Урок обучения грамоте «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б ». 1класс, УМК «Школа России», по учебнику «Азбука».1класс, Ч.1 (В.Г. Горецкий,В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина)-М.:Просвещение,2015. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит УУД, работу в парах и группах, широко используется игровой и занимательный материал, , электронное приложение «Обучение грамоте».Методическая разработка урока
Буква Б.Драгункина И.В..rtf
Урок обучения грамоте
«Согласные звуки [б], [б’].
Буква Б б »
1класс, УМК «Школа России»
Драгункина Ирина
Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУСОШ №3
г.Аркадака
Саратовской области Тема урока
Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б.
Педагогическая
цель
Тип урока
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные
результаты
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Основное
содержание темы,
понятия
и
термины
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными
буквами Б,б, развития речи, памяти, логического
мышления.
Решение учебной задачи
Владеют навыками плавного слогового чтения с
постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения
предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в
соответствии со знаками препинания.
Проявляют интерес к учению, открыто выражают свою
позицию на уроке, адекватно понимают причины успеха
(неуспеха) в учебном процессе, эмоционально «проживают»
текст, иллюстрации. Проявляют бережное отношение к
окружающей природе, готовность заботиться о животных.
Регулятивные: отличают верно выполненное задание от
неверного, соотносят результат своей деятельности с
целью и оценивают его.
Познавательные: общеучебные отличают новое от уже
известного, логические характеризуют звуки [б], [б’] и
буквы Б,б.
Коммуникативные:
и
пересказывают художественный текст, учатся выполнять
различные роли в коллективе, умеют контролировать
действия партнёра.
Согласные буквы Б, б; заглавная, строчная, печатная и
письменная буквы;.
Слого звуковой анализ слова, предложение, рассказ.
выразительно
читают Образовательные
ресурсы
Компьютер, ноутбуки, электронное приложение «Обучение
грамоте», «Азбука».1класс, Ч.1(В.Г.
Горецкий,В.А.Кирюшкин,Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина)
М.:Просвещение,2015., «Толковый словарик для
школьников» Н.М.Неусыпова, схемы слов, презентация,
веер с цифрами и смайликами, сигнальные кружки, рисунок
богатыря, выставка сказок А.С.Пушкина, предметные
картинки с изображением животных, индивидуальные
карточки с заданиями, таблицы по скорочтению,
аудиозапись Э.Грига «Утро»,
бандероль с шишками и баранками,( в роли почтальона
Печкина старшеклассник)
Сценарий урока
I.Организация начала урока
Прозвенел уже звонок!
Начинается урок!
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень.
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!
Кто лениться не привык,
Тот хороший ученик!
Прикоснитесь ладошками друг другу, улыбнитесь и пожелайте
успехов!
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний. Слайд 2
Повторяем то, что знаем!
а) На доске таблица (Цель:расширение угла зрения).
р 1 а
п 2 о
л 3 и
з 4 у
н 5 ы
в 6 е т 7 у
с 8 и
з 9 о
м 10 е
к 11 и
Какое задание надо выполнить?
(Читать слоги, глядя на цифры). Чтение хором (прямое и обратное).
В это время трое обучающихся получают индивидуальные задания:
1. Игра «Буква заблудилась»
з н п в м л
2. Подчеркни лишнее слово:
море, моряк, морил, морская
лес, лисичка, лесной, лесник
3.Соберите звуковые схемы к словам зайка,розы.
(электронное приложение «Обучение грамоте»)
б) Игра «Слово рассыпалось» (работа в группе)
т м к ы с л
сом, крот, писк, аисты, крот…)
з н а у р
в п и о о
(море, осы, нитка, мир, вазы, урок,,
Какие слова у вас в группах вы составили? Проверка.
Назовите из этих букв согласные, у которых звук произносится
звонко.
(в, м, л, з, р) Что надо сделать, чтобы звуки этих букв произносились мягко? (и, е,
ь)
в) Игра «Деньночь»
На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы:
баран, лиса, рысь, гусь, белка, лоси
Назовите изображённые на доске предметы и постарайтесь их
запомнить.
(Дети хором называют предметы)
Звучит команда: «Ночь!» (учащиеся закрывают глаза, а учитель делает
3 перестановки рисунков).
Звучит команда: «День!» (Дети открывают глаза)
Скажите, в какой последовательности были изображены предметы
первоначально, в каком порядке они стоят после перестановки, и какие
предметы поменяли свои места? (Дети отвечают)
Учитель командует «Ночь!» (Дети закрывают глаза, а учитель
распределяет
изображённые предметы на две группы.
В первой группе: гусь, белка, рысь, во второй – лоси, лиса, баран.
Назовите предметы, изображённые в первой группе, во второй группе.
С помощью чего вы назвали изображённые предметы?
(Мы назвали предметы с помощью слов).
г) Логическая задача (работа в группе)
Исключите одно слово из 1ой группы по нескольким признакам
одновременно.
(Из первой группы можно исключить слово белка, т.к. в нём 2 слога, 5
звуков,
а в словах рысь и гусь по 1 слогу и по 3 звука. Слово белка
оканчивается на
гласный звук, а слова рысь и гусь – на мягкий согласный звук.)
Какое слово можно исключить из 2ой группы?
(Из второй группы можно исключить слово баран, т. к. в нём 5 звуков,
а в
словах лоси, и лиса по 4 звука. Слово баран заканчивается на
согласный
твёрдый звук, а слова лиса и лоси – на гласный, лиса и лоси – дикие
животные, а баран может быть и домашним. III. Постановка учебной задачи
Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему
нашего
урока.
(Слово баран начинается со звука [б], а слово белка – со звука [б’].
Значит, тема урока « Звуки [б], [б’] и буква, которая их обозначает».)
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.
(Цель формируется с использованием (на слайде 3) опорных слов:
познакомиться..,
учиться отличать..,
учиться читать…)
(Цель нашего урока познакомиться со звуками [б], [б’] и буквой,
которая их обозначает; учиться отличать звуки [б], [б’] и букву,
которая их обозначает, от других звуков и букв, учиться читать слоги,
слова с новой буквой).
IV.Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Белочка предлагает нам отправиться в небольшое морское
путешествие на
остров – заповедник. Что значит слово заповедник? (Работа с
Толковым
словарём.)
Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются
редкие и ценные животные, растения. Слайд 3.
– Какие средства передвижения по морям вы знаете?
(Лодка, яхта, парусник, корабль, теплоход…)
Выберите то судно, в котором встречается новый звук.
(Корабль)
Мы отправляемся с вами в путешествие на нашем кораблике.
Физминутка. (на фоне музыки)
Корабли по морю плыли,
К чудоострову спешили.
Ждали там давно гостей
Первоклашек малышей. 2. Слогозвуковой анализ слов
Чтобы наш кораблик удачно причалил к острову заповеднику
необходимо выполнить задание Белочки.
а) Загадка.
Полосатые лошадки
Разбежались по площадке.
Кто это? (Зебры)
Определим сколько слогов в слове зебры? (Дети показывают на веере
цифру)
Назовите первый слогслияние
. А теперь отчётливо произнесём следующий звук, примыкающий к
слиянию. ([б])
Какой этот звук – гласный или согласный?
Почему? (Выдыхаемый воздух встречает преграды).
Давайте проверим звонкий он или глухой, произнесём [б], [п].
Почему звук [б] звонкий?
(Произносится не только с шумом, но и голосом).
Твёрдый звук [б] или мягкий? (Дети показывают «молоточек»).
Составим звуковую схему этого слова.(1 ученик составляет схему на
наборном полотне с обратной стороны доски, остальные –
самостоятельно).
Проверка с помощью сигнального кружка.
Какой слог ударный? (1) .Молодцы!
б) – Какая птица является символом мира? (Голубь).
А если их два или более, как сказать? (Голуби).
Сколько слогов в этом слове? (3)
Почему? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Назовите последний слогслияние.
Какой согласный в последнем слоге мягкий или твёрдый, звонкий или
глухой? (Мягкий, звонкий т.к. произносится не только с шумом, но и
голосом).
Составим звуковую схему слова голуби. (1 ученик у доски,
остальные на своих наборных полотнах). Проверим по Азбуке с.97 .
Какой вывод можно сделать о звуках [б], [б’]?
(Согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым).
в) Игра «Кто внимательнее?»
Если в слове звук [б] – показываете «молоточек», если звук [б’] –
подушечку. (На слайде картинки: берёза, бинт, бабочка, булка,
подберёзовик, грибы, осины).
Физминутка (для глаз)
Посмотрите внимательно глазками вокруг, назовите несколько
предметов, находящихся в классе, с новыми звуками. (Батарея,
багетка, бантики,блтинки..).
3. Знакомство с буквой Б
Какой буквой обозначаются звуки [б],[б’] на письме?
Выложите букву Б из шнурка.
Где стоит она в «Алфавите»? (После буквы Аа, но перед буквой Вв).
Найдите букву Б на «ленте букв» , в кассе букв.
Почему две Б б ? Что пишется с заглавной буквы?
4. Дидактическая игра «Кто внимательный?»
Постарайтесь запомнить больше слов с Б,б.
Буква Б проснётся рано,
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров, Богатырь Борис Бобров!
Как же зовут богатыря?
С какой буквы надо писать это слово? Почему?
(Имена, фамилии пишутся с заглавной буквы).
