ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Слушатель группы:
3.2.7.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды как условие обеспечения познавательно-речевой активности»
Выполнили слушатели группы (3.2.7.)
Целевые ориентиры формирования
познавательно-речевой активности
детей дошкольного возраста
Бурдаковская Анжела Викторовна
воспитатель МДОУ «ясли – сад
комбинированного типа № 302 г. Донецка»
Павлюкова Ирина Геннадьевна
воспитатель МДОУ «ясли – сад
комбинированного типа № 395 г. Донецка»
Руководитель выпускной работы
Негода Елена Александровна-
старший преподаватель КОГДМП,
к.и.н.
Работа допущена/не допущена
_____________ (подпись)
Донецк, 2021 г.
АННОТАЦИЯ.
Бурдаковская А.В., Павлюкова И.Г.
«Создание развивающей предметно -
пространственной среды как условие
обеспечения познавательно - речевой активности»
Слушатели группы: 3.2.7. ДонИППО Донецк, 46 стр.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ГОС ДО (далее – Стандарт), формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами встает вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий, поиска средств и методов для полноценного речевого развития детей.
В связи с этим была выбрана тема исследования: «Создание развивающей предметно-пространственной среды как условие обеспечения познавательно-речевой активности». Правильная организация пространственной среды положительно влияет на речевое развитие личности. Поэтому одной из важнейших педагогических проблем является создание пространственной организации среды обеспечения познавательно-речевой активности
Развивающая предметно - пространственная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
В данной работе освещена проблема организации предметно – пространственной среды согласно требованиям ГОС ДО, в свете современного понимания предметно-пространственной среды, которое включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, гармоничного его развития, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов, связанных с созданием предметно-развивающей среды в МДОУ, способствующей развитию речи дошкольников. Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности речевого развития дошкольников посредством обогащения предметно-развивающей среды.
В первом разделе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МДОУ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» проведен обзор психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, даны определения понятия «Развивающая предметная среда», определены принципы ее построения.
Во втором разделе рассмотрена система работы по ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Обобщение личного опыта по проблеме исследования. Решение проблемы определило цель исследования - изучение влияния предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольников. Объектом исследования выступает процесс развития речи детей дошкольного возраста. Предметом исследования являются условия, обеспечивающие полноценное развитие речи дошкольников. Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по речевому развитию ребенка будет проходить более успешно при условии создания обогащенной предметно-развивающей среды. Учитывая объект, предмет, цель мы сосредоточили внимание на решении следующих задач: Детально (подробно) изучить литературу по данной проблеме; Определить влияние предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольников. Проанализировать предметно-развивающую среду по речевому развитию.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МДОУ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………8
1.1. Предметно-развивающая среда как компонент единого образовательного пространства…………………………………………………………………..8
1.2. Особенности развития речи дошкольников…………………………...14
1.3. Развивающая среда в детском саду и ее особенности………………...25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Обобщение личного опыта по проблеме исследования.
2.1. Организация предметно-развивающей речевой среды в детском саду..35
2.2. Разработка рекомендаций по организации предметно-игровой среды для эффективного развития речи детей дошкольного возраста…………………39
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...43
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...46
ВВЕДЕНИЕ.
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Данный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда «закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность». В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы: память, восприятие, мышление, речь. Не вызывает сомнений, что дошкольное образование призвано обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Среди названных направлений особое внимание педагогов и родителей всегда привлекала работа по речевому развитию детей дошкольного возраста. И это не случайно, поскольку в дошкольной педагогике и психологии отмечается не только тесная взаимосвязь умственного и речевого развития детей, но и сензитивность периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи.
В процессе своего развития ребенок должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться сначала устной, а затем письменной речью. Наиболее продуктивное развитие речи происходит именно в дошкольном возрасте. У детей увеличивается словарный запас, происходит развитие смысловой стороны речи. К пяти - шести годам большинство детей овладевает правильным звукопроизношением. Полноценная речь ребенка - непременное условие его успешного обучения в школе, без этого невозможна мыслительная деятельность. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, ГОС ДО (далее – Стандарт) четко определена организация предметно-развивающей среды в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтению художественной литературы. В качестве основной цели педагогической работы Стандарт выдвигает всестороннее развитие каждого ребенка.
