Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.
Оценка 4.8

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
русский язык +1
Взрослым
30.01.2018
Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.
Уже в следующем учебном году наши девятиклассники будут сдавать экзамен «Устная часть (говорение)» по русскому языку как допуск к остальным экзаменам. И мы знаем, что первое задание – это выразительное чтение отрывка. Поэтому наша задача – научить учащихся выразительно читать текст. Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Обучение выразительности речи и чтения продолжается на уроках русского языка и литературы в средних классах, где выразительное чтение рассматривается как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе. Наряду с лексикой, фразеологией, грамматикой и стилистикой выразительное чтение является важным компонентом развития речи, обогащая устную речь школьников.
выступление Логиновой Г.М..doc
Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования. Логинова Галина Михайловна,  учитель МБОУ СОШ № 4 Уже в следующем учебном году наши девятиклассники будут сдавать экзамен   «Устная   часть   (говорение)»   по   русскому   языку   как   допуск   к остальным экзаменам. И мы знаем, что первое задание – это выразительное чтение   отрывка.   Поэтому   наша   задача   –   научить   учащихся   выразительно читать текст. Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Обучение выразительности речи и чтения продолжается на уроках русского языка и литературы в средних классах, где выразительное чтение рассматривается как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного   обучения   литературе.   Наряду   с   лексикой,   фразеологией, грамматикой   и   стилистикой   выразительное   чтение   является   важным компонентом развития речи, обогащая  устную речь школьников. Выделяют  такие признаки выразительного чтения: 1) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 3)   хорошая   дикция,   ясное,   четкое   произношение   звуков,   достаточная громкость, темп.  Мы все сталкиваемся с тем, что у учащихся отсутствуют элементарные фонетические умения: они делают случайные логические ударения, не умеют понизить   или   повысить   голос;   затрудняются   интонационно   правильно произнести   тот   или   иной   отрезок   речи.   Этими   же   недостатками характеризуется и   выразительное чтение: не умеют выразительно «читать» знаки   препинания;   передавать   голосом   логическое   и   эмоциональное содержание читаемого. А овладеть техникой речи – значит уметь управлять речевым   дыханием,   голосом,   иметь   хорошую   дикцию     и   орфоэпическое произношение.   Поэтому   рассмотрим   разнообразные   упражнения, направленные   на   совершенствование   голоса,   дикции   и   орфоэпии,   которые помогут организовать работу над техникой чтения. Одним   из   эффективных   упражнений   по   развитию   навыков выразительного   чтения   является   интонационная   разметка   текста   по следующему плану: 1) разметьте место пауз и их долготу (пауза отмечается вертикальной чертой, короткая –  |  (одной чертой), длинная –  ||  (двумя). Длинные соответствуют знакам препинания, короткие – внутри предложений);  2) подчеркните те слова, на которые падает логическое ударение; 3) отметьте движение тона; 4) прочитайте текст (предложение) в соответствии со сделанной разметкой. Предлагаемые   методические   рекомендации   включают   основные сведения,   которые     учащиеся   смогут   усвоить   и   применять   на   практике, начиная с 5 класса.    Во­первых,  нужно   обратить   внимание   на   правила   расстановки   пауз. Паузы оказывают большое влияние на эмоциональность чтения. Они бывают двух   видов   –   логическими,   то   есть   смысловыми,   и   психологическими, диктуемые чувствами. Логические паузы могут быть мгновенными. В этом случае она делается перед словом для его выделения. И продолжительной, отделяющей   смысловые   части   фразы.   Если   сигналами   длинных   пауз   (||) являются  знаки  препинания,  то  расстановка  коротких пауз  требует  знания определенных правил, с которыми необходимо познакомить учащихся:  А) короткая пауза ставится после подлежащего, несущего в себе логическое  ударение: Молчаливая война | идет на хлебном поле. Б) после подлежащего, выраженного двумя или несколькими словами: Этот дьявол злобный, |Этот страшный человек, |Этот поп и расстрига –  был вхож во все круги. В)  перед существительным, определяющим другое существительное: Художник Айвазовского | замечательный русский маринист. Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не  нужна: Замечательный русский маринист художник Айвазовский. Г) перед соединительными союзами а, и, но, да. Так как они относятся к  последующим словам, стоящими в одной группе: Ворчун он, | а человек порядочный. Мы познакомились молча|и встали, тянулись к выходу. Во­вторых,   необходимо   научить   школьников   выделять   логическое ударение.   