Из опыта работы
Мискевич Юлия Алексеевна
ЛГ МАОУ «СОШ №1»
Г. Лангепас
ХМАО-ЮГРа
Способы реализации деятельностного подхода
на уроках биологии, экологии,
а так же в рамках внеурочной деятельности
«Нам нужны школы, которые не просто учат,
что чрезвычайно важно, это самое главное,
но и школы, которые воспитывают личность.»
Из Послания президента РФ
Владимира Путина Федеральному Собранию
Современное общество динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня человека и школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает…
Сегодня важно нестолько механическое усвоение суммы знаний, а воспитание личности и приобретение каждым учеником социального опыта.
Эту особенность отражает Федеральный государственный образовательный стандарт, теоретической основой которого являетсясистемно-деятельностный подход.
И основным условием достижения планируемых результатов:предметных, метапредметных и личностных, выступает вовлеченность ученика в деятельность.
Однако,
во-первыхновые образовательные результаты не конкретизированы;
во-вторых - способы практической реализацииидей заложенных в стандарте методически не проработаны и ещё не нашли отражение в учебных пособиях.
И сегодня, в преддверии введения стандартов в основной школе, каждому педагогу приходится переоценивать свои педагогические позиции.
«Зачем учить? Чему учить? и Как учить?» эти вечные вопросы снова встают перед нами…
Таким образом, сегодня актуальной являетсяпроблема..поиска оптимальных средств формирования новых образовательных результатов.
Это и определяет цель моей педагогической деятельности:
Выявить средства реализации деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности.
(Хочу уточнить, что под средствами в данном случае подразумеваются способы, с помощью которых осуществляется деятельность).
Задачи:
1. Изучить опыт реализации деятельностного подхода в педагогической теории и практике.
2. Отобрать средства реализации деятельностного подхода на уроках биологии, экологии, а так же во внеурочной деятельности.
3. Организовать соответствующий образовательный процесс.
(Организовать образовательный процесс на основе отобранных средств.)
4. Осуществить рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся
Системно-деятельностный подход базируется на теоретических положениях Льва СеменовичаВыгодского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Петра ЯковлевичаГальперина, Василия Васильевича Давыдова, Александра Григорьевича Асмолова, В.В.Рубцова и наиболее полно описывает структуру учебной деятельности, а так же основные психологические условия и механизмы процесса усвоения.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
Среди результатов образовательной деятельности, определяемых в стандартах, особое место на наш взгляд занимают метапредметные.
Термины «метапредмет» и «метапредметность» имеют глубокие исторические корни.
В отечественной педагогике метапредметность получила развитие в конце XX века в работах Юрия Васильевича Громыко, Андрея Викторовича Хуторского;
метапредметностьстала одним из ориентиров новых образовательных стандартов,
в которых она
определяется следующим образом: «умения, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
То есть по сути метапредметные результаты – это и есть способы деятельности, которым необходимо научить наших обучающихся.
Метапредметные образовательные результаты по биологии и экологии представлены на следующем:
Среди них
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках),
- умениеанализировать и оценивать информацию, преобразовывать.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
- аргументировать свою позицию, сравнивать разные точки зренияи другие.
Анализируя данные образовательные результаты, изучая опыт педагогов-практиков, я пришла к выводу, что оптимальными в данных условиях для меня являются технологии развития критического мышления,проектной и исследовательской деятельности.
Технология развития критического мышления была апробирована во многих пилотных школах России в целях формирования планируемых результатов ФГОС.
И показала свою эффективность:
Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.
Хочется отметить, что ТРКМ является открытой технологией и в рамках базовой модели «вызов» - «осмысление содержания» - «рефлексия» могут быть использованы разнообразные стратегии и приемы обучения.Приведу примеры из своей практики.
При изучении темы: Строение и работа сердца, на этапе вызова предлагаю учащимся посмотреть на экран и ответить на вопрос – о чем мы будем говорить сегодня на уроке (прием ассоциации).
Далее организую диалог о том, почему именно сердце является символом любви.
Обратите внимание на экран.
Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней!
Странно, о любви мы говорим на уроке биологии.
Может биология каким то образом с этим связана?
Что изображают, когда кого-то любят?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему именно сердце
является символом любви?
Тема сегодняшнего урока называется «Строение и работа сердца»
Затем предлагаю обучающимся составить словосочетания со словом «сердце».
- Какое оно?
В ходе диалога переходим к этапу «осмысления»:
- А действительно ли наше сердце выглядит так же как символ любви?
И организуется работа в группах по ключевым вопросам темы:
1. Строение сердца.
2. Работа сердца.
3. Кровеносные сосуды и круги кровообращения.
4. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
Учащимся предлагается изучить тексты, используя прием «инсерт».
