мальчик приходит к выводу, что «не вода к людям, а люди  тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды». 3 группа:   Какими примерами Василий Песков подтверждает тот вывод, который он    сделал в 13 лет «Не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле  воды»? Зачитайте нужные цитаты из текста. Ученики:   «Возле воды по лугам бродили коровы, к реке на ночь выгоняли пасти    лошадей, к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать белье, у реки по  вечерам деревенские девки собирались петь песни». 4 группа: Какая же часть текста является рассуждением и почему? Рассуждение – это  всегда стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому­то выводу. Перескажите. Ученики:   Учитель:   художнику передать смысл произведения? Учитель: Посмотрите на слайд и скажите, какой город на этих фотографиях? Ученики: Омск. Учитель: На берегу, каких рек раскинулся наш город?   7, 8 абзацы.   Процитируете отрывки из текста, которые изобразил художник. Удалось лиУченики: Иртыш и Омь. Учитель: Какой вопрос интересовал автора нашего отрывка? Ученики: Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? Учитель: Сейчас вы в своих группах составите мини тексты – рассуждения, ответив на  этот же вопрос, но в разные времена года. 1 группа – зима, 2 группа – весна, 3 группа –  лето, 4 группа – осень. На задание вам дается 5минут. Включаю музыку  П.И.Чайковского «Времена года». После выполнения задания каждая группа цитирует  свои тексты – рассуждения. 6.Итог урока. Учитель. Что такое текст­рассуждение? Где можно встретить рассуждение? Чему учились? Ученики. Учились распознавать текст­рассуждение, его особенности, уметь отличать его от других текстов. Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Капитаны групп  поставьте оценки за урок. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

Посмотрите также