Сочиняем считалку.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что вы знаете о считалках? – Каким может быть содержание считалок? – Как по-вашему, считалки – жанр древний или молодой? Почему вы так думаете? (На самом деле считалки – очень древний жанр, когда-то они сочинялись не детьми, а взрослыми, чтобы между охотниками можно было справедливо распределить роли. С помощью считалок определялось, кто остаётся со своим племенем, кто идёт на опасную охоту и пр. Сейчас считалки полностью «захвачены» детьми.) – Послушайте считалки и скажите, какие из них – древние, а какие – современные. Объясните, почему вы так думаете.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur101.doc
Литературное чтение Урок 101. Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Сочиняем считалку. Цели: – формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации; – формируем умение иллюстрировать художественное произведение; – формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1   Проверка домашнего задания. 1. Игра «Подскажи словечко». 2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Считалия» по строфам и  рассматривание иллюстраций. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте  учебника. 4. Находить ответы на вопросы в  © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений. 2  1  3  3     1. Беседа о жанровых признаках считалок. – Что вы знаете о считалках? – Каким может быть содержание считалок? – Как по­вашему, считалки – жанр древний или молодой? Почему вы так думаете? (На самом деле считалки – очень древний жанр, когда­то они сочинялись не детьми, а взрослыми, чтобы между охотниками можно было справедливо распределить роли. С помощью считалок определялось, кто остаётся   со   своим   племенем,   кто   идёт   на   опасную   охоту   и   пр.   Сейчас считалки полностью «захвачены» детьми.) –  Послушайте   считалки   и   скажите,   какие   из   них   –   древние,   а   какие   – современные. Объясните, почему вы так думаете. Эни – бэни – рики – паки, Турба – урба – сенти – бряки. Может – выйдет – может – нет, В общем – полный – Интер – нэт. *** Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге… Сколько надо гвоздей? Долго не думай, Говори поскорей. тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе рабо­ ты с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. © ООО «Баласс», 2012 2*** Шалуны – балуны, Выбегайте – во дворы, Становитесь­ка – играть, Воеводу – выбирать. Воевода – из народа, Выходи – из хоровода. А ты – добрый молодец, Становись – в самый конец! *** Плыл – по морю – чемо – дан, В чемо – дане – был – диван, На – диване – ехал – слон. Кто – не верит – выйди – вон! – Если содержание в считалках – не главное, то что же главное? Вспомните задачу жанра. (Весело и справедливо распределить роли.) – Что вызывает сомнение? (Справедливо распределить роли.) 2. Наблюдения над ролью ритма в считалке. 1. Беседа. – Что же позволяет нам быть не всегда справедливыми при расчёте? (Ответы ребят не комментируются.) Сейчас выясним, кто из вас прав. – Посмотрите, как записаны считалки на доске: 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. © ООО «Баласс», 2012 3Плыл – по морю – чемо – дан, В чемо – дане – был – диван, На – диване – ехал – слон. Кто – не верит – выйди – вон! Эни – бэни – рики – паки, Турба – урба – сенти – бряки. Может – выйдет – может – нет, В общем – полный – Интер – нэт. –  Попробуйте   объяснить,   почему   раздельно   записаны   слова  чемодан, Интернет? Что обозначают многочисленные тире в текстах считалок? (Это обозначение пауз, создающих ритмический рисунок.) 2. Игра. –  Повернитесь друг к другу и рассчитайтесь в соответствии  с тем, как расставлены паузы. – Теперь я изменю написание слов. Рассчитайтесь заново (водящий тот же.) Что получилось? (Из круга должен выйти другой.) Плыл – по морю – чемодан, В чемодане – был – диван, На – диване – ехал – слон. Кто – не верит – выйди – вон! Эни – бэни – рики – паки Турба – урба – сенти – бряки. Может – выйдет – может – нет, В общем – полный – Интернет. –  Заметьте,   изменилось   даже   написание   слова  Интернет.   Поскольку произносится твёрдо  [нэт], а пишется  ­нет, то в разделённом варианте слово записали так:  Интер – нэт, иначе бы было непонятно, что за  нет: © ООО «Баласс», 2012 4Интер – нет. –  Тире на письме обозначают паузы, ритмический рисунок – считалки. А как эти паузы в считалках показываются? (Жестом.) –  Так что же важнее в считалке – жест (пауза) или слово? (Жест, пауза. Именно они позволяют распределять роли не слишком справедливо.) 3. Сочинение считалки. 1. Наблюдения над изменением считалок. – Сегодня вы попробуете сочинить новую считалку. Можно совсем новую, можно – вариант старой. Задание это для вас – совсем простое. Дело в том, что вы и так довольно часто их сочиняете. Во­первых, считалки постоянно бывают вами востребованы во время игр, во­вторых, это жанр, который,   в   отличие,   например,   от   былин,   постоянно   меняется.   Жизнь меняется – содержание считалки меняется. Вот эту считалку знают все – но все в разных вариантах: Вышел месяц из тумана… Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить. –  Узкий месяц сравнивается с ножиком. А вот другие варианты той же считалки. Слушайте и объясняйте, под влиянием чего она изменилась: Вышел немец из тумана… Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить. © ООО «Баласс», 2012 5*** Вышел робот из тумана… Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить. – Какие варианты той же считалки знаете вы? – Ознакомьтесь с литературным вариантом считалки: И. Демьянов Вышел месяц из тумана, А я буду капитаном, Рано­рано поутру Я команду наберу. Ты не вешай носа – Я возьму матросом! Вышел месяц из тумана, Вышел месяц очень рано, Погуляв по синеве, Ловит рыбу на Неве! 2.  Коллективное   (или   индивидуальное,   групповое)   сочинение   считалок (вариантов известных считалок): – обсуждение структуры (содержание может быть любым, заход час­ то строится на счёте, главное в структуре считалки – слова выхода); – выбор темы (исходной считалки); – работа по созданию нового текста. 3. Проверка нового текста на ритмический рисунок. © ООО «Баласс», 2012 6Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог.   – Что нового узнали о считалках? –  Интересно   ли   было   сочинять   считалку?   Чем   эта   работа   была увлекательна? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Выучить отрывок из «Считалии» Б. Заходера. © ООО «Баласс», 2012 7Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп  и тон речи.   © ООО «Баласс», 2012 8

Посмотрите также