Сплочение коллектива
Оценка 4.6

Сплочение коллектива

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
психологическая работа +1
5 кл—6 кл
31.01.2018
Сплочение коллектива
Цель: создание условий для сплочения группы и построения эффективного командного взаимодействия. Задачи: 1. Содействовать оптимизации межличностных отношений и формированию благоприятного психологического климата в группе. 2. Оказать помощь участникам в познании друг друга. 3.Организовать деятельность, направленную на формирование эффективного взаимодействия в команде. Целевая аудитория: подростки 11-12 лет.Цель: создание условий для сплочения группы и построения эффективного командного взаимодействия. Задачи: 1. Содействовать оптимизации межличностных отношений и формированию благоприятного психологического климата в группе. 2. Оказать помощь участникам в познании друг друга. 3.Организовать деятельность, направленную на формирование эффективного взаимодействия в команде. Целевая аудитория: подростки 11-12 лет.
Сплочение.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кейзесская средняя   школа Седельниковского  муниципального района Омской области «Сплочение» социально­психологический  тренинг для подростков                                                                                                                      Автор­составитель:                                                                                                                                                           МБОУ «Кейзесская СШ»                                                                                  Лесина В.Н.                                                                              педагог­психолог Цель: создание условий для сплочения группы и построения эффективного командного взаимодействия. Кейзес, 2015 Задачи: 1. Содействовать оптимизации межличностных отношений и  формированию благоприятного психологического климата в группе.  2. Оказать помощь участникам в познании друг друга. 3.Организовать деятельность, направленную на формирование эффективного взаимодействия в команде. Целевая аудитория: подростки 11­12 лет. Кадровое обеспечение: педагог­психолог. Количество участников: 15­30 человек. Методы работы: коммуникативные игры и упражнения.  Продолжительность: 1 час 45мин. Материально­техническое оснащение:  просторное помещение, стулья (по количеству участников),  мяч.                                     Структура тренинга Содержание Цель Материалы Представление  тренера Знакомство с  правилами  работы в группе Упражнение «Рукопожатие» Представление тренера, целей работы в группе Определение   правил ­ ­  работы в группе Снятие   внутреннего напряжения,   создание доброжелательной атмосферы Обучение   координации ­ ­ 15 Упражнение «Веселы й счет» совместных действий 10 Упражнение Осознание   сходства Мяч «Поиск сходства » 10 Упражнение «Поворо т в прыжках   2 друг с другом Сплочение   участников, обучение эффективному взаимодействию   в ­ Этап Вступление Работа по  теме Время (мин) 5 10  Приветствие 10 Работа по  теме Работа по  теме Работа по  теме » Упражнение «Голос   нашего «Мы»»   Упражнение «Коллективное приседание» Упражнение «Подарок»   сплочения команде Создание   условий   для согласованных действий, участников Создание   условий   для атмосферы   доверия, сотрудничества, познания   и   принятия участниками друг друга Закрепление результатов   тренинга, рефлексия ­ ­ ­ Работа по  теме Работа по  теме Завершаю щий Итого 15 15 15 1 час 45мин. Ход тренинга Принятие правил работы в группе   по   которым   будет ведущим   оговариваются   правила,                                                           Цель: определение правил работы в группе. Материалы: не требуются. Содержание:  функционировать вся группа. Среди правил группы:  Правило   безопасности.  Атмосфера   раскованности   и   свободы   общения между участниками.  Правило активности.  Активно принимать участие во всех упражнениях и высказывать свое мнение при обсуждении.  Правило   поднятой   руки.  Участники   не   должны   перебивать     говорящего. Если   появилось   желание   высказаться,   участник   поднимает   руку   и,   когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.  Правило персонификации высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. В связи с этим мы заменяем высказывания типа: «Большинство людей считает, что …» на такое: «Я считаю, что …»; «Некоторые из нас думают …» на «Я думаю …» и т. п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа «Многие меня не поняли» на конкретную реплику: «Оля и Саша  не поняли меня».    Правило «здесь и теперь».  Многие люди стремятся не говорить о том, что они   чувствуют,   что   думают,   так   как   боятся   показаться   смешными.   Для   них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся   с   другими   людьми.   Это   работает   механизм   «психологической 3 защиты». Но основная задача нашей работы – превратить группу в «объемное зеркало», в котором каждый из вас смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя, свои личностные особенности. Во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого. То, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь, то есть на момент участия в занятии.  Правило   безоценочности   суждений.    При   обсуждении   происходящего   в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем «Ты плохой человек», а просто   подчеркнем:   «Ты   плохо   поступил».   