Современный урок в рамках ФГОС ООО

  • Лекции
  • docx
  • 17.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье говорится о современном уроке в рамках ФГОС ООО. Требования к современному уроку: - хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. - учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; - вывод делают сами учащиеся; - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; - времясбережение и здоровьесбережение; - в центре внимания урока - дети; - учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; - умение демонстрировать методическое искусство учителя; - планирование обратной связи; - урок должен быть добрым.В файле описываются требования к современному уроку в рамках ФГОС ООО
Иконка файла материала Современный урок в рамках ФГОС ООО.docx
Современный урок в рамках ФГОС ООО Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой  мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество  возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать  саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо  научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это  высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость,  креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в  большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к  образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая  уступает место развивающей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и  технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной  формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать  требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен  стать новым, современным! Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный  учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без  учителя второго поколения»! В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во­первых, это профессионал, который • демонстрирует универсальные и предметные способы действий • инициирует действия учащихся • консультирует и корректирует их действия • находит способы включения в работу каждого ученика • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во­вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В­третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации  системно­деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного  процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становитсяменеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это  управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика –  активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью,  умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать  информацию и применять имеющиеся знания на практике.             В чем же новизна современного урока в условиях введения  стандарта второго поколения?  Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.  Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и  учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку: •    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен  иметь хорошее начало и хорошее окончание. •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается  на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на  сотрудничество с учителем и одноклассниками; •     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует  деятельность учащихся; •    вывод делают сами учащиеся; •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •    времясбережение и здоровьесбережение; •    в центре внимания урока ­ дети; •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты,  как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; •     умение демонстрировать методическое искусство учителя; •    планирование обратной связи; •     урок должен быть добрым. Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники: •    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику  предоставляется право выбора); •    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы,  сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами  изучаемого курса); •    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков  преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать  свои знания); •    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности,  знания, интересы самих учащихся); •    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью  развитой системы приемов обратной связи).Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который  должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику.  Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель  рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.       Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего,  усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,  продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение  отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни,  её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.         Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным  учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск  дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и  выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и  выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.       Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к  современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока: 1. Определение темы учебного материала. 2. Определение дидактической цели темы. 3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых  знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений  и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и  коррекции знаний, умений и навыков учащихся. 4. Продумывание структуры урока. 5. Обеспеченность урока. 6. Отбор содержания учебного материала. 7. Выбор методов обучения. 8. Выбор форм организации педагогической деятельности 9. Оценка знаний, умений и навыков. 10. Рефлексия урока. Если сейчас больше всего распространен объяснительно­иллюстративный  метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом  проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен  делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие  самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательногопроцесса.        Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок  может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся  состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало  того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не  каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.  «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых  стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя  детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут  урок сами.         Также  необходимо акцентировать внимание и на  дидактические   требования   к   современному   уроку ­ четкое формулирование  образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с  развивающими и воспитательными задачами, с учетом: •    требований  к результатам освоения основной образовательной программы; •    требований  к структуре основной образовательной программы; •    требований  к  условиям  реализации основной образовательной  программы. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового.  Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,  исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью  изучение и первичное закрепление новых знаний  2. Урок закрепления знаний.  Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,  консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.  3. Урок комплексного применения знаний.  Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.  4. Урок обобщения и систематизации знаний.      Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение  единичных знаний в систему.  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.  Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью  определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Основная дидактическая структура урока отображается в плане­конспекте  урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы,  которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические,  которым свойственна более гибкая структура: 1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие,  воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты:знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока. 2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). 3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. 4. Сообщение нового материала. 5. Решение учебной задачи. 6. Усвоение новых знаний. 7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала  (текущий контроль с тестом). 8. Закрепление изученного материала. 9. Обобщение и систематизация знаний. 10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый  контроль с тестом). 11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия  достижения цели. 12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего  урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных  действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого  урока. Первый аспект ­ Мотивационно – целеполагающий. Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не  успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает  значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать  полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся  формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя. Второй аспект современного урока ­ Деятельностный аспект Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками впроцессе урока через самостоятельную познавательную деятельность.  Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход  от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной  деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и  приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение,  деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных  педагогических технологий: технология критического мышления, проектная  деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология,  коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы  учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы. Новый подход к образованию соответствует современному представлению об  уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с  учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания  знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно  значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А  значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые  образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок  чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм  общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором  учебной деятельности. Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь. Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо: • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию; • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на  имеющийся опыт; • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в  практику, организовать самоконтроль его выполнения. Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе,  должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его  проведение. Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а  технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель  определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных  его этапах. Современный урок необходимо рассматривать как звено  продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения,  воспитания и развития учащихся. Технологическая карта урока ­ это новый вид методической продукции,  обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения  основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать  эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных,  метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в  соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на  подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением  технологической карты заключается в использовании инновационной  технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по  освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.  Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность,  алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Структура технологической карты включает: • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; • цель освоения учебного содержания; • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные,  информационно­интеллектуальную компетентность и УУД); • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и  ресурсы); • основные понятия темы; • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы  определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его  понимания и усвоения); • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы сучетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и  формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и  учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в  процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов  учебной деятельности. Технологическая карта позволит учителю: • реализовать планируемые результаты ФГОС; • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной  темы, всего учебного курса; • системно формировать у учащихся УУД; • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы  от цели до конечного результата; • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с  дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством  перехода от поурочного планирования к проектированию темы; • освободить время для творчества (использование готовых разработок по  темам  освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы); • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить  связи и зависимости между предметами и результатами обучения); • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные  действия всех участников педагогического процесса; • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; • решить организационно­методические проблемы (замещение уроков,  выполнение учебного плана и т. д.); • соотнести результат с целью обучения после создания продукта ­набора  технологических карт; • обеспечить повышение качества образования. Технологическая карта позволит администрации школы контролировать  выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также  осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышениякачества обучения, т. к.: • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до  результата; • используются эффективные методы работы с информацией; • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально­ познавательная и рефлексивная деятельность школьников; • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической  деятельности.          При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально  новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные  документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их  формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на  результаты освоения основной образовательной программы. Они  представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного  подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может  развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно  собственное действие может стать основой формирования в будущем его  самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации   условий, провоцирующих детское действие. Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с  использованием набора разнообразных операций, объединенных в  целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал  инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его  деятельности по отношению к своей собственной.        Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания,  подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым,  а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит,  именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок  чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм  общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором  учебной деятельности        Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и  профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вотэто всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к  организации учебно­воспитательного процесса в школе не могут  существовать.              Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его  профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.            Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за  счет своего умения быстро перестраиваться. Современный урок должен содержать что­то, что вызовет удивление, то, что  ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как ­ интересный  факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих  учащихся. Таким образом, • Современный урок направлен на формирование и развитие УУД, • на достижение личностных результатов; • Урок строится в рамках системно­деятельностного подхода; • Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; • Проектировать пути их реализации; • Контролировать и оценивать свои достижения. Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его  желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть  главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы! Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что  определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни! Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то  есть умения учиться всю жизнь. Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:  Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и  мотивацию;  Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на  имеющийся опыт;  Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в  практику, организовать самоконтроль его выполнения. Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе,  должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и егопроведение. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет  изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к  уроку Учитель пользуется жестко  структурированным  конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока,  предоставляющим ему свободу в выборе форм,  способов и приемов обучения При подготовке к уроку  учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует  учебник и методические рекомендации, интернет­ ресурсы, материалы коллег. Обменивается  конспектами с коллегами Основные этапы  урока Объяснение и закрепление уч. материала. Большое  количество времени занимает  речь учителя Главная цель  учителя на уроке Успеть выполнить все, что  запланировано Формулирование  заданий для  обучающихся  (определение  деятельн. детей) Форма урока Формулировки: решите,  спишите, сравните, найдите,  выпишите, выполните и т. д. Преимущественно  фронтальная Нестандартное  ведение уроков – Взаимодействие с родителями  обучающихся Происходит в виде лекций,  родители не включены в  образовательный процесс Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите  (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения,  исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Преимущественно групповая и/или индивидуальная Учитель ведет урок в параллельном классе, урок  ведут два педагога (совместно с учителями  информатики, психологами и логопедами), урок  проходит с поддержкой тьютора или в присутствии  родителей обучающихся Информированность родителей обучающихся. Они  имеют возможность участвовать в образовательном  процессе. Общение учителя с родителями  школьников может осуществляться при помощи  Интернета Образовательная  среда Создается учителем.  Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают  учебный материал, проводят презентации).Результаты  обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Зонирование классов, холлов Нет портфолио  обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка  учителя Ориентир на самооценку обучающегося,  формирование адекватной самооценки Важны положительные  оценки учеников по итогам  контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей  относительно самих себя. Оценка промежуточных  результатов обучения