Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Оценка 4.9

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Оценка 4.9
Документация +5
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
07.02.2017
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Публикация является частью публикации:
План психолога - 2016-17.docx
«Утверждаю» Директор МБОУ «Намская школа­детский сад» ______________Иванова А.И. «___» __________2016 г. Годовой план работы педагога­психолога МБОУ «Намская начальная школа­детский сад» на 2016­2017 учебный год Педагог­психолог школы­сад Христофорова М.П. С. Намцы 2016 г. Пояснительная записка. Основой для разработки являются следующие нормативные документы:    ­ Положение о службе практической психологии в системе МО РФ (приказ МО РФ N636 от 22.10.99.);          ­  Типовое   Положение   о   порядке   создания   и   организации   работы   психолого­медико­педагогического   консилиума   образовательного учреждения (письмо N 27/901­6 от 27.03.2000);   ­   Инструктивное   письмо   МО   РФ   об   использовании   рабочего   времени   педагога­психолога   образовательного   учреждения   N29/1886­6   от 24.12.2001; ­  Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г. ­ Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01­08/1188 от18.06.07); ­ Положение об аттестации специалистов системы образования МО РС(Я), работающих на должности «педагог­психолог»  (приказ 01­08/1188 от18.06.07). ­Единые стандарты организации психолого­педагогического сопровождения образовательного процесса и  деятельности педагогов­психологов образовательных   организаций МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я)  в условиях реализации ФГОС, утвержденный начальником МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я), Протопоповым О.Н. 05.10.2015 ­ Основная нормативная база психолого­педагогического сопровождения (Приложение 1) Психолого­педагогическое сопровождение должно пронизывать  все стороны взаимодействия обучающегося, воспитанника, родителей (законных представителей)  и школы  в процессах обучения, развития, воспитания и социализации. Это означает, что целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Целевые ориентиры являются сегодня показателем достижения школой и педагогами современного качества образования:  забота о психологической безопасности и здоровье школьников;   создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования;   его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;  духовно­нравственное развитие и воспитание   обучающихся, гарантирующее охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья.   Основным     предметом  деятельности   школьного   психолога     являются   технологии     формирования   и   измерения   необходимых компетенций: предметных, метапредметных и личностных, иными словами – оценка   качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Таким образом, работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы. При этом, главной  социально­психологической особенностью  ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии. Стандарт создания условий  для индивидуального развития всех обучающихся, воспитанников, в том числе и тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В   рамках   ФГОС   описываются  требования   к   коррекционной   работе  в   школе,   затрагивающие,   прежде   всего,   работу   с   детьми   с ограниченными возможностями здоровья, и задающие направление деятельности психолого­педагогического сопровождения в целом.  Требования  стандарта в части реализации программы коррекционной работы предусматривают: ­ выявление  и удовлетворение  особых  образовательных потребностей  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;  ­   реализацию   комплексного   индивидуально   ориентированного   психолого­медико­педагогического   сопровождения   в   условиях образовательного   процесса   всех   детей   с   особыми   образовательными   потребностями   с   учетом   состояния   здоровья   и   особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии).  Основные функции работы: • участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта; • участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям; • оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива через призму развития личности обучающихся; • анализ достижений и подтверждения обучающимися уровней развития и образования. Задачами психолого­педагогического сопровождения являются: Защита  прав и интересов личности  обучающихся,  обеспечение благоприятных условий  их психического  и физического  развития и Квалифицированная     комплексная  диагностика  возможностей  и  особенностей  развития  ребенка  с целью  как  можно более  раннего 1. обучения, поддержка и содействие в решении психолого­педагогических и медико­социальных проблем. 2. выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии. 3. Содействие ребенку в решении  актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально­волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута. 4. 5. 6. педагогическому коллективу в оптимизации социально­психологического климата образовательного учреждения. 7. внимания специалистов. 8. 9.       Содержание психолого­педагогического сопровождения учебной деятельности: ­ диагностика возможностей и особенностей развития ребенка; Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся. Развитие психолого­педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей. Содействие   укреплению   взаимопонимания   и   взаимодействия   между   всеми   субъектами   образовательного   процесса,   содействие Консультативно­просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей. Психолого­педагогическая помощь родителям (законным представителям), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого ­ оказание помощи педагогам  в вопросах оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;  ­ формирования основных образовательных компетенций (УУД);  ­ построение  индивидуальной траектории развития ребенка; ­ экспертиза соответствия применяемых методов работы требованиям ФГОС.         Содержание психолого­педагогического сопровождения процессов социализации и воспитания: ­ профилактика асоциального поведения; ­ профилактика и коррекция дезадаптивных форм  поведения; ­ психологическая поддержка одаренных детей; ­ повышение психолого­педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;  ­ мониторинг состояния здоровья, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы образовательного учреждения.       Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: ­ коррекция познавательных процессов, эмоционально­личностной сферы отклоняющегося поведения;  ­ консультирование по различным аспектам коррекционной работы родителей и педагогов; ­ участие в работе психолого­медико­педагогического консилиума. В   целях   обеспечения   требований   ФГОС   НОО,   на   основании  единого   стандарта  психолого­педагогического   сопровождения образовательного процесса и  деятельности   педагогов­психологов образовательных   организаций Намского улуса, работа организована  по следующим разделам: 1. Организация и содержание  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами (Приложение 2) 2. Организация психологического сопровождения образовательного процесса обучающихся начальной школы (Приложение 3) 3. Реализация программы по психолого­педагогическому сопровождению вновь прибывших учащихся (в том числе из ближнего зарубежья) (Приложение 4) 4. Организация и систематизация деятельности  по групповой работе с обучающимися (воспитанниками) (Приложение 5) А.  Групповая  работа  в классах нового состава  Б.  Занятия по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни и их тематика 5. Психолого­педагогическое сопровождение  родителей (законных  представителей) (Приложение 8) 6. Реализация  программы профилактики эмоционального выгорания педагогов (Приложение 9) 7. Организация групповой работы с детьми «группы риска» (Приложение 12)   Таким   образом,   в   условиях   достижения     обновленных   целей   и   задач   образования   психолого­педагогическое   сопровождение   как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально­психологические и педагогические условия для успешного   обучения   и   развития   каждого   ребенка   в   образовательной   среде,     становится   необходимым   элементом   системы   управления образовательным процессом школы. Стартовая диагностика УУД и особенностей  процесса адаптации  1.2. Диагностика сформированности УУД на  конец года 1. Психодиагностическая работа Система оценки  достижения планируемых  результатов Система оценки  достижения планируемых  результатов Программа коррекционной работы Октябрь­ ноябрь  Учащиеся 1­х  классов Аналитическая  справка Апрель Учащиеся 1­х – 4­ х классов Аналитическая  справка В течение  года Учащиеся 1­х – 4­ х классов Аналитическая  справка № 1.1 1.3 2.1 2.2 2.3 Название Раздел ООП НОО Сроки  Категория Форма отчетности Перспективный план педагога­психолога Диагностика в рамках индивидуальной и  групповой коррекционно­развивающей  работы Развитие личностных и  коммуникативных УУД 2. Коррекционно­развивающая работа Программа формирования  универсальных учебных  действий  В течение  года Развитие познавательных и регулятивных  УУД Коррекционная работа с учащимися с  признаками дезадаптации Программа формирования  универсальных учебных  действий Программа коррекционной работы В течение  года В течение  года 3. Психологическое консультирование Уч­ся 1­х­4­х кл. Журнал  учета видов работы  раздел «Групповая  работа» Уч­ся 1­х­4­х кл. Журнал учета видов  работы раздел  «Групповая работа» Уч­ся 1­х­4­х кл. Журнал учета видов  работы разделы  групповой и  индивидуальной  работы 3.1 Консультирование педагогов: 1.Информирование по результатам  диагностики, предоставление  рекомендаций. 2. Составление индивидуального  образовательного маршрута (совместно с  другими специалистами ПМПК).  3. Ведение карты мониторинга достижения личностных и мета­предметных  результатов  5. Составление характеристики учащихся  4­х классов 3.2 Консультирование  родителей: По результатам диагностики и запросам  других участников воспитательно­ образовательного процесса Программа коррекционной работы В течение  года  Учителя  начальных классов Система оценки  достижения планируемых  результатов В течение  года Учителя  начальных классов Журнал консультаций  Апрель Май  В течение  года Родители Журнал консультаций 4. Психологическая профилактика и просвещение 4.1 4.2 4.3 Работа с родителями (родительское  собрание, семейная гостиная, круглый  стол, вечер вопросов и ответов, тренинг и  др.) 1.Проблемы адаптации  первоклассника. 2.Повышение психологической культуры и  грамотности родителей в сфере воспитания  Работа с учителями:  1. Выступления на педсоветах, на МО  учителей начальной школы, на школьных  семинарах. 2.Трениги развития личностных  компетенций учителя. Работа с учащимися (уроки, часы  психологии, беседы и др.): Программа формирования  культуры здорового и  безопасного образа жизни Программа духовно­ нравственного развития и  воспитания Октябрь В течение  года Родители: 1–х классов Родители: 1–х – 4­х классов Папка выступлений  В течение  года Учителя  начальных классов Программа формирования  культуры здорового и  В течение  года Учащиеся 1­х – 4­ х классов Журнал  «Организационно­ методическая работа» Журнал учета видов  работы раздел  «Групповая работа» Папка выступлений 1.Формирование ЗОЖ. 2. Формирование духовно­нравственного  развития. 3.Профилактика беспризорности,  безнадзорности (в рамках реализации  Закона №15­39 КЗ). безопасного образа жизни Программа формирования  духовно­нравственного  развития и воспитания 5. Экспертная деятельность 5.1. Экспертиза  В   течение года Учителя классов   1­4­х Журнал   учета   видов работы раздел «Экспертная работа»   ­ образовательной среды; ­   программ   урочной   и   внеурочной деятельности;  ­ педагогов    профессиональной   деятельности Организация и систематизация деятельности по групповой работе с обучающимися Цель  Срок реализации Формы работы Периодичность мероприятий Количество занятий Тематика занятий  Продолжительность занятия Развитие  сплоченности в коллективе Сентябрь – ноябрь Информирование,   групповые   дискуссии,   тренинговые   упражнения,   ролевые   игры,   моделирование эффективного социального поведения, мозговой штурм, беседы, круглый стол. 1 раз в неделю 3  1. Знакомство участников друг с другом. Создание общей атмосферы, настроя на работу, вхождение в тему занятия. 2. Тренинг по типу «веревочного курса», направленный на создание атмосферы творческого поиска, проработку возможности принятия нестандартных решений, повышение взаимопомощи и поддержки в коллективе, преодоление барьеров в общении, выработку стратегии группой. 3. Итоговое   мероприятие   (поход,   культурно­массовое   мероприятие,   вечер   дружбы,   фотосессия   с дальнейшим изготовлением коллажа) 1,5 – 2 часа Цикл занятий по формированию культуры безопасного  и здорового образа жизни и их тематика Цель  Темы занятий Формы работы        2­4­е классы Формирование основных понятий о здоровом образе жизни, культуре ЗОЖ 1. Понятие о здоровье.  