Здесь   мы   не   оцениваем   других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.   Правило «Стоп!». Действует в случае, когда участник не готов ответить на вопрос, ему дается возможность подумать  Правило «правильного» ответа.  На   занятии не существует «правильных» или «неправильных» ответов. Любое мнение будет принято.  Правило конфиденциальности.   Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу или поселку.   Право говорящего.    Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. На нашем тренинге   любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. Только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссию.  Комментарии   для   ведущего:  каждое   правило   принимается   всеми   членами группы.   Участники   принимают   решение   по   поводу   необходимости   введения наказаний за нарушения правил. Если наказания принимаются, то группа решает, каким образом они будут исполняться. Упражнение «Рукопожатие» Цель: снятие внутреннего напряжения, создание доброжелательной атмосферы. Продолжительность: 10 минут. Материалы: не требуются. Содержание:  группа  делится на две равные команды, которые становятся в затылок друг за другом в 2 колонны и выполняют команды ведущего. Ведущий дает инструкцию.  Затем он встает во главе одной из колонн и начинает привет­ ствие­рукопожатие.  Две  цепочки (команды­«соперницы»)  движутся  навстречу друг   другу.   Эта   процедура   напоминает   приветствие   двух   футбольных   или хоккейных   команд.   когда   каждый «поприветствовал»   всех   соперников   и   команды   вновь   оказались   на   своих исходных позициях. Инструкция:    Упражнение   заканчивается, 4 Вариант 1. «Сейчас   каждый   участник   первой   команды   поочередно   поздоровается рукопожатием с каждым участником второй команды».   Вариант 2. ­ необходимо поздороваться левой рукой;  ­ необходимо, кроме рукопожатия, похлопать партнера по плечу;  ­   одновременно   с   рукопожатием   и   похлопыванием   нужно   сказать   сопернику несколько   соответствующих   ситуации   слов.   Например,   «Рад   тебя   видеть сегодня».  Упражнение «Веселый счет» Цель: обучение координации совместных действий. Продолжительность: 15 минут. Материалы: не требуются. Содержание:  участники   сидят   на   стульях   в   кругу,   внимательно   слушают команды ведущего и выполняют их.  Инструкция: «Сейчас я буду называть  число. После того как оно прозвучало, соответствующее   количество   человек   должно   встать.   Совещаться   нельзя». Комментарии для ведущего: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания. Названное   число   не   должно   превышать   количество   человек   в   группе.   В выполнении   упражнения   необходимо   добиться   синхронности,   участники   не должны совещаться. Вопросы к обсуждению:   Почему сначала не получалось выполнить задание?   Что помогло в выполнении задания? Упражнение «Поиск сходства» Цель: осознание сходства друг с другом. Продолжительность: 10 минут. Материалы: мяч. Содержание: участники и ведущий становятся в круг, лицом в центр. Ведущий берет в руки мяч,  дает инструкцию. Участники выполняют команды ведущего. Инструкция: «Тот, у кого в руках находится мяч, должен, как можно быстрее, перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства   с ним».  Вопросы к обсуждению:   Каким образом ты определил(а) сходство  с N?  На какие признаки ты ориентировался(лась), определяя сходство  с N?   Почему вы выбрали именно эти признаки?  5 Комментарии для ведущего: на первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешними, потом ­ общность интересов и деятельности. Важно в процессе обсуждения   подвести   участников   к   мысли,   что,   хотя   они   все   такие   разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Упражнение   эффективно   работает   на   сплочение   группы,   так   как   участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Упражнение «Поворот в прыжках» Цель:  сплочение   участников,   обучение   эффективному   взаимодействию   в команде. Продолжительность: 10 минут. Материалы: не требуются. Содержание:  участники   рассредоточиваются   в   пространстве   таким   образом, чтобы расстояние между соседями составляло  не менее  полуметра и встают лицом в одном направлении. Ведущий дает инструкцию. Участники выполняют команды ведущего. Инструкция:  «Сейчас   по   условному   сигналу   (хлопку   в   ладоши   1   раз)   все одновременно   выполняют   прыжок   на   месте.  В   прыжке   можно   повернуться   в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится   по   очередному   сигналу   (хлопку   в   ладоши   1   раз)   из   того положения, в которое вы приземлились ранее».  Комментарий   для   ведущего:  задача   ведущего   состоит   в   том,   чтобы   после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого. Вопросы к обсуждению:   Можно   ли   успешно   выполнить   это   задание,   действуя   по   принципу «каждый за себя»?  Комментарий ведущего: «Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится».   А как сделать так, чтобы успешно выполнить задание?  Комментарий ведущего: «Действительно, для этого важно попытаться понять замыслы соседей и передать им свой замысел, т.е. «договориться»».   Каким образом Вы «договаривались» со своими соседями? Упражнение «Голос нашего «Мы»»   Цель: создание доброжелательной атмосферы, сплочение участников. Продолжительность: 15 минут. 