В данной статье говорится о современном уроке в рамках ФГОС ООО.
Требования  к современному уроку:
   - хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
   - учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
   - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками
   - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
   - вывод делают сами учащиеся;
   - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
   - времясбережение и здоровьесбережение;
   - в центре внимания урока - дети;
   - учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
   - умение демонстрировать методическое искусство учителя;
   - планирование обратной связи;
   - урок должен быть добрым.В файле описываются требования к современному уроку в рамках ФГОС ООО
            
        
        
        
                    
                
                    Современный урок в рамках ФГОС ООО
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой 
мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество 
возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать 
саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо 
научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это 
высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, 
креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в 
большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к 
образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая 
уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и 
технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной 
формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать 
требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен 
стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный 
учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра
Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без 
учителя второго поколения»!
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
вопервых, это профессионал, который
• демонстрирует универсальные и предметные способы действий
• инициирует действия учащихся
• консультирует и корректирует их действия
• находит способы включения в работу каждого ученика
• создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Вовторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
Втретьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации 
системнодеятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного 
процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становитсяменеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это 
управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – 
активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, 
умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать 
информацию и применять имеющиеся знания на практике.
            В чем же новизна современного урока в условиях введения 
стандарта второго поколения? 
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. 
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и 
учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен 
иметь хорошее начало и хорошее окончание.
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся,
четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается 
на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на 
сотрудничество с учителем и одноклассниками;
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует 
деятельность учащихся;
•    вывод делают сами учащиеся;
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•    времясбережение и здоровьесбережение;
•    в центре внимания урока  дети;
•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, 
как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым.
Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники:
•    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику 
предоставляется право выбора);
•    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, 
сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами 
изучаемого курса);
•    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков 
преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать 
свои знания);
•    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, 
знания, интересы самих учащихся);
•    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью 
развитой системы приемов обратной связи).Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который 
должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. 
Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель 
рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
      Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, 
усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, 
продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение 
отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, 
её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной
жизни. 
       Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным 
учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск 
дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и 
выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и 
выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
      Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к 
современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала.
2. Определение дидактической цели темы.
3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых 
знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений 
и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и 
коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4. Продумывание структуры урока.
5. Обеспеченность урока.
6. Отбор содержания учебного материала.
7. Выбор методов обучения.
8. Выбор форм организации педагогической деятельности
9. Оценка знаний, умений и навыков.
10. Рефлексия урока.
Если сейчас больше всего распространен объяснительноиллюстративный 
метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом 
проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен 
делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие 
самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательногопроцесса.
       Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок 
может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся 
состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало 
того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не 
каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. 
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых 
стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя 
детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут 
урок сами. 
       Также  необходимо акцентировать внимание и на  дидактические  
требования   к   современному   уроку  четкое формулирование 
образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с 
развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
•    требований  к результатам освоения основной образовательной программы;
•    требований  к структуре основной образовательной программы;
•    требований  к  условиям  реализации основной образовательной 
программы.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового. 
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, 
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью 
изучение и первичное закрепление новых знаний 
2. Урок закрепления знаний.
 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, 
консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 
3. Урок комплексного применения знаний.
 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку
умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
 
