Былины – это рассказы о том, как Русь сражалась с врагами, и о том, что были на нашей земле люди – богатыри, защищавшие свою Родину.
Например, родной дядя великого князя Владимира – Добрыня Никитич; Микула Селянинович, богатырь-пахарь, в трудные для Родины дни стал её защитником. Но Илье Муромцу равного нет, хотя не это главное. Главное, что люди, подобные былинному герою, были выходцами из простых крестьян, именно они оставили глубокий след в русской истории.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Мальчики рисуют оружие богатырей.
Девочки рисуют образцы одежды того времени.
Можно предложить выучить отрывок из былины наизусть.
Литературное чтение
Урок 56.
Тема раздела: «Сказочные богатыри».
Тема: Сравнение богатырской сказки и былины.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения;
– формируем умение производить сравнительный анализ произведений различных жанров.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
Чтение былины.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 4 1 1 2 3
Сравнение богатырской сказки и былины.
Чтение задания 5 на с. 27 в тетради. Каждую позицию ребята
обсуждают, вывод подтверждают примерами, которые зачитывают
или пересказывают.
После выполнения задания таблица выглядит так:
Признаки
Былина
Богатырская сказка
1. Что лежит в основе?
2. Герои.
3. Построение.
Историческое событие
Богатыри
Есть зачин, концовка
развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
© ООО «Баласс», 2012
24. Волшебные силы и
персонажи.
5. Есть ли гипербола
(сильное преувели
чение с целью
усиления впечатления)?
6. Песенный характер.
7. Язык.
8. Троекратный повтор.
9. Автор.
ΙΙΙ
. Итог.
+
+
+
+
+
–
Повторы, архаизмы
(устаревшие слова),
постоянные эпитеты,
параллельные
конструкции
–
Устное народное
творчество
Устойчивые обороты,
постоянные эпитеты
–
Устное народное
творчество
Вывод о том, что объединяет былину и богатырскую сказку, в чём их
отличие.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Былины – это рассказы о том, как Русь сражалась с врагами, и о том, что
были на нашей земле люди – богатыри, защищавшие свою Родину.
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
© ООО «Баласс», 2012
3Ι
V. Домашнее
задание.
Например, родной дядя великого князя Владимира – Добрыня Никитич;
Микула Селянинович, богатырьпахарь, в трудные для Родины дни стал её
защитником. Но Илье Муромцу равного нет, хотя не это главное. Главное,
что люди, подобные былинному герою, были выходцами из простых
крестьян, именно они оставили глубокий след в русской истории.
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Мальчики рисуют оружие богатырей.
Девочки рисуют образцы одежды того времени.
Можно предложить выучить отрывок из былины наизусть.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.
– Иллюстрировать художественное произведение.
© ООО «Баласс», 2012
4