Сочинение "Звуки весны"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок развития речи проводился в 3 классе. Подходит к любому УМК. При подготовке к написанию сочинения использовалось музыкальное сопровождение, стихи, весенний видеоряд, поговорки о весне, звуковое письмо из Заповедника. Во время урока повторяется правило о написании глаголов, орфограмма безударная гласная в корне слова.
Иконка файла материала сочинение звуки весны.docx
Урок русского языка 3 класс Тема урока: Сочинение­миниатюра «Звуки весны» Цель: формировать умение составлять художественное описание природы Задачи: 1. Упражнять в совершенствовании монологической  речи учащихся, умении строить текст; 2. Способствовать развитию творческого воображения учащихся, выражению чувств и  эмоций; 3. Показать детям картины пробуждения природы, созданные словами, звуками, красками;  воспитывать любовь к природе, к родному краю. Ключевые слова: пейзаж, звуки природы, цветовая гамма, настроение Оборудование: звуковое письмо из заповедника, аудиозапись музыки Чайковского  «Апрель», презентация с видами весны и чистоговорками художник, тема картины, пейзажист, художественное Ход урока: Организационный момент: Добрый день, ребята! Вы готовы к творчеству? (да)  I. Актуализация знаний  Закройте глаза и послушайте. (Звучит магнитофонная запись различных звуков). ­ Что вы услышали? (Различные звуки живой, неживой природы и человека.) ­ А как об этом сказать, используя глаголы? (Шелестеть, кричать, свистеть, звенеть,  щебетать, журчать …) ­ Что общего в лексическом значении этих глаголов? (Обозначают звуки.) ­ Глаголы, обозначающие звуки, называются глаголами звучания. (Звучит магнитофонная  запись звуков). Что вы услышали? Какое время года? По каким признакам вы догадались,  что это весна? (Птицы поют, ручей звенит…) ­ Почему весной мы особенно рады каждому звуку? (Весной природа оживает, и человек  этому рад.) ­ Давайте придумаем тему коллективного мини­сочинения ( "Звуки весны") На фоне музыки Чайковского «Апрель» чтение учителем стихотворения Ф. И. Тютчева  «Весенние воды» Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод… Толпится весело за ней!..» (какие чувства вызвали у вас музыка и стихи? Да, сколько чувств вдыхает в нас красивая  музыка … Петр Ильич Чайковский написал музыкальную картину «Апрель» из цикла «  Времена года». Ребята, а стихи Ф. И. Тютчева  помогли вам понять  музыку? О чем  музыка? (о весне)Можно предложить для прослушивания и другой текст стихотворения:  О теплых днях весны, о щедрых днях  Звучит многоголосье увертюры  Звенит вода в ручьях, прощай остатки льда,  Выводит зяблик трель клавиатуры. Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,  И будоражат лес синицы, не смолкая.  Курлычут журавли. Один...Еще один,  И сердце дрогнуло, ликуя и страдая. Мелодия весны... В ней удальство и грусть.  Поет моя мечта, над рощей пролетая.  Как ты прекрасна, песенная Русь,  В неброский день распахнутого мая. II Речевая разминка (Просмотр нескольких слайдов презентации с картинами весны и чистоговорками)      – Чтобы ваша речь была правильной, чистой, поучимся проговаривать чистоговорки… Готовы?   (Апрельский цветок ломает снежок. Апрельские ручьи землю будят, их  красоту никто не забудет. Солнце светит, солнце сияет – вся природа  воскресает. Вот  и зацвёл весенний  цветок, стаями  птицы  летят  на  восток. Висит за окошком кулёк  водяной, он полон капели и пахнет весной.) III. Подготовительный этап Постановка проблемы:  ­ Какие приметы весны вы видели? А можно ли весну слышать, как вы думаете?  Открыть на доске солнышко с написанной на нем темой урока…А если это урок русского  языка, значит о звуках мы будем не только говорить, но и писать, сочинять. О весне  написано много стихов, песен, музыки, но среди всех сочинений нет ваших, с вашими  чувствами, эмоциями и наблюдениями, поэтому сегодня мы будем писать с вами  сочинение­миниатюру. Формулирование цели исследования: Вы так замечательно почувствовали весну,  услышали ее звуки. А в нашем краю в апреле можно их слышать? Выдвижение гипотезы. (Звуки весны уже слышны) Звуки весны лучше можно услышать в заповедных местах…Итак, к нам на урок пришло  звуковое весеннее письмо (аудио с заповедника)     «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Васильевна. Я работаю в Национальном парке.  Здесь ежедневно ведутся наблюдения за растениями, животными и птицами, исследуется  их поведение. Постарайтесь в аудиозаписи услышать как можно больше звуков весны в  апрельском заповеднике. Будьте внимательны! Удачи!» ­ Какие же вы весенние звуки вам удалось услышать? (журчание ручейка, пение птиц,  шелест листьев, шум дождя)  Эти звуки мы связываем именно с приходом весны. Потому что этих звуков не было всю  зиму. Природа спала, а тут проснулась. И они напомнили человеку о том, что долгая зима  вновь сменяется весной. С приходом весны все оживает вокруг. Весна идет! В природе  яркий праздник и, как на настоящем празднике, все шумит, живет, радуется.Использование материальных или материализованных моделей.(выкладывание,  иллюстрирование сочинения, словосочетаний о звуках весны…) На ваших столах лежат   листочки­черновички, на которых мы будем выполнять подготовительные задания перед  письмом сочинения­миниатюры.  Какие весенние звучащие  слова­им. сущ . вы бы написали на них? (капель, ручей, вода,  небо, птицы, ветерок)  Запишите в столбик. На доске, у солнышка появляются лучики с именами существительными. 