1. Наименование практики.
Социальные практики обучающихся по программе «Инструкторы-хореографы» в ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» многопрофильное отделение «Радуга.
2. Место организации практики и целевая аудитория.
Полное |
Лангепасское городское муниципальное автономное образовательное |
|||||
наименование |
учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств». |
|||||
организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Юридический |
628672 ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Лангепас, ул. Ленина д. 58 |
|||||
адрес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Контактное |
Артемьева Людмила Владимировна, педагог дополнительного |
|||||
лицо |
образования, тел. +79505293878, e-mail polinka19_98@mail.ru |
|||||
|
|
|
|
|||
Целевая |
Основная целевая аудитория социальной практики - педагогические |
|||||
аудитория |
работники ЛГ |
МАОУ ДО «ДШИ» многопрофильного отделения |
||||
|
«Радуга»,учащиесямногопрофильногоотделения«Радуга», |
|||||
|
занимающиеся |
по |
дополнительной |
общеобразовательной |
||
|
общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы» в возрасте |
|||||
|
от 14 до 18 лет, родители учащихся, педагог-психолог, воспитатели |
|||||
|
дошкольных учреждений города, представители средств массовой |
|||||
|
информации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Актуальность практики.
В образовательных стандартах второго поколения современной модели образования (на период до 2020 года) одной из задач доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина является развитие социальной компетентности. В комплексе актуальных проблем современного образования
проблема достижения социально-личностной компетенции выпускниками
образовательных учреждений, выступает как одна из важнейших, решение ее предопределяет будущее каждого из них и будущее общества.
В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре |
одной |
из |
стратегических целей |
||
деятельности органов управления образованием по обеспечению |
качественного |
||||
изменения региональной системы образования являются задачи по |
социализации детей и |
||||
молодежи, формирование |
условий для их активного |
включения |
в социально- |
||
экономическую, политическую и культурную жизнь. На выполнение этих стратегических задач направлена деятельность педагогического коллектива ЛГ МАОУ ДО «ДШИ». В
программе развития муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детская школа искусств» на 2015-2019 годы, одним из приоритетных
направлений определена социализация обучающихся, формирование ключевых компетенций, в том числе и социально-личностной.
Социальная компетенция, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях позволяет человеку устанавливать связи между знаниями и жизненной ситуацией. Формирование социальных компетенций будет эффективно, если в образовательном учреждении созданы три следующих условия:
1. В образовательной деятельности учитываются особенности социализации учащихся.
2. Осуществляется широкий процесс открытия образовательного учреждения социуму,
предполагающий социальное партнерство с внешними структурами.
3. Будут использованы возможности социальных партнеров в организации различных видов деятельности, оказывающих целенаправленное влияние на социализацию подростков.
Для соблюдения этих трех условия в образовательный процесс ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» включена реализация проекта социальных практик обучающихся. «Социальные практики обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы».
4. Инновационный характер практики.
Проект имеет практико-ориентированную направленность и заключается в следующем: организация образовательной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций (социально-личностной и творческой) в процессе самостоятельной хореографической деятельности и прохождении социальной практики;
содействует саморазвитию и самореализации воспитанников; способствует формированию готовности к принятию самостоятельных решений; содействует в развитии умения представлять свой результат деятельности в виде хореографического этюда, открытого занятия и умению передавать свой танцевальный опыт.
5. Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.
Цель:
Формирование социально-личностных компетенций учащихся в процессе
социальной практики с дальнейшим предоставлением им возможности работы в детском коллективе по выбранному направлению - хореографии.
Задачи:
· предоставить возможность для осуществления социальной практики;
· создать условия для приобретения навыков организаторской и творческой деятельности, развития лидерских качеств;
· сформировать коммуникативную и педагогическую культуру;
· организовать профессиональную педагогическую пробу.
6. Содержание практики.
Реализация социальной практики проходит в четыре этапа:
Первый этап - подготовительный - сентябрь. Отбор учащихся для прохождения
практики.
Основная задача – формирование групп обучающихся и подготовка пакета
документов по организации социальных практик
На основании Положения о социальной практике учащихся ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» в проект отбираются учащиеся многопрофильного отделения «Радуга» ЛГ МАОУ ДО «ДШИ», которые прошли обучение по программам хореографического отдела с 14 лет и старше, имеющие творческие достижения и положительные результаты тестирования на организаторские и коммуникативные способности.
Составляется банк данных учащихся – инструкторов по хореографии и формируются группы.
Заключаются договора с учреждениями по организации социальной практики.
Составление расписания и определение места прохождения социальной практики.
Второй этап – теоретический – октябрь – декабрь. Обучение по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы - хореографы».
