Что вы знаете о считалках?
– Каким может быть содержание считалок?
– Как по-вашему, считалки – жанр древний или молодой? Почему вы так думаете? (На самом деле считалки – очень древний жанр, когда-то они сочинялись не детьми, а взрослыми, чтобы между охотниками можно было справедливо распределить роли. С помощью считалок определялось, кто остаётся со своим племенем, кто идёт на опасную охоту и пр. Сейчас считалки полностью «захвачены» детьми.)
– Послушайте считалки и скажите, какие из них – древние, а какие – современные. Объясните, почему вы так думаете.
Литературное чтение
Урок 101.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Сочиняем считалку.
Цели:
– формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации;
– формируем умение иллюстрировать художественное произведение;
– формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 Проверка домашнего задания.
1. Игра «Подскажи словечко».
2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Считалия» по строфам и
рассматривание иллюстраций.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 1 3 3
1. Беседа о жанровых признаках считалок.
– Что вы знаете о считалках?
– Каким может быть содержание считалок?
– Как повашему, считалки – жанр древний или молодой? Почему вы так
думаете? (На самом деле считалки – очень древний жанр, когдато они
сочинялись не детьми, а взрослыми, чтобы между охотниками можно было
справедливо распределить роли. С помощью считалок определялось, кто
остаётся со своим племенем, кто идёт на опасную охоту и пр. Сейчас
считалки полностью «захвачены» детьми.)
– Послушайте считалки и скажите, какие из них – древние, а какие –
современные. Объясните, почему вы так думаете.
Эни – бэни – рики – паки,
Турба – урба – сенти – бряки.
Может – выйдет – может – нет,
В общем – полный – Интер – нэт.
***
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге…
Сколько надо гвоздей?
Долго не думай,
Говори поскорей.
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе рабо
ты с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
© ООО «Баласс», 2012
2***
Шалуны – балуны,
Выбегайте – во дворы,
Становитеська – играть,
Воеводу – выбирать.
Воевода – из народа,
Выходи – из хоровода.
А ты – добрый молодец,
Становись – в самый конец!
***
Плыл – по морю – чемо – дан,
В чемо – дане – был – диван,
На – диване – ехал – слон.
Кто – не верит – выйди – вон!
– Если содержание в считалках – не главное, то что же главное?
Вспомните задачу жанра. (Весело и справедливо распределить роли.)
– Что вызывает сомнение? (Справедливо распределить роли.)
2. Наблюдения над ролью ритма в считалке.
1. Беседа.
– Что же позволяет нам быть не всегда справедливыми при расчёте?
(Ответы ребят не комментируются.) Сейчас выясним, кто из вас прав.
– Посмотрите, как записаны считалки на доске:
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
© ООО «Баласс», 2012
3Плыл – по морю – чемо – дан,
В чемо – дане – был – диван,
На – диване – ехал – слон.
Кто – не верит – выйди – вон!
Эни – бэни – рики – паки,
Турба – урба – сенти – бряки.
Может – выйдет – может – нет,
В общем – полный – Интер – нэт.
– Попробуйте объяснить, почему раздельно записаны слова чемодан,
Интернет? Что обозначают многочисленные тире в текстах считалок?
(Это обозначение пауз, создающих ритмический рисунок.)
2. Игра.
– Повернитесь друг к другу и рассчитайтесь в соответствии с тем, как
расставлены паузы.
– Теперь я изменю написание слов. Рассчитайтесь заново (водящий тот же.)
Что получилось? (Из круга должен выйти другой.)
Плыл – по морю – чемодан,
В чемодане – был – диван,
На – диване – ехал – слон.
Кто – не верит – выйди – вон!
Эни – бэни – рики – паки
Турба – урба – сенти – бряки.
Может – выйдет – может – нет,
В общем – полный – Интернет.
– Заметьте, изменилось даже написание слова Интернет. Поскольку
произносится твёрдо [нэт], а пишется нет, то в разделённом варианте
слово записали так: Интер – нэт, иначе бы было непонятно, что за нет:
© ООО «Баласс», 2012
4Интер – нет.
– Тире на письме обозначают паузы, ритмический рисунок – считалки. А
как эти паузы в считалках показываются? (Жестом.)
– Так что же важнее в считалке – жест (пауза) или слово? (Жест, пауза.
Именно они позволяют распределять роли не слишком справедливо.)
3. Сочинение считалки.
1. Наблюдения над изменением считалок.
– Сегодня вы попробуете сочинить новую считалку. Можно совсем новую,
можно – вариант старой. Задание это для вас – совсем простое.
Дело в том, что вы и так довольно часто их сочиняете. Вопервых, считалки
постоянно бывают вами востребованы во время игр, вовторых, это жанр,
который, в отличие, например, от былин, постоянно меняется. Жизнь
меняется – содержание считалки меняется. Вот эту считалку знают все – но
все в разных вариантах:
Вышел месяц из тумана…
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
– Узкий месяц сравнивается с ножиком. А вот другие варианты той же
считалки. Слушайте и объясняйте, под влиянием чего она изменилась:
Вышел немец из тумана…
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
© ООО «Баласс», 2012
5***
Вышел робот из тумана…
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
– Какие варианты той же считалки знаете вы?
– Ознакомьтесь с литературным вариантом считалки:
И. Демьянов
Вышел месяц из тумана,
А я буду капитаном,
Ранорано поутру
Я команду наберу.
Ты не вешай носа –
Я возьму матросом!
Вышел месяц из тумана,
Вышел месяц очень рано,
Погуляв по синеве,
Ловит рыбу на Неве!
2. Коллективное (или индивидуальное, групповое) сочинение считалок
(вариантов известных считалок):
– обсуждение структуры (содержание может быть любым, заход час
то строится на счёте, главное в структуре считалки – слова выхода);
– выбор темы (исходной считалки);
– работа по созданию нового текста.
3. Проверка нового текста на ритмический рисунок.
© ООО «Баласс», 2012
6Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Что нового узнали о считалках?
– Интересно ли было сочинять считалку? Чем эта работа была
увлекательна?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Выучить отрывок из «Считалии» Б. Заходера.
© ООО «Баласс», 2012
7Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
8