Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС

  • Лекции
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему- Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Иконка файла материала СТАТЬЯ.docx
Мерзлютина Ирина Александровна, учитель начальных классов высшая квалификационная категория МБОУ «Прогимназия № 2» город Воронеж Воронежская область                Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»   Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС              слов новым, «современный»             Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых   тем   и   является   предметом   многочисленных   дискуссий. Меняются   цели   и   содержание   образования,   появляются   новые   средства   и технологии   обучения,   но   при   всём   многообразии   урок   остаётся   главной формой   организации   учебного   процесса.   И   для   того,   чтобы   реализовать требования,   предъявляемые   Стандартами   второго   поколения,   урок   должен стать современным!     Давайте начнём с рассмотрения основных понятий, а именно рассмотрим значения «урок».         Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:             Современный —   относящийся   к настоящему   времени,   теперешний.       Урок —   учебный   час,   посвященный   учебному   предмету.    же:             Современный —   стоящий   на   уровне   своего   века,   не   отсталый.         Урок — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.         Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, можно прийти к выводу, что:       1.   Современный   урок —   это   приобщение   учащихся   к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.     2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени будущего.           По ­ моему мнению, современный урок должен быть: и позволяющее   сделать   вывод для           и   А   так                  Актуальный   и   интересный.   Учитель   должен   использовать   новые технологии,   хорошо   владеть   компьютером.   Нельзя   забывать   так   же   и   о здоровьесберегающих технологиях. Творческий,   способствовать   самореализации   школьников.   На   уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации.               Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок, на котором учителю и ученику комфортно. Проблемный   урок,  то   есть   урок,  на   котором   учитель   преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по   самостоятельной   постановке   учебных   проблем   и их   решению   или   сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.  Действенный,   направленный   на   формирование   и   развитие универсальных учебных действий.     Говоря   о современном   уроке,   конечно,   очень   важно   понимать   отличия традиционного   и современного   уроков.   В отличие   от   «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.     Давайте   рассмотрим   модели   современного   урока.             Первую   модель   современного   урока   можно   назвать   традиционной   – классно­урочной,   и   она   эффективно   действует   в   нашей   стране   многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:         триединая цель урока; план­конспект; формы обучения; методы и приемы обучения; типы уроков и другие.       Вторая   модель   современного   урока   связана   с   технологизацией образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше образование   в   начале   90­ых   годов   и   позволили   сформировать   свой понятийный аппарат:    технологическая карта тематического и поурочного планирования; технологический прием; этап технологии; задача этапа и диагностика его эффективности.          Благодаря   становлению   этой   модели   изменились   формы   и   методы обучения   школьников,   они   стали   более   активными,   и   самое   главное, взаимосвязанными; появилась   культура   проектирования   урока   с   учетом   его   этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов; изменилась   система   оценивания   учебных   достижений   школьников, разработаны новые способы измерений; мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных моделей (например, технологических карт).Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить   о третьей модели   реализации   современного   урока   –   компетентностном   подходе, который   становится   особенно   актуальным   в   условиях   модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура и свой понятийный аппарат: ключевые и базовые компетентности; опыт ребенка; умение решать жизненные ситуации; психолого­педагогическая ситуация и другие.           А   теперь   давайте   рассмотрим   факторы,   влияющие   на   успешное проведение урока.          Говоря об успешном проведении урока, следует начать с принципов его организации: современного     Принцип свободы, т. е. обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности.  Принцип   сотрудничества,   который,   безусловно,   базируется   на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения. Принцип толерантности, который подразумевает понимание и принятие особенностей   обучающегося   и создание   благоприятной   атмосферы   для дальнейшего его саморазвития. Принцип терпимости, который основывается на способности снижать уровень   эмоционального   реагирования   на   неблагоприятные   факторы межличностного взаимодействия.  Безусловно,   современный   урок   должен   способствовать   активизации      развитие   их   инициативы познавательной   деятельности   учащихся, и творчества,   а также   единству   формирования   знаний,   умений   и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях и иметь микроклимат.       Для   успешного   достижения   вышеизложенных   целей   на   уроке   должны просматриваться следующие ситуации: психологический благоприятный       Ситуация   открытости.   Ученик   должен   иметь   возможность   быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть. Ситуация   успеха.   Для   ученика   должна   быть   создана   атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению. Ситуация поддержки. С целью создания благоприятного микроклимата на   уроке,  учитель   должен   оказывать   поддержку   ученику   в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах.    Ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное общение,       направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.       Наличие   всех   факторов,   влияющих   на   успешное   проведение современного   урока,   является   важным   условием   создания   продуктивного образовательного процесса.              ФГОС             урок   нового Урок,   содержащий Современный           Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям поколения?    это: – ­      Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска т.п.). ­       Урок,   на   котором   осуществляется   индивидуальный   подход   каждому ученику. деятельности. ­         на   котором   ученику   должно   быть   комфортно. ­       Урок,  Урок,   на   котором   деятельность   должна   стимулировать   развитие ­     познавательной ученика. ­       Современный   урок   развивает   у   детей   креативное   мышление. ­       Современный   урок   воспитывает   думающего   ученика­интеллектуала. ­       урок   предполагает   сотрудничество,   взаимопонимание,   атмосферу радости увлеченности.           Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды,   отражаются   все   его   стороны.   Если   не   вся,   то   значительная   часть педагогики уроке.  концентрируется   виды   активности   разные     в     и         и            Список литературы: Букреева   С.   Н.,   Мухортова   И.   И.   Современный   урок   как основополагающий   компонент   в   образовательном   процессе   XXI   века   // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738­740. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] //  http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/materialy­ mo/trebovaniya­k­sovremennomu­uroku­v­usloviyah­vvedeniya­fgos Попова   О.С.   Каким   должен   быть   современный   урок?   [электронный ресурс]https://popowaolga.wordpress.com/ %D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC­%D0%BE %D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%BC/ %D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9­ %D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/ Скаткин М.Н.   [Текст]:   /Совершенствование   процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения [электронный //  http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie­ ФГОС ресурс] tekhnologii/library/trebovaniya­k­sovremennomu­uroku­v­usloviyah Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования/   М­во   образования   и   науки   Рос.Федерации.   ­   М.: Просвещение, 2010. ­ 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Д