Современный литературный процесс и пути его изучения
Оценка 4.8

Современный литературный процесс и пути его изучения

Оценка 4.8
docx
30.01.2022
Современный литературный процесс и пути его изучения
Современный лит.процесс.docx

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

    

Современный литературный процесс – явление сложное и многогранное, которое заслуживает внимания.  В то же время литературное образование нацелено в основном на изучение классической литературы. Поэтому у  части студентов нет представления о том, что и сейчас появляются романы, повести, стихи, которые продолжают большую литературу. Да и самому преподавателю литературы сложно уследить за развитием новейшей литературы. Тем не менее, «знакомить обучающихся с текущим литературным процессом необходимо: иначе выпускники войдут в жизнь с твердым убеждением, что “русская классическая литература — это, конечно, неплохо, но так уже никто не пишет”, и облик писателя-современника для них будет ассоциироваться с удачно заколачивающими деньги безликими авторами, смотрящими на них с разноцветных глянцевых обложек детективных и любовных романов» [4, с.8].

 Литературный процесс конца XX – начала XXI веков причудлив и оригинален – это время вопросов, а не ответов, это период жанровых трансформаций, это время поисков нового Слова. 

  Современную литературу часто называют «переходной» - от жёстко унифицированной подцензурной советской литературы к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова, изменения роли писателя и читателя.

  Одной из ярких черт современности является многоголосие новейшей литературы, отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Известный критик А. Генис считает, что «нельзя рассматривать современный литературный процесс как однолинейный, одноуровневый. Литературные стили и жанры явно не следуют друг за другом, а существуют одновременно. Нет и в помине былой иерархичности литературной системы. Всё существует сразу и развивается в разных направлениях» [3, с.24].

Пространство современной литературы очень пёстрое. Литературу творят люди разных поколений: те, кто существовал в недрах советской литературы, те, кто работал в андеграунде литературы, те, кто начал писать совсем недавно. У представителей этих поколений принципиально различное отношение к слову, к его функционированию в тексте.

Сегодня литературный процесс включает в себя множество направлений: светский реализм, массовая литература, литература для клерков, блоггеровская литература, роман - антиутопия, постмодернизм.

Постмодернизм как движение в литературе возникает на Западе в конце 1960-начале 1970-х годов. Фактически одновременно и в русской литературе стали появляться произведения Андрея Битова, Виктора Ерофеева, которые были причислены к постмодернистским. 
Постмодернисты доказывали неразделимость коммунистической утопии и тоталитарного насилия, фиктивность веры в коммунизм как в высшую форму социального прогресса. Показывали кризис господствующей идеологии. Постмодернизм отвергает реалистическое представление о мире, равнодушие к любому идеалу, ироническое переосмысление культурных традиций.

История и в особенности русская история XX века стала объектом художественной игры в произведениях многих авторов-постмодернистов. Романы Войновича «Чонкин», В. Аксенова «Остров Крым», В.Шарова «Будьте как дети». Сегодня постмодернизм воспринимается уже не как альтернатива классической прозе, а как индивидуальная манера зрелых авторов. 

Писатели постмодернисты конца XX – начала XXI века: 
Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев, Михаил Шишкин, Анатолий Королев, Владимир Шаров, Евгений Попов, Эдуард Лимонов.

Жанр антиутопии стал своеобразным откликом человека на давление нового порядка. Антиутопия, как правило, становится ведущим жанром именно на сломе времен, в переходную эпоху. Все события происходят после переворота, войны, революции, катастрофы и в каком-то определенном, ограниченном от остального мира месте. В антиутопии мир дан изнутри через чувства одного человека, важным становится конфликт личности и тоталитарного государства. Стремление героя нарушить, сломать, восстать, типичен для антиутопии.