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. [14] Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Это отмечали многие педагоги прошлого; такие как В.Н. Дружинин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. На важность этой проблемы указывают современные исследователи и педагоги Т.Н. Доронова, В.И. Ляскало, С.Л. Новоселова.
Среда должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей развития детей и также к задержкам в речевом развитии. [3]
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования:
· анализ психологической, педагогической и методической литературы; диагностирование дошкольников;
· наблюдение; индивидуальный контакт с детьми;
· экспериментирование.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования предметно-развивающей среды для речевого развития дошкольников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1 Предметно-развивающая среда как компонент единого образовательного пространства.
В начале нового тысячелетия назрела насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека - системы образования. Опора на естественнонаучные принципы при организации жизнедеятельности ребенка должна помочь в решении многих проблем современного образовательного учреждения. Это требует от педагога пересмотра традиционных тактик и стратегий, выбора новых форм и методов работы.
Образовательное пространство необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой - не наносился вред здоровью ребенка, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Многочисленные издания последних лет свидетельствуют о все возрастающей приверженности ученых к термину "пространство": единое образовательное пространство, воспитательное пространство, культурно-образовательное пространство, пространство детства и т.д. (С. Бондырева, Е. Бондаревская, Н. Селиванова и др.). Каждый из терминов представляет собой реально существующий феномен, включающий в себя определенный перечень элементов, характеризующий ту или иную сферу человеческой деятельности.
В педагогических исследованиях, начиная с 80-х гг. ХХ в., особое место уделяют влиянию окружающего мира на условия развития личности и организацию педагогического процесса. Однако сам термин "пространство" не употребляется. Вместо него речь идет о "ситуации" или "среде". Хотя с тех пор ситуация изменилась и термин "пространство" применительно к проблемам организации обучения и воспитания используется достаточно широко, до настоящего времени можно столкнуться с фактами не различения или смешивания данных понятий.
Один из наиболее эффективных способов организованного целенаправленного влияния среды на детей - развитие, обучение и воспитание через особую педагогически целесообразную организацию и наладку окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование.
Обобщая современные тенденции применения термина "пространство" в отечественной педагогике, можно согласиться с М. Виленским и
Е. Мещеряковой, которые выделили две тенденции педагогических исследований по анализируемой проблеме, не противоречащие друг другу. Во-первых, стремление современных исследователей рассматривать педагогические явления в рамках единого образовательного пространства. Во-вторых, выделение и изучение отдельных подпространств - социального, дидактического, воспитательного, индивидуального.
Общей для описанных выше подходов к определению понятий "среда" и "пространство" является попытка анализа с точки зрения личности. Последняя является основной точкой отсчета, центром, вокруг которого расположены в различной последовательности "среда", "пространство", "условия" и т.п. Не случайно, что на начальном этапе исследований одним из основных использованных понятий было "окружение". Оно более откровенно транслирует ведущую методологическую посылку этих подходов. Действительно, если принять, что личность, индивид, человек, обладает особенными, принципиально отличными от прочих качествами, то можно будет согласиться с рассмотрением ее в качестве центра, вокруг которого вращается остальной мир, выстраиваются среды, пространства и т.д.[7] Пространственная организация среды положительно влияет на гармоническое развитие личности. Поэтому одной из важнейших педагогических проблем является влияние пространственной организации среды на гармоническое и здоровое развитие ребенка. Известный украинский ученый Е. Кононко оценивает среду с точки ее полезности для развития дошкольника. По ее мнению, создавая развивающую среду, следует учитывать важнейшие для личного развития дошкольника параметры: мировоззрение ребенка, его самосознание, переживания, проявление волевого поведения, базовые личностные качества, интересы и потребности.
С. Новоселова определяет "предметную развивающую среду детства " как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.
М. Полякова, определяя развивающую среду как естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, выделяет такие характеристики развивающей среды, как комфортность и безопасность обстановки, обеспечение богатства сенсорных впечатлений, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможности для исследования.
Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Исходя из данных концепций, при создании предметно - развивающей среды педагогам необходимо учитывать принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждения, изложенных в Методическом пособии: «Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребёнка в условиях ДОО(У).»
