Способы реализации деятельностного подхода на уроках биологии, экологии, а так же в рамках внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Способы реализации деятельностного подхода на уроках биологии, экологии, а так же в рамках внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Семинары
docx
биология +1
Взрослым
31.03.2017
Способы реализации деятельностного подхода  на уроках биологии, экологии,  а так же в рамках внеурочной деятельности
Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых. Хочется отметить, что ТРКМ является открытой технологией и в рамках базовой модели «вызов» - «осмысление содержания» - «рефлексия» могут быть использованы разнообразные стратегии и приемы обучения.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.docx

Из опыта работы

Мискевич Юлия Алексеевна

ЛГ МАОУ «СОШ №1»

Г. Лангепас

 ХМАО-ЮГРа

Способы реализации деятельностного подхода
на уроках биологии, экологии,
а так же в рамках внеурочной деятельности

 

 «Нам нужны школы, которые не просто учат,

что чрезвычайно важно, это самое главное,

но и школы, которые воспитывают личность.»

Из Послания президента РФ

Владимира Путина Федеральному Собранию

Современное общество динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня человека и школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает…

Сегодня важно нестолько механическое усвоение суммы знаний,   а   воспитание личности и   приобретение   каждым   учеником социального опыта.

Эту особенность отражает Федеральный государственный образовательный стандарт, теоретической основой которого являетсясистемно-деятельностный подход.

И основным условием достижения планируемых результатов:предметных, метапредметных и личностных, выступает вовлеченность ученика в деятельность.

Однако,

во-первыхновые образовательные результаты не конкретизированы;

во-вторых -  способы практической реализацииидей заложенных в стандарте методически не проработаны и ещё не нашли отражение в учебных  пособиях.

И сегодня, в преддверии введения стандартов в основной школе, каждому педагогу приходится переоценивать свои педагогические позиции.

«Зачем учить? Чему учить?  и Как учить?» эти вечные вопросы снова встают перед нами…

Таким образом, сегодня актуальной являетсяпроблема..поиска оптимальных средств формирования новых образовательных результатов.

Это и определяет цель моей педагогической деятельности:

Выявить средства реализации деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности.

(Хочу уточнить, что  под средствами в данном случае подразумеваются способы, с помощью которых осуществляется деятельность).

 

Задачи:              

 

1.    Изучить опыт реализации деятельностного подхода в педагогической теории и практике.

2.    Отобрать средства реализации деятельностного подхода на уроках биологии, экологии, а так же во внеурочной деятельности.

3.  Организовать соответствующий образовательный процесс.

(Организовать образовательный процесс на основе отобранных средств.)

4.    Осуществить рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся

Системно-деятельностный подход базируется на теоретических положениях Льва СеменовичаВыгодского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Петра ЯковлевичаГальперина, Василия Васильевича Давыдова, Александра Григорьевича Асмолова, В.В.Рубцова и наиболее полно описывает структуру учебной деятельности, а так же основные психологические условия и механизмы процесса усвоения.

 

Целью деятельностного подхода является воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

         Среди результатов образовательной деятельности, определяемых в стандартах, особое место на наш взгляд занимают метапредметные.

         Термины «метапредмет» и «метапредметность» имеют глубокие исторические корни.

В отечественной педагогике метапредметность получила развитие в конце XX века в работах Юрия Васильевича Громыко, Андрея Викторовича Хуторского;

 

метапредметностьстала одним из ориентиров новых образовательных стандартов,

в которых она

         определяется следующим образом: «умения, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

         То есть по сути метапредметные результаты – это и есть способы деятельности, которым необходимо   научить наших обучающихся.

          

Метапредметные образовательные результаты по биологии и экологии   представлены на следующем:

Среди них

-                  Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

-                  Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках),

-      умениеанализировать и оценивать информацию, преобразовывать.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и

-      аргументировать свою позицию, сравнивать разные точки зренияи другие.

         Анализируя данные образовательные результаты, изучая опыт педагогов-практиков, я пришла к выводу, что оптимальными в данных условиях для меня являются технологии развития критического мышления,проектной и исследовательской деятельности.

Технология развития критического мышления  была апробирована во многих пилотных школах России в целях формирования планируемых результатов ФГОС.

И показала свою эффективность:

         Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.

         Хочется отметить, что ТРКМ является открытой технологией и в рамках базовой модели «вызов» - «осмысление содержания» - «рефлексия» могут быть использованы разнообразные стратегии и приемы обучения.Приведу примеры из своей практики.

При изучении темы: Строение и работа сердца, на этапе вызова предлагаю учащимся посмотреть на экран и ответить на вопрос – о чем мы будем говорить сегодня на уроке (прием ассоциации).

Далее организую диалог о том, почему именно сердце является символом любви.

Обратите внимание на экран.

Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней!

Странно, о любви мы говорим на уроке биологии.

Может биология каким то образом с этим связана?

Что изображают, когда кого-то любят?

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему именно сердце

 является символом любви?

Тема сегодняшнего урока называется «Строение и работа сердца»

 

Затем предлагаю обучающимся составить словосочетания со словом «сердце».

-      Какое оно?

В ходе диалога переходим к  этапу «осмысления»:

-      А действительно ли наше сердце выглядит так же как символ любви?

И организуется работа в группах по ключевым вопросам темы:

1.     Строение сердца.

2.     Работа сердца.

3.     Кровеносные сосуды и круги кровообращения.

4.     Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Учащимся предлагается изучить тексты, используя прием «инсерт».

Используя краски и цветную бумагу проиллюстрировать результаты работы («прием визуализация») и презентовать их классу.

