Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Оценка 5

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Оценка 5
Педсоветы
docx
русская литература
9 кл
27.11.2018
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способностей приобретать новые знания. Информационная функция образования перестает быть приоритетной, определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегии нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы.
Современные образовательные технологии и методики .docx
Современные образовательные технологии и методики I. Педагогические технологии на основе гуманно­личностной ориентации педагогического  процесса Личностно­ориентированный подход – это методологическая ориентация педагогической деятельности,  позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий  обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности  ребёнка. Если эти условия обращены к человеку, им свойственна гуманистическая направленность, то  личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно­личностной. Гуманистическая направленность образования выражается идеями: 1. Современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласии с  конкретными ценностями социокультурных сообществ; 2. Цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой  характерна гуманистическая направленность её ценностей; 3. Развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела; 4. Групповая работа сочетается с индивидуальной, причём особое внимание уделяется развитию  индивидуального стиля деятельности ребёнка; 5. Образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на  полноценном общении учителя и учащихся, причём участие школьников в совместном принятии  решений уважается и поощряется; 6. Наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества,  условия для творчества и самоактуализации личности. Гуманно – личностные ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному  подходу к ребёнку в технологии традиционного обучения. Выделим в данной системе следующие технологии: 1.Педагогика сотрудничества. 2. Гуманно­личностная технология Ш.А.Амонашвили. 3.Система Е.И.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Ильин Евгений Николаевич – учитель литературы 84­й школы Санкт­Петербурга. Создал оригинальную  концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно­этического курса, помогающего  каждому ученику состояться Человеком. («Умножать, а не только уважать человека в человеке» Е.И.Ильин) Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений. Организационные формы: традиционная классно­урочная, групповая с элементами индивидуального  подхода. Преобладающие средства: вербальные + практические. Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный. Преобладающие методы: объяснительно­иллюстративные с элементами диалога, проблемности ,  творчества. Целевые ориентиры: 1.Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется  необходимое обучение. 2. Преподавание литературы как искусства. Особенности содержания Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу, содержит множество  нравственных проблем. Вопрос­проблему, которая служит ядром урока, необходимо ставить так, чтобы: А) вопрос для учащихся стал жгучим, злободневным, личностно значимым; В) обращён непосредственно к учащимся данного класса; С) ответ на вопрос, разрешение проблемы требовали тщательного изучения произведения, учебника,  дополнительной литературы, биографии писателя. Особенности методики В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности­ к анализу художественного  произведения и от него ­ к Книге. Особенности метода Ильина ­ внимание к деталям. Это своего рода  дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников,  активизируя их собственный поиск и понимание. Ответ на поставленный вопрос организуется в форме  коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых  учителем. Сверхзадача урока – помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие  качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. II   . Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Принцип активности ребёнка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в  педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении,  переработке и применении, этот принцип подразумевает такое количество учебной деятельности, которое  характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,  результативностью и соответствием социальным нормам. В структуре активности выделяются следующие компоненты: А) готовность выполнять учебные задания; Б) стремление к самостоятельной деятельности; В) осознание выполняемых действий; Г) устойчивость внимания к предмету активности; Д) стремление повысить свой личный уровень. Наибольший активизирующий эффект дают на уроках ситуации, в которых обучаемые должны: ­ самостоятельно объяснять окружающим явления и процессы; ­ отстаивать своё мнение; ­ принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ­ задавать вопросы своим товарищам и учителям; ­ рецензировать ответы товарищей; ­ оценивать ответы и письменные работы товарищей; ­ объяснять более слабым ученикам непонятные места; ­ самостоятельно выбирать посильное задание; ­ проверять результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия; В  некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и  становятся основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести: 1.Игровые технологии: А) Организационно – деятельностные игры; Б) Школа – театр; В) Внеклассные ролевые игры; 2. Проблемное обучение: А) Частично­поисковый метод; Б) Технология учебного исследования; В) Эвристическое обучение; 3. Интерактивные технологии: А) Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»(РКМЧП); Б) Технология «Дебаты»; В) Технология проведения дискуссий. Игровые технологии В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной  целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы,  выделены в явном виде и характеризуются учебно­ познавательной направленностью. Виды педагогических игр: По виду деятельности – интеллектуальные, трудовые и др. По характеру педагогического процесса ­ обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; ­ познавательные, воспитательные, развивающие; ­ коммуникативные, диагностические, профориентационные; Цели: ­ дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применения ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;  развитие общеучебных умений и навыков. ­ воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций,  нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,  общительности, коммуникативности. ­ Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить  аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, развитие мотивации учебной  деятельности; ­ социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению. П   роблемное обучение В области педагогики проблемному обучению отведена довольно скромная роль в модульно­локальных  технологиях для построения ограниченного круга учебно­воспитательных задач. Т   ехнология проектного обучения Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт( материальный  или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, выполненный под контролем и при консультации учителя. В современной педагогике используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним,  как компонент образовательных систем.                                                                          