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними.
Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой в целом. Именно поэтому, педагогу необходимо помнить, что у каждого человека - и у ребенка в том числе - свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе результативной настоящей деятельности и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка. Для этих целей используются различные функциональные блоки (кухня, мастерская и т.д.). Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.
3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды.
Среда развития стимулирует детей к активной деятельности с теми предметами, игрушками, которые привлекают своей формой, цветом. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
При рассматривании этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную связан с предыдущим принципом стабильности - динамичности, но и в какой - то степени перекрывает его, особенно в той части, где представлена динамичность развивающей среды. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая, тем самым, функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давая им возможность осуществлять разнообразные движения. В то же время нужно, чтобы окружающая обстановка имела свойства тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представления об окружающем (природа, рукотворный мир, знания о человеке). Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей.
Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, необходимо создать ему условия отдыха от общения, поэтому в группе должна быть зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т.д., тем самым мы создадим условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка. Также обязательным условием реализации данного принципа - обеспечение личного пространства ребенку (шкаф для одежды, кровать, место для хранения принесенных из дома игрушек, «реликвий»).
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического дизайна начинается с восприятия красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий. Поэтому важно разместить в интерьере группы, наравне с репродукциями картин известных художников, коллажи, аппликации, вазы, композиции из цветов, созданные руками педагогов, родителей. При этом необходимым условием созданных экспонатов является их художественная красота, чувство вкуса.
7. Принцип открытости — закрытости. Проект развивающей среды группы должен иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Иначе говоря, такая среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. При этом развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательными, прежде всего, для них, но по содержанию должны быть равноценными как для мальчиков, так и для девочек. Среда развития должна помогать детям реализовать свои интересы, способности, наклонности.
Развивающую среду строит для детей педагог. Однако не всегда представления взрослого о комфорте совпадают с представлениями ребенка. К. Крутий, рассматривая предметно-развивающую среду как компонент образовательного пространства, акцентирует внимание на организации саморазвивающейся деятельности ребенка. Ученый подчеркивает, что создаваемая взрослыми предметно-развивающая среда преимущественно лишь по убеждению педагогов является таковой. Дети же хотели бы играть и действовать с предметами и игрушками, которые не предусмотрены планами взрослых. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать ребенку поддержку в становлении чувства уверенности в себе, возможности испытывать и использовать свои способности, самостоятельность, утверждаться в себе как в активном деятеле построения собственного образа Я.
1.2. Особенности развития речи дошкольников
Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. [7] В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж. В дошкольном возрасте (3-7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие люди. Умение общаться со сверстниками и другими людьми - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития. Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека. Если познавательные (психические) процессы - восприятие, память, внимание, мышление - развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Подобные отклонения, так или иначе, скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.
Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие. Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. Дети вступают в определённые отношения с другими людьми, и потому им необходимо максимально точно понимать речевые высказывания окружающих, уметь правильно выразить в речи свои впечатления, опыт, намерения и мысли; владеть навыками речевого общения, иметь достаточный уровень речевого вербального) мышления. Овладение ребёнком родным языком в процессе педагогически организованного развития речи, ограниченного нуждами общения с окружающими людьми, не соответствует потенциальным возможностям ребёнка ни в овладении языковой действительностью как особым объектом познания, ни в развитии, совершенствовании самой речи. Вхождение ребёнка в подобную учебно-познавательную деятельность, в соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, обеспечивается самой структурой деятельности: «Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация – эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой, – коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа» [1, с. 256].
Как и любая другая деятельность, речевая деятельность имеет предмет (мысль) и структуру. «В любой деятельности можно выделить одинаковые структурные компоненты. В ней есть четыре этапа:
- этап ориентировки в условиях деятельности;
- этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки;
- этап осуществления (реализация) этого плана;
- этап контроля» [1].
Рассмотрим схематичное изображение структуры любой человеческой
деятельности, предложенное А.Н. Леонтьевым:
Обычно выделяются четыре основных вида речевой деятельности: чтение,
аудирование (слушание) – рецептивные виды речевой деятельности; устная
речь (говорение) и письмо, которые называются продуктивными видами.
