Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Оценка 5
Педсоветы
docx
русская литература
9 кл
27.11.2018
Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способностей приобретать новые знания. Информационная функция образования перестает быть приоритетной, определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегии нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы.
Современные образовательные технологии и методики .docx
Современные образовательные технологии и методики
I.
Педагогические технологии на основе гуманноличностной ориентации педагогического
процесса
Личностноориентированный подход – это методологическая ориентация педагогической деятельности,
позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий
обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности
ребёнка. Если эти условия обращены к человеку, им свойственна гуманистическая направленность, то
личностная ориентация педагогического процесса становится гуманноличностной.
Гуманистическая направленность образования выражается идеями:
1. Современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласии с
конкретными ценностями социокультурных сообществ;
2. Цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой
характерна гуманистическая направленность её ценностей;
3. Развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;
4. Групповая работа сочетается с индивидуальной, причём особое внимание уделяется развитию
индивидуального стиля деятельности ребёнка;
5. Образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на
полноценном общении учителя и учащихся, причём участие школьников в совместном принятии
решений уважается и поощряется;
6. Наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества,
условия для творчества и самоактуализации личности.
Гуманно – личностные ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному
подходу к ребёнку в технологии традиционного обучения.
Выделим в данной системе следующие технологии:
1.Педагогика сотрудничества.
2. Гуманноличностная технология Ш.А.Амонашвили.
3.Система Е.И.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Ильин Евгений Николаевич – учитель литературы 84й школы СанктПетербурга. Создал оригинальную
концепцию преподавания литературы как искусства и нравственноэтического курса, помогающего
каждому ученику состояться Человеком.
(«Умножать, а не только уважать человека в человеке» Е.И.Ильин)
Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Организационные формы: традиционная классноурочная, групповая с элементами индивидуального
подхода.
Преобладающие средства: вербальные + практические.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный.
Преобладающие методы: объяснительноиллюстративные с элементами диалога, проблемности ,
творчества.
Целевые ориентиры:
1.Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется
необходимое обучение.
2. Преподавание литературы как искусства.
Особенности содержания
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу, содержит множество
нравственных проблем. Вопроспроблему, которая служит ядром урока, необходимо ставить так, чтобы:
А) вопрос для учащихся стал жгучим, злободневным, личностно значимым;
В) обращён непосредственно к учащимся данного класса;
С) ответ на вопрос, разрешение проблемы требовали тщательного изучения произведения, учебника,
дополнительной литературы, биографии писателя.
Особенности методики
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности к анализу художественного
произведения и от него к Книге. Особенности метода Ильина внимание к деталям. Это своего рода
дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников,
активизируя их собственный поиск и понимание. Ответ на поставленный вопрос организуется в форме
коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых
учителем. Сверхзадача урока – помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие
качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. II . Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Принцип активности ребёнка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в
педагогике.
Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении,
переработке и применении, этот принцип подразумевает такое количество учебной деятельности, которое
характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,
результативностью и соответствием социальным нормам.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
А) готовность выполнять учебные задания;
Б) стремление к самостоятельной деятельности;
В) осознание выполняемых действий;
Г) устойчивость внимания к предмету активности;
Д) стремление повысить свой личный уровень.
Наибольший активизирующий эффект дают на уроках ситуации, в которых обучаемые должны:
самостоятельно объяснять окружающим явления и процессы;
отстаивать своё мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
задавать вопросы своим товарищам и учителям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
объяснять более слабым ученикам непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
проверять результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;
В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и
становятся основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:
1.Игровые технологии:
А) Организационно – деятельностные игры;
Б) Школа – театр;
В) Внеклассные ролевые игры;
2. Проблемное обучение:
А) Частичнопоисковый метод;
Б) Технология учебного исследования;
В) Эвристическое обучение;
3. Интерактивные технологии:
А) Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»(РКМЧП);
Б) Технология «Дебаты»;
В) Технология проведения дискуссий.
Игровые технологии
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной
целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебно познавательной направленностью.
Виды педагогических игр:
По виду деятельности – интеллектуальные, трудовые и др.
По характеру педагогического процесса
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные;
Цели:
дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применения ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
развитие общеучебных умений и навыков.
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций,
нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить
аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, развитие мотивации учебной
деятельности;
социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение
общению.
П роблемное обучение
В области педагогики проблемному обучению отведена довольно скромная роль в модульнолокальных
технологиях для построения ограниченного круга учебновоспитательных задач.