2. Общее представление о психоактивных веществах, их влияние на организм и здоровье человека. 3. Дружба. Правила межличностного общения.  4. Толерантное отношение к физическим недостаткам, людям с ОВЗ. 5. Семья, правила семейного поведения. Ребенок в семье, его обязанности и права.  6. Правила поведения на улице, в общественных местах, с незнакомыми людьми. Игровые ситуации, коллективно­творческое дело, творческие и познавательные конкурсы, инсценирование, сказкотерапия, квесты. Цель Задачи Психолого­педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) Помощь в создании благоприятных социально – психологических условий для развития личности, успешности  обучения ребенка. Помощь в создании условий  для реализации  индивидуально  психологических возможностей ребёнка в  Консультирование по созданию условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования   учебно­воспитательном процессе;  здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;  ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью, как собственному, так и других людей; по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.  Организация групповых занятий, семинаров и тренингов для родителей по формированию бережного,  Срок реализации сентябрь­май Формы работы Адресаты Периодичность  мероприятий Продолжительность  занятия Ожидаемые  результаты семинары­ практикумы, конференции, лектории, тренинги, дел.игры Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, психологическое консультирование,  беседы,  круглый стол, просмотр видеофильмов. Родители 1­4 классов, родители детей ОВЗ, детей­инвалидов, учета КДН, ПДН, гр.риска, попавших в трудную  жизн.ситуацию 1 раз в четверть в 1,4 классах 2 раза в год в 2,3 классах  1 раз в четверть для родителей детей ОВЗ, детей­инвалидов, учета КДН, ПДН, гр.риска, попавших в трудную  жизн.ситуацию. 40мин.­1час Формирование и развитие психолого­педагогической компетентности родителей (законных представителей)  обучающихся об возрастных особенностях и новообразованиях. Тематика родительского лектория: Темы занятий Цель 1­4 классы Темы занятий Цель I.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, формирование заинтересованного отношения к  собственному здоровью; формирование установки на использование здорового питания; занятий физической  культурой и спортом; применение рекомендуемого врачами режима дня, гигиены Понятие о здоровье: режим дня, правильное питание и т.д. II. Профилактика ПАВ формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей, сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания; становление навыков  противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих  веществ; 1­4 классы Темы занятий Цель 1­4 классы Темы занятий Цель 1­4 классы Опасность ПАВ. Сквернословие или профилактика отклоняющегося поведения. III. Профилактика аутоагрессивного поведения 1. Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного  образа жизни 2. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими  людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 3. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, проектной и других видах деятельности;  1. Позитивное воспитание и возрастные особенности младшего школьника. 2. Как помочь лучше учиться; профилактика неуспеваемости в начальных классах. 3. Что нужно знать о аутоагрессивном поведении. Социализация и профессиональная ориентация в современном обществе. Профессии всякие нужны­ профессии всякие важны! Профессии моих родных. IV.Профориентационное воспитание Консультирование  Индивидуальное консультирование Темы  Цель По результатам диагностики. По запросу. Консультирование: просвещение родителей, планирование будущего, сопровождение в выборе вуза и тд. Помощь и содействие в решении проблем. Направление к узким специалистам. Участники Цель Периодичность мероприятий Продолжительность занятия Ожидаемые результаты Групповое консультирование Родители  детей ОВЗ, КДН, ПДН, группы риска и попавших в трудную жизн.ситуацию. По запросу. Консультирование: просвещение родителей, планирование будущего, сопровождение в выборе вуза и т.д. Взаимопомощь, группа поддержки и сопровождение в решении проблем. 1 раз в неделю по категориям. Не менее 1 раза в четверть. 40мин.­1час. Просвещение и получение знаний, воспитание детей с адекватной самооценкой, духовно­ нравственных, здоровых физически и психологически. Срок реализации Периодичность мероприятий Количество занятий Продолжительность занятия Сентябрь ­ октябрь Ноябрь  Март – апрель  Май  Работа с детьми «группы риска» Сентябрь – май  1 раз в неделю 10 1,5 – 2 часа 1. Наблюдение  2. Учет детей «группы риска» (совместно с классным руководителем, социальным  педагогом) 3. Диагностика учащихся ОУ Формирование   групп   детей,   нуждающихся   в   повышенном   внимании,   по   итогам диагностики. Начало коррекционно­развивающей работы Итоговая диагностика, анализ проведенной работы Подготовка отчетов, планирование деятельности на следующий учебный год Годовой план работы  Наименование работ СЕНТЯБРЬ Семинар «Психолого­педагогическое сопровождение в условиях внедрения ФГОС» в  рамках сентябрьского совещания  Разработка и утверждение плана работы за 2015­2016 учебный год  № 1 2. Дата  8 сентября Форма  Участие , обучение До 20 сентября Составление плана 3 4 5 6 7 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 № Составление банка данных всех семей школы­сад В течении месяца Разработка данных Обследование обучающихся в территориальной ПМПК 17­18 сентября Сбор документаций Охват детей дополнительным образованием; В течение месяца Учет информаций Исполнение ФЗ­120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних» В течение месяца Изучение нормативной  базы Установить сотрудничество в области социально­психологического обслуживания с  другими учреждениями  В течение месяца Межведомственное  взаимодействие Наименование работ Дата  ОКТЯБРЬ Формирование базы данных детей с ОВЗ и детей­инвалидов, с заключениями РПМПК До 6 октября Установочный семинар для зам. директоров по ВР, социальных педагогов, педагогов­ психологов образовательных организаций Стартовая диагностика УУД и особенностей  процесса адаптации первоклассников «Месячник психологического здоровья обучающихся» Октябрь Октябрь­ноябрь Форма  Сбор сведений Участие, обучение Диагностика По плану Всеобщее родительское собрание Всемирный день отказа от курения Групповые формы работы с родителями Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов Улусный семинар для педагогов­психологов, учителей­логопедов ДОУ Работа с детьми инвалидами, детьми из семей находящихся в СОП и ТЖС. Развитие личностных и  коммуникативных УУД С 15 окт­15  ноября 15 октября 20 октября Лекторий Беседы медработника В рамках месячника В рамках месячника Участие, обучение С 20­30 октября С 15­30 октября Первая пол.  