В данной статье говорится о современном уроке в рамках ФГОС ООО.
Требования к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.В файле описываются требования к современному уроку в рамках ФГОС ООО
Современный урок в рамках ФГОС ООО
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой
мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество
возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать
саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо
научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это
высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость,
креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в
большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к
образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая
уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и
технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной
формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать
требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен
стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный
учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра
Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без
учителя второго поколения»!
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
вопервых, это профессионал, который
• демонстрирует универсальные и предметные способы действий
• инициирует действия учащихся
• консультирует и корректирует их действия
• находит способы включения в работу каждого ученика
• создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Вовторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
Втретьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации
системнодеятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного
процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становитсяменеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это
управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика –
активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью,
умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать
информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В чем же новизна современного урока в условиях введения
стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и
учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен
иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся,
четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается
на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на
сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты,
как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику
предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы,
сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами
изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать
свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью
развитой системы приемов обратной связи).Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который
должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику.
Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель
рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего,
усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение
отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни,
её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной
жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным
учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск
дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и
выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и
выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к
современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала.
2. Определение дидактической цели темы.
3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых
знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений
и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и
коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4. Продумывание структуры урока.
5. Обеспеченность урока.
6. Отбор содержания учебного материала.
7. Выбор методов обучения.
8. Выбор форм организации педагогической деятельности
9. Оценка знаний, умений и навыков.
10. Рефлексия урока.
Если сейчас больше всего распространен объяснительноиллюстративный
метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом
проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен
делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие
самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательногопроцесса.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок
может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся
состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало
того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не
каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых
стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя
детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут
урок сами.
Также необходимо акцентировать внимание и на дидактические
требования к современному уроку четкое формулирование
образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с
развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы;
• требований к структуре основной образовательной программы;
• требований к условиям реализации основной образовательной
программы.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,
консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку
умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение
единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью
определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Основная дидактическая структура урока отображается в планеконспекте
урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы,
которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические,
которым свойственна более гибкая структура:
1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие,
воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты:знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном
этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4. Сообщение нового материала.
5. Решение учебной задачи.
6. Усвоение новых знаний.
7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
(текущий контроль с тестом).
8. Закрепление изученного материала.
9. Обобщение и систематизация знаний.
10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый
контроль с тестом).
11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия
достижения цели.
12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего
урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных
действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого
урока.
Первый аспект Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно
отождествить с результатом урока. Результатом урока является не
успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД
учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания,
реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).
Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает
значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать
полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся
формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками впроцессе урока через самостоятельную познавательную деятельность.
Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход
от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной
деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения
решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и
приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение,
деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных
педагогических технологий: технология критического мышления, проектная
деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология,
коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы
учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об
уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с
учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания
знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно
значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А
значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые
образовательные стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как
урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок
чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм
общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором
учебной деятельности.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и
развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
• Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
• Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на
имеющийся опыт;
• Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в
практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе,
должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его
проведение.
Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а
технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель
определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных
его этапах. Современный урок необходимо рассматривать как звено
продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения,
воспитания и развития учащихся.
Технологическая карта урока это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в
школе и возможность достижения планируемых результатов освоения
основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных,
метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в
соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на
подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением
технологической карты заключается в использовании инновационной
технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по
освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность,
алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
• название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
• цель освоения учебного содержания;
• планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные,
информационноинтеллектуальную компетентность и УУД);
• метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и
ресурсы);
• основные понятия темы;
• технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы
определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания
на отработку материала и диагностические задания на проверку его
понимания и усвоения);
• контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и
системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы сучетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и
формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и
учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в
процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов
учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
• реализовать планируемые результаты ФГОС;
• определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной
темы, всего учебного курса;
• системно формировать у учащихся УУД;
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы
от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с
дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством
перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• освободить время для творчества (использование готовых разработок по
темам
освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить
связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные
действия всех участников педагогического процесса;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на
каждом этапе освоения темы;
• решить организационнометодические проблемы (замещение уроков,
выполнение учебного плана и т. д.);
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора
технологических карт;
• обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать
выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также
осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышениякачества обучения, т. к.:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до
результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально
познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
деятельности.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально
новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные
документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их
формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на
результаты освоения основной образовательной программы. Они
представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного
подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе
освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может
развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно
собственное действие может стать основой формирования в будущем его
самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации
условий, провоцирующих детское действие.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с
использованием набора разнообразных операций, объединенных в
целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал
инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его
деятельности по отношению к своей собственной.
Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися
на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания,
подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым,
а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит,
именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные
стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как
урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок
чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм
общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором
учебной деятельности
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вотэто всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к
организации учебновоспитательного процесса в школе не могут
существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его
профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и
не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он
сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за
счет своего умения быстро перестраиваться.
Современный урок должен содержать чтото, что вызовет удивление, то, что
ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как интересный
факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих
учащихся.
Таким образом,
• Современный урок направлен на формирование и развитие УУД,
• на достижение личностных результатов;
• Урок строится в рамках системнодеятельностного подхода;
• Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
• Проектировать пути их реализации;
• Контролировать и оценивать свои достижения.
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его
желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть
главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что
определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то
есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и
мотивацию;
Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на
имеющийся опыт;
Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в
практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе,
должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и егопроведение.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по
ФГОС
Предмет
изменений
Традиционная деятельность
учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к
уроку
Учитель пользуется жестко
структурированным
конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока,
предоставляющим ему свободу в выборе форм,
способов и приемов обучения
При подготовке к уроку
учитель использует учебник и
методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует
учебник и методические рекомендации, интернет
ресурсы, материалы коллег. Обменивается
конспектами с коллегами
Основные этапы
урока
Объяснение и закрепление уч.
материала. Большое
количество времени занимает
речь учителя
Главная цель
учителя на уроке
Успеть выполнить все, что
запланировано
Формулирование
заданий для
обучающихся
(определение
деятельн. детей)
Форма урока
Формулировки: решите,
спишите, сравните, найдите,
выпишите, выполните и т. д.
Преимущественно
фронтальная
Нестандартное
ведение уроков
–
Взаимодействие с
родителями
обучающихся
Происходит в виде лекций,
родители не включены в
образовательный процесс
Самостоятельная деятельность обучающихся (более
половины времени урока)
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите
(объясните), сравните, выразите символом, создайте
схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте
вывод), выберите решение или способ решения,
исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок
ведут два педагога (совместно с учителями
информатики, психологами и логопедами), урок
проходит с поддержкой тьютора или в присутствии
родителей обучающихся
Информированность родителей обучающихся. Они
имеют возможность участвовать в образовательном
процессе. Общение учителя с родителями
школьников может осуществляться при помощи
Интернета
Образовательная
среда
Создается учителем.
Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают
учебный материал, проводят презентации).Результаты
обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные,
метапредметные
Зонирование классов, холлов
Нет портфолио
обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка
учителя
Ориентир на самооценку обучающегося,
формирование адекватной самооценки
Важны положительные
оценки учеников по итогам
контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей
относительно самих себя. Оценка промежуточных
результатов обучения