Понятие видов речевой деятельности в методике позволяет более чётко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений: методические приёмы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых. Это значит, что на практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетѐнности, особенно при решении сложных коммуникативных задач. Едва ли правильно совершенно отдельно и бессвязно заниматься с дошкольниками чтением или слушанием, устной речью. Лучше с самого начала строить занятия с дошкольниками как интегрированные.
Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребенка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его. Итак, перед взрослыми стоит цель:
* в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;
* в дошкольном возрасте (3-7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);
* в дошкольном возрасте (4-7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада.
Задачи развития речи детей 3-4 лет
Много беседовать с ребенком. Активизировать слова, обозначающие наименование, действие, признаки предметов. Поощрять использование слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы; объекты и явления природы. Следить за правильным употреблением окончаний существительных, прилагательных, глаголов во фразах. Поощрять употребление сложных предложений. Учить слушать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание. Вызывать у ребенка желание пересказывать (при помощи взрослого) знакомые сказки и рассказы разными средствами: с опорой на картинки, средствами драматизации.
1. Развитие лексической стороны речи.
Развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире.
Учить детей различать и называть части предметов. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т. д.). Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей; движения животных). Поощрять стремления детей использовать определения (характеристики предметов, явлений, внешний вид людей и животных, их эмоциональное состояние).
2. Формирование грамматического строя речи.
Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице; упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на).
Начинать формировать у детей процессы словообразования. Учить употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе. Закреплять в речи умение называть животных и их детенышей (кроме сложных форм) в единственном и во множественном числе: кошка - котенок, котята; утка - утенок, утята; лиса - лисенок, лисята и др. Учить составлять предложения с однородными членами.
3.Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
Упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; вызывать, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка; развивать речевое внимание и речевой слух.
Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе (с опорой на картинку и без нее).
Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки): дом - кот, машина - барабан и др. Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и звучанию (с опорой на картинки): дом - ком, удочка - уточка (дудочка), бабушка - бабочка, мишка - мышка и т. д.
Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные звуки и часть согласных (кроме шипящих и сонорных).
Вырабатывать правильный темп речи и интонационную выразительность.
4. Развитие связной речи детей.
Продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова; фразы; основы речевого этикета). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и с другими детьми.
Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых произведений с помощью взрослого, с использованием средств драматизации. Упражнять в составлении простых высказываний с элементами описания (перечисления) и повествования (динамики событий или действий).
Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.
Задачи развития речи детей 5-7 лет
1. Развитие лексической стороны речи.
Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные. Формировать умение более точно подбирать слова, отражающие качество предмета или явления.
Пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет. Уточнить представления детей о предметах и их частях, особое внимание уделить назначению представленного предмета.
Продолжать работу по расширению обобщающих понятий за счет слов, находящихся в родовидовых отношениях (например, мебель - стол, стул, кровать, кресло и т. п.; цветы - мак, роза, ромашка и т. п.) и входящих в широкие родовые понятия (например, растения - цветы, деревья, трава, кусты и пр.; жилище - дом, изба, дворец и т. п.; движение - бег, прыжки, ходьба, ползание и т. п.).
Ознакомить детей с синонимами. Учить подбирать слова для более точного выражения мысли (например, влажный и мокрый); для выражения эмоциональной окраски (например, упал и шлепнулся; красивый и великолепный и др.).
Продолжать знакомить детей с антонимами. Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам, относящимся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям).
Продолжать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи. Продолжать работу над лексическим (смысловым) значением слов. Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов, фразеологические обороты.
2. Формирование грамматического строя речи.
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Показать детям правильное употребление глаголов с приставками.
Особое внимание обратить на употребление глаголов, отображающих действия, с приставками у-, по-, при-, про-, вы-.
Обращать внимание детей на изменение смысла предложений (словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например, вышел - зашел). Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными. Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Закреплять правильное употребление и образование сложных форм существительных множественного числа в родительном падеже (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. п.).
Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.).
Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов; глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных.
Продолжать работу по составлению разных типов предложений.
Продолжать знакомить детей с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений.