Центрами   предложения   становятся   наиболее   важные   по   смыслу слова. Слова (или группы слов) могут выделяться из ряда других с помощью повышения или понижения голоса или с помощью пауз (перед выделяемым словом, после него, или двумя паузами). Чтобы выделить логический центр, повышают голос, иногда понижают и замедляют темп. Исходя   из   этого   предлагают   два   основных   правила   расстановки логического ударения. Первое правило – о противопоставлении. Если мы противопоставляем лицо, предмет или явление другому, то ударения получат именно те слова, которые обозначают эти противопоставляемые лица, предметы, явления:  На языке  мед,   а   под   языком  лед.  Не   всегда   противопоставляемые   явления выражаются   одной   и   той   же   грамматической   формой:  Все  тихо,   только песня звенит вдалеке (наречие тихо противопоставляется существительному песня). Второе правило  –  о новом понятии:  если впервые называется какой­ либо предмет, лицо или явление, которые имеют значение для последующего, то данное слово выделяется логическим ударением: Меня воспитывал отец. Отец   был  труженик.  В   силу   этого   правила   логическое   ударение   почти никогда не падает на местоимение, т.к. местоимение замещает уже названное лицо   или   предмет.  Но  при   противопоставлении   местоимение   выделяется: Вчера – ты, сегодня – я, завтра – он. Кроме   того   «опознавательным   признаком»   (сигналом)   логического ударение могут быть и следующие позиции слов: 1) В простом предложении ударение падает обычно на слово, стоящее вторым по порядку.  На подлежащее или сказуемое:  Звонок  прозвенел. Поднялась паника    . 2) Выделяются перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова.  3)   Если   глагол   стоит   в   конце   предложения,   то   обычно   на   него   падает ударение.  4) Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом.  5) При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение: Сделал дело на копейку, а пользы – миллион. 6) Имя существительное в родительном падеже, выраженное определением, является ударным:  на него ставится ударение:  На него обратились взоры женщин. Шум моря смешался с криками чаек. 7)   Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет   в   себе   основной   смысл   предложения   и   подчеркивается   паузами   и усилением голоса: Он начальник строгий и решительный. 8) На слова, выражающие сравнение, падает ударение: Каталась по полу, как собака. Как солнышко красное. 9)   Выделяется   последнее   слово,   если   понятие   выражено   несколькими словами. Например, при фамилии, имени, отчестве  важнее всего фамилия: Василий Теркин – символ  народа­победителя. В­третьих, повышение или понижение высоты основного тона голоса  называется мелодикой. В русской речи различают четыре вида мелодики:  1. Нисходящая, то есть понижение тона голоса к концу предложения, которое характерно для повествовательных предложений. Тон понижается на ударном слоге  слова, на которое падает логическое ударение: К нам дЯдя приехал ↘. (понижение   голоса   начинается   с   ударного   слога   слова   с   логическим ударением). 2.   Восходящая,   то   есть   повышение   тона   голоса,   характеризующее вопросительные   и   восклицательные   предложения,   а   также   незавершенные высказывания. Вопросительное  слово   произносится более напряженно  и на более высокой ноте, а затем тон голоса понижается:  К↗ нам дядя↘ приехал! К↗ нам дядя↘ приехал? 3. Восходяще­нисходящая, то есть повышение тона в начале и понижение в конце,   в   результате   чего   наблюдается   своеобразный   излом   мелодической линии, воспринимающийся как пауза; такое движение тона характерно для произнесения   обособленных   оборотов   и   придаточных   определительных, стоящих в середине предложения. В сложносочиненных предложениях первая часть имеет восходящую интонацию, вторая – нисходящую. При произнесении между обеими его частями делается пауза:  К нам приехал↗  дядя, и мы↘ обрадовались. В   сложноподчиненных   предложениях,   если   придаточная   часть предшествует главной, придаточная часть имеет восходящую интонацию, а главная – нисходящую. Если главная часть предшествует придаточной, обе части   имеют   нисходящую   интонацию.   Обе   части   предложения   всегда отделяются   паузой.   при   произнесении   – а   запятой, 4.   Ровная   мелодика,   то   есть   одинаковая   высота   тона   на   протяжении определенного   отрезка   речи,   характерная   для   произнесения   вводных   и вставных конструкций, обращений: К нам, → бабушка,  приехал дядя. Наконец→, к нам дядя приехал↘. Усвоение детьми типовых интонационных конструкций русского язык является одной из важнейших задач работы по развитию речи. Формирование   у   учащихся   прочных   фонетико­произносительных навыков   требует   известной   повторяемости   упражнений   по   интонационной разметке   текста   и   систематичности   проведения   (работа   возможна   как   на отдельных предложениях, так и небольших связных текстах).   Эта работа должна вестись систематически, на протяжении всего курса русского языка, максимально используя для этого программный материал и те возможности, которые предоставляет школьный учебник не только в разделах «Фонетика и графика» и «Синтаксис и пунктуация».  