Сравнительный анализ базовых понятий цифровизации образования.
Цифровая трансформация образовательного процесса потребует внесения изменений, начиная с этапа проектирования образовательных и рабочих программы, и заканчивая итоговой аттестацией и оцениванием образовательных результатов. Предлагаем сравнительную характеристику понятий и изменений в деятельности педагога (Таблица 1). В ее основу нами были положены рекомендации Юнеско к структуре ИКТ–компетентности учителей и базовая модель компетенций цифровой экономики.
Сравнительный анализ базовых понятий цифровизации образования показывает роль и место цифровой грамотности в системе подготовки обучающихся и педагогов. Если ИКТ- компетентность является первоосновой для формирования цифровой компетентности, то достижение цифровой грамотности является промежуточным этапом, создающим условия для формирования цифровой компетентности.
Сферы применения цифровой грамотности и цифровой компетентности современного человека и педагога чрезвычайно разнообразны. Цифровые платформы и различные формы цифровых коммуникаций распространены в области госуслуг, образовательных услуг, банковской сфере, онлайн-торговле, пассажирских перевозках и др. В то же время социальные сети общения («ВКонтакте», Instagram, Facebook, «Одноклассники»). Различные мессенджеры образуют для сегодняшних школьников, современного поколения Z, особенный мир, в котором происходит в отличие от предыдущих десятилетий не третичная социализация, где на первом месте семья и близкое окружение, а первичная социализация, где впервые устанавливаются и реализуются межличностные и деловые контакты.
Характеристики сравнения |
ИКТ-компетентность |
Цифровая Грамотность |
Цифровая Компетентность |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ; овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office; использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов |
набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Включает в себя:
Цифровое потребление |
знания, умения, мотивация и ответственность по четырем направлениям (информационная и медиакомпетентность, коммуникация, техносфера и потребление)
|
|
в педагогической деятельности; формирование положительной мотивации к использованию ИКТ |
Цифровые компетенции Цифровую безопасность |
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ/ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
компьютеры со стандартным программным обеспечением, тренажеры для отработки навыков, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы (в том числе, размещенные на веб-страницах), локальная сеть для решения задач управления учебным процессом |
гаджеты, мобильные устройства, планшеты, очки виртуальной реальности, системы 3Dвизуализации, технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей, технологии и устройства создания материальных объектов на основе цифровой копии (прототипа), технологии распределенного реестра (блокчейн), технологии искусственного интеллекта, робототехника и сенсорика, виртуальные персональные сети |
гаджеты, мобильные устройства, планшеты, очки виртуальной реальности, стереоскопическое 3D- оборудование, устройства для создания объемных объектов материального мира на основе цифровой копии(прототипа), технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей, технологии распределенного реестра (блокчейн), нейротехнологии, технологии искусственного интеллекта, квантовые технологии, робототехника и сенсорика |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ОЦЕНИВАНИЕ |
Использование коллекций электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и компьютерных тестов для оценивания и диагностики |
Демонстрация цифровых объемных копий объектов культурного наследия и научного мира с использованием систем 3D-визуализации, интернет-тренажеры платформы электронного обучения |
Применение интерактивных цифровых систем для изучения реальных (биологических, химических, физических и технических) систем и процессов окружающего мира |
ПЕДАГОГИЧЕ- СКИЕ ПРАКТИКИ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
Индивидуализация процесса обучения на основе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, ЭОР |
Вариативность в выборе траектории обучения и расширение доступности образования на основе отрытого образовательного пространства (массовые открытые онлайн курсы, дистанционные курсы вузов) |
Персонализация процесса обучения на основе ИИ, автоматическое создание портфолио на основе технологии распределенного реестра (блокчейн) |
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬ- НЫМ ПРОЦЕССОМ |
Автоматизация учета на основе баз данных, автоматизированные рабочие места (например, АРМ Директор и др.) |
Анализ больших данных (результатов обучения) при применении платформ электронного обучения |
Создание экосистем, реализующих принципы защиты данных и безопасного доступа к образовательным программам и Интернетресурсам применение систем ИИ для анализа больших данных |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.