Процесс обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Инструкторы-хореографы» базируется на следующих дидактических принципах:
· принцип деятельностного подхода, требующий, чтобы реализация целей обучения осуществлялась через реальные действия и способы их выполнения;
· принцип сознательного учения, утверждающий, что учащийся в образовательном процессе является для педагога не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания;
· принцип гуманистического подхода в образовательном процессе, рассматривающий учащегося как уникальную целостную систему, стремящуюся к непрерывному развитию и самореализации.
В процесс обучения применяется технология проектного обучения. Каждый инструктор –
хореограф определяется с темой будущей этюдной работы и возрастной группой исполнителей, подбирает музыкальный материал, изучает танцевальную лексику, разрабатывает эскиз будущего костюма. В процессе социальной практики воплощает свои
идеи в этюдной постановке, занимается репетиционной работой. А затем представляет свою работу на открытом занятии или в итоговой концертной программе.
С применением данной технологии совместно с учащимися были разработаны и реализованы зачетные открытые занятия, танцевальные этюды в дошкольных учреждениях города и танцевальных коллективах, например, в ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» многопрофильное отделение
«Радуга» учащимися были подготовлены и поставлены танцевальные номера: М. Дробышевский - «Школьный переполох», Д. Шалдуга - «Веселая уборка», в дошкольных учреждениях города: А. Шарафутдинова и Е. Геращенко - «Новогодняя полька», А. Грибанова – « Красная шапочка», П. Макаренко и Д. Рогачева – «Новогодние игрушки».
Учащиеся составляли план-конспект занятия, самостоятельно подбирали музыкальный материал и музыкально-дидактические игры для занятия, придумывали танцевальные движения.
При проведении конкурса детского танца «Созвездие» инструкторы-хореографы принимали
участие в украшении зала, готовили участников конкурса, составляли концертную
программу, выступали в роли жюри конкурса. Всё это способствует формированию
социально-личностной компетенции у учащихся
Третий этап – практический – январь – апрель. Организация социальной практики.
· Проведение учащимися занятий по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
· Участие в качестве ведущих, жюри в конкурсах детских танцев.
· Работа инструкторами - хореографами в пришкольных и городских оздоровительных лагерях.
· Участие в проведении городских досуговых мероприятий.
Четвертый этап – заключительный - май. На данном этапе проводится:
· Анализ прохождения социальных практик по хореографии с последующей
корректировкой для планирования на следующий учебный год.
· Подготовка содержательного отчета по ежегодной реализации проекта.
· Распространение и продвижение положительного опыта организации социальных практик в общеобразовательных учреждениях.
· Другие направления развития проекта, выявленные в ходе его реализации.
· Поиск новых партнеров.
Структура организации социальной практики.
Ступени |
1 ступень |
2 ступень |
|
|
|
Деятельность |
Обучение дополнительной |
Социальная практика |
|
общеобразовательной |
|
|
общеразвивающей программе |
|
|
«Инструкторы-хореографы» |
|
|
|
|
Период времени |
68 часов |
От 2-х месяцев до 1 года и т.д. |
|
|
|
7. Данные о результативности.
В начале обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы» проводится входная диагностика на организаторские и коммуникативные способности подростка по «Методике выявления
коммуникативных и организаторских способностей» В.В. Синявский и В.А. Федорошин. Результаты мониторинга за 2007-2018 учебные годы показывают, что по окончании социальной практики повышаются, по мнению самих подростков, их организаторские и коммуникативные способности.
За период 2007-2018 учебные годы прошли обучение и социальную практику 165 подростков в возрасте 14-18 лет.
|
|
|
2007- |
|
2008- |
2009- |
2010- |
2011- |
2012- |
2013- |
2014- |
2015- |
2016- |
2017- |
||
|
|
|
2008 |
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
2016 |
2017 |
2018 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкторы |
|
7 |
|
11 |
16 |
15 |
16 |
17 |
16 |
17 |
|
11 |
|
12 |
28 |
|
- хореографы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: 165 учащихся |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Данные |
таблицы |
свидетельствуют о |
динамике увеличения количества |
учащихся |
||||||||||||
обучившихся |
по дополнительной |
общеобразовательной общеразвивающей |
программе |
«Инструкторы-хореографы» и прошедших социальную практику. Данная форма социализации подростков как социальная практика востребована учащимися и даёт положительные результаты.
Охват детей мероприятиями, организованными и проведенными в период социальной практики инструкторами – хореографами в 2010-2018 учебном году составил 682 человека.
В течение 2017-2018 учебного года 27 инструкторов-хореографов показали открытые занятия в ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» многопрофильного отделения «Радуга» и дошкольных учреждениях города.
