СОСТАВЛЕНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Оценка 4.7

СОСТАВЛЕНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
03.06.2020
СОСТАВЛЕНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
К творческим работам, которые заставляют особенно интенсивно вчитываться в текст, перечитывать его, относится и составление киносценария. В процессе работы над киносценарием школьник становится как бы соавтором писателя, пытается проникнуть в тайны слова, в образы, запечатленные автором, испытывает при этом большое напряжение ума, сердца и в результате своих маленьких находок получает эстетическое удовлетворение.
киносценарий.docx

Воропаева Любовь Петровна,

 учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 34

Комсомольска н/А

СОСТАВЛЕНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(Из опыта групповой работы на уроке)

 

        К творческим работам, которые заставляют особенно интенсивно вчитываться в текст, перечитывать его, относится и составление киносценария. В процессе работы над киносценарием школьник становится как бы соавтором писателя, пытается проникнуть в тайны слова, в образы, запечатленные автором, испытывает при этом большое напряжение ума, сердца и в результате своих маленьких находок получает эстетическое удовлетворение.

        Составляя киносценарий, ученик как бы заново воспроизводит в воображении жизнь героя, иными словами, киносценарий усиливает сопереживание, оживляет образное видение, что в конечном итоге приводит к медленному, вдумчивому чтению, глубокому восприятию произведения.

        Что такое киносценарий?

        Какова же методика работы над киносценарием?

        Киносценарий – литературное драматургическое произведение, по которому ставится фильм.

        Кино принадлежит к искусствам синтетическим, то есть рождающимся из органического слияния разных видов искусств – литературы, живописи, музыки, мастерства актера, режиссера и оператора. Современный кинофильм поэтому является произведением коллективным, так как в создании его участвуют представители разных творческих профессий.

        Киносценарий – идейно-художественная основа фильма. Он должен прежде всего выражать позицию автора, которая определяет своеобразие, художественную органичность и цельность будущего фильма.

                                                              Компоненты киносценария

        Современный киносценарий, при всей самостоятельности, законченности литературной формы, существует прежде всего для последующего его воплощения на экране, в кинематографических образах. Эта кинематографическая образность сценария рождается в органическом единстве четырех его компонентов: ремарки, т.е. описательной части; диалога или монолога, т.е. прямой речи персонажей; авторского текста, т.е. звучащего за кадром автора, рассказчика; пояснительной надписи.

        Форма литературного сценария до сих пор очень подвижна и неканонична.

Для съемок кинофильмов существуют специальный киносъемочный аппарат кинокамера. То, что камерой снято за один раз, называют кадром. Кадром обозначаются пространственные границы изображения. Выбор рамки кадра – важнейший прием творческого отображения автором  жизненного материала.

        При съемках фильма камера может стоять на месте или перемещаться в определенном направлении. Приближение камеры к предмету (объекту) съемки – наезд; удаление – отъезд; движение камеры (а точнее – объектива ее) вокруг – горизонтальная панорама; сверху вниз – вертикальная.

        Перемещением камеры в том или ином направлении меняется и план изображения, т.е. степень удаленности камеры от объекта рамки. Различают 6 планов изображения: основные из них – общий, средний и крупный. Общий – изображение человека во весь рост, обычно на фоне окружающей среды; средний – изображение человека от головы до колен; крупный – изображение головы человека или отдельных частей его лица (например, глаз), его тела (например, рук), а также важных для понимания фильма предметов, их деталей.

        На основе литературного киносценария режиссер будущего фильма создает свой, режиссерский сценарий. Приведенные выше термины используются обычно в режиссерском сценарии. Однако иногда актеры литературных сценариев указывают в них, где какой план изображения желателен (особенно часто обозначают крупный план), где часто камера панорамирует или перемещается в каком-либо направлении. Такие обозначения в литературном сценарии – своего рода «подсказки» режиссеру.

        В русском языке есть многозначное слово наплыв. В кино оно употребляется в значении «постепенная, плавная замена изображения одной сцены изображением другой».

        Очень характерен для современной кинодраматургии с ее пристальным интересом к духовному миру человека внутренний монолог – закадровый голос героя, раскрывающий ход его размышлений, внутреннее его состояние.

        Используя фронтальную форму учебной работы, я знакомлю учащихся с теоретическими сведениями по составлению киносценария, эта работа рассчитана на один урок.

   Следующий же этап работы – звеньевая форма групповой работы. Составление текста киносценария по одному эпизоду.

6 КЛАСС. И.С.Тургенев «Бежин Луг» .

В тетрадях по литературе ученики записали для оформления киносценария моменты: название сценария, основные роли (краткая характеристика героя), эпизоды и их названия, этапы работы над составлением сценария. Начертили схему (таблицу) составления кадра.

№ кадра

Пояснительный!

Текст (время, место, обстановка)

План съёмки

Содержание кадра (монологи, диалоги, закадровый голос, ремарки)

Музыка, звуковые эффекты

1

Ночь. Луг.

Крупный

Пламя костра. Появляется название фильма. Медленно плывёт вверх.

Старинная русская мелодия.

2

Ночь. Луг

средний

Пламя костра. Видны лица ребят. Они разговаривают (слов не слышно). Один мальчик, рассказывая что-то, жестикулирует (размахивает руками). Роли…

То же

 

  Звеньевая форма учебной работы принялась на данном этапе урока для формирования умений и навыков составления киносценария. В ходе данной рабы я выясняла все непонятные вопросы, приходила на помощь, корректировала деятельность групп.