Обучать детей составлению сложносочиненных предложений с противительным союзом в сложноподчиненных предложений.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата через правильный подбор артикуляционных упражнений. Систематически проводить артикуляционную гимнастику, способствующую выработке точных, энергичных, хорошо координированных движений речевого аппарата. В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить специальные упражнения на развитие речевого дыхания, речевого внимания и т. п.
Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить детей проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы - зубы - язык - голосовые связки - воздушная струя).
Вводить понятие «гласные - согласные звуки» на основе анализа их артикуляции. Закреплять понятие «твердые - мягкие согласные звуки».
Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах (например, мак, лук, лак, суп и др.).
Упражнять детей в умении дифференцировать звуки ([ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л], [щ] и [с], [ц] и [с]. Особое внимание уделять словам, где пары этих звуков встречаются одновременно (шест, жизнь, балерина).
Развивать фонетический слух. Знакомить со слоговой структурой слова. Учить определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).
Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).
4. Развитие связной речи детей.
Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок. Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада. Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ). Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности. Упражнять детей в умении составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и др.).
Упражнять ребенка в вежливом и тактичном ведении диалога со взрослыми и с другими детьми.
Монологическая речь. Начинать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.
Описание. Упражнять в умении выделять и называть объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик. Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов следующим путем: а) определением двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); б) выбором последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях. Упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, изобразительная и театрализованная деятельность, художественная литература, дидактические игры и задания и пр.).
Повествование. Упражнять детей в восстановлении последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок). Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка. Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований. Закреплять умения детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Продолжать упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). Комбинированные высказывания. Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
Пути совершенствования речевой деятельности старших дошкольников и младших школьников предложила М.С. Соловейчик:[17]
- расширение кругозора, обеспечивающее обновление мыслей и чувств детей, потенциальных предметов их речевой деятельности;
- осознание детьми системы языка, назначения различных языковых единиц;
- развитие умения выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать свои мысли;
- развитие умения отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом;
- понимание значимости всех элементов «чужого» текста, развитие умения извлекать смысл из каждого элемента текста. В таблицу 1 сведены основные этапы, обеспечивающие развитие речи старших дошкольников.
Таблица 1 – Этапы, обеспечивающие развитие речевой деятельности старших дошкольников
Итак, перед специалистами-дошкольниками сегодня стоит задача – обеспечить полноценное речевое развитие дошкольников, раскрывая достаточно сложные явления новой для них языковой действительности, воспитывая интерес к языку и тем самым повышая активность в его усвоении.
1.3. Развивающая среда в детском саду и ее особенности
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей. В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно- развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях
Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев. Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания.
При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, –рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.
Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе принципов построения развивающей предметной среды детского сада занимались такие ученые как Ю.С.Мануйлов, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Н.А.Рыжова, Л.П.Стрелкова, и др.
Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необходимо рассмотреть понятия: «среда», «развивающаяся среда» и «предметно- развивающая среда». Существует множество понятий среды.
В словаре А.М.Прохорова понятие среда имеет несколько значений:
- вещество, заполняющее какое-либо пространство и обладающее определенными свойствами;
- совокупность природных условий жизнедеятельности, какого-либо организма;
- окружение, социально-бытовые условия, в которых протекает жизнь человека;
- совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов.
Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде ГОС ДО образовательного учреждения, которые включают принципы: информативности, вариативности, поли функциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включающих ряд компонентов. Развивающая предметно-пространственная среда детства – система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окружающему миру. В связи с этим среда – условие творческого саморазвития личности ребенка. Сопоставляя эти понятия и анализируя требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения мы согласны с определением, данным доктором педагогических наук С.Л. Новоселовой: [14]
«Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.»
Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Главное требование к организации предметно-развивающей среды – ее адекватность реализуемой в МДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в МДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в МДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно - образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей.
Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без современной предметно-развивающей среды, создание которой основано на следующих принципах:
- система развивающих игрушек и пособий для детей дошкольного
возраста (С.Л.Новоселова, А.А.Овчинников и др.);
- улучшение материально-технического обеспечения воспитания и обучения в дошкольном учреждении на основе принципов построения предметно-развивающей среды, формирование системы развивающей среды ДОУ (С.Л.Новоселова, В.А.Петровский и др.)
