составление модели сочинения

  • Семинары
  • docx
  • 07.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель мастер- класса: составить модель сочинения по направлению «Разум и чувство» этап Вопросы Выпускник должен 1 о чём хочет рассказать читателю- определить тему 2 для чего должен об этом рассказать- основную мысль своего сочинения 3 как будет это делать- способ и стиль изложения материала. 1. Разум или чувство? 2. «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны». (Гюстав Флобер). 3. Надо ли давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет? 4. Царство разума в мире. 5. «Как страшен может быть разум, если он не служит человеку». (Софокл). 6. Разум – счастливый дар человека или его проклятие?
Иконка файла материала в.docx
I. Введение в тему (3 мин) Ход мастер­ класса Жемчужины мысли сложу в ожерелье. Каждое    мастером создано было, и этим бесценно… Своё ожерелье­ я всем, кто ещё не богат­ раздам по жемчужинке, по частичке души…                                                                                           ЛукьЯна с сайта «Жемчужины мысли» слайд 1 Цель мастер­ класса: составить модель сочинения по направлению «Разум и чувство» слайд 2 этап 1 2 3 Вопросы о чём хочет рассказать читателю для чего должен об этом рассказать как будет это делать Выпускник должен определить тему основную мысль своего сочинения способ и стиль изложения материала. II. Работа по выбору темы (5 мин) Задание: 1. Объясните правило «3»: «хочу», «могу», «знаю». 2. Впишите номера тем в определенный столбец таблицы 3. Выберите для анализа тему, отметьте на листе Тип формулировки Тема­понятие Тема­вопрос Тема­суждение Слово или словосочетание Вопросительное слово или ли «П» Все виды предложений.  1. Разум или чувство? 2. «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны». (Гюстав Флобер). 3. Надо ли давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет? 4. Царство разума в мире. 5. «Как страшен может быть разум, если он не служит человеку». (Софокл). 6. Разум – счастливый дар человека или его проклятие?   III. Работа по формулировке тезисов (10 мин) ­ Вы уже выбрали тему, теперь важным является формулирование тезиса Правило триединства тезиса Тезис – простое повествовательное предложение Все слова в тезисе  ­ в прямом значении В тезисе прямой порядок слов (1. подлежащее + 2. сказуемое) Алгоритм формулировки тезиса по виду ТЕМА ­ ПОНЯТИЕ 1.Найди в теме сущ. в И.п. 2.Определи, о чём писать.  3.Подбери   к   сущ.   в   И.п. оценочное сказуемое.  ТЕМА ­ ВОПРОС 1.Найди подлежащее и сказуемое в вопросе. 2.Поставь   подлежащее на 1 место, сказуемое­ на второе. ТЕМА ­ СУЖДЕНИЕ 1. Найди подлежащее и сказуемое  2. Определи, в каком значении: прямом или в переносном­ употреблены.  3.   Сделай   так,   чтобы   главные   члены были употреблены в прямом значении. Задание: 1. сформулируйте тезис 2. впишите в строчку IV. Определение направления (работа с клипом на песню Цыгановой) 1. Вопросы:­О каких жизненных позициях говорится в песне? ­В каких отношениях они находятся по отношению друг к другу? 2. Словарная работа  Задание: 1. прочитайте словарные статьи из разных словарей (распечатка на доске) 2. дополните карту понятий стрелками СОПОСТАВЛЯТЬ  (Толковый словарь русского языка.  Ефремова Т.Ф.) 1.   Рассматривать,   взаимно   соотносить, сравнивать с чем­либо или между собою,  2. Выявлять сходство и различие   Сравнить,   ПРОТИВОПОСТАВИТЬ  (Толковый словарь русского языка.  Ожегов С.И.) 1. противоположность      свойства какого­нибудь лица или предмета свойствам другого.  2. Направить против кого­чего­нибудь сопоставить, указав   СООТНОСИТЬ  (Викисловарь) https://ru.wiktionary.org/wiki/ 1. устанавливать соотношение между чем­ либо;  2. сопоставлять, сравнивать СРАВНИВАТЬ  (Толковый словарь русского языка.  Ушаков Д.Н.) 1. объектами, явлениями и т. п.  2. уравнивать; признавать равноценными по какому­либо параметру   выявлять   различия   между   двумя V. Обдумывание композиции Структура сочинения Вступление (5­6 предложений) Тезис Аргументация Выводы (до 6 предложений)   способы Рекомендации Постарайтесь   сделать   его   ярким,   чтобы   оно привлекло внимание Продумайте способ формулировки Продумайте используйте языковые средства рассуждения Помните,   что   здесь   содержится   идея рассуждения,   которая   может   быть   выражена по­ (риторические   вопросы, побудительные предложения­ призывы или же повествовательные   предложения,   подводящие итог) цитирования,   разному     IV. Подбор аргументов Задание: 1. выберите произведения 2. сформулируйте аргумент В.Шекспир «Ромео и Джульетта», Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси   и   Элизабет, И.Гончаров   «Обломов»,   И.Тургенев   «Отцы   и   дети»;   «Вешние   воды»;   «Первая   любовь»,   Л.   Н. «Война и мир»   –   Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина;  «После бала» – Иван Васильевич до и после бала, Н.Лесков «Леди   Макбет   Мценского   уезда»,   М.   Булгаков   «Собачье   сердце»;   «Роковые   яйца»,Е.Замятин «Мы»,   «Пещера»,   И.Бунин   «Господин   из   Сан­Франциско»;   «Тёмные   аллеи»,   «В   Париже»; «Холодная   осень»,   М.Горький   «Старуха   Изергиль»;   «На   дне»,   К.Паустовский   «Телеграмма», А.Фадеев   «Разгром»,   О.Уайльд   «Портрет   Дориана   Грея»,   Д.Киз   «Цветы   для   Элджернона»,   В Кондратьев «Сашка», В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».Меняется все­ отношения, век, Лишь не меняется человек. Мы все и святые, и вечно грешны... Два полюса жизни, две стороны.