Разговор о будущем, которое пугает, начали еще в 1920 годы. Евгений Замятин с памфлетом «Мы» и Михаил Булгаков с пьесой «Багровый остров». В советскую эпоху этот жанр был насильственно прерван и снова возродился в эпоху перестройки. Славу принесла повесть Александра Кабакова «Невозвращенец» о военно-фашистком перевороте в Москве. Затем на эту тему стали писать писатели-фантасты. Теперь антиутопии снова входят в моду и их пишут не только писатели-фантасты, но и писатели-реалисты: Дмитрий Быков «ЖД», Ольга Славникова «2017», Василий Аксенов «Остров Крым», Владимир Маканин «Лаз», «Андеграунд». Жанр антиутопии может быть и средством сатирического изображения действительности. Ярким примером подобной антиутопии служит роман Владимира Войновича «Москва 2042». Романы антиутопии пишут и постмодернисты: Владимир Сорокин «День опричника», Виктор Пелевин «Ампир В», Татьяна Толстая  «Кысь».

Последние тридцать лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в конце 1980-х годов. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Л.Улицкая, О.Славникова, Л.Петрушевская, В. Токарева, Д. Рубина сделало актуальным вопрос о том, что такое «женская литература». Женская проза говорит о традиционных ценностях, о высших категориях бытия: семья, дети, любовь. Одной из основных тем современной женской прозы является тема семьи. Внутренний мир человека, перипетии семейных отношений, проблема «отцов и детей» – темы произведений писательниц. 

Дина Рубина пишет о любви, которая преображает мир, о верности и доброте. Ее герои, попадающие в сложные, порой безысходные жизненные ситуации, стремятся сохранить мужество и благородство. Главная героиня ее повести «Когда же пойдет снег» Нина встречает свою любовь накануне смертельно опасной операции.

Писательница Галина Щербакова много лет исследует с завидным темпераментом и одновременно с поразительной деликатностью любовь юных в мире взрослых. Ее излюбленный жанр – небольшая, напряженная повесть о взаимоотношениях родителей и подростков, подростков между собой, например, повесть «Вам и не снилось».

Виктория Токарева занимает свою нишу в российской литературе уже 40 лет. Многие ее произведения экранизированы. Токарева пишет о любви и одиночестве, непонимании и поисках счастья. Happy end не свойствен прозе Токаревой, она больше любит недосказанность.

Массовая литература. Характерная особенность нашей современной жизни – ее стремительный темп и море информации – ставят   читателя в затруднительное положение, что выбрать из огромного количества газет, журналов, книг. Жанровое разнообразие массовой литературы: детектив, триллер, приключенческий роман, мелодрама, фантастика, фэнтези. Для этих произведений характерны легкость усвоения, доступность разным возрастам и слоям населения, независимо от их образования. Массовая литература представляет собой любопытный социологический феномен. Она снимает стрессы, позволяет скрасить свободное время, утешает в горе, компенсирует скуку. Разновидностью массовой литературы является бестселлер. Рейтинговые списки продажи книги, большие тиражи. Бестселлеры являются той литературой массового спроса, что востребуется в первую очередь. Бестселлер отнюдь не только дешевое чтиво, в списках наиболее ходовых книг числятся и истинно замечательные образцы массовой литературы. Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы – Татьяна Устинова, Полина Дашкова, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец, Дарья Донцова, Борис Акунин, Александра Маринина. Борис Акунин первый в истории русской литературы попытался создать детективы, способные развлечь читателя с пристойным эстетическим вкусом. Визитной карточкой Бориса Акунина стал сыщик Эраст Петрович Фандорин.

Массовая литература, как правило, быстро теряет свою актуальность, выходит из моды, она не предназначена для перечитывания, хранения в домашних библиотеках. Не случайно уже в XIX веке детективы, приключенческие романы и мелодрамы называли «вагонной беллетристикой», «железнодорожным чтивом», «одноразовой литературой».

Т. Толстая в эссе «Купцы и художники» говорит о необходимости беллетристики так: «Беллетристика – прекрасная, нужная, востребованная часть словесности, выполняющая социальный заказ, обслуживающая не серафимов, а тварей попроще, с перистальтикой и обменом веществ, т.е. нас с вами, - остро нужна обществу для его же общественного здоровья. Не всё же фланировать по бутикам – хочется пойти в лавочку, купить булочку» [1,   с. 212].