месяца Вторая половина Посещение на дому 26 октября Мониторинг Наименование работ Дата  Форма  НОЯБРЬ 1 2 3 4 5 6 7 № 1 2 3 4 5 6 № 1 2 Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов С 1­15 ноября Беседы Развитие познавательных и регулятивных УУД День народного единства. Что такое толерантность? Отчет по месячнику психологического здоровья обучающихся Вторая половина Диагностика 04 ноября  До 18 ноября Лекторий Отчет Улусный семинар тренинг для родителей с детьми­инвалидами и с детьми ОВЗ «Мир глазами моего ребенка» Вторая половина  месяца Участие родителей Антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью» С 18­29 ноября Республиканский семинар “Дополнительное образование и семейное воспитание в  условиях ФГОС” Первая пол  ноября   Просмотр обсуждение Участие, обучение клипо Наименование работ ДЕКАБРЬ Диагностика суицидального поведения среди несовершеннолетних  Отчет работы общественного поста ЗОЖ за первое полугодие  Улусный семинар для педагогов­психологов, учителей­логопедов ДОУ Акция милосердия для детей находящихся в ТЖС и СОП (благотворительная акция  детям находящихся в ТЖС и СОП) Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно­развивающей  работы Развитие личностных и  коммуникативных УУД Дата  Декабрь До 30 декабря Декабрь Декабрь Форма  Диагностика отчет Участие, обучение Сбор средств 24 декабря Диагностика 26 декабря Мониторинг Респ. псих. мастерская «Инсайт» Наименование работ ЯНВАРЬ Курсы повышения квалификации на тему: Индивидуальная психолого­педагогическая, профилактическая работа с детьми семьями группы риска Дата  Январь 26­30 января Форма  Обучение Обучение 4 5 № 1 2 3 4 № 1 2 3 4 5 6 № 1 2 Выездная работа ЦСПС по ДОО (по запросу) Январь Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов В течение месяца Беседы Улусный семинар для педагогов­психологов, учителей­логопедов ДОУ Наименование работ ФЕВРАЛЬ Дата  Вторая пол  месяца Форма  Участие, обучение Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно­развивающей работы В течение месяца Диагностика Развитие познавательных и регулятивных УУД В течение месяца Мониторинг Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов В течение месяца Беседы Семинар для социальных педагогов и педагогов­психологов «Месячник психологического здоровья обучающихся» Наименование работ МАРТ Лектории   для   родителей   по   охране   и   укреплении   психического   здоровья   детей: «Дарите детям любовь»  Проверка деятельности общественных постов ЗОЖ Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов Развитие личностных и  коммуникативных УУД Наименование работ АПРЕЛЬ Телефон психологической помощи «Доверие» Групповые формы работы с родителями Дата  Форма  В начале марта Участие, обучение С 1 марта­1  апреля В течении месяца  Лекторий По плану С 15 марта­15  апреля В течение месяца Беседы Проверка март Диагностика Дата  Форма  1 по 31 апреля С 1­15 апреля Ознакомление Беседы, лектории Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов С 1­15 апреля Беседы 3 4 5 6 7 8 Аналитический отчет о проведении «Месячника психологического здоровья  обучающихся» Совместный семинар педагогов­психологов и социальных педагогов «Итоги работы  Центра СПС УО, педагогов­психологов, социальных педагогов и учителей логопедов  ОО за 2015­2016 учебный год» Диагностика сформированности УУД на конец года Диагностика   в   рамках   индивидуальной   и   групповой   коррекционно­развивающей работы Развитие познавательных и регулятивных УУД МАЙ № Наименование работ 1 Обследование обучающихся в территориальной ПМПК 2 3 4 5 Отчеты общественных постов ЗОЖ  Развитие личностных и  коммуникативных УУД Составление характеристики учащихся 4­х классов Годовые отчеты (статистический и аналитический отчет) До 10 апреля  отчет 21 апреля Участие, обучение апрель апрель апрель Дата  май До 15 мая май Конец мая 20 мая Диагностика Диагностика Диагностика Форма Сбор документаций Отчет Отчет Диагностика Отчет  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 № 124­Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000).   Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (24.06.1999 №120­ФЗ). Приложение 1  Федеральный закон Российской Федерации № 436­ФЗ 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».  Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.1989 № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования».   Постановление правительства РФ от 31.07.1998 № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико­социальной помощи».  Письмо МО РФ от 22.01.1998  № 20­58­07 ин/20­4 «Об учителях логопедах и педагогах­психологах образовательных учреждений».  Приказ  № 636 от 22.10.1999 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением.  Письмо МО РФ № 70/23­16 от 07.04.1999 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».  Постановление   Минтруда   РФ   от   27.09.1996   №   1   «Об   утверждении   положения   о   профессиональной   ориентации   и   психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186).  Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901­6 «О психолого­медико­педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».  Письмо   Министерства   образования   Российской   Федерации   от   27.06.03   №   28­51­513/16.   Методические   рекомендации   по   психолого­ педагогическому сопровождению обучающихся в учебно­воспитательном процессе в условиях модернизации образования.  Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14­51­140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную».  Этический   кодекс   педагога­психолога   службы   практической   психологии   образования   России   (принят   на   Всероссийском   съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва).  Инструктивное   письмо   Минобрнауки   РФ   №   03­132   «О   методических   рекомендациях   по   процедуре   и   содержанию   психолого­ педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» от 27.01.2009.  ФГОС   начального   общего   образования.   Утвержден   приказом   Минобрнауки   РФ   06.10.2009   №373   (зарегистрирован   Минюстом   России 22.12.2009 №15785).  