Ц   ели:  Формирование проектного мышления  Стимулирование мотиваций детей на самостоятельное приобретение знаний      Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических  задач Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению Развитие важнейших компетенций для современной жизни Развитие исследовательских умений Выделяют следующие типы проектов: ­исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности  темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников  информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение  новых проблем); ­ творческие ( не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата  ( газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме(сценарий  праздника или фильма, макет газеты); информационные;                                                                                                                                  коммуникационные;                                                                                                                             социально значимые. Интерактивные       технологии  И   нтерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов  обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Цели:  Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.  Возбуждение внутреннего диалога ученика.  Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.  Индивидуализация педагогического взаимодействия.  Вывод ученика на позиции субъекта обучения.  Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося. Самой общей задачей учителя­ведущего в интерактивной технологии является фасилитация ( поддержка,  облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией: ­ выявление многообразия точек зрения; ­ обращение к личному опыту участников; ­ поддержка активности участников; ­ соединение теории и практики; ­ взаимообогащение опыта участников; ­ облегчение восприятия, усвоения, взаимопомощи участников; ­ поощрение творчества участников. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который  характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему  его информационному полю. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с  информацией в процессе чтения и письма. Цели:  Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость,  рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности  принимаемых решений.   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность,  коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность,  ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического критического мышления: ­ научить школьников выделять причинно­ следственные связи; ­ рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; ­ отвергать ненужную или неверную информацию; ­понимать, как различные части информации связаны между собой; ­ выделять ошибки в рассуждениях; ­ уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные  установки отражают текст или говорящий человек; ­ избегать категоричности в утверждениях; ­ быть честным в своих рассуждениях; ­ определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; ­ выявлять предвзятые отношение, мнение, суждение; ­ уметь отличать факт, который можно проверить, от предположения или личного мнения; ­ подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; ­ отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом.  Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках  информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное,  сортировать информацию с точки зрения её важности, делать выводы и обобщения.  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов  самообразования и самооргвнизации. О   собенности организации В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий):  Первая стадия – «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания,  пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.   Вторая стадия – «осмысления» ­ содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная  работа ученика с текстом, причём работа направленная , осмысленная. При этом понятие «текст»  трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видео материал. Третья стадия – стадия «рефлексии» ­ размышления. На этом этапе ученик формирует личностное  отношение к тексту и фиксирует его или с помощью собственного текста, или своей позиции в  дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с  учётом вновь приобретённых знаний. Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно,  слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Тексту отводится приоритетная роль:  его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют, сочиняют. Чрезвычайно важно уметь слушать и  слышать другую точку зрения, понимать, что она тоже имеет право на существование. Роль учителя в  основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая  организация материала. Технология «Дебаты» П   едагогические цели:  Сформировать:  Логическое и критическое мышление школьников  Навык организации своих мыслей  Навыки устной речи  Навыки риторики  Эмпатию и толерантность  Уверенность в себе  Способность работать в команде  Способность концентрироваться на сути проблемы  Манеры при публичном выступлении О   собенности содержания Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение её  на уроках и внеурочное время.         И   гра «Классические дебаты К.Поппера» Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо  противоположное мнение по обсуждаемой проблеме. Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса), которая должна:  Провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатёров проблемы  Быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам  Иметь чёткую формулировку  Стимулировать исследовательскую работу  Иметь положительную формулировку для утверждающей стороны Далее – работа с информацией по теме:  Активизация знаний учащихся  Поиск информации с использованием различных источников  Систематизация полученного материала  Составление кейсов (системы аргументов) утверждения и отрицания тезиса, подготовка вопросов и  т.д. Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей к своей точке зрения. В состав команды входит три  человека. Каждый член команды называется спикером. Каждый спикер в игре имеет свою определённую  роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов  не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. За  продолжительностью выступлений следит таймкипер. III. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного  процесса Педагогический процесс – это управляемая система с планируемыми результатами. Управление в этом  случае представляет собой целенаправленное систематическое воздействие субъекта ( педагога, средства  обучения) на ход процесса, объект (индивида или группу) для достижения заданной цели обучения. Оно  включает: целеполагание, планирование, организацию, контроль и необходимую коррекцию процесса. Данная система включает следующие технологии:  Технологии программированного обучения  Технологии уровневой дифференциации  Технология дифференцированного обучения по интересам детей (модель «Профильное  обучение»)  Технология индивидуального обучения (включает индивидуальную работу с неуспевающими,  метод проектов, технологии компенсирующего обучения и др)  Технологии групповой деятельности  Технология С.