Литературные судьбы некоторых современных писателей демонстрируют процесс сокращения пропасти между элитарной и массовой литературами. Так, например, на границе этих литератур расположилось творчество Виктории Токаревой и Михаила Веллера, Алексея Слаповского и Владимира Тучкова, Валерия Залотухи и Антона Уткина, писателей интересных и ярких, но работающих на использовании художественных форм массовой литературы.

Особой популярностью у современных читателей пользуется литература нон-фикшн (non-fiction – нехудожественная литература, документальная проза) - особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла.

Документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев, документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора.
При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. В документальной прозе широко используется 
публицистический стиль. От журналистики (репортажаочерка) документальная проза отличается бо́льшим периодом времени, прошедшим со времени описываемых событий, а также бо́льшим объёмом.

От научно-исторических исследований документальная проза отличается воссозданием яркой, живой картины событий, психологического облика людей.

Документальная проза включает биографии выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.

Среди мастеров российской и русскоязычной документальной прозы   В.КатаевА. Мариенгоф, М.ШагинянВ.Шкловский,  А. Солженицын,         А.АдамовичС. Алексиевич,  А.ЧудаковМ. ГаспаровК. Кобрин.

Появление названия нон-фикшн датируется 1965 г. В этом году вышел роман Трумана Капоте «Хладнокровное убийство», названный автором nonfictionnovel. Произведение было основано на истории реального убийства семьи из 4 человек в Канзасе в 1959 г. Его совершили два молодых человека с целью добраться до хранящихся в доме сбережений. Затем появились невероятно захватывающие для широкой читательской аудитории произведения знаменитого физика-теоретика Стивена Хокинга. Так оформился жанр научного нон-фикшн, благодаря которому большая часть землян узнала о черных дырах, их свойствах и не только.

В истории русской литературы предвестниками жанра нон-фикшн можно назвать путевые записки А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» или, например, произведение                  А. И. Герцена «Былое и думы», автобиографическую прозу А. П. Чехова и др.

В советское время «литература факта» стала пользоваться огромным спросом. В СССР одних только научно-популярных периодических изданий насчитывалось около тридцати, и такие журналы, как «Знание - сила» или «Наука и жизнь», выходили огромными тиражами. Повышенный к ним интерес объяснялся большей правдивостью, реалистичностью и творческой свободой изложения. Книги историков Натана Эйдельмана, Арона Гуревича, филолога Юрия Лотмана, физика Я. И. Перельмана читались запоем, издавались огромными тиражами и стали бестселлерами.

Очевидно, что новейшая литература – сложна и многообразна. «Современная литература – это не рассказ о современности, а разговор с современниками, новая постановка главных вопросов о жизни. Она возникает как энергия только своего времени, но увиденное и прожитое – это  ведь не зрение и не жизнь. Это знание, духовный опыт. Новое самосознание. Новое духовное состояние», - полагает лауреат Букеровской премии 2002 г. Олег Павлов.

Литература всегда живёт своей эпохой. Она ею дышит, она, как эхо, её воспроизводит. О нашем времени и о нас будут судить и по нашей литературе тоже.

Список использованных источников


1.    Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века/ Г.Л. Нефагина. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 320 с.

2.  Прилепин З. Именины сердца: разговоры с русской литературой/               З. Прилепин. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 412 с.

3.  Черняк М.А. Современная русская литература: Учебное пособие/          М.А. Черняк. – СПб., Москва: САГА, ФОРУМ, 2008. – 336 с.
4.  Чупринин С. Русская литература сегодня: Большой путеводитель/            С. Чупринин. – М.: Время, 2007. – 576 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Постмодернизм как движение в литературе возникает на

Постмодернизм как движение в литературе возникает на

Владимир Сорокин «День опричника»,

Владимир Сорокин «День опричника»,

Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы –

Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы –

От научно-исторических исследований документальная проза отличается воссозданием яркой, живой картины событий, психологического облика людей

От научно-исторических исследований документальная проза отличается воссозданием яркой, живой картины событий, психологического облика людей

Литература всегда живёт своей эпохой

Литература всегда живёт своей эпохой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2022