ФГОС основного общего образования. Утвержден  приказом от 17.12.2010 № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2010 № 19644.)  Приказ Федерации Минобрнауки России 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».  Приказ   Минздравсоцразвития   России   от   11.01.2011   №   1н   «Об   утверждении   Единого   квалификационного   справочника   должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».  «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами», Федеральный государственный     образовательный   стандарт   начального   общего   образования,   утвержден   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.   Инструктивное   письмо   МО   РФ   об   использовании   рабочего   времени   педагога­психолога   образовательного   учреждения   N29/1886­6   от 24.12.2001. Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г.  Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01­08/1188 от18.06.07).  «Семейный кодекс РФ»  «Гражданский кодекс РФ»      Конвенция ООН о правах ребенка,    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в  Российской Федерации» Приложение 2. Организация и содержание  работы  педагога­психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами  Цели:  ­ защита прав и интересов ребёнка; ­выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребёнка, выбор оптимального образовательного маршрута; ­ обеспечение равных возможностей получения  качественного образования и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии у детей. Задачи:  выявление групп детей, требующих внимания специалистов;  консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам  коррекции и реабилитации;  организация   индивидуальных   и   групповых   занятий   с   педагогами   и   детьми   по   изменению   стереотипов   поведения,   коммуникативным навыкам. Психолого­педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Данное направление включает четыре взаимосвязанных компонента: 1) изучение личности обучающегося; 2) индивидуальное психологическое сопровождение; 3) создание благоприятных социально­педагогических условий для развития личности, успешности обучения; 4)   просветительская работа  по повышению психологической компетентности участников сопровождения ребенка с ОВЗ. Примечание: индивидуальное сопровождение  ребенка с ОВЗ педагог­психолог осуществляет в следующих случаях:  ­ при выявлении проблем в ходе мониторинговой  диагностики;  ­ по заявке/обращению родителей (законных представителей);  ­ по заявке/обращению педагогов, администрации (после получения согласия родителей (законных представителей);  ­ при обращении специалистов других социальных служб.  Изучение личности обучающегося обязательно предполагает сбор информации о ребенке и  анализ полученной информации. Этапы  индивидуального психологического сопровождения: 1) проведение  диагностики психического развития ребёнка; 2) отслеживание психического  развития детей  с ОВЗ и социально психологического  развития ученических коллективов, в которых они обучаются; 3) проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий на основе  существующих методик и консультативной работы; 4) помощь в создании условий  для реализации  индивидуально­психологических возможностей ребёнка в учебно­воспитательном процессе; 5) помощь в создании условий для социально­психологического развития ученического коллектива с включением детей с ОВЗ в совместные виды  деятельности; 6) правильное   и   своевременное     оформление   документации   в   соответствии   с   требованиями   и   должностными   обязанностями   педагога­ психолога. Создание благоприятных социально­педагогических условий для развития личности, успешности обучения  Выявление личностных проблем развития ребенка  Оказание помощи в решении проблем  Разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования   и реализация схем и программ сопровождения  Обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком  Организация   и   проведение   медико­психолого­педагогических   консилиумов:   взаимодействие   со   специалистами   сопровождения (медицинский работник, социальный педагог, учитель – логопед, учитель – дефектолог). Организация психологического сопровождения  Приложение 3 Психолого­педагогическое сопровождение образовательного процесса школьников имеет несколько уровней реализации:  образовательного процесса учащихся начальной школы  индивидуальное,   групповое,   на уровне класса,   на уровне всей ступени начального обучения. В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС НОО, выделяются следующие основные направления психолого­педагогического сопровождения в начальной школе: 1. Сохранение и укрепление психологического здоровья. 2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. 3. Развитие экологической культуры. 4. Выявление и поддержка одаренных детей. 5. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями. 6. Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения детей. 7. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. 8 Формирование умения учиться как самой значимой компетенции через развитие универсальных учебных действий у обучающихся. Программа по психолого­педагогическому сопровождению вновь прибывших учащихся  Приложение 4 Адаптация, т. е. приспособление, привыкание к новым условиям, – сложный и зачастую продолжительный процесс, зависящий как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Здесь необходимо продумать комплекс мер. Данная программа нацелена на более   успешную   адаптацию   учащихся,   начинающих   свое   обучение   в   новом   ОУ,   имеющая   профилактическую   направленность   по предупреждению   дезадаптации   обучающегося,   возникновения   конфликтов   в   ученическом   коллективе,   неблагоприятного   социально­ психологического   климата.   В   реализации   программы   должны   участвовать   классные   руководители,   учителя­предметники,   работающие   с данными классами, социально­психологическая и медицинская службы, родители, администрация. Цель:  создание   психолого­педагогических   условий   для   успешной   адаптации   учащихся   к   особенностям   образовательной   среды   школы, сохранение психологического здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к учащимся. Задачи: 1) Создать условия для обеспечения эмоционального комфорта ученика, благоприятного социально­психологического климата в ученических коллективах.  2) Организовать сетевое взаимодействие с педагогическим коллективом для повышения эффективности работы по адаптации обучающихся. 