1) Подбор прилагательных к весенним словам: ­ Какая часть речи может украсить имена существительные ?  Подберите к существительным весенние прилагательные: яркое солнце,  голубое небо,  звонкие  птицы, талая вода, говорливый ручей, легкий ветерок. ­ Вспомним, как правильно  написать окончания имен прилагательных. Ставим вопрос от существительного…Солнце  (какое?) яркое …( запишите в свой листочек прилагательные) На доске, у солнышка появляются  птички  с прилагательными.   (к какому  существительному прилетит птичка­прилагательное, так и изменится окончание) 2)  Какая часть речи показывает движение весны в природе? (глаголы)  – Какие весенние глаголы вы могли бы подобрать к нашим словосочетаниям? (Птицы ­  чирикать, щебетать, дятел – долбить, насекомые – жужжать, ежи – фыркать, змеи –  шуршать, медведь – топать. Река журчит, водопад шумит, ветер свистит, гром гремит, листья шелестят, вода капает,  капли звенят)  Наиболее часто повторяемые я оставлю на доске. Только давайте выясним их  правописание. (объяснение уч­ся)  Подбор глаголов к сущ­м; карточки  в форме ручейка (орфограммы)­ та.т, звенит, журчит,  с.не.т, т.чет, ш.лестит, расцв.та.т, п.ют.  ­  Молодцы! Сколько красивых слов и сочетаний вы придумали и записали. Теперь можно и предложения составить. 3) Работа с деформированным текстом: На доске написаны два набора слов, из которых  надо составить красивые звучащие предложения.  Для того, чтобы засияли красотой и  теплом ваши предложения о весне и звуках весны,  надо вставить  пропущенные буквы и  объяснить  орфограммы. (По, з.мля,  в.сенний, ручей, б.жать, звонкий, г.в.рливый. С, срываться, бл.стящий,  сосулька, в.селый, капля.(написано на доске)) (запишите составленные предложения)  Молодцы! Красивые весенние предложения получились. А чтобы записать эти  предложения в тексте, нужно знать, какая должна быть последовательность вашего  сочинения. Составление плана исследования ­ сочинения  Сочинение­миниатюра…Как вы представляете это сочинение? Правильно, небольшое, 5­6  предложений, но состоит оно так же из трех частей…Вступление ­ где вы расскажете о  предмете наблюдения, основная часть­ раскроете всю красоту звучания весны, а в  заключении сделаете вывод. ­Как бы вы начали свое сочинение? (В результате обсуждения выбирают  предложения) ­О каких весенних звуках вы расскажите в основной части? (о звуках живой и неживой  природы)­ Все ли части есть в нашем тексте? (У нас нет заключения!) (В результате обсуждения  дети придумывают заключение: "Все рады приходу весны!") Создание мотивации на успех для каждого ребенка. А чтобы в голову пришли самые  красивые и правильные мысли,  выберите цвет вашего настроения, листочек, на котором  будете писать сочинение ( листочки разных цветов приготовлены ) IV. Этап работы с текстом ­ На разноцветных листочках давайте попробуем записать свою весеннюю зарисовку, а  может быть сказку о весне. Здесь же можно выполнить рисунок. ­ Начало сочинения уже есть. Вывешивается на доску лист ватмана со следующим текстом: Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками. ­ ПОМНИТЕ, если вдруг будут затруднения в написании букв в словах, пропускайте эти  буквы, оставляйте окошки, тогда не потеряете мысль и напишите красивые весенние  сочинения, а еще на каждой парте есть орфографические словари, которыми вы умеете  пользоваться.  ­ Пока вы работаете, будет звучать музыка, она вам тоже должна помочь. Звучит композиция Чайковского. V Этап рефлексии Все листы вывешиваются на доску. Чтение текста вслух по желанию. Оценка мини­  сочинения учащимися. ­Вам понравилось наблюдать за звуками весны и описывать их? ­ Выполнили ли мы сегодня цель нашего урока? ­ Ребята, захотелось ли вам продолжить работу в творческой мастерской? ­ Спасибо за работу. До новых встреч в творческой мастерской! Критерии 1, Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них 2. Замысел занятия реализован 3. Содержание урока оптимально (научно, доступно) 4. Проблемный характер изложения учебного материала 5. Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов  представления результатов 6. Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения 7. Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: в предметной области в области информационных технологий в проектно­аналитической деятельности в исследовательской деятельности в плане продолжения образования и  эффективного самообразования 8. Занятие способствовало  развитию  качеств личности: коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтовкритическое мышление креативность, установка на творчество самостоятельность и ответственность рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям 9. Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора 10. Занятие помогло обучающимся в ценностно­смысловом самоопределении   11. Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем 12. Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией 13. Комфортность образовательной среды: материально­техническое  обеспечение,  удобство расстановки рабочих мест 14. Качество методического обеспечения(пособия, раздаточные материалы, материалы на  электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям  обучающихся 15. Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность,  личностно­гуманное отношение к обучающимся) 16. Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся