Социальная стратификация и мобильность.
Оценка 5

Социальная стратификация и мобильность.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл
17.02.2017
Социальная стратификация и мобильность.
Образовательные: Дать понятие социальной стратификации и социальной мобильности, определить основные вопросы, которые изучает социология , назвать предмет и объект социологии, как науки. Развивающие: Формировать умения учащихся анализировать, делать выводы. Развивать мировоззрение учащихся. Воспитательные: Воспитывать философское мышление, формировать чувство взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у учащихся коммуникативные качества ( умение слушать, работать в парах, группе, излагать свои мысли).
Социальная стратификация и мобильность..docx
№ урока_____________________ Дата проведения урока:__________________  Тема урока:                                      Социальная стратификация и мобильность.  Цель:  Задачи урока:  Рассмотреть деление общества на классы. Образовательные:   Дать понятие социальной стратификации и социальной  мобильности, определить основные вопросы, которые изучает социология ,  назвать предмет и объект социологии, как науки.  Развивающие:   Формировать умения учащихся  анализировать, делать выводы.  Развивать мировоззрение учащихся. Воспитательные:  Воспитывать философское мышление, формировать чувство  взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у  учащихся коммуникативные качества ( умение слушать, работать в парах, группе,  излагать свои мысли).  Вводная  часть:  Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней  готовностью  учащихся к уроку ­ формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся  хода урока.  Ход урока         2. Основная часть:                Проверка  д/з.  В чем состоит специфика социального взаимодействия? 1. 2. Что такое социальные группы? 3. Назовите виды социальных групп.            3. Объяснение нового материала.                  План:      1.      Социальная структура. 2.    Социальные интересы.      Социальная структура (социальная стратификация) – это устойчивая связь элементов в социальной  системе; она означает объективное деление общества на общности, классы, касты, сословия, слои,  страты, группы и тем самым указывает на различное положение людей по отношению друг к другу по  определенным критериям. Критерии – это существенный социальный признак (например, национальная  принадлежность, образование, квалификация, статус, престиж, территориальная и религиозная  принадлежность) или сумма признаков (классовые признаки, социальные роли, сословные различия и  пр.), отражающие качественное отличие одних индивидуумов и образуемых ими групп от других. Одним из важнейших критериев стратификационного деления является подразделение общества на  классы. В современной социологии наиболее часто для выделения социальных страт используют такие  критерии, как:  Экономическое положение людей (уровень дохода, отношение к собственности);  Отношения людей в (к) системе власти;  Социальный статус и престиж;  Образование (квалификация). Социальная стратификация любого общества находится в состоянии постоянных, быстрых или  медленных изменений, модификаций. Одной из теорий, описывающих происходящие изменения в  социальной структуре, является теория социальной мобильности, родоначальником которой выступает  П. Сорокин. Социальная мобильность – это любой переход индивида, группы или социального объекта от одной  социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы меняется.  П. Сорокин различает два вида социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной  позиции к другой, лежащей на том же уровне, например: смена места работы при сохранении прежней  должности и рода занятий. Вертикальная мобильность представляет собой совокупность взаимодействий, ведущих к переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Она подразделяется на виды:  профессиональная (повышение или понижение в должности ), экономическая (существенное улучшение  или ухудшение материального благосостояния), политическая (переход в другой социальный слой с  иным уровнем влияния на систему власти). Различаются также восходящая и нисходящая социальная  мобильность. Повышение индивидом или социальной группой своего статуса – это восходящая  мобильность, а понижение ими своего статуса – нисходящая. Важнейшими характеристиками социальной мобильности являются ее скорость и интенсивность.  Скорость мобильности – это вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических,  профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за  определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов,  меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный  промежуток времени. Групповой (коллективной) мобильностью называется изменение социального положения социальной  группы или общности. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие  изменения, связанные с появлением новых и изменением положения (исчезновением) старых социальных  групп (слоев). Большинство современных социологов и политологов сходятся во мнении о том, что наиболее развитые  страны мира своим прогрессом и внутренней стабильностью обязаны наличием в их социальной  структуре достаточно многочисленного и компетентного среднего класса. Т. И. Заславская выделяет четыре основных признака среднего класса: это совокупность социальных групп, занимающих промежуточное положение в социальной  структуре общества, и выполняющая роль посредника между «верхами» и «низами»; 2) это экономически независимая часть общества, уверенная в будущем и заинтересованная в  сохранении социального порядка и стабильности общества; 3) это наиболее квалифицированные, социально активные граждане, способствующие  прогрессивному развитию общества; 4) это основные носители общественных интересов, национальной культуры, составляющие  большинство населения и распространяющие образцы собственной культуры на другие  социальные слои.     Закрепление:  Вопросы и задания.  1. Что такое средний класс и почему его называют основным слоем развитого общества? Рефлексия. Закрепление материала. 1. Вопросы и задания.  Заключительная часть.  Выставление  оценок. Домашнее задание: 1. №11 стр.98­ 103. Вопросы 1­8.

Социальная стратификация и мобильность.

Социальная стратификация и мобильность.

Социальная стратификация и мобильность.

Социальная стратификация и мобильность.

Социальная стратификация и мобильность.

Социальная стратификация и мобильность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017