3)   Содействовать   классным   руководителям   в   изучении   индивидуальных   особенностей   вновь   прибывших   детей   с   целью   построения воспитательной траектории. 4) Способствовать формированию у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижению уровня школьной тревожности. 5) Повышать психолого­педагогическую компетентность педагогов. 6) Включить обучающихся школьного коллектива к процессу адаптации вновь прибывших учеников. 1.1. Этапы сопровождения 1 Наблюдение   за   вновь   прибывшими   учащимися,   проведение   диагностического   минимума   в   адаптационных   классах,   обобщение диагностических и аналитических данных. 2 Проведение углубленной диагностики по запросу классного руководителя или администрации, индивидуальных и групповых консультаций с педагогами, родителями, детьми. 3 Определение уровня адаптации обучающихся и проведение коррекционно­развивающих занятий с дезадаптированными детьми. 1. 2. Алгоритм сопровождения 1. Сбор и анализ информации о вновь прибывшем ученике (изучение личного дела, медицинской карты,  беседа с родителями). 2.  Индивидуальная беседа с вновь прибывшим обучающимся 3. Проведение психодиагностического исследования. 4. Составление рекомендаций для классного руководителя и родителей по результатам психодиагностики, беседы и наблюдения. 5. Разработка индивидуального плана сопровождения ученика 6. Сетевое взаимодействие с педагогическим коллективом школы по организации и проведению мероприятий по адаптации ученика. 7. Комплексный мониторинг процесса адаптации. Процедура  комплексного мониторинга включает: 1. Сбор и анализ информации о вновь прибывшем ученике (изучение личного дела, медицинской карты,  беседа с родителями). 2. Психодиагностика 3.Наблюдение Компоненты мониторинга: 1. Социально­психологический компонент: ­социальные данные о составе семьи, бытовой фон взаимоотношений в семье ­определение уровня психосоматического здоровья; ­анализ уровня развития физических кондиций; ­исследование психологических особенностей; ­исследование уровня эмоционального благополучия. 2.Воспитательный компонент: ­изучение уровня воспитанности, уровня личностного роста; ­изучение психологического климата в ученических коллективах; ­определение социального статуса учащихся. 3. Деятельностный компонент: ­изучение интеллектуального развития; ­определение стартового уровня учебных достижений школьников. Организация и систематизация деятельности по групповой работе с обучающимися I. Групповая работа в классах нового состава Приложение 5 К классам нового состава следует относить: классы, смешанные в результате реструктуризации, слияния, реформы и др., классы с большим количеством вновь прибывших  учеников, при смене классного руководителя. Занятия проводятся совместно с учителем, классным руководителем. Цель  Срок реализации Формы работы Сентябрь – ноябрь Информирование,   групповые   дискуссии,   тренинговые   упражнения,   ролевые   игры,   моделирование эффективного социального поведения, мозговой штурм, беседы, круглый стол. 1 раз в неделю 3  Развитие  сплоченности в коллективе Периодичность мероприятий Количество занятий Тематика занятий  Продолжительность занятия 1. Знакомство участников друг с другом. Создание общей атмосферы, настроя на работу, вхождение в тему занятия. 2. Тренинг   по   типу   «веревочного   курса»,   направленный   на   создание   атмосферы   творческого   поиска, проработку   возможности   принятия   нестандартных   решений,   повышение   взаимопомощи   и   поддержки   в коллективе, преодоление барьеров в общении, выработку стратегии группой. ­   Итоговое   мероприятие   (поход,   культурно­массовое   мероприятие,   вечер   дружбы,   фотосессия   с дальнейшим изготовлением коллажа) 1,5 – 2 часа II. Цикл занятий по формированию культуры безопасного  и здорового образа жизни и их тематика (на основе программы Министерства образования РС (Я) «Твое здоровье»)          Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение ребенка к своему здоровью как главной жизненной  ценности. Важно   научить   детей   способам   успешной   социальной   адаптации   и   противостоянию   вредным   привычкам,   помочь   формированию   личной позитивной стратегии жизни.           Представленные   темы   занятий   направлены   на   формирование   у   детей   ценности   здорового   образа   жизни,   культуры   ЗОЖ,   умения противостоять негативным внешним влияниям.  Продолжительность курса – 2 месяца, периодичность занятий – 1 раз в неделю. 1­е полугодие – работа с начальным звеном, 2­е полугодие – работа со средним звеном.  Цель  Темы занятий Формы работы Формирование основных понятий о здоровом образе жизни, культуре ЗОЖ        2­4­е классы 1. Понятие о здоровье.  2. Общее представление о психоактивных веществах, их влияние на организм и здоровье человека. 3. Дружба. Правила межличностного общения.  4. Толерантное отношение к физическим недостаткам, людям с ОВЗ. 5. Семья, правила семейного поведения. Ребенок в семье, его обязанности и права.  6. Правила поведения на улице, в общественных местах, с незнакомыми людьми. Игровые ситуации, коллективно­творческое дело, творческие и познавательные конкурсы, инсценирование, сказкотерапия, квесты. Психолого­педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) Приложение 8 Цель Задачи Срок реализации Формы работы Адресаты Периодичность  мероприятий Помощь в создании благоприятных социально – психологических условий для развития личности, успешности  обучения ребенка.  Помощь в создании условий  для реализации  индивидуально  психологических возможностей ребёнка в  учебно­воспитательном процессе;  Консультирование по созданию условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования  здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;  Организация групповых занятий, семинаров и тренингов для родителей по формированию бережного,  ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью, как собственному, так и других  людей; по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.  сентябрь­май семинары­ практикумы, конференции, лектории, тренинги, дел.игры Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, психологическое консультирование,   беседы, круглый стол, просмотр видеофильмов. Родители 1­4 классов, родители детей ОВЗ, детей­инвалидов, учета КДН, ПДН, гр.риска, попавших в трудную  жизн.ситуацию 1 раз в четверть в 1,4 классах 2 раза в год в 2,3 классах  1 раз в четверть для родителей детей ОВЗ, детей­инвалидов, учета КДН, ПДН, гр.риска, попавших в трудную  жизн.ситуацию. 