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. На протяжении многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы.
Мы полагаем, что для организации предметно-развивающей среды, необходимо соблюдать условия, обеспечивающие полноценное развитие и формирование личности ребенка:
- соответствие возрастным особенностям детей;
- многофункциональность предметно-развивающей среды;
- открытая, незамкнутая система функционирования;
- формирование активного, познавательного отношения к окружающей среде.
При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. В среднем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того, в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни. Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.
При построении предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать основные параметры, выделенные Седовой Л.Н.
Первый параметр – целеполагание, ориентирующие педагога дошкольного образовательного учреждения на понимание развивающей среды как пространства, способствующего оптимальному саморазвитию, самореализации различных видов активности ребенка.
Второй параметр – анализ позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность дошкольника в процессе совместной с ним деятельности.
Третий параметр – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности. [16]
Интегративным результатом реализации указанных параметров является создание развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов МДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда в ходе взаимодействия, входящих в него компонентов, оно должно приобрести определенные свойства в соответствии с государственными требованиями ГОС ДОО к условиям организации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
- непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
- интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия, входящих в нее структур;
- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
- установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной и развивающей. Цель организующей функции– предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства мало функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука»), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова); [13]
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка. Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались следующих принципов (по В.А. Петровскому):
- дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;
- активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
- стабильности –динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
- комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
- открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);
- половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. [18]
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.
2. Глава ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация предметно-развивающей речевой среды в детском саду.
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей игровой среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мебель и модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи.
С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными.
Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др. Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
- альбом О.С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.
В группах также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны. В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять рассказ:
Рассказ с опорой на серию картин,
Рассказ по серии сюжетных картин,
Рассказ по сюжетной картине.
Для этого нужно организовать Центр Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
Классная подвижная азбука.
Азбука в картинках.
Дидактическая игра «Буква за буквой»,
Дидактическая игра «33 богатыря»,
Дидактическая игра «Умный телефон»,
Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н.В. Дурова).
Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).
Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г.А. Тумакова) и др.
В последнее время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г.Л. Выгодской («Град Златоустия»), компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.
Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Игровая среда и общение являются факторами, которые определяют речевое развитие. Предметно-игровая среда имеет важное значение для развития маленьких еще не читающих детей. Особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.
В наших группах создана достаточно богатая предметно-игровая среда для речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный наглядный материал, различные дидактические игры, уголок для театрализованной деятельности, музыкальный уголок, центр сюжетно-ролевых игр.
В группах оформлен книжный уголок, на полочках которого расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается грамотно, книги различных писателей представлены в нескольких экземплярах. В книжном уголке детям очень нравится рассматривать иллюстрации из различных произведений.
Воспитателями были созданы практический материал для организации речевых игр и занятий. Сюда входят: комплексы пальчиковых игр; игры на развитие речевого дыхания; пособия для проведения артикуляционных упражнений; картотеки сюжетных картинок; игры для обогащения словарного запаса, игры по развитию фонематического слуха и игры на развитие мелкой моторики.
В центре сюжетно-ролевых игр созданы условия для возникновения различных сюжетов игр, что способствует развитию диалогической речи. Все игры соответствуют возрасту детей. Имеется достаточное количество атрибутов. Воспитателем группы совместно с родителями была проведена большая работа по оформлению игровых зон и изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Все атрибуты и пособия для игр изготовлены из безопасных материалов. Также следует обратить внимание на то, что для организации различных форм речевой деятельности в группе выделяется место для театрализованной деятельности. Имеется кукольный театр (в комплекте), наглядные пособия «Играем в театр», «Три поросенка», «Колобок», «Теремок», пальчиковый театр, варежковый театр. Организуются игры драматизации по сюжетам литературных произведений. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаться в разных героев, меняя при этом интонацию, голос и мимику.
В музыкальном уголке дети учатся регулировать громкость своего голоса и определять неречевые звуки в таких играх как «Тишина», «Угадай на чем играю», «Тихо – громко», «Узнай по звуку». Занятия и игры в этом уголке способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих.