6 Материалы: не требуются. Содержание:  участники   выполняют   инструкцию   ведущего,   ориентируясь   на содержание этапов. Инструкция:  «Попробуем   сейчас   за   несколько   минут   создать   сплоченную общность нашей группы. Будем делать это постепенно, в несколько этапов. 1­й этап.  Все встаем и располагаемся в один большой круг (если большое количество участников, то можно – круг в круге). Расположение кругом уже само по себе оказывает сплачивающее  действие на нашу группу  – все стоят плечом к плечу (располагает к объединению).    2­й этап.     Теперь поменяйтесь местами в кругу так, чтобы все стояли «через» одного – мальчик­девочка.  3­й   этап.    Следующий   шаг   сокращает   дистанцию   между   нами   до минимума. Встаньте как можно ближе друг к другу и попробуйте организовать взаимную дружескую поддержку – возьмитесь за руки, за плечи, за талию – кому как   удобно.   Идем   дальше   –   попробуем   ощутить   нашу   общность.   Давайте покачаемся немного, совместно подвигаемся...    4­й   этап.    Что   еще   можно   сделать   нашим   кругом?   (выполнение предложений участников).   5­й этап.  Я предлагаю попеть немного. Одно условие – чтобы слова знали все. Какие мы знаем песни? (Группа выбирает песню.)  Споем хором. По первому хлопку начинаем петь, по второму – замолкаем, по следующему   –   снова   поем.   Постарайтесь   не   сбиться   и,   после   молчания, продолжить пение одновременно. Итак, начали!» Комментарии для ведущего: необходимо обращать внимание на  способность держать общий ритм своим внутренним слухом. Вопросы к обсуждению:  Как сейчас себя чувствуете?  Почувствовали ли вы хоть немного вашу общность?  Что изменилось после вашего участия в этом упражнении?  Упражнение «Коллективное приседание» Цель:  создание условий для атмосферы доверия, сотрудничества, познания и принятия участниками друг друга.  Продолжительность: 15 минут. Материалы: не требуются. Содержание:  каждый из участников находит  себе пару примерно одинаковой комплекции. Ведущий просит выйти одного добровольца и помочь ему показать группе, что сейчас нужно будет сделать. Ведущий и доброволец встают спинами друг   к   другу,   зацепляются   руками   на   уровне   локтей,   после   чего,   опираясь спинами   друг   на   друга,   садятся,   вытягивая   ноги.   Садятся,   отдыхают, 7 спрашивают друг друга, готовы ли встать, подтягивают ноги к себе и так же, как садились, опираясь на спину партнера, встают. Получается, что они встают за счет   опоры   спинами,   делая   все   одновременно.   После   демонстрации   задания участники выполняют его в парах, четверках и.т.д. Упражнение заканчивается, когда все участники объединятся и выполнят упражнение вместе. Инструкция:   1­й   этап.  «По   моей   команде   «Начали»   Вы   в   парах   повторяете упражнение».   2­й этап.  «Те пары, у которых получилось сесть и встать, объединяются в четверки и пробуют выполнить то же самое, затем в восьмерки и т.д.» Комментарии для ведущего:   задача ведущего работать с парами, у которых возникли трудности. Можно попросить участников, у которых все получилось, быть консультантами для тех, кто испытывает трудности. Упражнение «Подарок» Цель: закрепление результатов тренинга, рефлексия. Продолжительность: 15 минут. Материалы: не требуются.        1­й этап.   Содержание: ведущий   вместе с участниками стоит в тесном кругу, медленно раскачивая его вправо­влево, сопровождает это рассказом, в ходе которого они поочередно «дарят» друг другу и группе «подарки». Инструкция:  «Представим себе, что наш тренинг проходил на корабле. Мы стоим на нем, нас обдувает легкий морской бриз, под ногами мягко покачивается палуба. Корабль приближается к порту. Скоро мы сойдем с палубы на берег, и каждый пойдет своим путем. Но сейчас, пока мы еще все вместе на корабле, давайте подумаем, что мы могли бы друг другу подарить, чтобы ваша  дальнейшая жизнь стала более интересной и успешной. Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам жизнелюбие и уверенность в себе…»        2­й этап.   Содержание:  ведущий   обращается   к   каждому   участнику   поочередно   с вопросами.  Инструкция:  «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у вас, что нового   вы   сегодня   узнали?   Что   полезного   вынесли   для   себя,   для   группы?» (ответы участников)        3­й этап.   Содержание:    ведущий   благодарит   участников   за   активную   работу,   делает акцент на важности целостности группы. 8 Инструкция:  «Ну   вот,   наш   корабль   успешно   прибыл   в   порт.   Все   подарки подарены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила!  Сейчас мы сойдем на берег из тренинга в реальную жизнь. Но прежде чем сделать   этот   шаг,   давайте   поблагодарим,   друг   друга   и   наградим   себя   за успешное плавание аплодисментами!»      Список литературы: 1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – СПб., 1996. 2. Вачков   И.В.   Основы   технологии   группового   тренинга.   Психотехники: Учебное пособие. – М., 2000. 3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005. 4. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М., 2004. 5. Зинкевич­Евстигнеева   Т.,   Фролов   Д.,   Грабенко   Т.   Технология   создания команды. – СПб., 2002. 9

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива

Сплочение коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018