40мин.­1час Продолжительность  занятия Ожидаемые результаты Формирование и развитие психолого­педагогической компетентности родителей (законных представителей)  обучающихся об возрастных особенностях и новообразованиях. Темы занятий Цель 1­4 классы Темы занятий Цель I.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Тематика родительского лектория: Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, формирование заинтересованного отношения к  собственному здоровью; формирование установки на использование здорового питания; занятий физической  культурой и спортом; применение рекомендуемого врачами режима дня, гигиены Понятие о здоровье: режим дня, правильное питание и т.д. II. Профилактика ПАВ формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей, сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания; становление навыков 1­4 классы Темы занятий Цель 1­4 классы Темы занятий Цель 1­4 классы противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих  веществ; Опасность ПАВ. Сквернословие или профилактика отклоняющегося поведения. III. Профилактика аутоагрессивного поведения 1. Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически  целесообразного образа жизни 2. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими  людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 3. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,  общественно полезной, учебно­исследовательской, проектной и других видах деятельности;  1. Позитивное воспитание и возрастные особенности младшего школьника. 2. Как помочь лучше учиться; профилактика неуспеваемости в начальных классах. 3. Что нужно знать о аутоагрессивном поведении. Социализация и профессиональная ориентация в современном обществе. Профессии всякие нужны­ профессии всякие важны! Профессии моих родных. IV.Профориентационное воспитание Консультирование  Индивидуальное консультирование Темы  Цель По результатам диагностики. По запросу. Консультирование: просвещение родителей, планирование будущего, сопровождение в выборе вуза и тд. Помощь и содействие в решении проблем. Направление к узким специалистам. Участники Групповое консультирование Родители  детей ОВЗ, КДН, ПДН, группы риска и попавших в трудную жизн.ситуацию. По запросу. Консультирование: просвещение родителей, планирование будущего, сопровождение в выборе вуза и  т.д. Цель Взаимопомощь, группа поддержки и сопровождение в решении проблем. Периодичность мероприятий 1 раз в неделю по категориям. Не менее 1 раза в четверть. Продолжительность занятия 40мин.­1час. Ожидаемые результаты Просвещение и получение знаний, воспитание детей с адекватной самооценкой, духовно­нравственных, здоровых физически и психологически.  Реализация  программы профилактики эмоционального выгорания педагогов В   соответствии   с   концепцией   и   технологией   профессионального   развития   личности     целью   любой   программы   профилактики эмоционального   выгорания   является     развитие   всех   подструктур   личностного   и   профессионального   самосознания   –   когнитивной, конкрекогнитивной (конкретизация и расширение системы знаний о себе, своем образе Я,   как личности и профессионала), аффективной (выработка   позитивного   самоотношения,   адекватное   оценивание   своих   возможностей   и   потенциалов)   и   поведенческой   (закрепление собственной Я­концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).  Достижение данной цели предполагает:  Приложение 9 ­ информирование о симптомах и факторах синдрома эмоционального выгорания; ­ повышение уровня коммуникативных навыков, компетентности в области разрешения конфликтов; ­ овладения приемами снятия симптомов стресса, выработки навыков саморегуляции; ­ овладение тайм­менеджментом.  Программа тренинга­семинара «Профилактика и коррекция синдрома выгорания» для учителей должна включать в себя следующие блоки:  Блок 1. Представление об эмоциональном выгорании.  Основные задачи:  ­ информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;  ­ актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания; ­ обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.  Блок 2. Коммуникативная компетентность.  Основные задачи:  ­ информирование о 3­х компонентной структуре общения: социально­перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);  ­ осознания своих коммуникативных особенностей;  ­ выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.  Блок 3. Конструктивное поведение в конфликтах.  Основные задачи:  ­   информирование   о   конфликтах:   видах,   основных   структурных   элементах,   динамики,   механизмах   возникновения,   конструктивных   и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;  ­ осознание своего поведения в конфликте;  ­ формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.  Блок 4. Саморегуляция.  Основные задачи:  ­ информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.  ­ актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;  ­ обучение основным приемам саморегуляции.  Блок 5. Аутогенная тренировка.  Основные задачи:  ­   информирование   об   аутогенной   тренировки   как   средства   снятия   эмоционального   напряжения   и   физической   усталости,   улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.  ­ освоение первой и второй ступеней АТ.  Блок 6. Целеполагание и управление временем.  Основные задачи:  ­ информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,  ­ анализ использования рабочего времени, его планирование;  ­ выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.  Формы работы Основной формой проведения встреч по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини­лекций. Организация занятий Занятия проводятся с группой педагогов 1 раз в неделю. Длительность одного занятия — от 1 часа до 1,5 часов.  В соответствии с программой педагоги должны знать:  ­сущность и основные причины возникновения эмоционального выгорания, закономерности его развития, протекания;  ­факторы риска эмоционального выгорания факторы антивыгорания; ­психологические характеристики общения и деятельности человека, находящегося в состоянии стресса, эмоционального выгорания. Педагоги должны уметь: ­проводить анализ и рефлексию собственного эмоционального состояния и причин его возникновения; ­регулировать свое психоэмоциональное состояние; ­осуществлять профилактические мероприятия для предупреждения явлений эмоционального выгорания;  ­осуществлять эффективное общение с членами коллектива с учетом их личных особенностей и эмоциональных состояний. Организация групповой работы с детьми «группы риска» Приложение 12 Развивающиеся в современном обществе процессы социально­экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, дает ребенку возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме. Поэтому следует обратить внимание на тех учащихся школы, которые зачастую «выпадают» из активной общественной и культурной жизни своего образовательного учреждения. Это так называемые «дети группы риска».            