  Третий этап работы – кооперировано-групповая форма учебной работы. Выбранный для сценария текст был разделён на отдельные эпизоды, и они были распределены между группами.

ЭПИЗОДЫ: 1. В старой рольне

                      2. Разговор мальчиков.

                      3. Случай на Варнавицах.

                      4. На фабрике.

  Составление сценария воспитывает у учеников умение видеть и слышать  всё, что происходит в рассказе, а потто и то, что его окружает в жизни учит умению рассказать об этом. Ребята воображали и шорох листвы, и треск сучьев горящего костра, звуки и шумы ночи, пение птиц и журчание ручья. Всё оживало в их воображении, всему они учились у Тургенева. Составление киносценария в 6 классе активизировало работу учащихся по анализу произведения и помогло понять специфику другого вида искусства – кино.

   Киносценарий как форма творческой работы на литературную тему учит школьников более внимательно читать и слушать, вдумываться в текст и постигать глубину мысли автора, красоту и силу слова; воздействует на разум и чувства читателей-учеников.

   Работу над киносценарием продолжаю и в старших классах. Урок начинаю с составления памятки «Как составить киносценарий на основе текста художественного произведении»

1.       Внимательно прочитайте произведение (или фрагмент из него).

2.       Ответьте на вопросы: что и зачем вы хотите показать будущему зрителю (каковы темы и главная мысль вашего фильма)? Как он называется? Почему?

3.       Напишите  (в форме пунктов плана) названия эпизодов, на материале которых вы будете раскрывать определённые вами тему и главную мысль сценария (фильма)

4.       Разделите эпизоды на сцены. Придумайте, для чего именно эта сцена и именно в этом месте сценария необходима  ( поставьте задачу перед каждой сценой).

5.       Определите цель и место введения каждого персонажа в сценарии.

6.       Составьте список действующих лиц: кратко (в форме приложений) охарактеризуйте каждого из них ( или только главных)

7.       Напишите первый вариант сценария. Постарайтесь мысленно «увидеть» поставленный по нему фильм.

8.       Усовершенствуйте написанное.

9.       Аккуратно, грамотно оформите работу (обратите особое внимание на пунктуацию при обращении, прямой речи, диалоге).

 

Работая над киносценарием, вновь обращаюсь к групповой форме обучения, которая предполагает сотрудничество учащихся в группах, причём работа в них строится на принципах самоуправления школьников.

 

Каждая творческая работа должна постепенно усложняться: требовать всё новых усилий мысли,  новых эмоциональных переживаний, новых результатов.

 

Поделюсь опытом работы над  киносценарием по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» в 10 классе.

1 этап работы – знакомство с рассказом

2 этап – урок-консультация (звеньевая форма работы). Ребятам было предложено задание -  составить сценарий кинофрагментов на тему «Смерть Матрёны». Используя предложенную памятку, группы работали над составлением киносценария по данной теме.

3 этап – самостоятельная работа над составлением киносценария.

        Ребята выбрали разные темы для своей творческой работы:

        - Разговор с квартирантом;

        - Проводы Матрёны;

        - Поминки Матрёны;

        - Маша – лучшая подруга и др.

 

Поминки матери

№ кадра

Пояснительный текст

План съёмки

Содержание кадра

Звуковые эффекты

1

Воскресенье, вечером в доме Матрёны

общий

Действующие лица: гости, родственники (не было Фаддея)

Приглушённый шум

2

Посреди комнаты стол

общий

За столом выхлебали медовой сыты безо всего (стоя)

 

3

Люди сели за стол

общий

Пили водку и ели

Оживлённый разговор

4

Встал золовкин муж

крупный

(громко, хвастаясь) – А заметили вы, что отпевали сегодня медленно? Это потому, что отец Михаил меня заметил. Знает, что я службу знаю

Слышится смех

5

Поднялись из-за стола

крупный

Спели «достойно есть» с тройным повтором: вечная память! (закадровый голос, хотя никто в эту память не верил). Голоса хриплы, розны, и все то пришли сюда лишь бы поесть да выпить.

Голоса. Песня

6

Гости расходятся

средний

Ужин кончился (закадровый голос: как говорится, сделали своё дело и пошли по домам).

 

7

Остались самые близкие родственники

наезд

-Умер, Ефим, умер!

Как бы это он мог не вернуться? Да если б я знал, что меня на родине даже повесят -  всё равно б я вернулся!

Закурили, раздались шутки, смех.

8

Перегородка в комнате

крупный

Плачет Кира (закадровый голос героя) – Единственная, которая переживает смерть матери.

Слышится плач

 

 

 

 


 

Воропаева Любовь Петровна, учитель русского языка и литературы

Воропаева Любовь Петровна, учитель русского языка и литературы

Перемещением камеры в том или ином направлении меняется и план изображения, т

Перемещением камеры в том или ином направлении меняется и план изображения, т

ЭПИЗОДЫ: 1. В старой рольне 2

ЭПИЗОДЫ: 1. В старой рольне 2

Ребята выбрали разные темы для своей творческой работы: -

Ребята выбрали разные темы для своей творческой работы: -

Перегородка в комнате крупный

Перегородка в комнате крупный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2020