муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Захолынская основная школа
Современные подходы к
экологическому образованию и воспитанию обучающихся
в школе
Подготовила: Цыганова Ирина Вячеславовна
д. Мирополье
2015
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Система экологического воспитания, охватывающая все стороны педагогического процесса, позволяет определить три группы показателей готовности образовательного учреждения к внедрению в практику экологического воспитания, экологической воспитанности обучающихся, профессиональной экологической культуры педагогов. Готовность ОУ – это наличие эколого-развивающей среды, программы экологического воспитания детей. Экологическая воспитанность детей включает: экологические представления детей об объектах природы, входящих в пространство их жизнедеятельности, осознанно-правильное отношение к ним – эмоциональное восприятие состояния растений и животных, практическая готовность и умения поддерживать среду их жизни. Профессиональная экологическая культура педагогов ОУ базируется на знании экологических проблем, основ экологии и методики экологического воспитания обучающихся, включает реализацию этих категорий в практической деятельности.
|
|
|
Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением (дополнительным предметом) в работе школы и имеет мировоззренческое значение, необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Сделать это можно в рамках разных педагогических моделей организации работы.
Модель «эколог». Особенность модели «эколог» — создание в школе системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех учителей, руководителя, воспитателя на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности обучающихся.
В рамках модели «эколог» каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в школе ответственного за природоохранную работу, который координирует работу всех педагогов. Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников школы позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности обучающихся, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями.
Направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках модели «Эколог», которые реализуются в нашем образовательном учреждении.
Направления работы руководителя:
— организация всего
образовательного процесса (при необходимости — экспериментальной работы);
распределение функциональных обязанностей членов коллектива;
— сотрудничество с органами управления образованием;
— составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей воспитательной
среды;
— финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек,
животных, растений и т.п.);
— работа с родителями;
— координация работы с другими учреждениями.
Направления работы вожатой:
— ознакомление коллектива с существующими
программами и методиками экологического образования;
— выбор программы и методики (совместно с ответственным по природоохранной
работе);
— определение места экологического образования в общем образовательном
пространстве школы, его связи с другими направлениями;
— контроль за координацией работы всех педагогических работников; реализация
интегрированного подхода в экологическом образовании;
— мониторинг деятельности всего коллектива;
— участие в диагностике детей и анализе результатов;
— проведение методических семинаров для членов коллектива;
— участие в экологизации развивающей предметной среды;
— участие в распространении опыта работы школы (семинары, конференции, ярмарки
идей и т.п.);
— руководство составлением «Экологического паспорта»;
— организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического
образования;
— обобщение результатов работы.
Направления работы ответственного за
природоохранную работу:
— подготовка и проведение занятий с обучающимися на экологической тропинке,
участие в подготовке праздников;
— активное участие в разработке концепции экологического образования детей;
— выбор растений, животных для экологического комплекса, классных помещений;
— подготовка наглядного материала, выбор литературы;
— координация работы всех педагогических работников: учителей музыки,
изобразительного искусства, физкультуры, воспитателя дошкольной группы;
— работа с родителями;
— оформление «Экологического паспорта» школы, «Экологических паспортов»
растений, животных экологического комплекса;
— распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).
Направления работы учителя музыки:
— проведение музыкальных занятий, усиливающих
эмоциональное восприятие ребенком природы;
— разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;
— подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения,
песни о природе) к экологической программе;
— использование элементов фольклора в целях экологического образования
(народные праздники, потешки, песенки и т.п.).
Направления работы учителя изобразительного искусства:
— закрепление материалов экологических занятий в
процессе рисования, аппликации, лепки;
— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и
собственных;
— участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;
— использование элементов фольклора в целях экологического образования
(народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).
Направления работы учителя физкультуры:
—
включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация
движений, растений);
— участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на
экологической тропе, экскурсий, в том числе вместе с родителями;
— участие в экологических праздниках (спортивно-экологических);
— обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе;
— оздоровительная работа с детьми;
Направления работы учителя технологии:
—
изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала;
— изготовление совместно с детьми оборудования, наглядных пособий для
проведения экологических занятий;
— изготовление декораций, масок, костюмов для экологических праздников;
— изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
Направления работы воспитателя:
—
экологизация видов деятельности дошкольников в группе;
— выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах;
фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы,
проведение игр, прослушивание музыки;
— выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше
дерево»);
— создание условий для экологического образования в группах: организация уголка
природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор
литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и
экспериментирования;
— подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);
— работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой
информации и т.п.);
— участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта»
школы.
При реализации модели школа должна стремиться организовать работу по нескольким основным направлениям: экологизация различных видов деятельности ребенка; подготовка кадров; работа с родителями; оценка окружающей среды; экологизация развивающей предметной среды, координация работы с другими учреждениями. Все эти направления тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагога.
Направления подготовки педагогов в области экологического образования:
1. Участие в работе методических объединений районов, школьных округов и т.д. (знакомство с опытом работы).
2. Участие в конференциях, совещаниях разного уровня, посвященных проблемам экологического образования.
3. Участие в конкурсах разного уровня по экологической тематике.
4. Сотрудничество коллектива школы с организациями, занимающимися проблемами экологии и экологического образования (СЮН, национальный парк «Смоленское Поозерье», областная станция юннатов).
5. Распространение опыта работы образовательного учреждения.
Экологическое образование обучающихся можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы образовательного учреждения. Одна из первостепенных задач — привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива школы и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую педагоги предлагают родителям, лично значимой для них.
На что следует особо обратить внимание? Прежде всего — на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому — лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях (умение правильно развести костер или поставить палатку, вести себя как член команды и т.п.).
Вот некоторые направления работы с родителями.
1. Экологическая информация. Наш опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:
— данные
об экологической ситуации в их деревне;
— информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей
среды;
— правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические
ситуации, катастрофы);
— экология жилища;
— выращивание экологически безопасного урожая;
— комнатные, лекарственные, пищевые растения;
— выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
— домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
— развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
— информация самого ребенка о занятиях в школе и дошкольной группе.
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми.
2. Совместная деятельность с детьми:
— Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка
заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и
экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;
— участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для
экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно,
чтобы папа и мама поддержали его интересы.
— выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала,
фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Я и природа», «Наши
домашние питомцы»);
— помощь в оборудовании уголка природы;
— природоохранные акции (уборка территории школы, дома, посадка деревьев,
оформление кормушек).
Координация школы с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Чем разнообразнее внешние связи образовательного учреждения, тем эффективнее его работа.
Вся наша система экологического образования включает три этапа, которые соответствуют периодам дошкольного возраста, начальной (I-IV классы) и основной (V-IX классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся:
Дошкольный возраст: Воспитание гуманной, социально активной и творческой личности
ребенка 5-7 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в
ней. Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают
им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного
отношения к окружающей среде и своему здоровью. Необходима выработка у детей
первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и
быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем
крае.
Начальная школа (I-IV классы): У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основная школа (V- IX классы): Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистый берег», походы и рейды).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.