Используя краски и цветную бумагу проиллюстрировать результаты работы («прием визуализация») и презентовать их классу.
На этапе «рефлексии»
предлагается закончить предложения:
На уроке мне больше всего понравилось…
Меня удивило то, что…
Знания, использованные на уроке я могу использовать в…
И составить синквейн.
Вариант работы учащихся вы видите на слайде:
Сердце
Горячее, сильное, молодое.
Бьется, тикает, живет.
Сердце, один из важнейших органов в человеческом организме.
Радость.
Данную технологию я использую на уроках биологии и экологии с 2009 года. Опыт своей работы я представляла в рамках практического семинара «Приемы технологии развития критического мышления» на заседании ГМО в 2010г., а так же в рамках открытых уроков, семинаров в нашей школе. В результате мне удалось заинтересовать своих коллег и технология стала неотъемлемым элементом практикиряда педагогов.
Проблема формирования экологической грамотности, навыков ЗОЖ имеет универсальный, междисциплинарный характер.
В рамках предметов экология и биология существует огромный потенциал для ее решения.
И наиболее оптимальными технологиями их формирования, как уже было сказано ранее, считаю проектную и исследовательскую деятельность.
В нашей школе в данном направлении в течение многих лет ведется огромная работа. И в это важное дело я также внесла свою лепту.
На уроках практикую мини-проекты и краткосрочные проекты для решения небольшой проблемы или части более крупных проблем.
Примеры тем проектов вы видите на слайде
Мои этнические корни. Этнография моей семьи
Народная мудрость гласит. (Приметы, пословицы, поговорки о климате, погоде и здоровье)
Климатические курорты нашей страны.
Прогноз погоды устами медика.
Этнические группы, проживающие в нашем населенном пункте, их общность и особенности.
Польза движений в судьбах великих людей всех эпох.
Роль прививок в поддержании здоровья населения
Диета и здоровье
Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей).
Например, при работе над проектом
Эволюция растений (сравнение высших споровых и семенных растений на примере папоротников и голосеменных).
который реализуется на протяжении 4 уроков,
обучающиеся изучают
строение,
способы размножения,
распространения,
расселения папоротников и голосеменных.
На последнем уроке обучающиеся обмениваются информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы, возникшие у одноклассников, а затем, в ходе дискуссии, приходят к общему выводу.
Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, различных памяток, выполняемыхсамими школьниками по какой-то определенной теме. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен, возможности применения продукта этой деятельности так же несомненны – для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам.
Социальная значимость добросовестно выполненного проекта тоже очевидна.
Значительная роль в формировании метапредметных образовательных результатов отводится и внеурочной деятельности
В качестве примера, приведу проект «Экологический календарь»который реализуется на основной ступени школытворческой группой под моим руководством.
Данный проект включает в себя три блока
1блок(5 классы)
Цель которого создать условия для осознания необходимости бережного отношения к окружающему миру
Формы и виды деятельности вы видите на слайде
-экскурсии в природу, виртуальные экскурсии,
-демонстрации
- знакомство с красной книгой (мини проекты)
- викторины
Результат:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
Далее представлены иллюстрации к одному из мероприятий.
Это – акция «Накормите птиц зимой»
2 блок (6-7 классы)
Цель: формировать готовность к улучшению экологического состояния окружающей среды
И соответствующие
Формы и виды деятельности:
- экологические акции (информационные, практические)
- конкурсы,
- фестивали и т.д.
-представление собственного, семейного опыта – выращивание сельхоз культур, комнатных растений содержание домашних животных (презентации, проекты)
Результат:
осознание ценности экологически целесообразного поведения, начальный опыт участия в его пропаганде.
Иллюстрации к мероприятиям вы видите на слайдах
3 блок (8-9 классы)
Цель: формирование опыта социальной экологической деятельности
На этом этапе осуществляется реализация проектов
-проект Гармония, Рябиновая аллея
-акция Чистый школьный двор
И другие
Результат:
· формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы;
· формирование навыков сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем;
· опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения.
В соответствии с рекомендациями, которые приведены в Примерной основной образовательной программе основного общего образования при определении уровенясформированностиметапредметных образовательных результатов использую критерии оценивания проектов.
Обратите внимание на слайды, здесь представлено
Содержательное описание критериев оценивания проектов
Критерий |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
|
Базовый |
Повышенный |
|
Самосто-ятельноеприобре-тение знаний и решение проблем |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Регуля-тивные действия |
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося |
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Комму-никация |
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы |
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Кроме того, хочется отметить, что мои обучающиеся показывают высокие результаты внеурочной деятельности в том числе на окружном, всероссийском и международном уровнях.
Мы считаем, что данные результаты подтверждают эффективность отобранных средства реализации деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.