Наш кораблик удачно причалил к острову и нас встречает богатырь
Борис Бобров.
5. Чтение слоговслияний Слайд 4.
С буквой б мы познакомились. Что теперь мы можем делать?
(Мы можем читать слоги и слова.)
а) Чтение слогов (электронное приложение «Обучение грамоте»)
б) Чтение по таблицетреугольнику (Цель: развитие зрительного поля).
Богатырь предлагает поработать по таблице.
При чтении слогов необходимо смотреть на красную точку). б а Дополните слоги до слов. (Банк, бинт,
бабочка,
б и
б о
бочка, берёза, берег, булочная, бычок).
б е
б у
б ы
в) Он предлагает нам прочитать слоги, добавляя каждый раз по одной букве.
ба
би
бо
бе
бу
бы
ба
би
бо
бе
бу
бы
ба
би
бо
бе
бу
бы
(Азбука, с.97) Слайд
6.) Чтение слов с дополнительными пометами
5.
Богатырь Борис Бобров доволен вашей работой на уроке и предлагает
познакомиться, наконец, с обитателями его заповедника. (Чтение слов
по рядам).
Как можно назвать их одним словом? (Животные).
Как нужно относиться к животным? (Беречь!Охранять! Зубр занесён в
Красную книгу.)
7. Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (Азбука, с.96)
Слайд 7
Белочка интересуется, знаете ли вы, фрагмент какой сказки
изображён?
Кто автор сказки? (Пушкин А.С.)
(Учитель выставляет книги со сказками А.С.Пушкина) Расскажите, что изобразил художник?
Выразительно прочитайте стихотворение. Выучим наизусть. (Чтение
индивидуально, хором).
Продолжите отрывок.
Кто помнит, какие строки сочинил А.С. Пушкин про кораблик?
Физкультминутка (звучит музыка)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
V . Закрепление знаний и способов действий
1. Работа над текстом и иллюстрацией
Белочка предлагает нам прогуляться в парк. Слайд 8
Что такое парк? (Работа с Толковым словарём.)
Парк – насаженная роща с аллеями.
а) Читаем по таблице:
(Азбука, с.97)
па рк
вет ки
бра ла
бар анки
инте ресно
б) Чтение текста хорошо читающим учеником.
Послушайте внимательно рассказ, озаглавьте его. («В парке»,
«Белочка»)
О ком этот текст? (О белочке).
Видели ли вы когданибудь белку? Расскажите о ней.
в) Давайте хором, все вместе прочитаем текст.
г) Беседа по содержанию.
Кто пошёл в парк?
Что росло там? Что делала белка?
Что значит «она была на воле»?
Что брала белка у детей из рук?
Почему она не боялась людей? (Видно её часто люди подкармливали. Она верила, что люди её не
обидят).
А какую посильную помощь вы можете оказать животным?
В нашем Аркадакском районном охотхозяйстве на разведение дичи
выпущено 20 благородных оленей, 20 пятнистых оленей, 30 особей
суркабайбака. Они успешно расселились в наших краях.
д) Чтение текста про себя, подготовка к пересказу.
е) Пересказ текста.
В гостях хорошо, а дома…(лучше). Пора возвращаться домой.
Богатырь Борис Бобров, жители острова прощаются с нами.
Физминутка. (под музыку)
Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канатыпаутинки,
А паруслепесток.
2.Разгадывание ребусов. Слайд 9. Работа в парах
Но что мы видим… На море хозяйничают пираты и выдвигают нам
свои требования.
1. Разгадать ребусы, набрать на наборном полотне эти слова.
столбы – столб
Родина
бананы Самопроверка по слайду. Слайд 6.
2. Вертится как белка в колесе? (Работа в группе)
Как вы понимаете?
(Не сидит ни минуты, беспрерывно суетится, чтото делает).
Задания выполнены, и наш корабль благополучно возвратился домой.
VI. Рефлексивнооценочный
Какие цели ставили в начале урока? Достигли их?
Что нового узнали на уроке?
Что особенно вам понравилось на уроке? Почему?
Что вызвало затруднение? Почему?
О каких животных шёл разговор на уроке?
Чем мы можем помочь животным?
Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
Оцените свою работу на уроке.(Смайлики) Слайд 10.
(Стук в дверь, входит почтальон Печкин)
Вам пришла бандероль. Я отдам вам её, если вы правильно
назовёте первый звук в этом слове.( [б] )
От кого бандероль? Прочитайте! (От Белочки)
Какой звук слышите? [б’] .(Печкин вручает бандероль).
Что же там?
Шишки для уроков труда и баранки всем за хорошую работу на
уроке.
Что нужно сказать Белочке и Печкину? (Спасибо).
И вам спасибо за урок.
Скоро прозвенит звонок,
Наш закончился урок!
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
«Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б б »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.