Покажем это на примере упражнения из раздела «Имя прилагательное как   часть   речи».   Упражнение   прямо   не   связано   с   работой   над   звуковой стороной   речи   (задание   к   нему:   Прочитайте.   Спишите,   подчеркните прилагательные.   Обозначьте   их   род,   число,   падеж),   а   между   тем   и   сам языковый   материал   и   задание   к   упражнению   открывают   возможность   для работы в этом направлении.  Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застёжками. С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Вот один из возможных вариантов работы: 1. 2. 3. Прочитайте текст про себя. Каким тоном следует читать этот текст? Найдите в первом предложении однородные члены. Каким образом они   выделяются   при   чтении   (паузы,   повышение   тона).   Какое   из   слов, входящих в ряд однородных членов, нужно прочитать наиболее сильно? Правильно почитайте слова, следите за ударением и произношением слов: белёном, карманчиках, кипучую. 4. 5. Как   произносятся   согласные   в   словах:  береЗку,   застеЖками, сереЖками?   В   чем   проявляется   расхождение   между   написанием   и произношением? Прочитайте   текст   упражнения   вслух,   следя   за   выразительностью интонации и правильностью произношения слов. Значительная   часть   упражнений   школьных   учебников   может   быть использована   подобным   образом   для   совершенствования   навыков выразительного   чтения,   причем   не   в   ущерб   изучаемому   в   данный   момент материалу. Такая работа особенно необходима в тех случаях, когда задание учебника включает («Прочитайте текст…). На наш взгляд, золотым правилом учителя должно стать требование: обязательное чтение текста до выполнения языковых заданий и разборов.  Такая   работа,   конечно,   должна   вестись   систематически.   Но   осталось немного времени до экзамена. Я же элемент выразительного чтения провожу на уроках русского языка и при анализе отдельных предложений. Например, при изучении темы «Обособление причастного оборота» в 7 классе. Учащийся записывает предложение на доске, затем расставляет знаки препинания, после этого выразительно читает предложение (а остальные исправляют, если что­то неправильно   произнес   или   сделал   паузу)   и,   конечно   же,   не   забываем   об изученных   орфограммах.   На   это   уходит   много   времени,   но   иначе   мы   не научим учащихся выразительному чтению. Также представляется такая система обучения выразительному чтению: 1. Учащиеся   сами   формулируют   и   записывают   правила выразительного   чтения   (работа   может   быть   индивидуальной,   парной, групповой). Можно предложить продолжить составление памятки (заполнить пропуски) УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО 1) Помните, что нельзя читать текст выразительно, если ………… 2) Покажите интонацией свое отношение к….. 3) Отчётливо проговаривайте ……. 4) Правильно ставьте в словах …… 5) Определите, где и какие ……..нужно сделать. 6) Соблюдайте ……… в конце предложения. 7) Выделяйте  голосом ……….. 8) Читайте ……. Учитель знакомит школьников с памяткой «Учись читать выразительно». 1) Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его. 2) Покажите интонацией свое отношение к произведению. 3) Отчётливо проговаривайте слова. 4) Правильно ставьте в словах ударение. 5) Определите, где и какие  паузы нужно сделать. 6) Соблюдайте интонацию в конце предложения. 7).  Выделяйте  голосом главные слова. 8). Читайте эмоционально (красиво). 2. 3. 4. На   уроках   русского   языка   и   литературы   отрабатывают конкретные   умения   выразительного   чтения:   логическое   ударение,   пауза, повышение­понижение   голоса,   составляют   интонационную   разметку предложенного   теста   под   руководством   учителя.   На   этом   этапе рекомендуется давать образцы чтения учителем, записи, хоровое чтение. Составление   интонационной   разметки   теста   самостоятельно учениками. Обсуждение   выразительности   чтения   учениками,   используя     (указать, Замечания предложения/ какие слова были прочитаны с ошибками) следующую форму: Критерии оценивания Оценка    Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. Выделение   слов   с логическим   ударением (соответствует ли пониманию   авторского замысла) Соблюдение орфоэпических   норм (ударение, произношение) Темп   чтения   (быстрый, медленный, обычный) Сила   голоса   (громко, тихо, нормально) Таким образом, обучать выразительному чтению следует не только на художественном   тексте.   Материалом   для   упражнений   должны   служить   и тексты публицистического, научного и официально­делового характера. На наш взгляд, систематически используя в учебной практике задания по интонационно­смысловому   анализу   текста   и     выразительному   чтению,   мы сможем   подготовить   учащихся   к   выполнению   одного   из   заданий   итоговой аттестации по русскому языку – выразительному чтению текста.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.

Совершенствование методики выразительного чтения, как фактор повышения качества образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2018