  
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение 
единичных знаний в систему. 
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. 
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью 
определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Основная дидактическая структура урока отображается в планеконспекте 
урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, 
которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, 
которым свойственна более гибкая структура:
1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, 
воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты:знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном
этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4. Сообщение нового материала.
5. Решение учебной задачи.
6. Усвоение новых знаний.
7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала 
(текущий контроль с тестом).
8. Закрепление изученного материала.
9. Обобщение и систематизация знаний.
10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый 
контроль с тестом).
11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия 
достижения цели.
12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего 
урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных 
действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого 
урока.
Первый аспект  Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно
отождествить с результатом урока. Результатом урока является не 
успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД 
учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания,
реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).
Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает 
значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать 
полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся 
формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока  Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками впроцессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. 
Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход 
от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной 
деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения 
решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и 
приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, 
деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных 
педагогических технологий: технология критического мышления, проектная 
деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, 
коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы 
учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об 
уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с 
учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания 
знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно 
значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А 
значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые 
образовательные стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как 
урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок 
чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм 
общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором 
учебной деятельности.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и
развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
• Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
• Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на 
имеющийся опыт;
• Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в 
практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, 
должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его 
проведение.
Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а 
технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель 
определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных 
его этапах. Современный урок необходимо рассматривать как звено 
продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, 
воспитания и развития учащихся.
Технологическая карта урока  это новый вид методической продукции, 
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в
школе и возможность достижения планируемых результатов освоения 
основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать 
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, 
метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в 
соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на 
подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением 
технологической карты заключается в использовании инновационной 
технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по 
освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. 
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, 
алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
• название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
• цель освоения учебного содержания;
• планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, 
информационноинтеллектуальную компетентность и УУД);
• метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и 
ресурсы);
• основные понятия темы;
• технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы 
определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания
на отработку материала и диагностические задания на проверку его 
понимания и усвоения);
• контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и 
системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы сучетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и 
формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и 
учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в 
процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов 
учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
• реализовать планируемые результаты ФГОС;
• определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной 
темы, всего учебного курса;
• системно формировать у учащихся УУД;
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы 
от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с 
дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством 
перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• освободить время для творчества (использование готовых разработок по 
темам
 освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить 
связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные 
действия всех участников педагогического процесса;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на
каждом этапе освоения темы;
• решить организационнометодические проблемы (замещение уроков, 
выполнение учебного плана и т. д.);
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора 
технологических карт;
• обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать 
выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также 
осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышениякачества обучения, т. к.:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до 
результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально
познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической 
деятельности.
         При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально 
новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные 
документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их 
формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на 
результаты освоения основной образовательной программы. Они 
представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного 
подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе
освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может 
развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно 
собственное действие может стать основой формирования в будущем его 
самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  
условий, провоцирующих детское действие.
Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с 
использованием набора разнообразных операций, объединенных в 
целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал 
инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его 
деятельности по отношению к своей собственной.       
Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися
на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, 
подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, 
а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, 
именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные
стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как 
урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок 
чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм 
общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором 
учебной деятельности
       Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и 
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вотэто всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к 
организации учебновоспитательного процесса в школе не могут 
существовать.  
           Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его 
профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и
не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он
сможет в более сжатые сроки. 
          Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за 
счет своего умения быстро перестраиваться.
Современный урок должен содержать чтото, что вызовет удивление, то, что 
ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как  интересный 
факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих 
учащихся.
Таким образом,
• Современный урок направлен на формирование и развитие УУД,
• на достижение личностных результатов;
• Урок строится в рамках системнодеятельностного подхода;
• Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
• Проектировать пути их реализации;
• Контролировать и оценивать свои достижения.
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его 
желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть 
главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что 
определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то 
есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
 Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и 
мотивацию;
 Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на 
имеющийся опыт;
 Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в 
практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, 
должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и егопроведение.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по
ФГОС
Предмет 
изменений
Традиционная деятельность
учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к 
уроку
Учитель пользуется жестко 
структурированным 
конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, 
предоставляющим ему свободу в выборе форм, 
способов и приемов обучения
При подготовке к уроку 
учитель использует учебник и
методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует 
учебник и методические рекомендации, интернет
ресурсы, материалы коллег. Обменивается 
конспектами с коллегами
Основные этапы 
урока
Объяснение и закрепление уч.
материала. Большое 
количество времени занимает 
речь учителя
Главная цель 
учителя на уроке
Успеть выполнить все, что 
запланировано
Формулирование 
заданий для 
обучающихся 
(определение 
деятельн. детей)
Форма урока
Формулировки: решите, 
спишите, сравните, найдите, 
выпишите, выполните и т. д.
Преимущественно 
фронтальная
Нестандартное 
ведение уроков
–
Взаимодействие с
родителями 
обучающихся
Происходит в виде лекций, 
родители не включены в 
образовательный процесс
Самостоятельная деятельность обучающихся (более
половины времени урока)
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите 
(объясните), сравните, выразите символом, создайте
схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте
вывод), выберите решение или способ решения, 
исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок 
ведут два педагога (совместно с учителями 
информатики, психологами и логопедами), урок 
проходит с поддержкой тьютора или в присутствии 
родителей обучающихся
Информированность родителей обучающихся. Они 
имеют возможность участвовать в образовательном 
процессе. Общение учителя с родителями 
школьников может осуществляться при помощи 
Интернета
Образовательная 
среда
Создается учителем. 
Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают 
учебный материал, проводят презентации).Результаты 
обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные,
метапредметные
Зонирование классов, холлов
Нет портфолио 
обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка 
учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, 
формирование адекватной самооценки
Важны положительные 
оценки учеников по итогам 
контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей 
относительно самих себя. Оценка промежуточных 
результатов обучения