В младшей группе в достаточном количестве имеется методическая литература и пособия по речевому развитию детей. Однако предметно-игровая речевая среда в данной группе недостаточно насыщена художественной литературой и иллюстрациями по темам занятий.
2.2. Разработка рекомендаций по организации предметно-игровой среды для эффективного развития речи детей дошкольного возраста.
В связи с модернизацией образования в дошкольном образовательном учреждении создание и совершенствование предметно - игровой среды, которая позволяет ребенку более полно проявить себя, является важной задачей. Развивающая предметно - игровая среда – это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Влияние предметно – игровой среды на развитие речи детей играет большую роль. Разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Однако ежегодно увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями.
В литературе по психологии такие авторы как: С. А. Смирнова, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин и др. выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1. Ситуативная речь, т. е неспособность грамматически правильно построить предложение.
2. Бедность словарного запаса, засорение речи сленгом из – за того, что современные дети с ранних лет привязаны к телевизору, телефону, компьютеру.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедность диалогической речи, неспособность вести доступный диалог.
5.Неумение построить монолог: описательный рассказ на предложенную тему.
6. Отсутствие интонации и выразительности в речи, неумение регулировать громкость голоса и темп речи.
Поэтому исходя из этих проблем вытекают следующие задачи:
1. Обогащение активного и пассивного словаря дошкольника.
Развитие связной речи.
2. Развитие грамматического строя речи.
3. Развитие интереса к слову
Для решения этих задач педагогам и родителям необходимо:
1. Больше читать детям художественной литературы.
2. Упражнять в пересказе прослушанного произведения либо просмотренного мультфильма.
3. Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержания произведения.
4. Упражнять в построении рассказа по картине или заданной теме.
5. Упражнять в умении выражать свое мнение, доказывать его.
6. Разучивать стихи.
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира
При оформлении предметно игровой среды необходимо учитывать все эти проблемы и исходящие из этих проблем задачи.
Для создания предметно-игровой среды необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка, поэтому основное пространство предметно-игровой среды занимает мягкое покрытие, на котором размещается мебель и модули, из которых в дальнейшем и конструируются игровые уголки, в которых происходит в дальнейшем развитие связной и образной речи.
Очень важно при работе с детьми дошкольного возраста обращать большое внимание на дидактические материалы и пособия, которые связаны с развитием лексической стороны речи и с формированием словаря.
Для этого могут быть использованы комплекты:
1. Дидактических и образных игрушек;
2. Предметные картинки по всем лексическим темам, например, «Грибы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние питомцы», «Птицы».
3. Лото «Животные», «Птицы», «Растения», «Игрушки», «Зоологическое лото», «Морские обитатели», «Овощи, фрукты», «Времена года».
В дополнение к этому необходимо предусмотреть дидактические игры и пособия, которые будут направлены на формирование умений составлять рассказ. Это может быть рассказ с опорой на серию картин или пересказ с опорой на иллюстрации. Для этого нужно организовать книжный уголок, где будут храниться не только детские книги и другие произведения детской литературы, но и серии картин для составления различных рассказов.
Для развития диалогической и монологической речи необходимо оформить зону для сюжетно-ролевых игр, где будут расположены все необходимые атрибуты для игр «Больница», «Аптека», «Семья», «Мы – пожарные», «Полицейский». В этих играх дети учатся вести диалог, правильно формулировать свои вопросы и ответы, поэтому эта зона тоже очень важна при создании предметно-игровой среды.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание следует уделить на наличие пособий, дидактических игр и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте.
Это могут быть такие игры как: «Варежки с буквами», «Тучкины слова», «Волшебная акварель, «Цветочные слова».
Всё это, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, дидактические игры, наглядный материал, демонстрационный материал, книги должны храниться в доступных для ребенка местах и находиться в свободном доступе.
Заключение.
Современный детский сад-место, где ребенок накапливает опыт широко эмоционального практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Каждый компонент развивающей среды образовательного учреждения способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов, новых видов деятельности. Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности, в игре. Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, то есть среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития. В процессе развития ребенка окружающая среда не только определит условия его существования, но и составит основу формирования потребностей.