На этапе «рефлексии»

предлагается закончить предложения:

На уроке мне больше всего понравилось…

Меня удивило то, что…

Знания, использованные на уроке я могу использовать в…

 

И составить синквейн.

Вариант работы учащихся вы видите на слайде:

Сердце

Горячее, сильное, молодое.

Бьется, тикает, живет.

Сердце, один из важнейших органов в человеческом организме.

Радость.

Данную технологию я использую на уроках биологии и экологии с 2009 года. Опыт своей работы я представляла в рамках практического семинара «Приемы технологии развития критического мышления» на заседании ГМО в 2010г., а так же в рамках открытых уроков, семинаров в нашей школе. В результате мне удалось заинтересовать своих коллег и технология стала неотъемлемым элементом практикиряда педагогов.

Проблема формирования экологической грамотности, навыков ЗОЖ имеет универсальный, междисциплинарный характер.

В рамках предметов экология и биология существует огромный потенциал для ее решения.

И наиболее оптимальными технологиями их формирования, как уже было сказано ранее, считаю проектную и исследовательскую деятельность.

В нашей школе в данном направлении в течение многих лет ведется огромная работа. И в это важное дело я также внесла свою лепту.

На уроках практикую мини-проекты и краткосрочные проекты для решения небольшой проблемы или части более крупных проблем.

Примеры тем проектов вы видите на слайде

Мои этнические корни. Этнография моей семьи

Народная мудрость гласит. (Приметы, пословицы, поговорки  о климате, погоде и здоровье)

Климатические курорты нашей страны.

Прогноз погоды устами медика.

Этнические группы, проживающие в нашем населенном пункте, их общность и особенности.

Польза движений в судьбах великих людей всех эпох.

Роль прививок в поддержании здоровья населения

Диета и здоровье

Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей).

Например, при работе над проектом

Эволюция растений (сравнение высших споровых и семенных растений на примере папоротников и голосеменных).

который реализуется на протяжении 4 уроков,

обучающиеся изучают

строение,

способы размножения,

распространения,

расселения папоротников и голосеменных.

На последнем уроке обучающиеся обмениваются информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы, возникшие у одноклассников, а затем, в ходе дискуссии, приходят к общему выводу. 

Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, различных памяток, выполняемыхсамими школьниками по какой-то определенной теме. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен, возможности применения продукта этой деятельности так же несомненны – для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам.

Социальная значимость добросовестно выполненного проекта тоже очевидна.

Значительная роль в формировании метапредметных образовательных результатов отводится и внеурочной деятельности

 

В качестве примера, приведу проект «Экологический календарь»который реализуется  на основной ступени школытворческой группой под моим руководством.

Данный проект включает в себя три блока

1блок(5 классы)

Цель которого создать условия для осознания необходимости  бережного отношения к  окружающему миру

Формы и виды деятельности вы видите на слайде

-экскурсии в природу, виртуальные экскурсии,

-демонстрации

- знакомство с красной книгой (мини проекты)

- викторины

Результат:

Знание  основных принципов и правил отношения к живой природе.

Далее представлены иллюстрации к одному из мероприятий.

Это – акция «Накормите птиц зимой»

2 блок (6-7 классы)

Цель: формировать готовность  к улучшению экологического состояния окружающей среды

И соответствующие

Формы и виды деятельности:

- экологические акции (информационные, практические)

- конкурсы,

- фестивали и т.д.

-представление собственного, семейного опыта – выращивание сельхоз культур, комнатных растений содержание домашних животных (презентации, проекты)

Результат:

осознание ценности экологически целесообразного поведения,  начальный опыт участия в его пропаганде.

Иллюстрации к мероприятиям вы видите на слайдах

3 блок  (8-9 классы)

Цель: формирование опыта социальной экологической  деятельности

На этом этапе осуществляется реализация проектов

-проект Гармония, Рябиновая аллея

-акция Чистый школьный двор

И другие

Результат:

·       формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы;

·       формирование навыков сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем;

·       опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения.

В соответствии с рекомендациями, которые приведены в Примерной основной образовательной программе основного общего образования при определении уровенясформированностиметапредметных образовательных результатов использую критерии оценивания проектов.

Обратите внимание на слайды, здесь представлено

Содержательное описание критериев оценивания  проектов

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельноеприобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

 

 

Кроме того, хочется отметить, что мои обучающиеся показывают высокие результаты внеурочной деятельности в том числе  на окружном, всероссийском и международном уровнях.

Мы считаем, что данные результаты подтверждают эффективность отобранных средства реализации деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Из опыта работы Мискевич Юлия

Из опыта работы Мискевич Юлия

Зачем учить? Чему учить? и

Зачем учить? Чему учить? и

Среди результатов образовательной деятельности, определяемых в стандартах, особое место на наш взгляд занимают метапредметные

Среди результатов образовательной деятельности, определяемых в стандартах, особое место на наш взгляд занимают метапредметные

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и - аргументировать свою позицию, сравнивать разные точки зренияи другие

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и - аргументировать свою позицию, сравнивать разные точки зренияи другие

Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней!

Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней!

Приемы технологии развития критического мышления» на заседании

Приемы технологии развития критического мышления» на заседании

На последнем уроке обучающиеся обмениваются информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы, возникшие у одноклассников, а затем, в ходе дискуссии, приходят к общему выводу

На последнем уроке обучающиеся обмениваются информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы, возникшие у одноклассников, а затем, в ходе дискуссии, приходят к общему выводу

Это – акция «Накормите птиц зимой» 2 блок (6-7 классы)

Это – акция «Накормите птиц зимой» 2 блок (6-7 классы)

В соответствии с рекомендациями, которые приведены в

В соответствии с рекомендациями, которые приведены в

Комму-никация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации

Комму-никация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017