С психолого­педагогических позиций можно выделить следующие группы детей с проблемами: 1. С вредными пристрастиями и склонностями. С антисоциальными проявлениями (правонарушители). 2.   Дети   с   ограниченными   возможностями   жизнедеятельности,   т.е.   с   глубокой   патологией   физического   и/или   психического   развития   (с ограничением движения, недостатками зрения, слуха, умственным отставанием). 3. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) — для них существуют коррекционные учреждения или группы (классы) выравнивания, в которых осуществляется коррекция развития. Дети с педагогический и/или социальной запущенностью, состоящие в основном контингенте учебно­воспитательных   учреждений   как   «трудные»,   трудновоспитуемые   и   труднообучаемые   (в   их   обучении,   как   правило,   применяется компенсирующая педагогика). 4. Дети с нарушением социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или школы, асоциальным поведением (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство). 5.   Дети   «зоны   риска»   ­   имеют     неглубокие,   непатологические,   неярко   выраженные   пограничные   отклонения   психики   или   личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально­волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании. 6. Сверхактивные и сверхпассивные. 7. Дети, нуждающиеся в индивидуальном психолого­педагогическом подходе (с аутоагрессивным поведением, с семейной историей суицида, пережившие насилие, жестокое обращение). 8. Дети из семей, стоящих на ВШУ как нуждающиеся в индивидуальном психолого­педагогическом подходе (многодетные, малоимущие, неполные, опекунские, приемные, проживающие с отчимом/мачехой, пережившие утрату, находящиеся в социально опасном положении).           В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно­образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения. Признаками этих отклонений (девиаций) могут быть: ­ школьная неуспеваемость детей; ­ отсутствие интереса к учению, труду, организованному досугу; ­ недисциплинированность; ­ невыполнение/несоблюдение общественных норм поведения; ­ нарушение прав окружающих людей; ­ конфликтность; высокая тревожность; ­ наличие нежелательных качеств личности: лень, лживость, эгоистичность, грубость; ­ гиперактивность (или, наоборот, ­ пассивность); ­ немотивированная  агрессия, жестокость; ­ употребление алкоголя и наркотических веществ; ­ правонарушения.          Цель работы с такими подростками ­ обогащение и пополнение их социального опыта, получение новых знаний и умений, формирование активной жизненной позиции путем создания ситуации успеха.           Задачи: 1) развитие личности ребенка (способностей, мотивов, ценностей); 2) развитие навыков лидерства и партнерства, цивилизованного общения и ответственного активного подхода к жизни; 3) повышение творческого потенциала ученика;  4) приобщение ученика к ценностям культуры; 5) жизненное самоопределение ученика. Адресная группа: обучающиеся «группы риска», родители, педагоги. Срок реализации: в течение учебного года Направления работы: – просвещение родителей, педагогов об особенностях воспитания и обучения детей «группы риска», их личностных и поведенческих особенностях; –  мотивирование родителей на активное взаимодействие со школой, классом;  –  диагностика обучающихся с целью изучения эмоционально­волевой сферы ребенка, индивидуально­личностных особенностей, уровня социальной компетентности (проводится как для формирования групп детей, так и по итогам коррекционно­развивающей работы – итоговый мониторинг); –  индивидуальная  консультация учащихся с целью  мотивирования ребенка на работу с психологом и работу в группе детей; – групповая работа с обучающимися по программам личностного роста; –   методическая   работа   (составление   программы   занятий   с   детьми   «группы   риска»,   текущий   и   итоговый   мониторинг,   оценка эффективности программы, внесение корректив в план работы, анализ деятельности). Методы и формы работы Ведущее     место     в   групповой     коррекционно­развивающей     работе     принадлежит     тренинговым   упражнениям,   социально­ Организация работы с обучающимися психологическим играм.  Формы  работы:   беседы, мини­лекции, индивидуальные и групповые консультации, тренинги, конкурсы, моделирование эффективного социального   поведения,   дискуссии,   мозговые   штурмы,   самостоятельная   организация   внеклассных   мероприятий   учащимися,   проектная деятельность Ожидаемый результат          Положительные изменения в эмоционально­волевой сфере ребенка, повышение уровня социальной компетентности, повышение учебной мотивации, успеваемости детей, улучшение школьной дисциплины (посещаемость, отсутствие правонарушений), участие в мероприятиях класса, школы, посещение кружков, секций. Срок реализации Периодичность мероприятий Количество занятий Сентябрь – май  1 раз в неделю 10 Продолжительность занятия Сентябрь ­ октябрь Ноябрь  Март – апрель  Май  1,5 – 2 часа 1. Наблюдение  2. Учет детей «группы риска» (совместно с классным руководителем, социальным  педагогом) 3. Диагностика учащихся ОУ Формирование   групп   детей,   нуждающихся   в   повышенном   внимании,   по   итогам диагностики. Начало коррекционно­развивающей работы Итоговая диагностика, анализ проведенной работы Подготовка отчетов, планирование деятельности на следующий учебный год ­  обеспечение  личностно­ориентированного  подхода к учащимся; ­  активное вовлечение ребенка из «группы риска» в общественную жизнь школы, класса;  ­ проведение мастер­классов по эффективному взаимодействию с детьми «группы риска», семинаров­практикумов. Работа с учителями − собрания  с  обсуждением  актуальных проблем  учащихся «группы риска»; − вовлечение  родителей в активное взаимодействие с классом, школой; − проведение  совместных  мероприятий  родителей  и  учащихся  в  рамках  плана работы; − информирование  родителей  о  возможных трудностях, особенностях воспитания детей с проблемами. Работа с родителями

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017