Н.Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием  опорных схем при комментируемом управлении 1. Технологии уровневой дифференциации Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений,  средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.  В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация по возрасту, по полу, по  области интересов, уровню умственного развития, по уровню достижений( отличники, успевающие,  неуспевающие) и т.д. Цель: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, адаптация обучения к уровню и  особенностям развития различных групп учащихся. 2. Модель «Профильное обучение» Это особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий за счёт изменения в  структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,  склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами намерениями в отношении продолжения образования.  Профильное обучение преодолевает главный недостаток современного общего образования – его слабую ориентацию на жизненное и профессиональное самоопределение личности. Цели:   Расширение возможностей социализации, гражданского и социально­трудового становления  учащихся Развитие познавательно­трудовой активности, профессиональной мобильности выпускников  Создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и  гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ  Обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в  соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями  Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более  эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального  образования 3. Метод проектов применялся во многих школах и вузах в 20­х гг. Сегодня школьная практика вновь обратилась к нему. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет  индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в  планировании, организации и контроле своей деятельности. 4. Модель «Групповая работа в классе» требует временного разделения класса на группы для  совместного решения определённых задач Т   ехнологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: o Подготовка к выполнению группового задания ( постановка познавательной задачи,  инструктаж о последовательности работы, деление на группы, раздача дидактического  материала по группам) o Групповая работа ( знакомство с материалом, планирование работы в группе,  распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение  индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение  итогов выполнения группового задания) o Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, общественный анализ  выполнения задач группами, рефлексия, получение общего вывода о групповой работе и  достижении поставленной цели). Дополнительная информация учителя. Рекомендуемые соотношения времени на этапы: вводная часть – 1, групповая работа ­ 6 и  заключительная часть – 2 единицы времени. IV. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и  реконструирования материала Данная система включает следующие технологии: Технологии интеграции в образовании (интегрирование учебных дисциплин, межпредметные связи,  синхронизация тем и др.) Технологии модульного обучения   V. Технологии развивающего образования Л   ичностно ориентированное развивающее обучение ( И.С.Якиманская) Якиманская Ираида Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО. В данной технологии особое значение придаётся субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому  ребёнком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и  понимания им мира людей и вещей. Технология личностно ориентированного обучения представляет  сочетание обучения, понимаемого как нормативно – сообразная деятельность общества, и учения как  индивидуально значимой деятельности отдельного ребёнка. Деятельность ученика,её содержание, методы,  приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого  ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной  учебной( познавательной0 деятельности. Ц   ели:  Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка  Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный опыт ребёнка  Помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него  заранее заданные свойства VI. Информационно – коммуникативные образовательные технологии 1. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении. 2. Технологии использования Интернета в учебно­воспитательном процессе (дистанционное обучение  и др.). VII. Альтернативные технологии  В поисках путей развития системы образования в науке и практике предлагается немало вариантов решения  различных проблем Одни варианты представляют технологии на основе модернизации существующей  традиционной системы, другие называются альтернативными. Под альтернативными технологиями в  широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения по целям,  содержанию, формам, методам, отношениям или позициям участников педагогического процесса. К альтернативным технологиям относится технология мастерских. В этой технологии главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.  Результат выражается в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности,  способной к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию. Здоровьесберегающие технологии Комплекс упражнений для физкультурных минуток (ФМ) ФМ для улучшения мозгового кровообращения 1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 ­ руки за голову, локти развести пошире, наклонить  голову назад. 2 – локти вперёд. 3­4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперёд. Повторить  4­6 раз. Темп медленный. 2. И.п. – сидя на стуле.1 – голову наклонить вправо. 2 – и.п.. 3 – голову наклонить влево. 4 –и.п.  Повторить 4­6 раз. Темп средний. ФМ для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4­5раз. 2. Крепко зажмурить глаза ( считать до 3). Открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до5). Повторить 4­5 раз. 3. Посмотреть на кончик носа (считать до 4). Перевести взгляд вдаль ( считать до6). Повторить 4­5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взгляд с фиксацией его на счёт 1­4, на счёт 1­6 прямо, затем  вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Повторить 3­4 раза. 5. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх­вправо­вниз­влево и в  обратную сторону. Затем посмотреть вдаль (считать до 6 ). Повторить 4­5 раз. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук 1. И.П. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 –правую руку вперёд, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3­4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову  вперёд. Темп средний. 2. И.П. – стоя или сидя, кисти тыльной стороны на поясе. На счёт 1­2 свести локти вперёд, голову  наклонить вперёд. На счёт 3­4 локти назад, прогнуться. Повторить 6­8 раз, затем руки вниз и  потрясти расслабленно. Темп средний. 3. И.П. ­ сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулаках. 2 – разжать кисти. Повторить 6­8 раз, затем руки  расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018