Еще в начале реализации данного проекта, в 2007 году педагог-психолог учреждения
провела анкетирование мнения родителей об организации социальных практик для
учащихся: 81% родителей согласились, что это необходимо ребенку в старших классах, 12% родители затруднились ответить. На аналогичный опрос уже с 2008 года 100% родителей отмечают важность социальной практики для своих детей.
Программа «Инструкторы-хореографы» заняла 1 место «В городском конкурсе вариативных программ в сфере летнего отдыха детей, подростков и молодежи» в 2009г. Учреждение продолжает поддерживать связь с выпускниками. За период 2008- 2018 годы 3 учащихся (А. Шарафутдинова, М. Селиверстова, В. Балуева), окончивших обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы», закончили обучение в педагогических ВУЗах нашей страны и в настоящее время работают педагогами в образовательных учреждениях округа. Хащина Надежда – закончила Тюменский институт культуры и работает хореографом в ЛГ МАОУ
«Фортуна». Рогачева Валерия, Кудина Елизавета, Хузина Лилия – студенты
хореографических и театральных отделений ВУЗов страны. 57 учащихся, прошедших социальную практику не только успешно обучаются по очной форме в ВУЗах, но сразу трудоустроились, работают в свободное от учебы время.
В 2010 – 2011 учебном году выпускник ансамбля А. Козлюк работал в ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» педагогом-репетитором в образцовом ансамбле танца «Жемчужина», сейчас продолжает самостоятельную творческую деятельность.
Приобретенный социальный опыт позволяет молодежи наладить хороший контакт с
работодателями.
Ежегодно администрация учреждения получает положительные отзывы из
образовательных учреждений о работе наших инструкторов-хореографов по итогам проведенных мероприятий.
Перспективы дальнейшего развития социальных практик.
Социальная практика способствует приобретению социального опыта, повышению мотивации к социальной деятельности, позитивному изменению ценностных ориентиров. Она ускоряет процесс социализации подростка, организует его занятость, а значит,
является одним из перспективных направлений по приобретению навыков организаторской и творческой деятельности, развития лидерских качеств, то есть формирует социально-личностную компетенцию.
Для наших учащихся это проба на профессиональную педагогическую пригодность: инструкторы по хореографии делают постановки детских танцев на новогодних утренниках в дошкольных учреждениях города, выступают в роли консультантов,
ведущих и жюри в конкурсе детского танца «Созвездие», помогают организовывать культурно-массовые мероприятия на уровне школ, центра, города.
Педагогические коллективы образовательных учреждений дают положительную оценку работе наших воспитанников.
8. Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей.
Опыт работы по проекту «Социальные практики для обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы» может транслироваться на любом направлении в дополнительном образовании детей. Это даст возможность воспитывать наставников для младших детей и помощников для педагогов.
9. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях.
Опыт распространялся на разных уровнях:
1. Локальном – в рамках методических мероприятий ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» многопрофильного отделения «Радуга» (заседания творческих групп, методических советов, методических совещаний).
2. Муниципальном – в рамках городских мероприятий.
2009г. - городской семинар на тему «Формирование ключевых компетенций воспитанников в МУ ДОД «ЦДО для детей «Радуга», где прошли выступления на тему, в том числе и тема «Социальная практика как одна из форм формирования социально-личностных компетенций».
2011г. - выступление на городском семинаре «Формирование ключевых компетенции у воспитанников через создание развивающей образовательной среды в учреждении дополнительного образования» по теме «Танцевальный конкурс «Созвездие» - форма аттестации обучающихся начальных годов обучения по дополнительным образовательным программам по хореографии и прохождение социальных практик инструкторами-хореографами».
На открытых занятиях и воспитательных мероприятиях для учащихся, родителей и педагогов города, конкурсах детского танца «Созвездие», организация социальных практик для обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы» на базе дошкольных учреждений города и
ансамблях ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» многопрофильного отделения «Радуга»
3. Региональном и федеральном уровнях – на сайте ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» www.raduga86.ucoz.ru, печатных изданиях - Лысенко Л.В. «Дополнительная образовательная программа «Инструкторы-хореографы»». Сборник методических
материалов «Организация мониторинга программ дополнительного образования». /Сост.
И.В. Михеенко; Ф.Р. Соболева; О.А. Чиркова; АРИО, изд. отдел – Томск, 2009.
4. 2013г. – IIIместо во II Всероссийском творческом конкурсе для педагогов и родителей «Открытая книга», номинация «Конкурс педагогических проектов».
2018г. участие во Всероссийском конкурсе «Лучшие практики наставничества», номинация «Дети - детям».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.