Т ехнология проектного обучения
Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт( материальный
или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, выполненный под контролем и при консультации учителя.
В современной педагогике используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним,
как компонент образовательных систем. Ц ели:
Формирование проектного мышления
Стимулирование мотиваций детей на самостоятельное приобретение знаний
Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических
задач
Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям
Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению
Развитие важнейших компетенций для современной жизни
Развитие исследовательских умений
Выделяют следующие типы проектов:
исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности
темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников
информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение
новых проблем);
творческие ( не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата
( газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме(сценарий
праздника или фильма, макет газеты); информационные;
коммуникационные;
социально значимые.
Интерактивные
технологии
И нтерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов
обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Цели:
Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.
Возбуждение внутреннего диалога ученика.
Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
Индивидуализация педагогического взаимодействия.
Вывод ученика на позиции субъекта обучения.
Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.
Самой общей задачей учителяведущего в интерактивной технологии является фасилитация ( поддержка,
облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией:
выявление многообразия точек зрения;
обращение к личному опыту участников;
поддержка активности участников;
соединение теории и практики;
взаимообогащение опыта участников;
облегчение восприятия, усвоения, взаимопомощи участников;
поощрение творчества участников.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему
его информационному полю.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с
информацией в процессе чтения и письма. Цели:
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость,
рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности
принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность,
коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность,
ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического критического мышления:
научить школьников выделять причинно следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях;
уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные
установки отражают текст или говорящий человек;
избегать категоричности в утверждениях;
быть честным в своих рассуждениях;
определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
выявлять предвзятые отношение, мнение, суждение;
уметь отличать факт, который можно проверить, от предположения или личного мнения;
подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом.
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках
информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное,
сортировать информацию с точки зрения её важности, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов
самообразования и самооргвнизации.
О собенности организации
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий):
Первая стадия – «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания,
пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысления» содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная
работа ученика с текстом, причём работа направленная , осмысленная. При этом понятие «текст»
трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видео материал.
Третья стадия – стадия «рефлексии» размышления. На этом этапе ученик формирует личностное
отношение к тексту и фиксирует его или с помощью собственного текста, или своей позиции в
дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с
учётом вновь приобретённых знаний.
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно,
слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Тексту отводится приоритетная роль:
его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют, сочиняют. Чрезвычайно важно уметь слушать и
слышать другую точку зрения, понимать, что она тоже имеет право на существование. Роль учителя в
основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая
организация материала.
Технология «Дебаты»
П едагогические цели:
Сформировать:
Логическое и критическое мышление школьников
Навык организации своих мыслей
Навыки устной речи
Навыки риторики
Эмпатию и толерантность
Уверенность в себе
Способность работать в команде
Способность концентрироваться на сути проблемы
Манеры при публичном выступлении
О собенности содержания
Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение её
на уроках и внеурочное время.
И гра «Классические дебаты К.Поппера»
Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо
противоположное мнение по обсуждаемой проблеме. Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса), которая должна:
Провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатёров проблемы
Быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам
Иметь чёткую формулировку
Стимулировать исследовательскую работу
Иметь положительную формулировку для утверждающей стороны
Далее – работа с информацией по теме:
Активизация знаний учащихся
Поиск информации с использованием различных источников
Систематизация полученного материала
Составление кейсов (системы аргументов) утверждения и отрицания тезиса, подготовка вопросов и
т.д.
Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей к своей точке зрения. В состав команды входит три
человека. Каждый член команды называется спикером. Каждый спикер в игре имеет свою определённую
роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов
не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. За
продолжительностью выступлений следит таймкипер.
III. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного
процесса
Педагогический процесс – это управляемая система с планируемыми результатами. Управление в этом
случае представляет собой целенаправленное систематическое воздействие субъекта ( педагога, средства
обучения) на ход процесса, объект (индивида или группу) для достижения заданной цели обучения. Оно
включает: целеполагание, планирование, организацию, контроль и необходимую коррекцию процесса.
Данная система включает следующие технологии:
Технологии программированного обучения
Технологии уровневой дифференциации
Технология дифференцированного обучения по интересам детей (модель «Профильное
обучение»)
Технология индивидуального обучения (включает индивидуальную работу с неуспевающими,
метод проектов, технологии компенсирующего обучения и др)
Технологии групповой деятельности Технология С.Н.Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием
опорных схем при комментируемом управлении
1. Технологии уровневой дифференциации
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений,
средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация по возрасту, по полу, по
области интересов, уровню умственного развития, по уровню достижений( отличники, успевающие,
неуспевающие) и т.д.