Важно понять, что деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет ему проявить пытливость, любознательность в познании окружающего мира, без принуждения стремиться к творческому отражению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора вида деятельности. Он действует исходя из своих собственных интересов и возможностей, стремления к самоутверждению. Он занимается не по воле взрослого, а по своему усмотрению и желанию.
Предметно-пространственная развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых особенностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное занятие.
Доказана взаимосвязь речевого развития ребенка и влиянием на развитие окружающей среды дошкольного учреждения. Более высокий уровень статистической связи интегральных показателей развития речевых процессов у детей экспериментальной группы доказывает, что направленность процесса обучения по специально организованной программе обучения, применения речевых технологий и создания педагогических условий в дошкольном учреждении способствует интеграции механизмов регуляции мотивационной, умственной, эмоциональной и двигательной активности, стимулирует общее речевое развитие ребенка.
Выявлены психолого-педагогические условия, стимулирующие речевое
развитие детей дошкольного возраста. Ими являются: осознание интегрального речевого образа изучаемого учебного материала, активное общение с ребенком на занятиях в детском саду, ориентация педагогического процесса на складывающиеся речевые процессы.
Непременными условиями построения развивающей предметно-пространственной среды являются реализующие идеи развивающего обучения и опора на личностно - ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе лично-ориентированной модели. Взрослый в общении с детьми придерживается правила «Не рядом, не над!», а ВМЕСТЕ.
Важным аспектом развития детей считается, взаимодействие с окружающей средой, ребенок не только познает свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание предметно - развивающей речевой среды.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила в своё время
Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Таким образом, одним из эффективных путей решения проблемы оптимизации процесса речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях признана организация, предметно-развивающей речевой в каждой возрастной группе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т. М Педагогика, 2012–610 с.
2. Ахметова П.О. Развитие речи и творчества дошкольников. М.: Академия, 2005.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность и культура образовательной среды
5. Бондырева С, Бондаревская Е, Селиванова Н. Предметно-развивающая среда как компонент единого образовательного пространства
6. Вестник практической психологии образования, 2010 – № 3(4). –С.17-21.
7. Бестужев Н.Н. Развитие речи детей от трех до пяти лет. М.: Проспект, 2000.
8. Выготский Л. С. Психология –М.: Педагогика, 2010–368 с.
9. Гогоберидзе А.Г. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Москва 2003.
10. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. Под ред. Дороновой Т.Н., Москва, ЗАО, «Элти-Кудиц»,2003.
11. Короткова Н.А. Материалы и оборудования для построения предметно-развивающей среды. Москва 2006.
12. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольная педагогика. 2005. № 1.
13. Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4.
14. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 76.
15. Нищева Н.В. Предметно-развивающая среда в детском саду/ Принципы построения, советы, рекомендации. СПБ, Детство- пресс,2006.
16. Седова Л.Н. Теория обучения. уч. пособие Казань 2018. 165с
17. Соловейчик М.С. Современные подходы к обучению орфографии. Газета «Начальная школа», 2006, №№ 17–24
18. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. – 210-211 с.
19. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении СПБ, Детство - пресс, 2006.
20. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь // Дошкольное воспитание. 2005. № 1.
21. Тихомирова П.Р. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1987.
22. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. –М.: Знание,
2013.–178с.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.,2012. –238с.
24. «Предметно-развивающая среда как компонент единого образовательного пространства» http://www.proeducator.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Рецензия на выпускную работу
Тема выпускной работы «Создание развивающей предметно-пространственной среды как условие обеспечения познавательно-речевой активности»
Бурдаковская Анжела Викторовна
воспитатель МДОУ «ясли – сад комбинированного типа № 302 г. Донецка»
Павлюкова Ирина Геннадьевна
воспитатель МДОУ «ясли – сад комбинированного типа № 395 г. Донецка»
Шифр курсов 3.2.7.
Название ДПП: Целевые ориентиры формирования познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста
Степень актуальности
Характеристика структуры работы
Постановка цели и задач работы
Оформление и грамотность изложения
Достоинства работы
Недостатки работы
Общий вывод о работе с рекомендованной оценкой
Рецензент ________________
(ученая степень, звание, должность) (ФИО)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.