Цель: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, адаптация обучения к уровню и
особенностям развития различных групп учащихся.
2. Модель «Профильное обучение»
Это особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий за счёт изменения в
структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,
склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их
познавательными и профессиональными интересами намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение преодолевает главный недостаток современного общего образования – его слабую
ориентацию на жизненное и профессиональное самоопределение личности.
Цели:
Расширение возможностей социализации, гражданского и социальнотрудового становления
учащихся
Развитие познавательнотрудовой активности, профессиональной мобильности выпускников
Создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и
гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ
Обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в
соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями
Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более
эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального
образования
3. Метод проектов применялся во многих школах и вузах в 20х гг. Сегодня школьная практика вновь
обратилась к нему. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет
индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в
планировании, организации и контроле своей деятельности.
4. Модель «Групповая работа в классе» требует временного разделения класса на группы для
совместного решения определённых задач Т ехнологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
o Подготовка к выполнению группового задания ( постановка познавательной задачи,
инструктаж о последовательности работы, деление на группы, раздача дидактического
материала по группам)
o Групповая работа ( знакомство с материалом, планирование работы в группе,
распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение
индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение
итогов выполнения группового задания)
o Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, общественный анализ
выполнения задач группами, рефлексия, получение общего вывода о групповой работе и
достижении поставленной цели). Дополнительная информация учителя.
Рекомендуемые соотношения времени на этапы: вводная часть – 1, групповая работа 6 и
заключительная часть – 2 единицы времени.
IV. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и
реконструирования материала
Данная система включает следующие технологии:
Технологии интеграции в образовании (интегрирование учебных дисциплин, межпредметные связи,
синхронизация тем и др.)
Технологии модульного обучения
V. Технологии развивающего образования
Л ичностно ориентированное развивающее обучение ( И.С.Якиманская)
Якиманская Ираида Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.
В данной технологии особое значение придаётся субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому
ребёнком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и
понимания им мира людей и вещей. Технология личностно ориентированного обучения представляет
сочетание обучения, понимаемого как нормативно – сообразная деятельность общества, и учения как
индивидуально значимой деятельности отдельного ребёнка. Деятельность ученика,её содержание, методы,
приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого
ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной
учебной( познавательной0 деятельности.
Ц ели:
Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка
Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный опыт ребёнка
Помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него
заранее заданные свойства
VI. Информационно – коммуникативные образовательные технологии
1. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении.
2. Технологии использования Интернета в учебновоспитательном процессе (дистанционное обучение
и др.).
VII. Альтернативные технологии
В поисках путей развития системы образования в науке и практике предлагается немало вариантов решения
различных проблем Одни варианты представляют технологии на основе модернизации существующей
традиционной системы, другие называются альтернативными. Под альтернативными технологиями в
широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения по целям,
содержанию, формам, методам, отношениям или позициям участников педагогического процесса.
К альтернативным технологиям относится технология мастерских.
В этой технологии главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.
Результат выражается в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности,
способной к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии
Комплекс упражнений для физкультурных минуток (ФМ)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 руки за голову, локти развести пошире, наклонить
голову назад. 2 – локти вперёд. 34 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперёд. Повторить
46 раз. Темп медленный.
2. И.п. – сидя на стуле.1 – голову наклонить вправо. 2 – и.п.. 3 – голову наклонить влево. 4 –и.п.
Повторить 46 раз. Темп средний.
ФМ для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 45раз.
2. Крепко зажмурить глаза ( считать до 3). Открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до5). Повторить
45 раз.
3. Посмотреть на кончик носа (считать до 4). Перевести взгляд вдаль ( считать до6). Повторить 45 раз.
4. При неподвижной голове перевести взгляд с фиксацией его на счёт 14, на счёт 16 прямо, затем
вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Повторить 34 раза.
5. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверхвправовнизвлево и в
обратную сторону. Затем посмотреть вдаль (считать до 6 ). Повторить 45 раз.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.П. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 –правую руку вперёд, левую вверх. 2 – переменить положения
рук. Повторить 34 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову
вперёд. Темп средний.
2. И.П. – стоя или сидя, кисти тыльной стороны на поясе. На счёт 12 свести локти вперёд, голову
наклонить вперёд. На счёт 34 локти назад, прогнуться. Повторить 68 раз, затем руки вниз и
потрясти расслабленно. Темп средний.
3. И.П. сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулаках. 2 – разжать кисти. Повторить 68 раз, затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.